Технологическая карта урока внеклассного чтения в 4 классе на основе краеведческого материала. Е. В. Амелина «Летний концерт»
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Кирилюк Елена Николаевна

Данный материал предназначен для изучения литературного творчества курских писателей с использованием хрестоматии "Соловушка" и набора открыток с иллюстрациями к произведениям курских писателей. Технологическая карта урока внеклассного чтения разработана в соответствии с требованиями ФГОС и направлена на формирование УУД:  учиться основам смыслового чтения художественных текстов;  уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; адекватно представлять результат собственной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Урок внеклассного чтения

Е. В. Амелина

«Летний концерт»

Выполнила:  Кирилюк Е.Н.,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

Курск

2016

Планируемый результат

Предметные УУД:

- обучающие будут использовать набор «Курская литературная открытка» для знакомства с произведениями курских авторов;

- будут учиться вести «диалог с текстом»: ставить вопросы, прогнозировать содержание, используя стихотворения                        Е.В. Амелиной;

- уточнят значение слов-незнакомцев «марево», «зарево», «колонна»;

- закрепят понятие «стихотворение», «лирика»;

-  получат представление о  творчестве курской поэтессы;

- обучающиеся научатся выразительно читать стихотворения Е.В. Амелиной;

- узнают, почему стихотворение Е.В.Амелиной помещено в хрестоматии «Соловушка» в разделе «Не наступить!»

Метапредметные умения

Познавательные УУД

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- учиться основам смыслового чтения художественных текстов;

- уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;                                            - анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. 

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

- владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно);

- выполнять учебное задание, используя план;

- распределять обязанности для выполнения учебного задания;

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

- выполнять самооценку и самопроверку учебного задания.

Коммуникативные УУД:

- строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

- согласовывать позицию с партнёром и находить общее решение;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- адекватно представлять результат собственной деятельности.

Личностное развитие

- проявлять интерес к изучению темы;

- выработать средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы;                       -воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;

- понимание значимости знаний для решения учебных и практических задач, своей успешности при освоении темы.

Организация образовательного пространства

Ресурсы

Формы работы

Межпредметные связи

Информационный материал:

Соловушка: Хрестоматия для чтения в начальной школе/ авт.-сост. О.О. Барышникова и др. - ООО «Учитель», 2016

Сборники произведений                      Амелиной А. В.:

«Пора цветения», 2002 г.

«Черёмуховый ветер»,2006 г.

Демонстрационный материал:

«Курская литературная открытка»

Мультимедийное оборудование:  проектор, компьютер

Интерактивный материал:

презентация «Елена Амелина: жизнь и творчество»

Диагностический материал: задания для индивидуальной, парной работ.

Музыкальный материал:

Г.Свиридов

Фронтальная;

индивидуальная   

парная                     

групповая         

Изобразительное искусство

Музыка

Технология

Этап урока

Ход урока

Планируемые результаты

Оборудование

I. Мотивация                   к учебной деятельности

Приём « Удивляй-ка»

 Аудиозапись «Звуки луга»

- Что вас удивило?

- В какое время года можно услышать такие звуки?

- Включите «мысленный экран». Какую картину вы увидели?

-   Хотите ли вы узнать, почему вдруг среди зимы, у нас в классе  звучит голос лета?

- Тогда я приглашаю вас в мир, где эти звуки могут  появляться в любое время, но только тогда, когда это вы захотите сами. Это мир литературы.

Личностное  развитие:

проявлять интерес к изучению темы.

компьютер

проектор

Аудиозапись «Звуки луга»

II. Актуализация знаний и фиксация  затруднения в пробном учебном действии

- Перед вами набор открыток по произведениям курских писателей и поэтов (с обратной стороны текст закрыт).

Задание 1

- Выберите, пожалуйста, среди открыток только те, на которых изображено время года «лето»                                           (6 открыток: Ю.Сухов «Морская песенка», Юрий Пусов «Мой знакомый паровоз»,  Юрий Асмолов «Наш сын…, Даниил Хармс «Врун», Марина Малец «Домик», Елена Амелина «Летний концерт»).

- По каким признакам вы это определили?  

Задание 2

- Выберите, пожалуйста, теперь только те открытки, на которых изображено то, что вы увидели на своём «мысленном экране» (должна остаться одна открытка - Елена Амелина «Летний концерт»).

Коммуникативные УУД:

- согласовывать позицию с партнёром и находить общее решение;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- адекватно представлять результат собственной деятельности.

Познавательные УУД

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей.

«Курская литературная открытка»

III. Выявление места и причины затруднения

- Объясните, пожалуйста, почему у вас осталась одна открытка?

- Что помогло вам остановить свой выбор именно на этой иллюстрации?

- Как вы думаете, о чём будет произведение, которое напечатано на обратной стороне открытки?

- Предположите, это будет проза или поэзия (рассказ или стихотворение).

- Как узнать, кто из вас был прав, чьи предположения были близки к истине?

Коммуникативные УУД:

- строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата.

«Курская литературная открытка»

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Итак, какую цель вы перед собой поставите? (Прочитать произведение, сравнить со своими предположениями).

- Приготовьтесь к тому, что мы будем беседовать с текстом.

- Вспомните, пожалуйста, как можно это делать?

 (Дети вспоминают о приёмах ведения «Диалога с текстом»: «Задай вопрос  тексту»,  «Слова-незнакомцы»,  «Слова-ключики» и т.д).

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата. 

V. Реализация построенного   проекта

- Я открою вам только первую строчку:

Поют цветы, привстав на цыпочки…

- Какой вопрос у вас появился?  Что захотелось спросить у текста?

- Правильно, стало интересно, как могут петь цветы?  Можно ли услышать пение цветов?

- А есть ли слово-незнакомец в этом предложении? Как вы понимаете фразу «привстав на цыпочки»?

- Как это могут сделать цветы?

- Как бы вы ответили на эти вопросы? Ваши предположения?

- Захотелось, узнать, правы ли вы? Тогда я открываю следующую строчку. 

Их голоса не всем слышны.

- На какой из вопросов вы получили ответ?

- В этой строчке автор спрятал важную информацию.  Какое слово-ключик поможет нам открыть эту тайну?  («не всем»).

- Какой же вывод мы сделаем?

(Цветы могут петь, только не каждый это может услышать).

- Как вы думаете, а кому может посчастливиться услышать пение цветов? ( Тому, кто любит природу, у кого есть воображение и т.д.)

-  Посмотрите на открытку: похож ли цветок с открытки на поющий?

- Как вы думаете, о чём или о ком будут следующие строки?                                                                                                             - Молодцы! Вы интересно размышляли.                                                      - Проверим, как ответит текст на наш вопрос.

- И  я открываю следующие строчки…

Кузнечики достали  ____________,

И пчёлы ______________  дружны.

- И здесь вас ждёт сюрприз: вам предстоит самим догадаться,  какие слова могут быть на месте пропусков.

(Дети зачитывают свои варианты).

- Мне очень понравились ваши  варианты, а у автора эти строки звучат так:

Поют цветы, привстав на цыпочки…

Их голоса не всем слышны.

Кузнечики достали скрипочки,

И пчёлы с музыкой дружны.

- Не правда ли, очень необычно!

- Вспомните, мы в начале занятия предполагали, к какому жанру относится произведение, с которым мы будем работать. Кто из вас был прав?                                       (Те, кто говорил, что это стихотворение).

- По каким признакам вы это поняли?

(В стихах обычно есть рифма, определённый ритм, в стихах в сжатой форме дается основная мысль, которая часто раскрывается с помощью выразительных средств:  метафорами, сравнениями и т.д.). 

- Какое название подойдёт к этому четверостишию?

- Я раскрою вам секрет названия этого стихотворения:

«Летний концерт».

- Появилось ли у вас желание дослушать «летний концерт» до конца?

Предметные УУД:

- будут учиться вести «диалог с текстом», используя стихотворения Е.В. Амелиной;

Познавательные УУД

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- учиться основам смыслового чтения художественных текстов;                                                     - уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя.

 Регулятивные УУД:

- удерживать учебную задачу,

- распределять обязанности для выполнения учебного задания;

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

Презентация

ЦЫПОЧКИ (по словарю Ушакова):
ЦЫПОЧКИ 
В выражениях: на цыпочках или на цыпочки - на кончиках пальцев ног или на кончики пальцев ног. 

Презентация

Ефросинина Л.А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению:1-4 классы: для младших школьников/ Л.А. Ефросинина.- М.: Вентана - Граф, 2013.-144 с.

VI. Первичное закрепление

во внешней речи

-  Тогда я предлагаю вам объединиться в пары и прочитать это стихотворение друг другу, выбрав нужную  интонацию.

(Дети читают стихотворение)

- Понравилось ли вам стихотворение?

Словарная работа

- Какие слова-незнакомцы встретились в стихотворении» («зарево» - «марево»)

- Включаем наш «мысленный экран». Какие картины появились у вас после прочтения стихотворения «Летний концерт»? Опишите их.

- Какие слова-образы помогли вам «изобразить» картину?

(Море трав, зарево лепестков, колонны берёз – метафора.  Цветистый мост, стройные берёзы – эпитет.  Поют цветы,  привстав на цыпочки; кузнечики достали скрипочки;  пчёлы дружат с музыкой – олицетворение).

- Какие ощущения возникли у вас при чтении?

- Автор этого произведения – Елена Викторовна Амелина. О ней вы узнаете, если обратитесь к Хрестоматии «Соловушка»

Предметные УУД:

-  обучающиеся научатся выразительно читать стихотворения Е.В. Амелиной;

- будут учиться вести «диалог с текстом», используя стихотворения Е.В. Амелиной;

Словарь Ожегова

презентация

ЗАРЕВО  зарево  - отсвет пожара или заката на небе.

МАРЕВО  (по словарю Ожегова) -

мираж, призрачное видение марево туманная дымка, непрозрачность воздуха

VII.

Самостоятельная работа                                            с самопроверкой по эталону

- В конце хрестоматии есть справочный отдел. Вы можете прочитать статью об авторе, найти и перечитать стихотворение Елены Викторовны Амелиной  и ответить  на вопросы в карточке, которая лежит перед вами в конверте. (см. Приложение)

Коллективная проверка выполнения заданий.

Предметные УУД:

 - обучающие уточнят понятие «лирика» на примере произведений курской поэтессы Е.В.Амелиной;                                                                                                                                                                                           - получат представление о  творчестве курской поэтессы.

- узнают, почему стихотворение Е.В.Амелиной помещено в хрестоматии «Соловушка» в разделе «Не наступить!»

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- учиться основам смыслового чтения художественных текстов;                                                     - уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные УУД:

- выполнять задание в соответствии с планом.

Хрестоматия

Диагностический материал

VIII.  Включение в систему знаний и повторение

группа 1  и  группа 2

- Я предлагаю вам поучаствовать в проекте «Поющая картина».

- Вам на выбор предлагается несколько музыкальных фрагментов. Выберите тот, который, по-вашему мнению, подходит для исполнения «Летнего концерта».

Группа 3  и  Группа 4

- Придумайте своё произведение: рассказ или стихотворение   на тему «Летний концерт».

Группа 5  и  Группа 6

- Выполните аппликацию-иллюстрацию к стихотворению (даются заготовки).

Коллективная проверка выполнения заданий:

1. Выразительное чтение стихотворения в музыкальном сопровождении.

2. Представление творческого литературного задания.

3.    Представление плаката - иллюстрации к стихотворению.

Регулятивные УУД:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. 

Познавательные УУД:

выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе.

Ефросинина Л.А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению:1-4 классы: для младших школьников/ Л.А. Ефросинина.- М.: Вентана - Граф, 2013.-144 с.

Лирика - вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта, его душевное состояние в определённый момент его жизни.

IX.  Рефлексия учебной деятельности

- Теперь вы можете ответить на вопрос, почему среди зимы, у нас в классе  звучал «Летний концерт»?

- Какая основная мысль данного произведения?

Самоанализ

Закончите предложения:

Я узнал(а)…

Мне было …

 Для меня важно …

Самооценка

- Если вы довольны своей работой на уроке, поднимите две руки и сложите их вместе в «цветочек».

- Захотелось ли вам продолжить знакомство с творчеством курской поэтессы?  Я предлагаю вам принять участие в создании творческого проекта и  встретиться с Е.В.Амелиной в нашей школьной литературно-музыкальной гостиной.

Спасибо за активность на занятии.

Личностное развитие:

- проявлять осознание успешности при освоении темы.

Регулятивные УУД:

- оценивать результат собственной деятельности. 

- выполнять самооценку и самопроверку учебного задания.


Приложение 1

            Летний концерт

Поют цветы, привстав на цыпочки…

Их голоса не всем слышны.

Кузнечики достали скрипочки,

И пчёлы с музыкой дружны.

Как лепестки пылает зарево!

Над морем трав – цветистый мост,

А за поляной в белом мареве –

Колонны стройные берёз.

И в этот зал, лучом подсвеченный,

Могу лишь двери приоткрыть,

Чтоб на цвета и на кузнечиков

Не наступить.  Не наступить.

                                             Елена Амелина

Приложение 2

Лирика: 1) вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта;

2) совокупность произведений этого вида поэзии;

3) чувствительность, переживания, настроения в ущерб рассудочному началу.

                                                                                                             По С.И.Ожегову

Карточка

1.   В какой раздел хрестоматии помещено стихотворение Е.В.Амелиной?  _____________________________________________________________________ Прочитай обращение к читателю на с.4. Согласен ли ты с авторами, которые включили это стихотворение в данный раздел?  __________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Лирика - вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта, его душевное состояние в определённый момент его жизни.

Можно ли стихотворение Е.В.Амелиной назвать  лирическим?  _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используемая литература

1. Амелина А. В. «Пора цветения».- Курск, 2002 г.

2. Амелина А. В. «Черёмуховый ветер».- Курск, 2006 г.

3.Ефросинина Л.А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению:1-4 классы: для младших школьников/ Л.А. Ефросинина.- М.: Вентана - Граф, 2013.-144 с.

 3. Игнатьева Т.В. Литературное чтение.1-4 классы. Справочник для учителя.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.

4. Соболева О. Лекции по курсу «Учимся понимать текст»

5. Соловушка: Хрестоматия для чтения в начальной школе/ авт.-сост. О.О. Барышникова и др. - ООО «Учитель», 2016

Демонстрационный материал:

Игры с комплектом «Курская литературная открытка»/авторы проекта О.Ю. Байбакова, О.О. Барышникова, Т.А. Брежнева и др. - ООО «Планета», 2016

Сайты:

http://gikursk.ru/paper/3672/8427/ 

http://www.kpravda.ru/article/society/040281/ 

http://www.kursksu.ru/stories/view/468 

http://old-ursk.ru/book/chronicles/chron_a.html 

http://songs-bard.narod.ru 

http://stihi.kurskonb.ru/ 

http://thedifference.ru/otlichie-stixov-ot-prozy/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 3 классе по теме "А.П.Гайдар. Судьба барабанщика".

       В 2015-2016 учебном году многие основные школы начинают работать по ФГОС. Мы, учителя начальных классов, уже имеем некоторый опыт. Учителя старшего звена чаще всего с...

Технологическая карта урока внекласснного чтения

Технологическая карта урока внекласснного чтения во 2 классе по произведению Николая Носова "Телефон", проведенного в музеи "Старая квартира"...

Технологическая карта урока: Внеклассное чтение. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» 2 класс

Лексическая тема: А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»Цель урока учителя: работа с текстом.Задачи: совершенствование понимания прочитанного.Цель урока логопеда: развитие...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Технологическая карта урока внеклассного чтения. 2 класс "Школа России" В.А. Сухомлинский "Стеклянный человечек"

Разработка открытого урока внеклассного чтения к разделу "Я и мои друзья" с презентацией....

методическая разработка - технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»

технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» составлена согласно образцу для проведения открытого урока для участия педагога в ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Причастие" 4 класс, УМК - "Основы православной культуры"

Цель деятельности учителя: формирование у детей представления о Таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христиан.Задачи урока: Дидактические:1) познакомиться с понятиями: &l...


 

Комментарии

Горохова Нина Владимировна

Урок познавательный,много творческих подходов, создан в соответствии с ФГОС.

Ольга Николаевна Алферова

Содержательный урок! Развивает у детей чувство прекрасного, любви к Родине!

Ольга Николаевна Алферова

Спасибо за интересный материал!