Конспект урока обучение грамоте 1 класс " Знакомство с буквой Э"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Конспект крока обучение грамоте  в 1 классе . Тема "знакомство с буквой Э". Материал можно использовать для проведения урока по программе "Начальная школа XXI  века". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте 1 класс.

Тема урока : «ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Э, э».

Предмет Литературное чтение. Букварный период.

Класс первый

УМК  «Начальная школа ΧΧΙ века».

Тип урока: Открытие нового знания.

 Цель: организовать работу по ознакомлению со звуком [э] и  буквой Э,э;

Задачи:

- учить выполнять звуковой анализ слов «экран», «эхо»;

- анализировать предложенную модель звукового состава слова,

- подбирать слова, соответствующие заданной модели,

- находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа;

- создать условия для формирования умений слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;

-  сравнивать построенную модель с образцом для развития фонематического слуха.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву Э, э; умеют выполнять звуковой анализ слов «экран», «эхо», анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели, находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные –  сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; логические – соотнесение звуковых моделей со словами-названиями картинок, схем с гласными буквами со словами; построение звуковых цепочек.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других.

     Оборудование:

- Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь:1 класс, стр. 48-49;

-проектор, компьютер, презентация;

- электронный учебник Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь:1 класс

- карточки  для работы в парах(приложение №1);

-касса букв;

- доски маркеры;

-сигнальные карточки (зеленая, желтая) у каждого ученика.

Ход урока

І. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.

  1. Создание проблемной ситуации , для определения темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем обучаться такому важному и увлекательному занятию, как чтение. И продолжим знакомство с буквами.

А тему нашего урока вы мне скажите сами.

-Отгадайте загадки. (слайд 2)

1.Есть на свете чудная лопата –

На колёсах, крива и горбата.

Но копать начинает она –

Сто лопат заменяет одна. (экскаватор)

2. В метро  вагон открыл (слайд 3)

нам двери,

В город лестница ведёт.

Мы своим глазам не верим:

Всё стоит, а он идет  .  (эскалатор)

2. Формулирование темы и цели урока.

- С какого звука начинаются слова – отгадки?  ( Со звука [Э])

- Какова тема нашего урока? (  Сегодня познакомимся с буквой Э, которая нужна для обозначения гласного звука [э])

- Чему будем учиться на этом уроке?  (Слайд 4)

- Ребята, какие еще слова вы знаете со звуком э?

- Давайте послушаем этот звук. (Дети произносят звук Э)

- Какой это звук гласный или  согласный? (слайд 5)

- Почему так решили?

- Сегодня к нам на урок пришел гость. Давайте посмотрим, кто же это.

Демонстрация мультфильма.

- Кто гость нашего урока?  ( Страус эму) (Слайд 6)

- Кто такой  эму? (Эму - это большая птица. Она не умеет летать, но очень быстро бегает. Живет эта птица в Африке, Австралии и Америке. )

- Почему же эму любит букву Э? (Потому что слово «эму» начинается со звука [Э] и буквы Э.)

- Звук Э на письме обозначается буквой Э.  

- На что же она похожа? Прочитайте стихотворение. (слайд 7)

Буква Э – лежащий зонт.

Стриж летит за горизонт.

Это – якорь лёг на бок

На сырой морской песок.

Эхо, нам ответь скорей!

Отвечает Эхо :  «Эй»!

(Демонстрация буквы Э на доске карточка.)  (слайд 8)

- Отгадайте загадку .

В зале людно и темно,
Смотрят зрители кино...
Море грозное в тумане,
Дождь и сырость на ... (экран) (слайд 9)

- Откройте учебник на с 48. Поставьте на подставки.

Работа с учебником .

(Электронный учебник)

ІІ. Открытие нового знания.

1.Работа над звуковой схемой слова «экран» (Фронтальная работа)

- Сейчас мы вместе сделаем звуковой анализ слова «экран».

- Произнесем слово ЭКРАН , выделяя каждый звук. Сколько звуков в слове? (5)

- Строим домики для звуков и будем их заселять.

 (Пятеро учащихся выходят к доске по очереди и , дают характеристику звукам. Остальные  дети  работают на местах.) Те дети, которые раньше других выполнят работу правильно , получат дополнительное задание. (Эму)

1-й ученик. Ээээкран – первый звук [э], это гласный звук. Обозначу красной фишкой.

2-й ученик. Экккран – второй звук [к], это  твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [к’].

3-й ученик. Экррран – третий звук [р], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [р’].

4-й ученик.Экраааан - четвёртый звук [а], это гласный звук, обозначу буквой а, так как в слове он стоит после твёрдого согласного звука.

5-й ученик. Экраннн – пятый звук [н], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [н’].

    - Давайте ещё раз назовём это слово и выделим в нём первый звук.

- Звук «Э» обозначается буквой Э.

- Назовите  гласные звуки в слове «экран». ( Э и А)

-Обозначим их  буквами.

- Какой по счету стоит в слове звук Э? (1)

- А звук А? (4)

- Сколько в слове гласных звуков? (2)

- Сколько согласных? ( 3)

- Каких звуков больше? (согласных)

Физпауза.

Отгадайте загадку. Что это?

Живёт без тела, говорит без языка.

Никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо)

Игра «ЭХО»

-Поиграем в игру.

- Девочки говорят «АУ». Мальчики отвечают  «Ууу»

- Мальчики говорят «Эээй». Девочки отвечают «Эээ».  (Потом наоборот)

-  С какими звуками играет ЭХО? (гласные)

Работа с учебником  (самостоятельная работа)

Прочитаем стихотворение в учебнике . (Один ученик читает вслух, остальные шепотом).

- Те ребята, кто не умеет читать , посчитайте сколько раз буква Э повторяется в стихотворении.

-  Скажем все вместе слово эхо, выделяя каждый звук.

- Сколько звуков в  слове? (3)

- Составьте самостоятельно звуковую схему слова. Кто справится первым - выполнит задание  на доске.

Звукобуквенный анализ слова «эхо». Самостоятельная работа.

        - Ээээхо – первый звук [э], это гласный звук. Обозначу красной фишкой.  

         - Эхххо  второй звук [х], это  твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [х’].

         - Эхоооо - третий звук [а], это гласный звук, обозначу буквой о, так как в слове он стоит после твёрдого согласного звука.

- Обозначьте буквами гласные звуки. Сколько гласных звуков?

(слайд 9)

Физпауза.

- А сейчас мы прочитаем с вами иностранные слова . (мэр, сэр) (Слайд 10)

- Кто такой мер? (Глава города )

- Сер . Так раньше в Англии обращались к мужчинам.

- Выделим каждый звук в этих словах.

 - После какого согласного твердого или мягкого пишется буква Э? ( После твердого)

- Повторим, какие  гласные буквы пишутся после твердого согласного?

(А,О,У,Э)  (Слайд 11)

- Какие  гласные буквы пишутся после мягкого согласного? (Я, Ё, Ю)  

Игра «Найди пару»

( Нужно составить пару буква и звук , после которого она пишется)

Все остальные дети – жюри. ( Проверка.  Исправление ошибок.)

 (Электронный учебник)

Работа в парах. «Где , какое слово»

- Что значит работать в паре? (Работать вместе, помогать друг другу.)

- Подберите  слово к каждой схеме.

- Чтобы правильно выполнить это задание  что нужно сделать? (Проговорить каждое слово, посчитать количество звуков  и  определить место каждого звука в слове)

 (Проверка . Кто справился? Кто не справился?   Какие ошибки допустили?)

Итог урока. Рефлексия. (слайд 12)

- С каким звуком познакомились на уроке?

- Какой буквой обозначается звук Э на письме?

- После какого согласного пишется буква Э?

(слайд 12)

- Посмотрите ,ребята, страус эму улыбается вам. Теперь он не только любит букву Э, но узнал много нового об этой букве и звуке [Э].

(слайд 13)

- У каждого на  парте лежит конверт с тремя квадратиками.

- Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поднимите желтый  квадрат.

- Кто испытывал на уроке небольшие затруднения, поднимите красный квадрат.

- Если на уроке вам было очень трудно, вы часто ошибались, возьмите фиолетовый  квадрат.

   Дети, которые показали красный  или фиолетовый  квадраты  объясняют, какие задания им было трудно выполнять.  

- Спасибо всем за урок , вы все старались и хорошо работали. (Слайд 14)

 Список использованной литературы

1.Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – Москва: Издательский центр «Вентана – Граф», 2014. – (Начальная школа XXІ века).

2. Грамота: 1 класс: Методический комментарий./ А. О. Евдокимова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова. – Москва:  Издательский центр «Вентана – Граф», 2015. – (Начальная  школа  XXІ века).

3. Занимательное азбуковедение:  Книга для учителя / Составитель В.В. Волина. – Москва: Просвещение. 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте "Звук и буква Жж"

Конспект урока обучения грамоте "Звук и буква Жж". УМК "Перспектива". Урок составлен  с учётом ФГОС нового поколения, на уроке используются персональные компьютеры Mac, программа Перволого....

Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква П и звуки, которые она обозначает"

Урок разработан с применением игровых технологий, содержит работу в группах....

Конспект урока обучения грамоте "Звук и буква Уу" УМК "Перспектива"

Данный конспект разработан в соответствии с требованием программы по обучению грамоте 1 класс УМК "Перспектива" с использованием интерактивной доски....

Конспект урока обучения грамоте по теме: Буква М, м .Звуки [ м ], [ м’] .

Конспект урока  обучения грамоте по теме: Буква М, м .Звуки [ м ], [ м’] ....

Конспект урока обучения грамоте "Звук [ц]. Буквы Ц ц."

Урок составлен по учебнику "Азбука" Соловейчик М.С.Цель:сформировать понятие о звуке как о твёрдом согласном звуке; познакомить детей с буквами Ц, ц....