Учебный проект "Река Волга"
материал по окружающему миру по теме
Предлагаемый межпредметный проект проводится в рамках предметных областей «окружающий мир», «технология», ИКТ. Может быть реализован с учениками в форме групповой работы. В результате наблюдений и исследований учащиеся получат представление о реке Волга, встав на позицию «биолога», «историка», «архитектора», «географа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_reka_volga.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация:
Предлагаемый межпредметный проект проводится в рамках предметных областей «окружающий мир», «технология», ИКТ. Может быть реализован с учениками в форме групповой работы. В результате наблюдений и исследований учащиеся получат представление о реке Волга, встав на позицию «биолога», «историка», «архитектора», «географа».
В ходе проектной деятельности учащиеся создадут буклеты, стенгазеты, макеты.
Продолжительность проекта
3 недели, 2 часа аудиторных занятий, 2 часа экскурсия и 3 часа групповой работы
Содержание, соответствующее образовательным стандартам
Вода; легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха; занимает форму любого сосуда); ее распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды. Водоемы, их разнообразие (океан, река, пруд, болото); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика). Природное сообщество «Водоем», влияние человека на природные сообщества. Условия жизни растений и животных.
Необходимые начальные знания, умения, навыки
- Знания по теме проекта из школьного курса окружающего мира по темам «Водоем», «Взаимосвязи в природе», «Лента времени»
- Пользовательские навыки работы на ПК (создание презентации)
- Умения работы с различными источниками информации, поиска информации в Интернет
Итоги обучения:
В результате выполнения в соответствии с государственным образовательным стандартом учащиеся должны:
Знать:
- взаимосвязи между живой и неживой природой внутри природного сообщества,
- легко определяемые свойства воды;
- значение для живых организмов;
- водоемы, их разнообразие (море, река, пруд, болото);
- о месте и роли человека в природе;
- представителей природного сообщества «водоем»
Уметь:
- выполнять простейшие исследования на основе наблюдения, элементарных экспериментов;
- определять направление течения реки по компасу, различать правый и левый берег;
- определять на местности скорость течения реки;
- оформлять гербарий, определять родовую принадлежность птиц, насекомых, моллюсков с помощью карты-определителя;
- пользоваться «лентой времени»;
- выполнять объемный макет из бумаги, из природных материалов;
- пользоваться справочной литературой и Интернет – источниками;
- наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- представлять результаты проектно-исследовательской деятельности в виде буклета, стенгазеты, макета.
- участвовать в творческой деятельности в природе и обществе.
Вопросы, направляющие проект
Отчего река бежит?
Учебные вопросы
- Какие исторические события связаны с нашей рекой?
- Какие архитектурные сооружения есть на ее берегах?
- Достаточно ли благоустроены берега нашей реки в черте города?
- Судоходна ли Волга?
- Где находится исток Волги? Куда впадает Волга?
- Как измерить глубину реки?
- Как измерить скорость течения реки?
- Какие животные обитают в реки и на берегах?
- Какие растения растут у реки?
- Каковы источники загрязнения воды в реке? Как можно с этим бороться?
План проведения проекта
- Введение в проект, распределение по группам.
- Распределение ролей, постановка проблемных вопросов.
- Составление списка источников, изучение литературы.
- Исследовательская работа (экспедиция).
- Обобщение результатов, создание коллективных продуктов.
- Защита проектов.
Вводное занятие (1 неделя)
Проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта. В ходе этой работы производится оценивание представлений учащихся по теме проекта, выявляются их интересы и предпочтения. Учащиеся распределяются на 4 группы в зависимости от собственных интересов (историки, географы, архитекторы, биологи). В группах идет обсуждение, уточнение поставленных вопросов, в соответствии с планом работы над проектом ставятся цели экскурсии для каждой группы, планируют исследования. Преподаватель предлагает буклет с основными вопросами по теме. Обсуждаются критерии оценивания работы групп, план работы по проекту. Преподаватель рекомендует глоссарий и список ресурсов по теме проекта. Обсуждаются вопросы необходимости соблюдения авторских прав.
1 неделя (2 часа экскурсия и 1 час самостоятельной работы)
Перед началом экскурсии (с учетом возраста учащихся) проходит обсуждение с каждой группой планов проведения исследований, проговариваются правила техники безопасности. Дети самостоятельно находят необходимую информацию на Интернет – ресурсах, предложенных учителем.
Вводная презентация перед экскурсией для группы "Географы"
В ходе экскурсии
- «географы» определяют скорость течения реки, источники воды, степень загрязнения, проводят опыты, делают фото и записи;
- «биологи» знакомятся с флорой и фауной Волги, делают фото и зарисовки;
- «историки» совершают экскурсию на берег реки,
- «архитекторы» изучают характер берегов, степень их благоустройства, делают фото.
После экскурсии учащиеся обобщают результаты, полученные в ходе наблюдений и исследований, уточняют критерии оценивания работ групп. Руководители консультируют группы.
2 неделя (2 часа работы в группах)
Группы оформляют результаты своих наблюдений и исследований, готовятся к защите проекта:
«Географы», «историки» готовят презентации, «архитекторы» и «биологи» - макеты. Руководители групп оказывают техническую помощь.
Результаты исследования группы учащихся по проекту Река Волга.
К защите учащиеся всех групп готовят вопросы для викторины по содержанию своего выступления.
Для развития самостоятельности и взаимодействия в ходе проектной деятельности используются листы планирования работы в группе, самооценивание продвижения групп по проекту, самооценивание продуктов проекта.
3 неделя (1 час – защита проекта)
Учащиеся защищают свои работы, пытаются ответить на основополагающий вопрос. Учащиеся проводят викторину, используя подготовленные заранее кроссворды, ребусы, загадки по теме своего исследования.
2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великий подвиг на Волге.
Этот праздник о Сталинградской битве. В нём используются репродукции картин о войне, детские рисунки, записи песен о войне, фрагменты патриотических мест...
Волга(поэзия)
Подборка стихотворений поэтов 19 века о великой матушке-реке Волге...
Стихотворения о Волге.
Детские стихи, которые написаны для участия в Тверском областном конкурсе в рамках Тверской областной программы " Поможем Волге."...
Течёт река Волга.
Тема: «Течёт река Волга». Урок краеведения в рамках изучения предмета окружающий мир....
Сценарий экологического мероприятия "Секреты Волги - матушки"
Данный материал направлен на экологическое воспитание младших школьников. Оно знакомит учащихся с природой Астраханского края, с разнообразием растительного и животного мира, с интересными фактами из ...
Презентация для начальных классов "Река Волга"
Рассказ о великой русской реке Волге, истоках, историии городах. Для уроков окружающего мира в начальных классах...
Волга. Изучение типичных ландшафтов.
Волга - русская река....