УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ. БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [У]).
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Куриленко Людмила Николаевна

учить ориентироваться в звуковой структуре слова, проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; воспитывать чувство взаимоподдержки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ
БУКВА
Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА
(ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [У])

Цели: учить ориентироваться в звуковой структуре слова, проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; воспитывать чувство взаимоподдержки.

Ход урока

  1. Повторение изученного.
  2.  Игра «Живые буквы».

Я раздаю карточки: двое учеников получают синюю и зеленую карточки (они «хозяева» домиков), другие дети («буквы») получают карточки с буквами – а, я, о, ё, у, ю.

– Была хорошая погода, все гласные вышли погулять.

Дети-«буквы» выходят из-за парт и гуляют по классу.

– Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. «Буквы» увидели домики и устремились к ним, но «хозяин» мог пустить в них только своих.

Распределитесь, «буквы», каждый в свой домик. (В синий – а, о, у; в зеленый – я, ю, ё.)

Я приглашаю другую группу детей, раздаю им те же карточки.

– Вот опять выглянуло солнышко, буква А постучала в зеленый домик.    Я  обращаюсь к «букве» А.

– Какую букву пригласишь на прогулку? Почему? (Букву Я, так как буквы А и Я обозначают звук [а] после согласных. Букву А пишем после твердых согласных звуков, букву Я – после мягких.)

Аналогичная работа проводится с остальными буквами, после чего я приглашаю  третью группу детей, раздаю им те же карточки.

– Буквы стали играть в прятки. Сначала спрятались гласные, которые пишутся после твердого согласного.

Ученики-«буквы» (О, А, У) присели.

– Назовите эти гласные.

– Потом спрятались гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного. Назовите эти гласные. Чем они знамениты?

Я  обращаю  внимание учеников на то, что буква Ю в прятки не играла.

– Может ли буква Ю обозначать два звука? Сегодня мы продолжим разговор о букве Ю.

Работаем со слогами. Приложение 1

II. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слова «юла».

– «Прочитайте» слово «юла», ведя указкой по схеме звукового состава слова.

– Произнесите слово «юла» так, чтобы отчетливо был слышен первый звук. Назовите его. (Звук [й’].)

– Определите, какой это звук и фишкой какого цвета обозначить? (Согласный, звонкий, зеленая фишка.)

– Произнесите слово «юла» так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Назовите его. (Звук [у].)

– Определите, какой звук и какой фишкой его обозначить. (Гласный, красная фишка.)

– Произнесите слово «юла» так, чтобы отчетливо был слышен третий звук. Назовите его. ([л].)

– Определите, какой это звук. (Согласный, звонкий, синяя фишка.)

– Назовите его мягкую пару. (Звук [л’].)

– Найдите четвертый звук в слове «юла». (Гласный, красная фишка.)

– Сделайте вывод. (Звуки [й’], [у] в начале слова обозначаются буквой ю.)

– Замените фишки, обозначающие звуки [й], [у], буквой ю.

– Определите количество звуков и букв в слове «юла». Для этого еще раз «прочитаем» слово по схеме.

Выполнение звукобуквенного  анализа слова «юбка». Приложение 2

2. Чтение стихотворения.

– Кто такой юнга? Найдите ответ в стихотворении. (Юнга – будущий матрос.)

– Выполните звукобуквенный анализ слова «юнга».

На доске – две модели слов: «юла» и «юнга». Приложение 3

– Какие одинаковые звуки есть в схемах этих слов? (Звуки [й’], [у], [а].)

– Какой буквой обозначен звук [а] в этих словах? (Буквой а.)

3. Дифференцированная работа.

Читающие дети получают карточки.

№ 1. Назовите слова со звуками [й’], [у] в начале слова.

…ля, …ра, …мор, …ноша, …г.

Впишите нужную букву. Подчеркните слова, написанные с большой буквы.

№ 2. Составьте фразы со словом «я», например: «Я... играть» (я играю). Петь, делать, слушать, рисовать, говорить, убирать, мастерить.

– Какой буквой заканчивается каждое из новых слов? Напишите эту букву

Нечитающие дети работают в рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

– Разгадайте кроссворд. (Стул, брюки, груша, клюква.)

– Назовите слово, которое отличается от остальных количеством гласных звуков. (Стул – один гласный звук.)

– Назовите слова, в которых все согласные звуки твердые. (Стул, груша.)

– Объясните, чем похожи и чем различаются слова «брюки» и «груша». (Похожи: количество букв, звуков; различие: звуки [р’], [р].)

– Почему в словах «груша» и «клюква» третьи звуки одинаковые, а буквы разные?

4. Работа по учебнику. «Разгадай кроссворд».

– Обозначьте согласные звуки в словах кроссворда фишками, гласные – буквами. (Кактус, клюв, кукла, люстра, клюшка.)

5. Работа в парах (по учебнику).

Двое учеников работают на доске.

– Попробуйте найти модель каждого слова. (Брюки, лук, клюв, рука.)

– Замените красные фишки на гласные буквы.

– В каком слове не удалось этого сделать. Почему? (В слове «брюки» гласный звук [и]. Какой буквой его обозначить, пока не знаем.)

6. Чтение текста. Приложение 4

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

Что узнали о букве Ю?

 – Назовите гласные буквы, которые пишутся после твердого согласного.

    – Назовите гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного.

– Определите, какие из этих букв могут обозначать два звука. Какие звуки они обозначают?

Приложение

1.Чтение слогов

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\Читаем слоги.png

2. Выполнение звукобуквенного  анализа слова «юбка».

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\2.png

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\Юбка.png

3. Выполнение звукобуквенного анализа слова «юнга».

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\Юнга.png

4. Читаем текст вместе

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\Юла.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучение грамоте 1 класс УМК "Школы России" по теме: " Согласные звуки [б], буквы Б,б ".

Конспект урока содержит хорошее мотивирующее начало урока, достаточное количество упражнений для развития артикуляционного аппарата, задан быстрый темп, подобраны интересные задания, которые позволяют...

Урок обучения грамоте УМК Гармония " Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков. Буквы з, З – с, С"

Урок построен в соответствиии с ФГОС, к нему прилагается презентация в МИМИО....

Урок обучения грамоте 1 класс " Буквы Ч,ч .Звук [ч\' ].

Разработка урока и презентация по обучению грамоте "Буквы Ч,ч. Звук [ч\' ]....

Урок обучения грамоте по теме: "Буква Ю в начале слова и после гласного"

Урок обучения грамоте в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате для детей с ТНР...

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ. БУКВА Е В НАЧАЛЕ СЛОВА (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [Э])

познакомить с гласным звуком [й’э]; учить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру произношения; развивать мышление, устн...

Урок в 1 классе "Буква Я в начале слова (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’], [А])"

Цели деятельности учителя: организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы я в начале слова; научить акцентированно произносить звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выбирать слова ...

Урок обучения грамоте 1 класс "Буква и звуки Фф". УМК "Школа России".

Разработка урока подразумевает использование электронной презентации....