Урок по литературному чтению "Отважный пингвинёнок"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Нечаева Ольга Геннадьевна

Урок литературного чтения во 2 классе "Отважный пингвиненок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otvazhnyy_pingvin.docx57.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урока по литературному чтению во 2 классе.

Тема: Г. Я. Снегирев «Отважный пингвиненок»

Цель урока: организация работы детей по овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения  Г. Снегирева «Отважный пингвиненок».

Планируемые результаты:
личностные:

- сформированность у обучающихся ценностно-смысловых установок, направленных

на охрану окружающей среды;

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать свое отношение к герою произведения.

метапредметные - развитие у обучающихся умений:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; (рег)

- учиться работать по предложенному учителем плану (рег)

- предугадывать развитие той или иной ситуации, действия;

- отвечать на вопросы;

- находить в вопросе ключевое слово;

- находить доказательства того или иного высказывания;

- учить находить слова, характеризующие героя;
-  учить определять главную мысль произведения;

предметные - развитие у обучающихся умений:

- соотносить автора и название произведения,

- понимать смысл заглавия произведения,

- составлять  полный пересказ текста, картинный план текста;

- выразительно читать, пересказывать текст от разных лиц.

- размышлять о характере героя

- Создание своего текста на тему «Как ты победил страх».

Оборудование:

Таблицы с умениями  по числу обучающихся в классе,

Печатный вариант текста рассказа (для пометок)

карточки для работы обучающихся в парах с авторами и названиями произведения

цветные карандаша

Карточки слабым о Снегиреве

экран, проектор, презентация, в которой содержится:

фотография Г.Я.Снегирева, его книг;

иллюстрации к сложным для понимания словам и словосочетаниям, которые встречаются в тексте рассказа (отважный, пингвинёнок, вскарабкался, смотрел, стоял, сносил, решился, подошел, закрыл, бросился, вынырнул, закружилась,  вскарабкался, посмотрел, искупался)

фотография пингвинов;

атлас Антарктида

Литература: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г.Горецкий.

                               

Ход урока

«Храбрый не тот,

кто страха не знает,

а тот, кто узнал

и навстречу идет» 

1. Мотивация к деятельности.  12.15

Здравствуйте, ребята. Я вижу, что вы готовы к работе, готовы  узнавать новое, интересное, но и сами готовы поделиться своими знаниями с одноклассниками.

2.Актуализация знаний. 12.16

Учитель: Прочитайте автора и название.

Что вы заметили? (ошибки в авторах, лишнее произведение, из другого раздела)

Посмотрите на карточки, соотнесите правильно автора и название произведения, которые выделены жирным шрифтом, работайте в парах (раскрасить цветными карандашами).

Можете задавать мне вопросы.

Получилось? Давайте проверим ваши ответы по слайду.

 (Обучающиеся находят в таблице перечисленные имена авторов и названия произведений, проверяют правильность выполнения задания.)

Слайд 1 (проверка)

Таблица к разделу  «Люби все живое»

Автор

Произведение

Умения

С.Черный

«Мой щенок»

Составлять краткий и полный пересказ.

Соотносить слова

Составлять картинный план.

Представлять героя.

Отвечать на вопросы, находить в вопросе ключевое слово.

Читать или пересказывать текст от разных лиц.

Предугадывать ситуацию, последствия.

Определять главную мысль произведения

Находить в тексте доказательства

С.Михалков

 «Кто командует?»

Дж. Родари

«Жеребенок»

Г.Я. Снегирев

«Отважный пингвиненок»

М.М. Пришвин

«Ребята и утята»

Е.И. Чарушин

«Страшный рассказ»

В. Сухомлинский

«Почему плачет синичка?»

А. Барто

«Думают ли звери?»

Слайд 2

Учитель: Какой раздел мы начали изучать? «Люби все живое»

Ученики: Назовите изученные произведения

Проверка Д/3.   12.20

Учитель: С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке и кто его автор?

Дети: С.Михалков «Мой щенок».

Слайд 3  (умения)

Учитель: Какими умениями вы овладели, читая это произведение? (раскрасить квадратики)

 Учитель: Кто придумал продолжение истории?

Учитель: Чем вы воспользуетесь, что бы рассказать нам свое продолжение? (текстовый план, картинный план)

Дети рассказывают свою историю.

Учитель: Воспользуйтесь таблицей еще раз и скажите: что вы уже знаете и умеете, а чему вам еще только предстоит научиться?

(Дети отвечают на вопрос учителя.)

12.25 Новая тема

Учитель: Какое следующее произведение в разделе?

Учитель: Итак, какова тема нашего урока? (познакомиться с рассказом Геннадия Яковлевича Снегирева «Отважный пингвиненок»)

Тему прикрепить на доску

12.26

Учитель: Молодцы, вы уже догадались, что сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Геннадия Яковлевича Снегирева «Отважный пингвиненок».

 Учитель: Скажите, а каким умением мы овладеем, когда прочитаем  это художественное произведение?

Читать текст, представлять героя, предугадывать ситуацию. Определять главную мысль произведения.
Учитель:
Итак, каковы задачи нашего урока?

Ученики:

- познакомиться с автором Г.Я. Снегиревым,

- познакомиться с текстом рассказа Геннадия Яковлевича Снегирева «Отважный пингвиненок»,

- предугадывать ситуацию.

 - определять главную мысль произведения

- представлять героя,

- научиться читать текст.

Прикрепить на доску

Учитель: Верно.

Учитель: Мы с вами пока не знакомы с творчеством Геннадия Яковлевича Снегирева и с рассказом «Отважный пингвиненок».

Учитель: С чего же нам начать ?

Дети: Познакомиться с творчеством писателя

12.30

Слайд 4 (фото)

Кто смог найти сведения о Снегиреве?

Учитель или ребенок:

В Москве, в большой коммунальной квартире родился  в 1934 году и жил мальчик, которого звали Гена Снегирев.

Больше всего на свете, он мечтал о путешествиях в дальние края. Был он на Камчатке, в Туркмении, на Курильских островах, на Белом море.

В Антарктиде с интересом наблюдал за удивительными птицами – пингвинами. В двадцать лет Геннадий Снегирев стал писать, писать для детей.

Написал прекрасные рассказы о животных.

Слайд 5 (книги)

Учитель: Посмотрите на выставку книг Геннадия Снегирева. Берите, читайте, путешествуйте вместе с героями Снегирева.

Учитель:  Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на этот слайд? Что он любил? О чем любил писать?

Устно

Снегирев любил … ;

Он писал о ком?, о чем?… ;

Учитель: Молодцы, вы справились с заданием. 

Учитель: Какая вторая наша задача 

- познакомиться с текстом рассказа Геннадия Яковлевича Снегирева «Отважный пингвиненок»   

Посмотрите на экран.

12.35

Слайд 6 с загадкой

(На экране проектора слайд с загадкой.)

Летать не умеют,

но плавают классно,
И
жить круглый год

в Антарктиде согласны,

По снегу идут, не боятся ангины,

А как называются птицы                 (пиныинвг).

Учитель: По каким словам вы определили, о ком идет речь?

Учитель: Что вы знаете о пингвинах? ( работа в 2-х группах, дополняют друг, друга).

Слайд 7,8,9,10,11(фото пингвинов) атлас

Схема информация

         +                

Пингвиненок

Учитель: Вы много знаете о пингвинах, но хотите ещё узнать что-то?        

12.40

Слайд 12

 Учитель: Итак, С каким рассказом мы сегодня   познакомимся

- с  рассказом  Геннадия Яковлевича Снегирева «Отважный пингвиненок».

Учитель: Признаюсь, что прочитав название, я немного удивилась, но потом...., а что потом узнаем сами.

Учитель: Давайте предположим, о чем рассказ (прогноз по названию)

Учитель: Трудно вам помогут ключевые слова 

Предварительное чтение трудных слов из нового текста.

Слайд 13

Пингвиненок, отважный, смотрел, стоял, сносил, решился, подошел, закрыл, бросился, вынырнул,  закружилась,  вскарабкался, посмотрел, искупался,  храбрый.

Учитель: О ком текст? О чем может быть этот текст? Кто такой пингвиненок?

(Прогнозируют учащиеся по ключевым словам)

Слайд 14, 15 с пингвиненком

Дети: Пингвиненок – птенец, малыш.

Учитель: Можете ли вы ответить точно, почему маленький пингвиненок ОТВАЖНЫЙ?

Дети: Нет,  недостаточно информации.

12.45.

Учитель: Это узнаем когда познакомимся с рассказом, одновременно ведем диалог.

Учитель читает: вы слушали внимательно и, конечно поняли:

- Какую важную мысль хотел передать нам автор? Основная мысль текста отражена в его заглавии.

Учитель: Кто подберет синоним к слову отважный? (храбрый, смелый)

Слайд 16

Обсудите в парах

Учитель: Можно ли  пингвиненка из рассказа назвать  храбрым?

Учитель:  Почему автор назвал рассказ не «Храбрый пингвиненок», а «Отважный пингвиненок»?

Давайте обратимся к словарю

Слайд 17

Словарная работа.

Храбрый –  смелый.

Отважный – смелый, храбрый, бесстрашный.

Физминутка из 1 класса  

Неуклюжий шел пингвин

Посреди холодных льдин.

в Антарктиде по дорожке

Прыгал он на правой ножке.

А теперь подскок на левой-

И присел, согнув колени.

Встал, присел –

И пять прыжков:

Очень климат уж суров


Учитель: Как вы себя чувствовали пингвинятами, понравилось ли им пингвинами?

12. 50.

Повторное чтение рассказа. (по напечатанному тексту, с пометками)

Учитель: Сильная группа учащихся читает самостоятельно, слабым читает повторно учитель,  и по ходу чтения делаем пометки на полях.

Пометки:

(+ ) знал

(!) новое для меня (вскарабкался)

(--) думал иначе

(?) нужна информация (вскарабкался)

Учитель: Где можно найти значение слов: вскарабкался? (спросить, звонок другу, интернет, словарь)

Дети  на  свой  выбор где хотят  ищут значение слова ВСКАРАБКАЛСЯ

Дети: Вскарабкался – поднялся, забрался на вершину ……

Схема информация ?????????????????????????

         +                ___

Пингвиненок

        !        ?

Учитель: Можете ли вы ответить теперь точно, почему маленький пингвиненок ОТВАЖНЫЙ?

Учитель: Итак, слова храбрый и отважный – синонимы.

Пингвиненок, о котором рассказал писатель, действительно отважный.

Слайд 18, 19

Давайте представим картину:

Представьте себе: море «холодное», безбрежное; скала высокая (как трехэтажный дом); ветер…Страшно пингвиненку! Очень страшно! («Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней».) Долго он стоял на скале. Глаза от страха закрыл… И все-таки бросился в море! Победил свой страх!

Сильным  составить стихотворение без рифмы (СИНКВЕЙН)

слабым   Выборочное чтение рассказа  по   вопросам

12.55

Учебник с. 92.  Вопросы по тексту от учителя

Учитель:  Докажите, что пингвиненок маленький.

Учитель: Восхищается ли автор маленьким пингвиненком? Докажите.

Учитель: Можно ли произведение назвать текстом – описанием?

Учитель: Найдите и прочитайте описание пингвиненка.

Рефлексия

Соотносят новую информацию со «старой»

Учитель:  Вспомните, что вы знали о пингвинах в начале урока, а что знаете теперь?

Учитель:  Какую важную мысль хотел передать нам автор? (две последние строчки)

Учитель:  Обсудите друг с другом поступок пингвиненка.

Чтение синквейна

Учитель: Молодцы! Теперь давайте вернемся к задачам урока. Как вы думаете, мы их выполнили? (Обучающиеся предлагают свои ответы.)

Сделаем вывод по умениям.

Учитель: Закрасить цветным карандашом автора и название произведения.

Учитель: Найдите в таблице  те умения, которыми вы пользовались на уроке, закрасьте кружки тем же цветом, которым закрасили  название изученного нами сегодня литературного произведения. (Обучающиеся выполняют задание.)

Учитель: В таблице  перечислены литературные произведения из раздела «Люби все живое» мы продолжим изучать произведения из этого раздела.

Домашнее задание:

- читать текст, подготовить описание пингвиненка. 

- Подобрать пословицу к рассказу 

«Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто  узнал и навстречу ему идет».

Слайд 20

Учитель: Приходилось ли вам в своей жизни победить страх? ******

Вспомнить ситуацию из своей жизни, как вы победили страх:
      • 
«Однажды мне пришлось остаться одному дома...»
      • 
«Однажды я пошел гулять и увидел, как...»

                     

План.

  1. Маленький пингвиненок.
  2. Страшно бросаться в море.
  3. Бросился вниз!
  4. Отважный пингвиненок!

Синквейн

Сущ.   пингвин

Три  прил. _______________, ____________________, _____________________.

Три  глагола  _______________, ___________________, _____________________.

Предложение из 4 слов

 _________________  ________________  _______________  _______________.

Вывод ( 1 слово синоним, который повторяет  тему). ____________________________________.

Синквейн

Сущ.   пингвин

Три  прил. _______________, ____________________, _____________________.

Три  глагола  _______________, ___________________, _____________________.

Предложение из 4 слов

 _________________  ________________  _______________  _______________.

Вывод ( 1 слово синоним, который повторяет  тему). ____________________________________.

Синквейн

Сущ.   пингвин

Три  прил. _______________, ____________________, _____________________.

Три  глагола  _______________, ___________________, _____________________.

Предложение из 4 слов

 _________________  ________________  _______________  _______________.

Вывод ( 1 слово синоним, который повторяет  тему). ____________________________________.

Синквейн

Сущ.   пингвин

Три  прил. _______________, ____________________, _____________________.

Три  глагола  _______________, ___________________, _____________________.

Предложение из 4 слов

 _________________  ________________  _______________  _______________.

Вывод ( 1 слово синоним, который повторяет  тему). ____________________________________.

Отважный пингвинёнок.                        Г. Снегирев

          Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка.

У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

          Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

          Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.

          Наконец он решился и подошел к краю скалы.

          Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер.

          От страха пингвинёнок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.

          Это был отважный пингвинёнок. Он первый раз искупался в холодном зеленом море.

       

 

Отважный пингвинёнок.                        Г. Снегирев

          Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка.

У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

          Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

          Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.

          Наконец он решился и подошел к краю скалы.

          Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер.

          От страха пингвинёнок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.

          Это был отважный пингвинёнок. Он первый раз искупался в холодном зеленом море.

       

 

Геннадий Яковлевич Снегирев

«Отважный  пингвинёнок»

Познакомиться с текстом

рассказа Г. Я. Снегирева

Познакомиться с писателем

Г.Я.Снегиревым

 

«Отважный пингвиненок»

Научиться выразительно читать текст

Представлять героя

Предугадывать ситуацию

Определять главную мысль произведения

Умения

1

Составлять краткий и полный пересказ.

2

Соотносить слова

3

Составлять картинный план.

4

 Представлять героя.

5

Отвечать на вопросы, находить в вопросе ключевое слово.

6

Читать или пересказывать текст от разных лиц.

7

Предугадывать ситуацию, последствия.

8

Определять главную мысль произведения

9

Находить в тексте доказательства

10

Читать выразительно

Умения

1

Составлять краткий и полный пересказ.

2

Соотносить слова

3

Составлять картинный план.

4

 Представлять героя.

5

Отвечать на вопросы, находить в вопросе ключевое слово.

6

Читать или пересказывать текст от разных лиц.

7

Предугадывать ситуацию, последствия.

8

Определять главную мысль произведения

9

Находить в тексте доказательства

10

Читать выразительно

Автор

Произведение

Умения

С.Черный

«Мой щенок»

Составлять краткий и полный пересказ.

Соотносить слова

Составлять картинный план.

Представлять героя.

Отвечать на вопросы, находить в вопросе ключевое слово.

Читать или пересказывать текст от разных лиц.

Предугадывать ситуацию, последствия.

Определять главную мысль произведения

Находить в тексте доказательства

С.Михалков

 «Кто командует?»

Дж. Родари

«Жеребенок»

Г.Я. Снегирев

«Отважный пингвиненок»

М.М. Пришвин

«Ребята и утята»

Е.И. Чарушин

«Страшный рассказ»

В. Сухомлинский

«Почему плачет синичка?»

А. Барто

«Думают ли звери?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...