Материалы МО
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Чернякова Юлия Николаевна

"Использование методов и приемов на уроках  литературного чтения в начальной школе"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы 

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

Выступление на методическом объединении

на тему: «Использование методов и приемов на уроках литературного чтения в начальной школе»

     

Докладчик: учитель нач. классов

Чернякова Ю.Н.

Москва 2016-2017 гг

 «Использование методов и приемов на уроках литературного чтения в начальной школе»

        Чтение книг для ребенка, познающего мир, всегда увлекательно. Но от уровня его читательской грамотности зависит глубина проникновения в смысл художественного произведения. Маленький ученик с 1-го класса готов к настоящей читательской деятельности, а готов ли учитель к тому, чтобы ею руководить?

        Задача современного учителя не только научить детей читать, но и научить понимать художественный текст, чувствовать его, видеть за строчками переживания автора, понимать то, о чем он хотел сказать. Поэтому, анализ литературных произведений разных жанров я начинаю проводить в период обучения грамоте, и продолжаю на протяжении всего обучения в школе.

Как помочь ученикам преодолеть возникающие при чтении трудности, при этом сохранить интерес к чтению и желание постоянно встречаться с книгой?

        Такая потребность возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы. Именно эта проблема — формирование навыков чтения без насилия, с развитием мыслительных процессов, с постоянным ростом интереса ребенка к чтению является актуальной. Как ее решить? Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом можно с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

        На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

        Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика. Поэтому, на начальном этапе урока я использую упражнения, направленные на развитие чёткого произношения и речевого аппарата.

  1. Вдох носом — выдох через рот.
    Вдох — задержка дыхания — выдох.
    Вдох — выдох по порциям.
  2. «Гудок приближается и удаляется»: вдох - на выдохе произносим М-М-М-М-М; Н-Н-Н-Н-Н

«Рычание собаки»: вдох — на выдохе Р-Р-Р-Р-Р. «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: вдох — на выдохе : С-С-С-С-С.

  1. Читаем быстро, смотрим внимательно:

О И Э А О Е Я Е А Ё И Я О Ю А Ю О Е Э Ё Ю Я У Ы Я Ю У Ё Ю У Ю У А О Ю

  1. Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ и т.п. Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги с ударением на 1-й слог, потом на 2-й, 3-й: ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА

  1. Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

БКЗСТРМНВЗРШЛНХ

  1. Прочитай стихотворение. Передай голосом, интонацией, темпом чтения - ощущение уюта и покоя.

День сегодня хмурый, за окошком дождь идёт.

Пушистый котик у камина песенку поёт:

«Вот свернусь в клубочек, МУР, МУР, МУР…

И посплю часочек, МУР, МУР, МУР…»

        У детей в 1- 2 классах слаборазвит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому актуальны такие упражнения, направленные на развитие антиципации текста (предвосхищение или смысловая догадка) Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения.

1. Чтение сочетаний двух согласных с гласными: читаем медленно; в умеренном темпе; убыстряя темп: пяг каг кгы кгэ кгя пег гап кгю кги кге гуп гып гяп гна гно гны гюп гип геп гнэ гня лро рло дми мди гло лго всу рне дне рми лди дли кпи вси

2. Восстанови слова на основе заданных комбинаций согласных.

Назови слова, у которых есть такие согласные:

К-н кино, океан… (конь, окно …..)

С-л сила, соль.. (осёл, село …)

        3.Скороговорки.

Лена искала булавку. Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень. Искала булавку весь день.

Тихо.

Громко.

Шепотом.

Немое кино (произносят беззвучно)

а) Прочитай скороговорки орфографически.

б)Прочитай скороговорки орфоэпически.
в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии заданием

Систематически применяемые эти виды упражнений улучшает работу артикуляционного аппарата учащихся

        Работая с детьми над текстами художественных произведений, я заметила, что, часто читая его, дети воспринимают изображенное неточно и даже неверно, замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и пропускают в произведении все, что их затрудняет. Многие ученики еще не могут полноценно воспринимать художественное произведение, которое характеризуется не только логической стороной произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной стороны. Проблема понимания эмоционального тона литературного произведения представляется очень серьезной, поскольку понять эмоциональный тон текста, значит, уловить его смысл на интуитивном уровне в целом.

Проблему понимания художественного произведения я поставила на первое место. Целью моей работы является: изучение влияния использования приемов и методов при работе с художественным текстом на развитие мыслительных процессов учащихся и овладение активными способами чтения, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, поэтому я использую такие упражнения.

Способствующие синтезу восприятия и понимания.

1. В ряду слов надо найти слово, идентичное тому, которое

расположено в начале строки и выделено жирным шрифтом:

Вол мол мул вол волк столб болт вол тол гол вот

Мак мак маг мат мал смак бак мак лак мак рак гак

Ручка тучка кучка рубка ручка рюшка речка

Маска  манка марка каска пасха маска миска

или повторяющее слово.

Каркас карась карат каркать карниз карниз карета

Катер кратер катет катет катион катод каток

2. Ребусы.

http://festival.1september.ru/articles/311649/img2.JPG

3. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова: 

БАЛ      ГЛАС

ПРИЗ    РОТ

ВОЗ       РАК

БОЙ      КОН

БАНК   ВОЙ

КОН      КОТ

        4.«Вкусные слова». 

Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов:

халва, бублики, чай, торт, лимонад, пепси-кола;  вафли, виноград, вишня, арбуз, вареники;

мандарины, апельсины, бананы, мороженое.

Эти упражнения нацелены на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого.

На этапе проверки первичного восприятия важно проверить уяснение эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный способ, на мой взгляд, это упражнения такого вида: В работе с вопросами использую классификацию американского психолога Бенджамина Блума.

         5. Выделяется шесть типов вопросов:

  • Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
  • Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов:

- «То есть ты говоришь, что ….?»,

- «Если я правильно понял, то ..?».

Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.

  • Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова

- «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей.

  • Творческие вопросы.

-Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

-«Почему что—то хорошо, а что—то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

  • Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой

- «Как бы вы поступили на месте героя?»

Такая классификация помогает научить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы). Данную работу провожу в парах, группах и индивидуально.

Самый удобный способ, на мой взгляд, это беседа. При этом не включаю в беседу вопросы, выясняющие подтекст произведения. Например, обращаюсь к детям с такими вопросами:

  • Понравилось ли вам произведение?
  • Что особенного понравилось?
  • Когда было страшно?
  • Что вызвало смех? Когда героя жалко?

Ответы детей показывают качество восприятия произведения детьми и служат ориентиром для анализа произведения. Часто беседу завершаю проблемным вопросом. Поиск ответа на него делает анализ произведения естественным и необходимым процессом. Ответы на проблемный вопрос могут быть разными, но именно этот факт и влечет за собой чтение и обдумывание текста.

6.План анализа рассказа

План рассказа о герое

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?
2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает: повествование; описание; рассуждение.

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
6. Что тебя рассмешило, а что показалось грустным?
7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
8. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы.
10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?
11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

На уроках литературного чтения придаю большое значение этапу рефлексии и домашнему заданию с помощью памятки. Она помогает ребенку ориентироваться в подготовке домашнего задания. Памятка вложена в учебник. Ученики, записывая домашнее задание в дневник, пишут номера страницы и номер задания из памятки.

  1. Чтение.
  2. Выразительное чтение.
  3. Беглое чтение.
  4. Чтение по ролям.
  5. Чтение в темпе речи.
  6. Орфографическое чтение.
  7. Тихое чтение.
  8. Громкое чтение.
  9. Чтение с разной силой голоса.
  10. «Диктор»
  11. Плюс минута.
  12. Выборочное чтение.
  13. Безошибочное чтение.
  14. Подпись иллюстрации.
  15. Чтение шепотом.
  16. Чтение, беззвучно шевеля губами.
  17. Чтение абзаца. Части. Отрывка.

  1. Пересказ.
  2. Пересказ по плану.
  3. Творческий пересказ.
  4. Пересказ понравившегося отрывка.
  5. Пересказ близко к тексту.
  6. Краткий пересказ.
  7. Ответы на вопросы.
  8. Подбор пословиц.
  9. Найти рассказ по теме произведения.
  10. Подготовить сообщение о авторе.
  11. Составь план.
  12. Нарисуй иллюстрацию.
  13. Сравни героев произведения.
  14. «Я режиссер»
  15. Подбери слова о характере героя.
  16. Найди образные выражения.
  17. Выучи наизусть.

На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Это такие задания как:

  • Упражнение «От обратного» -- детям предлагается выполнить следующее задание: Что было бы, если……
  • Упражнение «Синквейн»
  • Составление словаря по тексту произведения
  • Написание сочинений
  • Иллюстрирование.

Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

В ходе этой работы дети стали глубже понимать прочитанное, лучше стали владеть активными способами чтения и приемами работы с художественным текстом, что позволило повысить культуру речи, эстетическое развитие, дети активно работают на уроке и умеют творчески и самостоятельно работать с книгой.

Однако прием информации через чтение, правильное ее понимание требует от чтеца немалой психической активности. Поэтому обучение процессу чтения нельзя свести к технике чтения и развитию озвучивающего чтения. Процесс двусторонний, включающий технику чтения и понимание прочитанного. Это единство складывается не сразу, а постепенно, когда ребенок переходит на чтение целыми словами. В это время начинает формироваться смысловое чтение. При слоговом же чтении, чтобы понять прочитанное, ребенку требуется неоднократное повторение читаемого.

Поэтому я использую такие упражнения.

      1. Выполни математическое действие и прочитай слово: 
ЛОД+ИМ-МО+ВАН-Л=? (диван)
ВЕР+ЛИС+ТУ-УС+О-ИЛ+ЛЕТ=? (вертолет)

     2.Вся текстовая работа в этот период может вестись только в совместной деятельности с учителем. Не следует исключать в этот период проговаривание ребенком слов, которое обеспечивает ему лучшее понимание, так как звучащее слово, воссоздаваемое им при чтении, тесно связано в его предшествующем словом. Для этого использую игру «Робот»

Встречая новое, трудночитаемое слово, ребенок не может воспользоваться боковым зрением и читает слово по слогам, нередко при этом искажая его. Слово печатается крупно на доске, на концах букв рисуются шарики-контакты. У роботов, как известно, своих мыслей нет, они выполняют только заложенную в них программу: звучать в том месте, на которое направлена указка.

- Понравился – пон-ра-вил-ся, понра-вил-ся, понравил-ся, понравился –

- Дворницкой – двор-ниц-кой, дворниц-кой, дворницкой –

- Любопытным – лю-бо-пыт-ным, любо-пыт-ным, любопыт-ным, любопытным –

Вначале указка, а с ней и прямой взгляд передвигаются по слову медленно, затем скорость с каждым новым повтором слова возрастает, и дети прочитывают слово целиком, без ошибок. Для того чтобы добиться умения не только узнавать такие слова в дальнейшем и проговаривать их, но и ориентироваться прямым взглядом в слове, упражнение усложняется. Учитель с большей скоростью проводит указкой по различным частям слова (в направлении чтения), дети же должны успеть проговорить именно показанный участок.

В период, когда ребенок научился читать словами, важно обратить внимание на развитие темпового чтения, которое благоприятно сказывается на быстроте понимания прочитанного.(см. Приложение диаграмм. т/чт.) При темпе 50-60 слов внимание ребенка начинает постепенно переключаться с техники чтения на содержание прочитанного, и большую часть текстовой работы ребенок может выполнять самостоятельно. Художественное произведение, действуя на воображение учащихся, вызывает сопереживание, эмоции. Обучая детей выразительному чтению, подробно обсуждаем выразительность, интонацию чтения: силу и высоту голоса, расстановку пауз, изменение темпа чтения, эмоциональную окраску. На уроках я стала использовать «интонационный словарь»

спокойная, насмешливая, взволнованная, рассерженная, гневная, загадочная, грустная, радостная, восхищенная, испуганная, разочарованная, сказочная, мечтательная в помощь определения интонации использую пиктограммы – изображение лиц в разных эмоциональных состояниях.

настнаст 001наст 002

Описание: настроен7Описание: настроен3Описание: настроен6Описание: настроен5

Радость. Гнев, злость. Страх. Грусть. Стыд.

(Для 3-4 классов) 

схемы произв

Увлечение анализом, преждевременное насыщение уроков литературными термина - все будет напрасно и бессмысленно, если у учащихся не воспитывается готовность и способность к переживанию. Поэтому на своих уроках я часто использую пословицы, ребусы, поговорки.  Тогда способность восприятия учащимися представляет собой большую ценность. Вот почему чтение должно быть настроенным, подготовленным.

Психологи наметили основные этапы восприятия художественных произведений:

• подготовка к восприятию (демонстрируются репродукция картин, диафильмы и кинофильмы, но главное - слово учителя, создающего эффект ожидания);

           • эмоциональное первичное восприятие (целостное восприятие произведения, обеспечивающее общее впечатление, сопереживание.

Усилить его можно таким приемом: остановить чтение на кульминационных, проблемных моментах рассказа и предложить детям подумать, как будет разрешаться та или иная ситуация).Важно, чтобы после восприятия текста дети поделились своими впечатлениями;

• осмысление прочитанного, его эмоциональная оценка, выражение своего отношения, а не критика прочитанного (организация диалогов: читатель - писатель, писатель - читатель).

Настоящее переживание и глубокое понимание художественного произведения возможно только при повторном чтении. Перечитывания текста — это тот прием, тот узел, в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста и развитию навыка чтения. Отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ученик ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Как и что постигает ребенок в художественном произведении при самостоятельном чтении, можно выявить с помощью вопроса: о чем этот рассказ? (О мальчике, о зайчике и т.п.) Очевидно, что восприятие этих детей находится в пределах предметного содержания, в плену сюжета. При пересказе учащиеся могут воспроизвести ход событий, рассказать, что делает герой, какие конкретные поступки совершает. Необходимо приучать детей сравнивать, сопоставлять поступки, характеры с жизненными ситуациями или своими собственными; предлагать детям домысливать последующие события рассказа и т.д. Работа с художественным произведением, занимая центральную часть урока, должна быть тесно связана с различными видами перечитывания: выборочным, повтором, индивидуальным, групповым и хоровым чтением, «птичьим базаром» и, конечно, выразительным чтением. Интенсивному развитию навыка могут способствовать и целенаправленные упражнения для обучения детей чтению в определенном темпе, увеличения поля чтения. Целенаправленного внимания требует формирование у детей чтения про себя. Его следует вводить постепенно на небольших текстах или отрывках с обязательной проверкой понимания, чтение про себя лучше начинать с «шепотного». Для того чтобы навык развивался, его необходимо периодически проверять, не создавая для детей стрессовых ситуаций. Вначале надо приучить детей к текущему контролю, когда каждый читает по очереди предложение или абзац. Учитель, предварительно разметив текст, отмечает у себя время и количество слов, прочитанных учеником. Решая с детьми на уроках чтения многообразные задачи, учителю следует помнить слова философа В.Ф. Асллуса о том, что содержание художественного произведения не переходит - как вода, переливающаяся из кувшина в другой, - из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем - по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя. Очевидно, что чтение художественной литературы - процесс творческий.

Использование разнообразных методов и приёмов на уроках литературного чтения позволило достичь следующих результатов:

  • изменилось отношение детей к уроку чтения (после изучения произведения какого-либо автора ученики идут в библиотеку и продолжают самостоятельно знакомиться с творчеством писателя);
  • повысила познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);
  • развила положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
  • изменилось у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);
  • мотивировала учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);
  • создала атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Моя работа принесла свои плоды, которые выразились в результатах по технике чтения, в оформлении читательских дневников и, конечно, в оценках.

Список литературы:

  1. ВасильеваЛ. С. Тетради «Литературное чтение» для 1-4 классов. Саратов «Лицей»:,2005.
  2. Горецкий В.Г. «О некоторых причинах низкого качества уроков чтения и пути их преодоления»Начальная школа. — 1997. — 12.
  3. ДжежелейО.«Помогайка»—М.,1995
  4. Субасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. — Тула: Изд-во «Родничок» 2004.
  5. Салмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. — Ярославль: «Академия развития», 1998
  6. ОмороковаМ.И.Совершенствование чтения младших школьников. М: АРКТИ, 2001.
  7. Узоров О.В., Нефёдова Е.А. - Практическое пособие для обучения детей чтению.
  8. Яшина Н.П. «Учить читать трудно, но интересно…» Начальная школа №6 2001г.
  9. Светловская Н.Н. «Чтение как обязательный компонент современной системы образования» Начальная школа №7, 2002г
  10. Ефимова О.С. «Минутки поэзии и творчества» Начальная школа №7, 2002г.
  11. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Сб. ст. — СП6: Спец. лит., 1996г
  12. Лазарева ВА. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. — М.: «ОНИКС 21 века», 2003.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родительских собраний

Разработка родительского собрания на тему "ИКТ в школе". Включает тестирование, рекомендации и презентацию....

Материалы школьного ПМПк

Вся документация школьного ПМПк - от функциональных обязанностей до аналитического отчёта....

Работа с разными материалами. "Трудный бой" .Проект посвящен Великой Отечественной войне.

Проект "Трудный бой" посвящен Великов Отечественной войне...

Формирование способности воображения на материале ситуации парадокса, материале пословиц, русских народных сказок»

В начальной школе именно воображение становится той базой, на основе которой в начальном школьном возрасте возможно развитие теоретического мышления. Развитие воображения, как и любой друго...

Технологическая карта урока технологии (3 класс). Тема: Городской парк. Конструирование из природных материалов. Изделие: Макет парка из природных материалов. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения работать по плану; создание композиции из природных материалов.Образовательные: изучить выполнение создания макета парка.Воспитательные: воспи...

Материалы для аттестации. Индивидуальный образовательный маршрут, другие материалы

Исходя из анализа собственной деятельности мною разработан «Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя»,позволяющий в системе   план...

Начальная школа. Методические материалы Материалы в помощь учителям начальной школы, реализующим ФГОС

Переход на пятидневную учебную неделю ведется параллельно с переходом на обновленное содержание образования и может быть осуществлен во всех организациях образования, независимо от видов, типов, форм ...