Конспект урока для 4 класса "Бежит тропинка с бугорка..." +презентация
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме

Ражабова Марина Данировна (Шакирьянова)

Цели урока: знакомство учащихся с произведениями М.И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка» , «Наши царства»

Планируемые результаты:

Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы;

                      -развивать читательские навыки осознанного, беглого, выразительного чтения;

                      -научиться выполнять анализ стихотворения

Личностные: -сформированность внутренней позиции школьника;

                                -выражать собственные чувства при чтении стихотворений и в ходе размышлений, анализа;

                      -осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

                      - учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._m.i._tsvetaeva_bezhit_tropinka_s_bugorka_-_kopiya.doc99.5 КБ
Файл tsvetaeva.pptx578.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

 (Программа: Школа России)

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: знакомство учащихся с произведениями М.И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка» , «Наши царства»

Планируемые результаты:

  • Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы; 

                      -развивать читательские навыки осознанного, беглого, выразительного чтения;

                      -научиться выполнять анализ стихотворения

  • Личностные: -сформированность внутренней позиции школьника;

                                -выражать собственные чувства при чтении стихотворений и в ходе размышлений, анализа;

                      -осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

                      - учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

Оборудование: учебник Литературное чтение, автор:  Л.Ф. Климанова, 4 класс- 2 ч., презентация.

Этапы, методы и приёмы.

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Метод – словесный

Приём – подводящий диалог.

1 мин

Громко прозвенел  звонок

Начинается урок.

Слушаем ,запоминаем

Ни минуты не теряем.

Давайте возьмемся за руки вокруг своих столов и передадим друг другу частичку своего тепла, желание работать вместе -

сотрудничать.            

Приветствовать  учителя.

Проверять готовность к уроку.

Регулятивные:

осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Речевая разминка

Метод – словесный.

Приём- чтение чистоговорок.

Мотивационный этап

Метод – словесный;

Приём – инструктаж

Метод- практический,

Приём- проговаривание установки

3 мин

Давайте немного разомнем наши язычки и прочитаем чистоговорку.

Ря-ря-ря: алая заря

Рю-рю-рю: рисую я зарю

Ри-ри-ри: чисто говори 

А сейчас я хочу, чтобы Вы повторили за мной строчки.

Мы  внимательные!

Мы старательные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Читать хором чистоговорку.

Повторять за учителем.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Познавательные:

построение речевых высказываний.

Проверка домашнего задания.

Метод – словесный.

Приём – беседа.

Приём - монологические высказывания.

10мин

Мы путешествуем по разделу “Поэтическая тетрадь”. Вспомните, стихотворение какого поэта мы прочитали на прошлом уроке?  (Сергея Есенина)

Дома вы подготовились их читать выразительно.

Для этого Вам поможет небольшая памятка

Памятка

 1. Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт

2. Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни

3. Соблюдать знаки препинания

4. При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации

Откройте учебник. Прочитайте стихотворение. (Слушание нескольких учеников).

Ваши впечатления от чтения товарищей. За что можно похвалить? Какие замечания? Чтобы Вы хотели отметить?

Вспоминать прошлую тему урока, домашнее задание.

Показать свою готовность по домашнему заданию.

Оценивать своих одноклассников.

Отвечать на вопросы, показать свою готовность по домашнему заданию.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Познавательные:

построение речевых высказываний.

Коммуникативные: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Коммуникативные:  аргументация своего мнения и позиции.

Постановка учебной задачи.

Метод- словесно-наглядный.

Приём- рассказ, просмотр портрета.

7мин

Сегодня мы познакомимся с русской поэтессой, так же горячо любившей свою Родину, своих близких и родных.

Расшифруйте её имя. Что получилось?

анирам  анвонави авеатевц

Марина Ивановна Цветаева

 Я считаю, что Цветаева – первый

поэт XX века. Конечно, Цветаева.

И. Бродский

Красный цвет, праздничный, жизнерадостный и вместе с тем драматически напряженный, избирает Цветаева в качестве знака своего рождения. Рябина станет символом Цветаевских стихов и самой её жизни – яркая и горькая.

Просмотр видеоролика

Марина Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но всё, о чем бы она ни писала, она пропускала через свое сердце, через свою душу. Не случайно поэзию Цветаевой называют «поэзией ее души».

Вся ее жизнь стала величайшим испытанием для нее. Испытанием духа, характера, таланта.

Расшифровывать имя автора

Слушать  и воспринимать рассказ учителя.

Смотреть видеоролик

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

Познавательные:

выделять существенную информацию из текста.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Решение учебной задачи.

Метод- практический, словесно-наглядный.

Приём- работа со словарём, выборочное чтение.

Метод- словесный

Приём- беседа

По школьной программе, вы еще ни один раз встретитесь с произведениями Марины Ивановна, а сегодня мы познакомимся с её стихотворением «Бежит тропинка с бугорка». Можете ли вы предположить,  о чём это стихотворение? Хорошо! Спасибо.

Скажите, какие цели мы перед собой поставим на этот урок?

Сейчас Вы прослушаете чтение стихотворения Марины Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка».  Вы- внимательно слушаете и следите по тексту в учебнике.

Предполагать о чем произведение.

Формулировать  цель и задачи урока.

Слушать чтение учителя.

Познавательные:

анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи.

Регулятивные:

определять цель урока.

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Решение частных учебных задач.

Метод – словесный.

Приём- слово учителя.

Метод- практический. Приём- выборочное чтение.

10мин

Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какие картины вы представили?  Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Грустью по ушедшему детству, грустными, но добрыми воспоминаниями). О чем Марина Цветаева вспоминает с радостью, с восторгом? Прочитайте эти строки.  (Это стихотворение посвящено детским годам. Ее детство – счастливый период жизни.

И все поют о добром, старом,

О детском времени они.

О, дни, где утро было рай,

И полдень рай, и все закаты!)

О чем она грустит? Прочитайте. (Это время свободы, детских игр, волшебных превращений. Поэт указывает на прошлое, которое когда-то было, но оставило глубокий след в душе. Но свой рассказ она ведет, употребляя глаголы настоящего времени: бежит тропинка, движется Ока, звонят колокола, качаются мальвы. Мы вместе с автором смотрим и видим это сейчас, в данную минуту. От этого усиливается впечатление любви, красоты, добра к тому миру, прошлому, которое не вернется. Этот вопрос задает и сам поэт: «Куда ушли, в какую даль вы…», но не отвечает на него.)

Какие картины рисуются вашему взору, когда вы слушаете (читаете) стихотворение? (М. Цветаева говорит о реке Оке. Мы представляем деревню или маленький город на берегу реки Оки, тропинку, бегущую с бугорка, старую церковь.)

В каком пространстве живет ее героиня? Как поэтесса изображает это пространство? (Романтические игры в принцесс, принцев, мушкетеров, так как сарай был замком, лопаты – шпагами.)

Какие образные выражения помогают нам увидеть картины, нарисованные в стихотворении? (Перечисляют олицетворения: сонные луга, спешат удары, поют колокола, ушли дни; бежит тропинка…)

Какие же чувства М. Цветаева передала словами? (Рассказывая о прошлом, М. И. Цветаева говорит о его ценности и вечной памяти, которую сохранит на протяжении всей жизни.)

Как бы вы прочитали это стихотворение?

Подберите синонимы к слову «даль» (Горизонт,ширь, простор)
Подберите антонимы к слову «сон»
(бессоннница, бодрствование,явь.)

В каждом виде искусства имеются свои средства выражения мыслей, чувств автора.

Скажите пожалуйста ребята, а с помощью чего выражает свои чувства, красоту художник? (ответы детей)

А в литературе с помощью чего они выражаются? (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

Объясните, что обозначает каждое из этих средств.

Эпитет – образное художественное определение, содержащее оценку автора.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой.

Олицетворение – наделение неживого свойствами, чувствами живого

Метафора- скрытое сравнение

Спасибо! Какие образные выражения помогают нам увидеть картины, нарисованные в стихотворении?

(Олицетворение – бежит тропинка, лениво движется Ока, спешат удары, поют колокола, ушли дни. Эпитеты – сонные луга. Метафора – сарай – царственный замок…)

И познакомимся со стихотворением «Наши царства».

Можете ли вы предположить,  о чём это стихотворение? Хорошо! Спасибо.

Стихотворение « Наши царства» было написано совсем еще юной Мариной. Давайте попробуем понять его, насладиться талантом поэтессы, увидеть образ ее детства.

Скажите, какие цели мы перед собой поставим на этот урок?

Сейчас Вы прослушаете чтение стихотворения Марины Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка».  Вы- внимательно слушаете и следите по тексту в учебнике.

Слово «царства» – любимое слово автора. Что оно напоминает? (Слово «царства» напоминает образ сказочного детства.)

Прочитайте первые две строфы.

Какое слово здесь повторяется? Объясните слово «владенья». (Владенья (владение) – недвижимое имущество, земельный участок.)

Какое определение подходит к стихотворению? (Счастливый мир детства)

С чем связан счастливый мир детства? (Девочки ощущают себя феями.) Какое чудо происходит в этом царстве? Кто такие «мы»? («Мы» – это Марина Цветаева и ее сестра Анастасия.)

Прочитайте третью строфу. О ком говорится в этой строфе? Какое слово указывает на взрослых? (Здесь говорится о взрослых. Употребляется слово «большие».)

Кто это может быть? (родители сестёр)

С какой интонацией говорят феи о взрослых? (Феи говорят с интонацией недоумения, с чувством досады.)

Почему лишь дикими девочками видят взрослые сестер? Почему «на фею нужен глаз»?

М. И. Цветаева рассказывает о волшебном мире детства. Как вы думаете, каким она считает это  время? (Для автора мир детства – самый счастливый, беззаботный, сказочный, волшебный.)

Прекрасная пора в жизни каждого человека – детство. К этой теме часто обращались не только писатели и поэты, но и художники.

Какие лица у детей? (У детей открытые, счастливые лица.)

Четвертая строфа объясняет причину такого состояния.

Какие слова подтверждают наслаждение?

(…Нам хорошо. Пока еще в постели

Все старшие и воздух летний свеж,

Бежим к себе. Деревья нам качели,

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..)

Какое время поэтесса считает подходящим
для чудес?
(детство) 

С какой интонацией нужно читать эту строфу? Какой знак стоит в конце? (Меняется настроение от озорного, задорного до грустного, тоскливого. Значит, меняется и интонация)

Прочитайте последнюю строфу.

 О чем здесь говорится?

Кому автор задает вопрос?

Выберите одно из стихотворений и подготовьте выразительное чтение в парах. Кто хочет прочитать? Спасибо! За что можно похвалить?

Какие замечания?

Отвечать на вопросы.

Находить подтверждающие строчки в тексте

Описывать своё представление картины стихотворения

Объяснять значение художественных средств выразительности

Отвечать на вопросы.

Находить подтверждающие строчки в тексте

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Находить подтверждающие строчки в тексте

Подготавливать выразительное чтение

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Познавательные:

построение речевых высказываний.

Познавательные:

построение речевых высказываний 

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;

Познавательные:

построение речевых высказываний 

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Познавательные:

построение речевых высказываний 

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;

Итог урока.

Рефлексия.

Метод- словесный.

Приём- слово учителя, беседа.

5мин

Ребята, вспомните,  какие цели мы ставили перед собой. Как вы считаете, мы их достигли? Скажите, с каким стихотворением мы познакомились? Кто автор этого произведения? О чём он писал в этом стихотворении?

Ребята, а  теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке.

В анкетах, вы должны подчеркнуть подходящий вам вариант

Кто хочет прочитать что у него получилось?

Запишите домашнее задание.

Выучить одно из стихотворений из раздела «Поэтическая тетрадь» наизусть.

*найти 5-7 интересных фактов о Д. Н. Мамин-Сибиряке и записать в тетрадь.

Отвечать на вопросы.

Подводить итоги.

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ря-ря-ря : алая заря Рю-рю-рю : рисую я зарю Ри-ри-ри : чисто говори

Слайд 2

Мы внимательные! Мы старательные! Мы добрые! Мы отлично учимся! Всё у нас получится!

Слайд 3

Памятка 1. Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт 2. Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни 3. Соблюдать знаки препинания 4. При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации

Слайд 4

анирам анвонави авеатевц Марина Ивановна Цветаева

Слайд 5

Марина Ивановна Цветаева ( 1982-1941)

Слайд 6

Цели :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Тропинками истории посёлка Жилкино", Путешествие для любознательных пассажиров.

Данная методическая разработка урока по учебному курсу  " Молодой гражданин России",  2 класс, разработана в соответствии с ФГОС. Сверхзадача урока: формирование устойчиво-пол...

Конспект занятия "По заповедным тропинкам"

Конспект занятия кружка «Юные патриоты»По заповедным тропинкам(Занятие - путешествие) Автор: педагог дополнительного образования Азизова Г.Р. Содержательная цель: воспитание гражданина и пат...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Экскурсия по экологической тропе"

Цели: 1.      Уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у основания деревьев, так как начинается сокодвижение; дать п...

План-конспект урока физической культуры «Идём по тропе здоровья!»

Тема урока: «Идём по тропе здоровья». Ученики: учащиеся 2 класса....

Конспект урока "Путешествие по лесной тропе. Экосистема леса"

Данный урок призван закрепить знания учащихся о лесах умеренного пояса, их особенностях  и обитателях, показать отличия хвойных, смешанных и лиственных лесов, показать взаимную приспособленность ...