урок по теме "Экологические проблемы реки Волга"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

урок по теме "Экологические проблемы реки Волга" с презентацией и технологической картой для учахся 3 класса

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологические проблемы реки Волга

Слайд 2

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Слайд 3

Есть ли у вас вопросы по прошлой теме ?

Слайд 4

Что вы видите на этих картинках ?

Слайд 5

Восстановите последовательность 1 . Найти возможные пути решения экологических проблем рек. 2. Оценить свою работу на уроке. 3. Узнать подробно какие бывают экологические проблемы рек.

Слайд 6

1. Узнать подробно какие бывают экологические проблемы рек. 2. Найти возможные пути решения экологических проблем рек. 3. Оценить свою работу на уроке.

Слайд 12

Для чего нам нужна вода ?

Слайд 13

Что случится с обитателями рек, если туда попадет мусор ?

Слайд 14

Физминутка

Слайд 15

Изменение климатических условий: За последние десятилетия климат в регионе бассейна Волги значительно изменился, что приводит к более суровым зимам, сильным весенним паводкам и более жарким летом. Эти изменения могут серьезно повлиять на экосистему реки и окружающие территории.

Слайд 16

Деградация береговых участков: Несоблюдение природоохранной законодательства приводит к вырубке лесов, нарушению природного баланса на берегах, что в свою очередь ухудшает условия обитания для растений и животных.

Слайд 17

Регулирование водных ресурсов: Строительство плотин и гидроэлектростанций на Волге привело к изменению режима её протока, что повлияло на природные процессы, наводнения, снижение уровня грунтовых вод и др.

Слайд 18

1.Незаконная рыбалка: Незаконная рыбалка является серьезной угрозой водным ресурсам реки Волги. Это может привести к уменьшению организмов популяции рыбы и других водных. А) повышение контроля над выбросами и загрязнением Б) совершенствование экологического законодательства. В) внедрение технологий очистки сточных вод

Слайд 19

2. Утрата природных мест обитания: Вырубка лесов и застройка прибрежных территорий реки Волги приводит к потере естественных мест обитания для многих видов рыб. А) внедрение технологий очистки сточных вод Б) регулирование деятельности промышленных объектов В) принятие мер для восстановления береговых участков.

Слайд 20

3. Опасность для биоразнообразия: Загрязнение воды, промышленная деятельность, пересыхание русел и другие факторы негативно влияют на местные виды рыб, птиц, животных и растений, угрожая биоразнообразию в бассейне Волги. А) регулирование деятельности промышленных объектов Б) повышение контроля над выбросами и загрязнением. В) принятие мер для восстановления береговых участков

Слайд 21

1.Загрязнение воды: Промышленные предприятия, сельское хозяйство, бытовые стоки и другие источники выбросов постоянно загрязняют воду реки. Это приводит к ухудшению качества воды, влияет на экосистему и здоровье людей. А) совершенствование экологического законодательства Б) охрана водоемов В) повышение контроля над выбросами и загрязнением.

Слайд 22

2. Недостаточное водообеспечение : Вследствие изменений климата, планового использования водных ресурсов, а также устаревшей инфраструктуры, в ряде районов бассейна Волги наблюдается дефицит воды, что отрицательно сказывается на экологии и жизнедеятельности местных сообществ. А) повышение контроля над выбросами и загрязнением Б) принятие мер для восстановления береговых участков В) регулирование деятельности промышленных объектов.

Слайд 23

3. Дамбы и плотины: Строительство дамб и плотин на Волге приводит к изменению естественного потока реки, что в свою очередь может оказать вредное воздействие на окружающую экосистему и водный биоразнообразие. А) регулирование деятельности промышленных объектов. Б) совершенствование экологического законодательства В) повышение контроля над выбросами и загрязнением

Слайд 24

Ответы 1 -В 2 -В 3 -А



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему:

«Экологические проблемы реки Волга»

Выполнила ученица 10А класса

Якубовская Оксана

Саратов, 2024

Тема: «Экологические проблемы реки Волга»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: создать условия для формирования и представления об экологических проблемах реки Волга.

Задачи:

  • Образовательные: обобщить знания учащихся о свойствах воды, значении воды в жизни человека; рассмотреть причины загрязнения водоёмов
  • Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, восприятие; познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения; привить интерес к окружающему миру
  • Воспитательные: воспитать бережное отношение к воде

Планируемый результат:

Мета предметные:

  • Регулятивные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
  • Познавательные: осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.
  • Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Предметные: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде

Личностные: положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

способность к самооценке; знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная (Ф), индивидуальная (И), парная (П)

Методы обучения, используемые на уроке: словесные (С), наглядные (Н), практические (П)

Формы контроля, используемые на уроке: самоконтроль (СК), учительский контроль (УК), взаимоконтроль (ВК)

Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, раздаточный материал

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Методы обучения

Дидактические средства

Формы контроля

1. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Оксана Викторовна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Прочтите эту пословицу («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).

- Как вы её понимаете?

- Отлично. Именно она и станет девизом на наш сегодняшний урок.

Приветствуют учителя.

Читают пословицу.

Высказывают мнение.

Слушают учителя.

Ф

С, Н

мультимедийный слайд

СК, УК

2. Актуализация знаний

Небольшое повторение прошлой темы

Ф, И

С, Н, П

мультимедийный слайд

СК, УК

3. Выявление места и причины затруднения

- Где возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?

Ф, И

С

мультимедийный слайд

СК, УК

4. Построение проекта выхода из затруднения

-Какие экологические проблемы рек вы знаете?

-Посмотрите на слайд и скажите, что вы видите на этих картинках?

- Хорошо, а теперь опираясь на эти вопросы скажите, как вы думаете, какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

- Верно. А тема нашего сегодняшнего урока: «Экологические проблемы реки Волга». Давайте посмотрим на план нашего урока. Ой! Кажется, пункты перепутались! Давайте восстановим последовательность.

1. Найти возможные пути решения экологических проблем рек

2. Оценить свою работу на уроке.

3. Узнать подробно какие бывают экологические проблемы рек.

-Загрязнение.

-Реку Волгу.

-Найти возможные пути решения проблем реки Волга.

Восстанавливают последовательность.

1. Узнать подробно какие бывают экологические проблемы рек.

#1053;айти возможные пути решения экологических проблем рек.

3. Оценить свою работу на уроке.

Ф

С, Н, П

мультимедийный слайд

СК, УК, ВК

5. Реализация построенного проекта

-Река Волга, величественно протекающая по территории России, является самой длинной рекой в Европе. Волга берёт своё начало в Валдайской возвышенности, проходя через множество регионов России, и впадает в Каспийское море.

Вдоль реки раскинулись многочисленные города и населённые пункты, включая такие крупные центры, как Волгоград, Саратов, Самара, Казань и Нижний Новгород. Волга играет важную роль в экономике страны: она служит транспортным путём, обеспечивает население питьевой и технической водой, используется для рыболовства, а также привлекает туристов. Волга обладает уникальной экосистемой, где встречаются редкие виды растений и животных. Однако, несмотря на своё огромное значение и красоту, Волга сталкивается с серьёзными экологическими проблемами. Загрязнение реки промышленными и бытовыми отходами, строительство плотин, которые влияют на естественный водный баланс.

- Экологические проблемы включают в себя изменение климата, загрязнение воздуха, воды и почвы, вымирание видов, уничтожение лесов, недостаток чистой воды. Эти проблемы представляют серьезную угрозу для нашей планеты и требуют срочного вмешательства и принятия мер для их решения.

- Для чего нам нужна вода?

- Вода необходима человеку для поддержания жизнедеятельности организма. Она играет ключевую роль во многих процессах, таких пищеварение, транспортировка питательных веществ и кислорода по организму, поддержание температуры тела, участие в обмене веществ, очищение организма от токсинов, увлажнение кожи и слизистой оболочки и многое другое. Без достаточного потребления воды человек может столкнуться с проблемами со здоровьем, такими как обезвоживание, проблемы с почками, ухудшение работы органов и систем организма.

- Как вы считаете, что случится с обитателями рек, если туда попадет мусор?

- Если пластиковая бутылка попадет в Волгу, это может привести к серьезным последствиям для рыб и всей экосистемы:

1. Застревание: Рыбы могут застрять в пластиковой бутылке или ее крышке, что может привести к травмам, удушью или даже гибели.

2. Загрязнение воды: Пластик распадается на мелкие частицы под воздействием солнечного света и воды. Эти микрочастицы могут попасть в организмы рыб через жабры, пищеварительную систему или кожу, что может вызвать отравление и другие проблемы.

3. Изменение экосистемы: Пластик может изменить химический состав воды, создавая токсичные условия для рыб и других живых организмов. Это может разрушить биоразнообразие и всецело повлиять на пищевую цепь.

4. Блокирование доступа к пище и местам гнездовья: Большие куски пластика могут блокировать доступ рыб к пище или затруднять им доступ к местам для откладывания икры.

-В целом, помещение пластика в реку наносит серьезный вред водной экосистеме и может привести к долгосрочным и необратимым последствиям. Поэтому важно избегать выбрасывания мусора, в том числе пластиковых бутылок, в водные источники и беречь окружающую среду.

- Какой мы можем сделать вывод?

- Почему?

Слушают учителя.

- Чтобы пить, купаться, поливать цветы.

-Они начнут погибать.

Слушают учителя.

Высказывают мнение.

Ф

С, Н, П

мультимедийный слайд

СК, УК

Физ.минутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Повторяют за учителем.

Ф

С, Н, П

мультимедийный слайд

СК, УК

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-И так ребята сейчас мы с вами вместе попробуем найти решения нескольких проблем.

-1. Изменение климатических условий: За последние десятилетия климат в регионе бассейна Волги значительно изменился, что приводит к более суровым зимам, сильным весенним паводкам и более жарким летом. Эти изменения могут серьезно повлиять на экосистему реки и окружающие территории.

-2. Деградация береговых участков: Несоблюдение природоохранной законодательства приводит к вырубке лесов, нарушению природного баланса на берегах, что в свою очередь ухудшает условия обитания для растений и животных.

-3. Регулирование водных ресурсов: Строительство плотин и гидроэлектростанций на Волге привело к изменению режима её протока, что повлияло на природные процессы, наводнения, снижение уровня грунтовых вод и др.

- Для решения этих проблем необходимы комплексные меры, включая совершенствование экологического законодательства, повышение контроля над выбросами и загрязнением, принятие мер для восстановления береговых участков, озеленение бассейна, поощрение экологически чистых технологий производства и образа жизни, а также образовательные программы по рациональному использованию водных ресурсов и сохранению природы, внедрение технологий очистки сточных вод, улучшение использования водных ресурсов, охрану водоемов и регулирование деятельности промышленных объектов в бассейне Волги. Только совместными усилиями мы сможем сделать реку Волгу чистой и здоровой для будущих поколений.

Высказывают свое мнение.

Ф, И

С, Н, П

мультимедийный слайд

СК, УК, ВК

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Сейчас вы попробуйте сами найти решения этих проблем.

-1. Незаконная рыбалка: Незаконная рыбалка является серьезной угрозой водным ресурсам реки Волги. Это может привести к уменьшению организмов популяции рыбы.

-2. Утрата природных мест обитания: Вырубка лесов и застройка прибрежных территорий реки Волги приводит к потере естественных мест обитания для многих видов рыб.

-3. Опасность для биоразнообразия: Загрязнение воды, промышленная деятельность, пересыхание русел и другие факторы негативно влияют на местные виды рыб, птиц, животных и растений, угрожая биоразнообразию в бассейне Волги.

Высказывают свое мнение.

Ф, И

С, Н, П

мультимедийный слайд, раздаточный материал

СК, УК

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Сечас мы с вами попробуем найти еще несколько решений проблем.

- На слайде вы видите проблему и ее решения, запашите себе в тетрадь правильный вариант ответа.

- 1. Загрязнение воды: Промышленные предприятия, сельское хозяйство, бытовые стоки и другие источники выбросов постоянно загрязняют воду реки. Это приводит к ухудшению качества воды, влияет на экосистему и здоровье людей.

-2. Недостаточное водообеспечение: Вследствие изменений климата, планового использования водных ресурсов, а также устаревшей инфраструктуры, в ряде районов бассейна Волги наблюдается дефицит воды, что отрицательно сказывается на экологии и жизнедеятельности местных сообществ.

-3. Дамбы и плотины: Строительство дамб и плотин на Волге приводит к изменению естественного потока реки, что в свою очередь может оказать вредное воздействие на окружающую экосистему и водный биоразнообразие.

- А сейчас поменяйтесь тетрадками со своими соседями по парте, я покажу на слайде ответы, а вы поставьте плюсы напротив правильного варианта ответа.

Решают задачи.

Проверяют работы друг друга.

Ф, И, П

С, Н, П

мультимедийный слайд

СК, УК, ВК

9. Рефлексия учебной деятельности

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая была тема урока?

- Какую цель мы поставили?

- Мы достигли её?

- Как вы думаете такие проблемы могут быть только у реки Волга?

- А теперь оцените, пожалуйста, ваше работу на уроке. У каждого из вас на столах лежат капельки, если у вас возникли трудности, то раскрасьте их красным карандашом, если трудностей нет зеленым. Я даю вам 2 минуты чтобы их раскрасить.

- В чём были трудности?

- Какие вы испытали трудности?

- Ребята, вы хорошо сегодня поработали.

Оценка обучающихся

- Урок окончен. До свидания!

- Экологические проблемы реки Волга.

- Найти возможные пути решения проблем реки Волга.

- Да.

-Нет.

Оценивают свою работу на уроке.

Ответы обучающихся.

Ответы обучающихся.

Слушают учителя.

Слушают учителя.

Ф, И

С, П

мультимедийный слайд

СК, УК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Течёт река Волга.

Тема:         «Течёт река Волга». Урок краеведения в рамках изучения предмета окружающий мир....

Презентация для начальных классов "Река Волга"

Рассказ о великой русской реке Волге, истоках, историии городах. Для уроков окружающего мира в начальных классах...

Учебный проект "Река Волга"

Предлагаемый межпредметный проект проводится в рамках предметных областей «окружающий мир», «технология», ИКТ. Может быть реализован с учениками в форме группо...

Исследовательска работа: "Матушка река - Волга"

Учащиеся узнают: происхождение и название реки Волга, исток Волги, природный мир Волги, влияние Волги в искусстве....

Видеоролик на тему: "Река Волга".

"Волга - матушка, Волга - кормилица", -  так называют в народе великую реку.Видеролик может быть использован на уроках в начальных классах.Для просмотра пройти по ссылке: http://www.youtube.com/w...

"Водоёмы России: река Волга", окружающий мир, 4 класс (УМК "Гармония")

Презентация содержит дополнительный материал о реке Волга....

Течёт река Волга

Формирование экологического мировозрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения....