Урок обучения грамоте в 1 классе - Знакомство с буквой «Ё, ё».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Куриленко Людмила Николаевна

познакомить с буквой Ё, ё; учить проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; формировать в детях желание бережно и заботливо относиться к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:


                          ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
Ё, ё

Цели: познакомить с буквой Ё, ё; учить проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; формировать в детях желание бережно и заботливо относиться к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Развитие речевого дыхания.

Набрали воздух. На медленном выдохе произносим:

Кто вечно хнычет и скучает, тот ничего не замечает

Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает

кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает

Поднимите руки, кому уже не хватает воздуха?

III. Объявление темы и постановка целей урока.

Познакомимся  с новой буквой, а самое главное –  откроем  первый секрет буквы Ё.

IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство с буквой Ё.

– Рассмотрите букву Ё, ё. На что похожа буква? Приложение рис.1

    2. Звуковой анализ слова «клён».

– Посчитайте, сколько клеточек в схеме звукового состава.

– Можно ли назвать картинку словом «дерево» («листья»)? Объясните, почему ни одно из этих слов не подходит.

– Как правильно назвать картинку?

– «Прочитайте» слово «клён», ведя указку по схеме звукового состава.

– Произнесите слово «клён» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук.

– Определите, какой это звук.

– Какой фишкой обозначим звук [к]? (Синей.)

– Назовите его мягкую пару. (Звук [к’].)

– Произнесите слово «клён» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук.

– Определите, какой второй звук в слове «клён». Какой фишкой обозначить звук [л’]? (Зеленой.)

– Назовите его твердую пару.

– Произнесите слово «клён» так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. Какой это звук?

– После какого согласного стоит звук [о]?

– Можно ли после мягкого согласного звук [о] обозначить буквой о?

– Закончите правило: «Если в слове звук [о] находится сразу после мягкого согласного звука, он обозначается буквой…» (ё.)

3. Работа по учебнику (заполнение таблицы).

– Какие звуки обозначаются синей фишкой, а какие – зеленой? Приведите примеры.

– Рассмотрите схему звукового состава слова «клён».

– Сколько гласных звуков в слове?

– Сколько всего согласных?

– Сколько твердых звуков? Мягких?

Играем  в игру «Живые буквы»: несколько учащихся  выходят к доске, дают характеристику своему звуку, остальные учащиеся определяют, о каких звуках рассказывают дети: [к], [л’], [о], [н].

– Почему в слове «клён» надо писать букву ё? (Если в слове после мягкого согласного звука слышится звук [о], надо писать букву ё.)

Чтение слогов с буквой ё. Приложение рис.2

5. Дифференцированная работа.

Самостоятельное выполнение звукобуквенного анализа слов «пёс», «утёнок».

Проверка проводится в форме сравнительного анализа.

– Назовите одинаковые гласные звуки в словах «пёс» – пьооос и «утёнок» – утьоонок. (Ответы могут быть разные – о или ё.)

– Докажите, что это звук [о]. Произнесите слово, интонационно выделяя гласный звук [о].

– Какие звуки стоят перед звуком [о]? (Мягкие [т’], [п’].)

– Сделайте вывод. (Если после мягкого согласного слышится звук [о], то он обозначается буквой ё.)

7. Обобщение изученного. Работа по учебнику.

– Рассмотрите схему звукового состава. Сколько звуков [о] в слове «котёнок»?

– Какой звук прячется за вопросом? (Звук [о].)

– Произнесите его, выделяя интонационно. Обозначьте фишкой.

– Какую фишку выбрали? Почему?

– Какая буква обозначает звук [о] после мягкого согласного?

– Котенок остался доволен вашей работой. Но он хочет узнать, как вы заботитесь о своих котятах, птичках, рыбках.

– Не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Ведь это не забавная игрушка, а живое существо, которому вы становитесь защитником на долгие годы.

Приложение рис.3 – Составление схем звукового состава слова.

Приложение рис.4 –Читаем вместе

V. Итог урока.

– С какой буквой познакомились?

– Какой секрет открыли? (Дети проговаривают правило.)

-  В каких случаях буква ё может передавать звук [о]?

– Какой звук обозначает буква ё в словах тёрка, мёд, ковёр? Почему?

ПРИЛОЖЕНИЕ

рис.1- Узнавание буквы ё

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\Узнавание буквы Ё.png

Рис.2-Чтение слогов с буквой ё.

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\слоги.png

Рис.3 - Составление схем звукового состава слова.

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\клён.png

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\мёд.png

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\пчёлы.png

рис.4 –Читаем вместе

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\читаем.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Урок обучение грамоте,1 класс "Знакомство с буквой М"

Конспект урока обучения грамоте по УМК "Школа 2100", можно использовать и  другими УМК....

Урок обучения грамоте_1 класс_«Знакомство с буквой Оо и звуком [o]»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласной буквой О и звуком [o], развития речи, памяти, логического мышления....

Конспект урока обучение грамоте 1 класс " Знакомство с буквой Э"

Конспект крока обучение грамоте  в 1 классе . Тема "знакомство с буквой Э". Материал можно использовать для проведения урока по программе "Начальная школа XXI  века"....

Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс "Знакомство с буквой Ээ"

Презентация к уроку обучения грамоте ( букварный период) по теме "Знакомство с букво Ээ"...

Интегрированный урок обучения грамоте по теме Знакомство с буквой Щ(щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ

Урок обучения грамоте составлен по программе "Начальная школа 21 века" с использованием требований ФГОС....

Открытый урок обучения грамоте 1 класс " Знакомство с буквой "З,з"

Урок обучения грамоте составлен в игровой форме. Кроме учебных целей , акцент сделан на воспитании сочувствия, сострадания ....