Течёт река Волга.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Шпыркова Татьяна Борисовна

 

Тема:         «Течёт река Волга». Урок краеведения в рамках изучения предмета окружающий мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_ekologii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧ. КЛАССОВ

Шпыркова Т. Б.

Тема:         «Течёт река Волга».

Цели:

Образовательные: углубить экологические знания учащихся; расширить знания учащихся о родном городе, о реке на которой расположен город, об обитателях Волги.

Воспитательные: воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле; воспитывать ответственность при выполнении задания; прививать навык работы в коллективе.

Развивающие: развивать внимание и речь детей; развивать нравственные качества личности.

Оборудование:

        

        Проектор, аудио-магнитофон, компьютер для показа слайдов, учебная доска, цветные карандаши, заготовки рыбок, шариковые ручки.

Подготовительная работа:

Выставка детских поделок из природного материала.

Проекты на тему: «Мы за чистую воду».

Разучивание стихотворений по теме урока.

Презентация по теме урока.

Девиз урока: «Быть Волге – Матушке чистой рекой!»

Ход урока.

I. Орг. момент. Сегодня тёплый осенний день, нас согревает солнышко своим теплом. Давайте и мы посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, мысленно пожелаем присутствующим всего хорошего. На такой радостной ноте начнём свой урок. Садитесь, пожалуйста. (1 мин)

II. Вступительная беседа. (6 мин)

 -Ребята, как называется город, в котором  мы живём?

-На какой великой русской реке стоит наш город?

(1 слайд – вид города с Волги)

Учитель:

 Мой город, просыпаясь спозаранку,

В прибрежной отражается волне.

Здесь Волга – коренная астраханка,

До капельки своя - тебе и мне.

-Как вы думаете, почему сегодня на уроке я затрагиваю тему города?

Дети:

1. Столица Нижнего Поволжья,

Родная Астрахань моя,

Мне с каждым годом все дороже,

Всех городов, что знаю я.

2. Живет, в себе соединяя

Народы, страны и века.

И, многое о прошлом зная,

Стремится к Каспию река.

Рассказ учителя: (2 слайд – полноводная Волга). Волга не всегда была такой, какой мы знаем ее теперь. Более того, было время, когда Волги вообще не существовало. Десятки миллионов лет назад на месте нынешнего Поволжья плескались воды моря, берега которого доходили до нынешних верховий Волги. На протяжении миллионов лет оно то соединялось с холодными водами северного океана, то частично высыхало, и тогда обнажались участки дна, превращаясь в сушу. Облик реки складывался долго: формировались возвышенности и низменности, прокладывали свои русла реки. Местами Волга выбирала для русла более легкие пути – древние впадины, местами размывала почвы, чтобы проложить себе дорогу.

Как Волга получила своё имя, нам расскажет ученик нашего класса. (3-5 слайды – старая Астрахань).  У античных авторов первых веков н. э. Волга называлась Ра. В средние века известна под названием Итиль. По одной из версий современное название Волга приобрела по древнему марийскому названию реки Волгыдо («светлая»), по другой — произошла от названия Булга, наиболее вероятно происхождение волога — влага, «большая вода», благодаря размерам реки.

-Волга пересекает всю Астраханскую область. (8-й слайд).

-Тема сегодняшнего урока: «Течёт река Волга», девиз урока: «Быть Волге – Матушке чистой рекой!».

III. Работа по теме урока.

А) Введение в тему. (8 мин)

-Что же с рекой происходит сейчас? (7-8 слайды – загрязнение воды)

Дети читают стихи:

Городская теплотрасса

В речку грязный сток даёт.

Каждый день и каждый час

Гибнет реченька у нас.

Наш огромный речной порт

От других не отстаёт.

А как выпустит мазут

Местной рыбе всей капут.

Была речка чистая,

Чистая, лучистая.

Но построили завод,

И не стало чистых вод.

4.   Набросали банки, склянки,

      Даже бросили бревно.

      И от этого в водице

      Стало всем грязным – грязно.

-Наша цель урока: очистить воды  Волги и наполнить здоровыми рыбами.

Б) Погружение в тему. (14 мин)

Игровой этап.

(На доске плакат. На котором изображён берег и край  реки, везде есть мусор. Выполняя каждое задание, убирается предмет мусора ).

-Для этого нам нужно выполнить задания. Вы готовы? Работать надо дружно, не ссорясь. Это тоже главное условие.

(Каждая рыба – это слайды 9-14)

1-е задание. Отгадайте загадки:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Не летают, не поют,

А клюют.  (Рыбы)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом.)

Хвостом виляет.

Зубаста, а не лает. (Щука.)

В речке плавает чудак

По прозванию… (Судак)

Физ. мин. (2 мин)

Под музыку

-Встаньте. Расслабьтесь. Представьте, что вы рыбки. Вытянув губы, вы вдыхаете и выдыхаете. А теперь вы плывёте, как рыбки, вращаете головой, глазами. Ваши плавнички колышет вода. Вы доплыли до норки и сели на места.

2-е задание. Разгадать ребусы. (приложение I)

3-е  задание. Вспомнить названия и авторов сказок с участием рыб.

 (Вывести на сказку «О рыбаке и рыбке»).

4-е  задание. У вас на столах есть заготовки золотых рыбок. (приложение II) Необходимо аккуратно выполнить задание указанное на них. Покажите – как должен лист лежать на столе при выполнении задания, как нужно держать ручку при письме. Вспомнить правила посадки приступайте к работе.

-А теперь запустите своих рыб в отчищенные воды Волги.

(Дети прикрепляют рыб на плакат).

Защита проектов. (5 мин)

-Ученики нашего класса создали проекты по защите воды.

(Выступление ребят).

 В) Обобщение темы. (2 мин)

 -Друзья мои, мы должны очень бережно относиться к богатствам природы. В водоемах лишь тогда будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка сможет оставить потомство.

-Ребята, вы жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту окружающей нас природы, из вас вырастут люди, способные возродить Землю, понять ее, украсить и подарить своим детям и внукам.

        Берегите эти земли, эти воды,

        Даже малую былиночку, любя,

        Берегите всех зверей внутри природы,

        Убивайте лишь зверей внутри себя.

 

IV. Итог урока. (2 мин)

-Над какой темой урока мы работали?

-Что нужно делать для того, чтобы Волга и другие реки были чистыми?

-Если вам на уроке было интересно, поднимите «солнышко», если скучно – «тучку». (приложение III)

-Спасибо всем за участие, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ООМ. Пресноводные водоёмы. Река. Части реки.

В основе разработки урока лежит учебник «Окружающий мир», автор О.Т. Поглазова. Урок направлен на формирование у учащихся представления о различных водоёмах, умения квалифицировать водоёмы по происхож...

Презентация для начальных классов "Река Волга"

Рассказ о великой русской реке Волге, истоках, историии городах. Для уроков окружающего мира в начальных классах...

Учебный проект "Река Волга"

Предлагаемый межпредметный проект проводится в рамках предметных областей «окружающий мир», «технология», ИКТ. Может быть реализован с учениками в форме группо...

Исследовательска работа: "Матушка река - Волга"

Учащиеся узнают: происхождение и название реки Волга, исток Волги, природный мир Волги, влияние Волги в искусстве....

Видеоролик на тему: "Река Волга".

"Волга - матушка, Волга - кормилица", -  так называют в народе великую реку.Видеролик может быть использован на уроках в начальных классах.Для просмотра пройти по ссылке: http://www.youtube.com/w...

"Водоёмы России: река Волга", окружающий мир, 4 класс (УМК "Гармония")

Презентация содержит дополнительный материал о реке Волга....

Течёт река Волга

Формирование экологического мировозрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения....