урок Шарля Перро "Спящая красавица"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Верхоланцева Елена Леонидовна

Открытый урок "Спящая красавица". На уроке подобраны активные методы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_v_4_klasse.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 4 классе.

Тема: Шарль Перро. «Спящая красавица». Особенности волшебной сказки.

Цели: 1) Найти  особенности  литературной сказки «Спящая красавица».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире.

Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.

Чтобы вы хотели пожелать своим одноклассникам перед уроком?

-Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

- Что бы у нас всё получилось, что нам для этого необходимо…….. ?

-Вы молодцы всё правильно говорите,  а ещё нам поможет правильная, грамотная, красивая речь. И что бы её развить сделаем несколько упражнений.

 « Лото скороговорок»

 У каждого ряда своя скороговорка. Вы работаете в паре. Составьте её. Читаем 3 раза.

Первый раз – медленно и чётко.

Второй раз – в среднем темпе.

Третий раз - в ускоренном темпе.  

(Каждый ряд по очереди)

1 ряд.

Расскажите про покупки.
Про какие, про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

2 ряд.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

3 ряд.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

- Молодцы

2. Введение в тему

-Похлопайте  

-Кто любит читать стихи. Похлопайте

-Кто любит читать рассказы о животных. Потопайте

-Кто любит читать сказки. Поднимите обе руки.

            А)   Звучит сказочная музыка

-  Послушайте мелодию, какой жанр  литературного творчества напомнила вам эта музыка?

-Что такое сказка? (один из жанров  устного народного творчества, вымышленный рассказ, передаваемый из поколения в поколение, присутствие волшебства, …)

- Какие виды сказок вы  знаете? (народные о животных, волшебные, бытовые, литературные)

Чем отличается  народная сказка от литературной? (автор)

Сегодня я вас приглашаю  в волшебный мир сказок, на встречу с замечательным сказочником.

Как бы мне хотелось
Жить в волшебном доме,
Где хранятся сказки,
Как стихи в альбоме.
Где старушки-стены
Сплетничают ночью
Обо всем, что в сказках
Видели воочию.
Где огонь свечи
Создает уют
И на книжной полке
Чудеса живут.
Где в старинном кресле,
Чуть скрипя пером
Сочиняет сказки
Друг мой – Шарль Перро. (Все вместе)

Ребята,  представляете в этом бы году,  Шарлю Перро исполнилось бы 389 лет.

 В) Постановка цели урока

Дома вы,  познакомились с какой сказкой?

У. Спящая красавица

Давайте постараемся найти сегодня, то особенное, что характеризует сказку и какую цель мы поставим на нашем уроке (вывешиваю на доску)

Цель : найти особенности сказки «Спящая красавица»

3.Работа по содержанию.

Ребята первая особенность литературной сказки уже прозвучала (автор)

Работа над особенностями сказки

А)  Зачин сказки

 - Какими словами начинаются сказки?

(Жили- били, в некотором царстве,

в некотором государстве …»

 В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…

- Как называются такие слова в сказке?) (зачин)

И это ещё одна из особенностей литературной сказки(вывешиваю на доску)

А есть ли зачин в сказке «спящая красавица»?

Прочитайте начало сказки , можем ли мы эти слова назвать зачином ?

Б) Герои сказки

   - А сейчас, я вам предлагаю поработать с карточками которые лежат у вас на столе, прочитайте свою карточку и узнайте по ситуации героя сказки.

  1. Не плачьте, король и королева! Ваша дочь останется жива. Правда, я не так сильна, чтобы сказанное слово сделать несказанным. Принцесса должна будет, как это ни грустно, уколоть себе руку веретеном, но от этого она не умрёт, а только заснёт глубоким сном и будет спать целых сто лет, до тех пор, пока её не разбудит прекрасный принц.
  1. И всё же он решил попытаться уберечь принцессу от несчастья, которое предсказала ей старая злая фея. Для этого он под страхом смертной казни запретил всем своим подданным прясть пряжу и хранить у себя в доме веретёна и прялки.
  1. Добрый принц, полвека тому назад, когда я был так же молод, как вы сейчас, я слыхал от моего отца, что в этом замке спит непробудным сном прекрасная принцесса и что спать она будет ещё полвека до тех пор, пока благородный и отважный юноша не придёт и не разбудит её.

4.  Она проснулась, открыла глаза и взглянула на своего избавителя.
- Ах, это вы, ? - сказала она.

- Наконец-то! Долго же вы заставили ждать себя...

Недолго думая, он дёрнул поводья и поскакал туда, где виднелись башни старого замка.
И вот перед ним заколдованный лес. Он соскочил с коня, и сейчас же высокие толстые деревья, заросли колючего кустарника - всё расступилось, чтобы дать ему дорогу. Словно по длинной, прямой аллее, пошёл он к воротам замка

- Поднимите карточку, кто прочитал слова

о короле – выскажи своё отношение к этому герою

Поднимите карточку, кто прочитал слова о молодой фее – на ваш взгляд какая она была по характеру? Какие черты характера, вам бы хотелось у неё перенять?

Поднимите карточку, кто прочитал слова принце – а вы бы как поступили в этой ситуации?

Поднимите карточку, кто прочитал слова принцессе. Жалко ли вам было эту героиню сказки?

Поднимите карточку, кто прочитал слова о крестьянине – это эпизодическая роль т. е не главная, но очень важная, благодаря этому герою принц узнал – что он узнал? (о несчастной принцессе )

Посмотрите, пожалуйста, на слайд, как мы можем назвать этих персонажей?

 ГЕРОИ СКАЗКИ (на доску)

Г)  Волшебные предметы.

Сейчас я предлагаю посмотреть на экран, что все эти предметы объединяет?

Все ли эти предметы были в сказке?

Ученики – нет.

Было ли зеркало в сказке? А в какой сказке было волшебное зеркало ?                   ( Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Белоснежка)

-нет, зеркало не было

Было ли яблоко в сказке?( Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина)

-нет, яблока не было

А вот этот предмет был?

Как называется этот предмет? 

Веретено (Инструмент для пряжи; им укололась принцесса и заснула на 100 лет; оно сделано из дерева;  оно может лежать в сундуке у бабушки; на него наматывают нитки т.д.) 

Какую роль сыграл этот предмет в сказке?    

Найдите, подчеркните и зачитайте,  как об этом говорится в сказке.

Посмотрите, как пряли в старину (просмотр видеофрагмента)

СЛАЙД 4   ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (на доску)

Д) Волшебство

Как вы думаете прелесть волшебной сказки в чём?

Наверное,  за это мы и любим сказки

Какое волшебство произошло в сказке спящая красавица?

-Давайте попробуем себя в роли волшебника,  

 Мы разбудить спящую красавицу.

 Словами, мимикой и жестами надо сказать о том, как она хороша.

Как ты сможешь разбудить куклу?

Игра «Разбуди принцессу»

На руках у учителя кукла с закрытыми глазами.

( -Проснись, юная принцесса, ты так молода и красива, и т. д.)

Ура, совершилось чудо, волшебство!

Как вы думаете, почему наша принцесса проснулась?

СЛАЙД 5       ВЛОШЕБСТВО

                             Е) Концовка

 К сожалению, любая сказка заканчивается..

Прочитайте, как заканчивается  сказка Спящая красавица»

И у каждой сказки свой конец.

Назовите, какими словами заканчиваются сказки?

И жили они долго и счастливо!

И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало

Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец!
И стали они жить-поживать и добра наживать.

Хлеб, соль, огурец, тут и сказке конец.

Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок

И это есть концовка.

СЛАЙД 6         КОНЦОВКА(на доску)

Ребята, почем у злая фея наказала принцессу ? Была ли принцесса виновата?

Что победило в сказке : зло или добро ? Как вы это объясните? Давайте найдём ещё оду особенность сказки, что добро побеждает зло .

(Вешаю карточку на доску)

4. « Открытие» учащимися нового знания

СЛАЙД 7

-Прочитайте слова

АВТОР у литературной сказки есть

ЗАЧИН начало сказки

ГЕРОИ обязательно в любой сказке есть

ПРЕДМЕТЫ в волшебных сказках есть

ВОЛШЕБСТВО что происходит в волшебных сказках.

КОНЦОВКА

Добро и зло

             -Эти особенные слова, которые характеризует сказку как жанр литературного творчества. Они  повторяются в каждой сказке.

- И мы вместе с вами их нашли в этой сказке.

 

 Эти слова вам помогут выполнить домашнее задание – сочинить свою сказку.

5.Работа с выставкой книг.

Давайте обрати внимание на нашу выставку книг.

  А)  -Сказки это вымышленные рассказы , переходящие из уст в уста. Сказку «Спящая красавица написал Французский собиратель сказок Шарль Перро.  Многие поэты и писатели переводили эту сказку. Сказка, что на ваших столах переведена русской советской писательницей Татьяной Григорьевной Габбе.   Но не только она переводила эту сказку, но и другие русские писатели поэтому в разных книгах, сказка звучит по-разному.

6. Итог урока

- Что нового узнали?

-Что особенно понравилось?

-Что вызвало затруднение?

- Какой сделали вывод?

7. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Шарль Перро. Мальчик с пальчик"

Климанова, Л. Ф. литературное чтение. 4 класс, 2 часть. Учебник для образоват. учреждений. учебник 4 класс 2 часть УМК «Перспектива». Презентация, раздаточный материал (кроссворд, лист с отрывками про...

Викторина по сказке Шарля Перро "Спящая красавица"

Вопросы викторины составлены для сказки Шарля Перро "Спящая красавица" в обработке Т.Габбе и А.Любарской. Также на моей страничке вы можете найти статью "Словарная работа по сказке &quo...

Тема урока: Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу.

Конспект урока музыки в 3 классе по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д., Шмагиной Т.С....

Презентация к уроку "Эти удивительные красавицы"

Данный урок направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. На  уроке создаются  возможности для решения познавательных задач,  создаются условия для полного разв...

Тема урока: Шарль Перро. Красная Шапочка

Цель: продолжить знакомство учащихся с произведениями Шарля Перро; развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения, анализа текста; воспитывать добрые чувства и уважительное отн...