Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему:
    Разработка урока викторины по литературному чтению "В гостях у сказки"

    Зажирская  Инна Николаевна

    Данный урок разработан для учащихся 2 классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_gostyah_u_skazki.docx18.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

    Мероприятие для учащихся 2 классов.

    Цели: познакомить с историей происхождения сказки, вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев; развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус; воспитывать чувства ответственности за свои поступки, готовности прийти на помощь ближнему; формировать дружеские отношения внутри коллектива

    Оборудование: эмблемы команд, выставка книг, рисунки сказочных героев, поощрительные призы, книжки-малышки, сделанные руками ребят (творческое домашнее задание)

    Ход занятия

    Учитель:

    Горят причудливо краски,
    И, как ни мудра голова,
    Вы всё-таки верьте сказке, 
    Сказка всегда права!

    Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, - сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.

    Цель нашей сегодняшней литературной викторины: как можно больше вспомнить сказок, их авторов и героев.

    Разбиваемся на три команды. Вопросы командам задаются в порядке очерёдности.

    (Дети делятся на команды, выбираются командиры, обсуждаются сказочные названия команд)

    Учитель: Чтобы продолжить путь по неведомым дорожкам сказки, вспомним сказочные приметы.

    (Выслушиваются ответы ребят)

    Присказка (чтобы привлечь внимание слушателей - присказка - рифмованная шутливая прибаутка).

    Например: Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки.

    Зачин - начало сказки. (В некотором царстве, в некотором государстве)

    Магические заклинания.

    Учитель: Какие вы знаете магические заклинания?

    Волшебные предметы, герои.

    Учитель: Перечислите волшебные предметы и сказки, в которых они встречаются.

    Троекратный повтор.

    Концовка.

    Учитель: Вспомните концовки сказок ("Пошли под венец, на этом сказочке конец", "Вот вам сказка, а мне бубликов связка")

    Учитель: В поэтическом творчестве любого народа можно выделить наиболее характерные группы сказок:

    - бытовые сказки (героем обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Положительный герой бытовой сказки всегда выходит победителем в борьбе с врагами);

    - волшебные;

    - сказки о животных

    Сказка - жанр очень древнего происхождения. Считают, что корни происхождения сказок восходят в ту очень отдалённую эпоху, когда не познанная человеком природа казалась ему живым, таинственным существом. Первобытный человек одухотворял все явления природы, видя в них своих могущественных покровителей или врагов. Из всех явлений природы создавали себе врагов. Солнце они называли Даждь - богом или Ярилом, ветры - Стрибогом, гром и молнию - Перуном, бурю - Бореем. Слово "сказка" произошло от слова сказывать.

    А сейчас давайте послушаем, какие сказки сочинили вы!

    (Ребята рассказывают сказки и показывают свои "книжки-малышки")

    Итак - в путь!

    1 конкурс

    Вспомните, кто говорил в какой сказке следующие слова:

    1. Сивка-бурка, вещий каурка!
    Стань передо мной, как лист перед травой. (Иванушка-дурачок, рус. нар. ск. "Сивка-бурка")

    2. Раз, два, три, горшочек, вари! (Девочка, братья Гримм "Горшочек каши")

    3. Крекс Фекс Пекс! (Буратино. А. Толстой "Золотой ключик или приключения Буратино")

    2 конкурс

    Удивительные превращения: в кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

    1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

    Гадкий утёнок (в лебедя, Андерсен).

    Чудище из сказки Аксакова "Аленький цветочек" (в принца).

    2. Братец Иванушка (в козлёнка).

    Василиса Прекрасная (в лягушку).

    Одиннадцать братьев - принцев из сказки Андерсена "Дикие лебеди" (в лебедей).

    3 конкурс

    Какие волшебные средства - предметы были у данных сказочных героев?

    1. У солдата из сказки Андерсена (огниво).

    У Буратино (золотой ключик).

    У Незнайки (волшебная палочка).

    2. У Золушки (хрустальная туфелька).

    У Снежной королевы (волшебное зеркало).

    У Бабы-Яги (метла).

    4 конкурс

    Чудо стало былью. Ребята, в сказках говорится о новейших достижениях науки и техники. Сопоставим их.

    1. Конёк-горбунок - ракета.

    Золотой петушок - радиолокатор.

    Чудо-зеркало - телевизор.

    Перо Жар-птицы - прожектор.

    Клубок ниток - компас.

    Сани, которые едут сами - аэросани.

    5 конкурс

    Назовите друзей литературных персонажей.

    1. У Маугли (Багира, Балу, Каа).

    У Малыша (Карлсон).

    У Винни-Пуха ( Пятачок, Кролик, Иа-Иа).

    2. У Герды (Кай).

    У Бременских музыкантов (осёл, собака, петух, кот).

    6 конкурс

    Отгадайте загадки.

    1. Я обаятельная жутко,
    И обладаю нюхом чутким,
    Причёской славлюсь неземною,
    Летать умею над землёю. (Баба-Яга)

    2. В стране чудес я кот известный:
    Обманщик, попрошайка, плут.
    Ловить мышей неинтересно,
    Не лучше ль простаков надуть? (Кот Базилио)

    3. Скачет лошадь не простая,
    Чудо грива золотая, По горам парнишку носит,
    Но никак его не сбросит.
    Есть у лошади - сынок
    Удивительный конёк
    По прозванью…(Горбунок)

    7 конкурс

    Эмоции

    Человеческие чувства можно уловить и в интонациях сказочных героев.

    1. Попробуйте голосом выразить радость, грусть, удивление и другие эмоции сказочных героев.

    Произнесите следующие фразы:

    а) "Буратино, умоляю тебя - зажмурься, зажми нос и выпей…".

    б) "От возмущения она хлопала ресницами: "Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?"

    8 конкурс - конкурс капитанов

    Эрудиция (блицтурнир)

    Вопрос - быстрый ответ. Очко тому, кто первым ответит на вопрос.

    1. Назовите героев сказок Маршака "Теремок" (мышь, лягушонок, ежик, лиса, волк, медведь).

    2. Кто пел песню мышонку в сказке "О глупом мышонке"? (Мышь, утка, лягушка, лошадь, свинья, курица, щука, кошка)

    3. Кто пришёл в гости к кошке в сказке "Кошкин дом"? (Свинья, петух с курицей, козёл с козой)

    9 конкурс -творческое задание

    Представьте и нарисуйте, как выглядят следы:

    1 команде - Бабы Яги,

    2 команде - Кощея Бессмертного,

    3 команде - Лешего.

    Уроки сказки

    Учитель: Чем отличается сказка от других произведений? Каждая сказка чему-то учит. Расскажите, чему? Сказке конец, а кто слушал - молодец!

    Подведение итогов викторины.

    Награждение команд.

    Литература

    1. Лакоценина Т.П. "Волшебный мир знаний". Выпуск 2.
    2. "Сказочный алфавит". Ростов н/Д: Изд-во "Учитель", 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по математике "В Гостях у Сказки" Тема: "Закрепление. Числа от 1 до 10. Прибавление и вычитание чисел 1, 2, 3.

    Открытый урок по математике в 1 классе «В гостях у сказки» Тема: Закрепление. Числа от 1 до 10. Прибавление и вычитание чисел 1, 2, 3.Цель: Закрепление и обобщение полученных знаний, приёмо...

    Урок - викторина по литературному чтению (4 класс). Обобщение по разделу "Русские народные сказки"

    Урок проводится в 4 классе. Возможно также проведение урока в качестве  внеклассного мероприятия....

    Рабочая программа по курсу "В гостях у сказки" для 2 класса

    Рабочая программа по курсу "В гостях у сказки" для 2 класса...

    Игра по станциям "В гостях у сказки" к новому году

    8 станций с различными играми + маршрутный лист...

    Игра по станциям "В гостях у сказки" к новому году

    8 станций с различными играми + маршрутный лист...