Технологическая карта урока "Шарль Перро. Мальчик с пальчик"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Шилова Наталья Андреевна

Климанова, Л. Ф. литературное чтение. 4 класс, 2 часть. Учебник для образоват. учреждений. учебник 4 класс 2 часть УМК «Перспектива». Презентация, раздаточный материал (кроссворд, лист с отрывками произведений).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока. Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Словесный: слово учителя

12.00-12.01

Доброе день, ребята! Меня зовут Наталья Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Прозвенел звонок весёлый, все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, мы, работать начинаем! Присаживайтесь!

2. Мотивационный этап

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: беседа

Практический: отгадывание кроссворда

Словесный: беседа

Словесный: слово учителя

Практический: работа в парах, выразительное чтение.

12.01-12.03

12.03-12.08

12.08-12.10

12.10-12.13

12.13-12.18

       Давайте вспомним с какими авторами мы познакомились на прошлых уроках? (Владимир Иванович Даль, Александр Николаевич Афанасьев.)

       Что их объединяет? (Их объединяет то, что они собиратели сказок.)

       Какие сказки они собирали и обрабатывали? (Русские народные сказки.)

       Ребята, существуют ли у других народов национальные сказки? (Да)  

       Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, нужно разгадать кроссворд. Работать вы будете в группах по 4-5 человек (деление класса на группы, просьба собраться у одного стола). Время на работу –5 минут.

        Ребята, кто готов – руки в замок и садитесь на свои места.

       Как вы думаете, чье творчество мы сегодня будем изучать? Произведение какого автора мы будем читать? (Шарль Перро).

       Отложите кроссворды в сторону, мы к ним еще вернемся.

       Какая тема урока? (Великий сказочник – Шарль Перро. Мальчик с пальчик)

       Какие задачи мы поставим на урок? (я сегодня узнаю биографию Шарля Перро, познакомлюсь с его произведением, научусь выразительно читать и анализировать произведение)

Слово о писателе

       Шарль Перро - известный французский писатель-сказочник, поэт. Имя Шарля Перро - одно из самых популярных в России имен сказочников наряду с именами Андерсена, братьев Гримм. Шарль родился в 1628 году, почти 4 века назад, во Франции. В семье было пятеро детей, Шарль был младшим из братьев. Родители уделяли большое внимание своим сыновьям, заботились об их хорошем воспитании, и как всем детям, дарили Шарлю игрушки. Самой любимой игрушкой его стал «Замок» - точная копия средневековой крепости размером с самого мальчика. Но больше всего он любил, когда дождливым вечером на кухне их большого дома собиралась вся семья и старые слуги рассказывали разные занятные истории и сказки. А став постарше Шарль сам начал сочинять сказки. Спустя несколько лет он закончил колледж и поступил в академию. Учиться он любил, учебу закончил хорошо. У него было три сына и дочь. Он стал писать произведения для детей. Перро считают основоположником детской литературной сказки.

         Жизнь Шарля Перро была очень насыщенной, интересной. Он пробовал себя в разных профессиях, но скоро понял, что его стихия – сказки. Творчество писателя оценено по заслугам. В его сказках занимательные сюжеты, но все они учат нас быть добрыми, справедливыми, учат любить красоту.

        Ребята, давайте вспомним произведения, которые написал Шарль Перро по отрывкам из сказок. Сейчас вы будете работать в парах.

         Ваша задача: определить, из какого произведения взят отрывок, написать название. Затем прочитать выразительно в парах. На работу вам 5 минут.

Строить логические высказывания.

Отгадывать кроссворд.

Определять тему урока

Ставить задачи урока

Запоминать новую информацию

Определять название произведения.

Выразительное чтение в парах.

К:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р: целеполагание

Р: осмысляют уч. материал.

К: планирование учебного сотрудничества

П: извлекают из текста необходимую информацию

П: построение логической цепи рассуждений.

К: аргументация ответа.

3. Постановка учебной задачи и её решение

Практический: чтение сказки

Словесный: учебный диалог

Практический: чтение сказки выразительно

Практический: анализ образов героев и произведения

Практический: выразительное чтение.

Словесный: учебный диалог

Практический: выразительное чтение сказки.

Словесный: учебный диалог

4. Решение частных задач на основе анализа текста

Словесный: беседа

Практический: просмотр, чтение текста

Словесный: учебный диалог.

Практический: выборочное чтение

12.18-12.20

12.20-12.21

12.21-12.23

12.23-12.25

12.25-12.27

12.27-12.42

Работа с отрывками произведений

        А теперь давайте проверим ваши задания. Кто прочитает первый отрывок? Из какого это произведения? («Спящая красавица»)

«Король…велел отнести принцессу в один из лучших покоев дворца и оставить на ложе, расшитом золотым и серебряным шитьем. Можно было принять ее за ангела – так она была хороша…Слышно было, как она тихонько дышит…» - «Спящая красавица»

        Назовите главных героев (Король, Королева, 7 добрый фей и 1 злая, принц, Спящая красавица). Какие добрые герои? А какие злые? Чему учит эта сказка? (Добро побеждает зло.)

(Далее написаны другие отрывки, работа идет по прежнему плану. Выразительное чтение детьми отрывка, обсуждение героев и смысла произведения.) 

Динамическая пауза.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

 Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

 Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Работа с отрывками произведений Шарля Перро

       Кто прочитает второй отрывок сказки Шарля Перро?    
2. «
Жила-была маленькая девочка. Была она скромная и добрая, послушная и работящая. Мать не могла нарадоваться, что у неё растёт такая помощница: дочка помогала ей по хозяйству, а когда вся работа была сделана, читала матери что-нибудь вслух. Всем нравилась эта милая девочка, но больше всех её любила бабушка. Сшила она как-то из красного бархата шапочку и подарила её внучке на именины. Новая шапочка была девочке очень к лицу, и за то, что с того дня никакую другую она носить не хотела.»

       Из какого произведения этот отрывок? («Красная шапочка»). Назовите главных героев сказки? (Красная шапочка, серый волк, бабушка). Какими качествами обладают эти герои?

       Чему учит эта сказка? (Нельзя разговаривать с незнакомыми и рассказывать им все то, чем они интересуются, это может привести к беде.)

        Прочитайте выразительно третий отрывок из сказки.

3. «Страшный лев исчез, а на его месте появилась маленькая мышка. А коту только это и было нужно – в мгновение пока он догнал мышь, поймал ее и съел.

В это самое время во двор замка въехала королевская карета. Кот поспешил навстречу высоким гостям. Распахнув дверцы кареты, он учтиво поклонился.

– Приветствую вас, ваше величество, в замке маркиза де Карабаса!

Трудно сказать, кто больше онемел от изумления при этих словах: король или сын мельника, который уже вообще ничего не понимал.

– Какой великолепный замок! – воскликнул восхищенный король. – Я очень рад, что нашел в вашем лице верного друга, маркиз.

– Ну, да, – только и смог ответить сын мельника.»

       Из какого это произведения? («Кот в сапогах»). Опишите главного героя. Чему учит эта сказка? (Хорошие манеры – ключ к будущему благополучию). Как вы понимаете эту фразу? Подходит ли она к этой сказке? Почему?

      Ребята, повторив некоторый материал, вернемся к нашему кроссворду и проверим его. (Проверка по слуховому и зрительному восприятию с пояснением ошибок).

     Поднимите руки, у кого нет ошибок? (Молодцы) У кого есть? (Ничего страшного, мы с вами повторили материал и, в следующий раз, у вас не возникнет ошибок).

      Ребята, откройте учебник на странице 24. Кто прочитает название произведения? Ребята, как вы думаете, почему автор так назвал произведение? Как бы назвали его вы? Давайте сейчас проверим ваше предположения и познакомимся с новым произведением Шарля Перро.

       Сейчас вы будете читать по цепочке, по одному предложению, затем будем работать над произведением и отвечать на вопросы. N, начинай. (Чтение произведения до слов «Пришлось ей согласиться, и она легла спать, заливаясь слезами»).

        Ребята, из отрывка назовите героев, и дайте им краткую характеристику. Как вы думаете, почему дровосек сказал жене отнести детей в лес? Как чувствовал дровосек себя после сказанных слов? Найдите и прочитайте это в тексте. Спасибо, хорошо.

        Продолжим чтение по цепочке (до слов «Мальчик с пальчик не знал, что и придумать. Когда мать дала всем семерым сыновьям на завтрак по куску хлеба, он не стал есть свою долю. Он спрятал хлеб в карман, чтобы по дороге бросать вместо камешков хлебные крошки»).

        Ребята, найдите в тексте, чем занималась семья в лесу?

        Как вы думаете, чем закончится сказка? А это мы узнаем на следующем уроке литературного чтения.

Читать текст.

Определять конкретный смысл произведения,

Давать характеристику героев

Выполнение упражнений

Читать текст выразительно парах. Определять конкретный смысл произведения.

Давать характеристику героя

Читают текст по ролям. Определять конкретный смысл понятий.

Давать характеристику героя

Читать текст. Давать характеристику героя

Анализировать сказку по вопросам.

Выразительно читать.

Выражать собственное мнение.

Проверять задание по образцу

Выражать и аргументировать свое мнение.

Чтение текста по цепочке.

Давать характеристику героям.

Вычитывать подтверждения из сказки.

П: осмысленно читают текст

П:

 Поиск и выделение информации

К: строят речевое высказывание

П: строят рассуждение

К: чтение текста

П: осмысленное чтение текста

П:

 Поиск и выделение информации

К: строят речевое высказывание

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

П: строят рассуждение

Р: определение основной и второстепенной информации.

К: аргументация своего ответа.

Р: контроль, коррекция, оценка.

К: учет различный мнений.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: подведение под понятие.

П: извлечение необходимой информации из теста.

4. Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы

Практический: самооценка

9.42-9.45

Скоро мы услышим звонок, пора заканчивать урок.

-Ребята, какие задачи мы ставили в начале урока? Какие задачи мы решили?

-Что вы нового узнали на уроке?

-Интересно ли вам чем закончится этот сюжет?

(если останется время: просмотр мультфильма «Мальчик с пальчик»).

-Ребята, помашите мне правой ручкой те, кому понравилась его работа на уроке.

 И левой, кто считает, что сегодня поработал не очень хорошо, не в полную силу.( те, кто поработал не в полную силу, в следующий раз будут активней работать на уроке).

Домашнее задание

Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. Дочитать рассказ, ответить на вопрос 6 после сказки.

Оценивать свои достижения на уроке.

Р: осуществляют итоговый контроль

Дата: 19.02.2016 г.

Школа: № 95

Класс: 4-3

Кабинет: 306

Урок № 5

Учитель: Антропова Н.И.

Методист: Зубарева Н.С.

Студентка: Шилова Наталья, 36 группа

Конспект урока литературного чтения

Тема: Великий сказочник - Шарль Перро. «Мальчик с пальчик».

Цели деятельности учителя: познакомить с творчеством Шарля Перро и сказкой «Мальчик с пальчик»; учить анализировать текст; составлять характеристику героев; формировать навык правильного, осознанного, выразительного чтения; развивать умение работы в группе, в парах и индивидуально.

Планируемые результаты

личностные: знакомиться с общечеловеческими ценностями; формировать мотивацию к обучению и познанию, готовность и способность к саморазвитию;

предметные: повторить изученный материал по творчеству и произведениям Шарля Перро; познакомиться со сказкой Ш. Перро «Мальчик с пальчик»; учиться анализировать текст; учиться прогнозировать события; анализировать характеры и поступки героев.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: Климанова, Л. Ф. литературное чтение. 4 класс, 2 часть. Учебник для образоват. учреждений. учебник 4 класс 2 часть УМК «Перспектива». Презентация, раздаточный материал (кроссворд, лист с отрывками произведений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест к сказке "Мальчик-с-пальчик"

Тест к сказке Ш.Перро "Мальчик-с-пальчик" предназначен для проверки усваиваемости изученного текста в 4ом классе...

Русская народная сказка "Мальчик с пальчик"

Данная работа представляет из себя презентацию к уроку литературного чтения во втором классе по программе "Планета знаний". Работа содержит материал по знакомству с новой сказкой, а также материал для...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе на тему:«Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). УМК "Планета знаний"

Тема: «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). Стр. 52 -55Цель: Развивать внимание к многозначности слова и его значению в контексте; делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить ...

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе по теме "Авторская волшебная сказка: вглядываемся в черты нового героя. Ш. Перро "Мальчик с пальчик".

Конспект урока внеклассного чтения по хрестоматии для 2 класса Н.А. Чураковой, В.Ю. Свиридовой ("Система Л.В. Занкова")...

Презентация к уроку Ш. Перро "Мальчик-с-пальчик"

презентация к уроку литературного чтения  Ш. Перро "Мальчик-с-пальчик" УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока литературного чтения «Шарль Перро. Мальчик с пальчик» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказки Шарля Перро «Мальчик с пальчик».Планируемые результатыПредметные:1.  Знать некоторые биог...