Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква П и звуки, которые она обозначает"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Хилевич Елена Анатольевна

Урок разработан с применением игровых технологий, содержит работу в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_k_uroku_bukva_p.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

урока обучения грамоте (чтение)

на тему:

 «Буква «П» и звуки, которые она обозначает»

Урок разработан учителем

1 класса ГОУ СШ № 308

ХИЛЕВИЧ Е.А.

Тема урока: Звуки [п] и [п ]. Буквы П, п.

Цель урока: углублять и закреплять знания учащихся об изученных буквах и звуках. Развивать умение читать слоги, слова, предложения с изученными буквами, делать слого-звуковой анализ слов, развивать монологическую речь детей, умение составлять предложения, озаглавливать текст. Воспитывать патриотические чувства детей, любовь к родному городу, интерес к истории своей страны.

Тип урока: урок закрепления и углубления знаний.

Оборудование: открытки с изображением Санкт-Петербурга. Индивидуальные слоговые таблицы, схемы для слого-звукового анализа, картинки с изображением почты, почтальона Печкина, «письмо», детские игрушки, сигнальные карточки, бандероль.

ХОД УРОКА

1 МОБИЛИЗУЮЩАЯ ЭТАП

Обращение к детям учителя:

  1. Какое у вас сейчас настроение?
  2. На что оно похоже, на солнышко или темную тучку?
  3. Давайте работать так дружно, чтобы наше настроение оставалось солнечным весь урок.
  1. Разогреть пальчики, ладошки.
  2. Подготовка к работе артикуляционного аппарата. Чтение хором: А – о – у – ы – и – э. (медленно, шепотом, быстрее).
  3. Работа с буквенной таблицей. (Учитель задумывает букву и сообщает детям, как её найти. Дети находят букву и называют её). Какие города, начинающиеся с этой буквы вы знаете? (Учитель дополняет ответы детей, называя города – Псков, Пенза, Павловск, Петродворец, Пушкин). Как вы думаете, какова тема нашего урока?
  4. Попытайтесь сформулировать цель нашего урока.

На доске запись: повторить…………………………………

                                 учиться читать……………………………

                                 учиться составлять……………………….

Дети, опираясь на запись на доске, формулируют цель урока.

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Работа с лентой букв. Показать букву «п» и дать её характеристику.
  2. Самостоятельное чтение по индивидуальным слоговым таблицам.
  3. Работа у доски со слоговой таблицей (один человек самостоятельно).
  4. Проверка работы на доске. Хоровое чтение записанных учеником слогов с буквой «п»:                 ПА  ПО  ПУ  ПЫ  ПИ

      -Какой слог здесь лишний? Почему?

  1. На доске запись – Wsпdоlчzтlwа

Расшифровать запись и объяснить значение слова (Дополнение учителя: почта – это здание, где находится организация по пересылке писем, посылок, бандеролей (показать образец), а также сами посылки, письма, телеграммы, которые люди посылают друг другу. Объяснение сопровождается показом картинок).

  1. Как называется человек, который разносит почту?
  2. А как фамилия самого известного мультипликационного почтальона?
  3. Почтальон Печкин у нас сегодня в гостях. У него для нас письмо и открытки для детей, которые будут активно мне сегодня помогать (Учитель пытается взять письмо, не получается, пробует взять открытку. На открытке задания для детей. Задания читают вслух ученики).
  4. Найдите на доске схему его фамилии (Дети выбирают из двух предложенных на доске схем схему, подходящую к фамилии Печкин и объясняют свой выбор).
  5. Составить схему слова «почта»

(Ученики составляют схему слова на партах, у доски работает ученик с демонстрационными схемами. По окончании работы ученик у доски делает полный слого-звуковой анализ слова «почта». Те дети, которые составили схему правильно и быстро, получают от Печкина открытки).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Игра: «Шёл король по лесу»

  1. Работа с учебником.
  1. Почтальон Печкин отдал нам письмо. Это письмо из нашего родного города, о котором мы говорили вчера на уроке. Откройте стр. 83.
  2. О каком городе мы говорили?
  3. На какой реке стоит наш город?
  4. По указу какого царя построили город?
  5. Чем этот царь необычен?
  6. Что ещё строили в России по указу Петра I?
  7. А какая профессия была очень важна при строительстве деревянных кораблей?
  8. Прочитать пословицы, в которых говорится о плотнике (Дети читают по учебнику вслух по вызову учителя).
  9. Объясните последнюю пословицу.
  10. А какие инструменты очень важны в работе плотника?
  11. Прочитайте скороговорку про себя и приготовьтесь к чтению вслух.

ПИЛИ, ПИЛА, ПОКА ОСТРА (Хоровое чтение в медленном темпе, в быстром, индивидуально).

Найти слова с мягкими согласными.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:  Мы дрова сейчас распилим.

                                    Пилим, пилим, пилим, пилим.

                                    Раз-два, раз-два. Будут на зиму дрова.

Чтение письма Печкина (Учитель обыгрывает чтение письма. Оказывается, что в письме текст, данный в учебнике на стр. 84. Его написали дети, которые учатся тоже в первом классе и тоже учатся по такой же Азбуке).

Учитель читает текст письма, а дети следят за ним по учебнику.

Почему этот текст назвали «Скоро конкурс»?

Чтение детьми текста вслух по цепочке.

  1. Кто нарисовал куклу?
  2. Что нарисовал Павел?
  3. У кого был кран?
  4. Что на рисунке Полины?
  5. А если бы у нас в классе был конкурс рисунков, чтобы вы нарисовали?
  6. А вот Печкин нарисовал такие предметы (Дети рассматривают рисунки на странице 85).
  7. Какая вещь здесь “лишняя”? Почему? (Кукла – это игрушка).
  8. А какие ваши самые любимые игрушки? (Дети берут со стола свои игрушки. Два – три человека рассказывают о них).
  9. А где вы взяли эти игрушки? (Многие их купили в магазине).

  1. Работа над текстом «Покупки» (страница 85).

1). Чтение парами: “ученики” читают текст “учителям”.

2). Повторное самостоятельное чтение. Выбрать слова с ударением на первом слоге (проверка).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:Звучит медленная тихая музыка.

Руки опустите вниз, выровняйте спину. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!», и тоже тянется вверх. «Нет!» - решили они – «Мы две половинки одной горы, мы должны дружить, и сила в нас обеих». Потянулись вместе сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь.

  1. Работа в группах.

-В одной известной песенке говорится: «С голубого ручейка начинается река», а с улыбки что начинается? (Дружба). Вы хотите, чтобы у вас появились новые друзья, тогда давайте составим письмо и пошлём его в город Пензу в 1-ый класс, 1-ую школу и расскажем о нашем родном городе (Дети работают в группах, составляют предложения из отдельных слов. Во время работы звучит тихая музыка).

  1. Проверка. Дети по группам читают свои предложения (По мере чтения на магнитную доску прикрепляются полоски с напечатанными предложениями).

Мы живём в Санкт-Петербурге.

Это очень красивый город.

В нём много музеев.

Город построен на реке Нева.

По Неве ходят баржи и суда.

  1. Что мы составили из предложений? (Рассказ).
  2. О чём этот рассказ?
  3. Давайте придумаем рассказу название (Дети предлагают варианты названий).
  4. А почтальон Печкин придумал такое название (Учитель прикрепляет на доску полоску с названием «Наш город». Дети читают вслух хором название и весь составленный рассказ).
  5. Найдите в тексте слова с буквой п (построен, Петербург).
  6. Какая буква здесь обозначает два звука?Почему?

3. ИТОГ УРОКА

  1. Посмотрите на свои открытки (Дети на разных этапах урока за активное участие и правильные ответы получали открытки). Что на них изображено? (наш город).
  2. Давайте устроим выставку из открыток на доске (Дети выставляют на подставку свои открытки и называют, что изображено на них).
  3. Когда мы выучим написание всех букв, мы напишем составленное нами письмо, возьмём эти открытки, упакуем в бандероль, пойдём на почту и отправим в далёкий город Пензу в 1-ый класс школы № 1.
  4. Какое настроение у вас в конце нашего урока? На что оно похоже: на солнышко или тёмную тучку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе .Тема: "Звук[ж], буква ж".

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Звук[ж], буква ж".Планируемые результаты:предметные:-уметь дифференцировать и распознавать изученный звук,писать строчную букву ж,...

конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [с], [с ’ ], буква с. Строчная буква «с»». "

конспект урока обучения грамоте разработан в соответствии ФГОС НОО по УМК "Школа 2100" для 1 класса...

Конспект урока обучения грамоте (чтение) по теме "Гласный звук [у]. Буквы У, у".

Конспект урока обучения грамоте (чтение) по теме «Гласный звук [у].  Буквы У, у»....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме"

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающим с УМК "школа 2100"...

Конспект урока обучения грамоте"Буквы Ж ж и звук [ ж]" и мультимедийная презентация для нетбука

Урок в 1 классе в период обучения грамоте. Урок интересный, содержит много занимательного материала. Презентация для нетбука поможет детям закрепить изученный на уроке материал....

Конспект урока обучения грамоте по теме: "Согласные звонкие звуки [в ],[ в\'], буквы Вв"

Конспект урока  с презентацией можно использовать на уроках обучения грамоте в любом УМК, а также в классах, где обучаются дети-билингвы...

День открытых дверей. Конспект урока обучения грамоте в 1 классе Тема: «Звуки [ф], [ф ’],буквы Фф.

Конспек интегрированного урока обучения грамоте и технологии...