УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ. БУКВА Е В НАЧАЛЕ СЛОВА (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [Э])
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Куриленко Людмила Николаевна

познакомить с гласным звуком [й’э]; учить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру произношения; развивать мышление, устную речь учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ.
БУКВА
Е В НАЧАЛЕ СЛОВА
(ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [Э])

Цели: познакомить с гласным звуком [й’э]; учить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру произношения; развивать мышление, устную речь учащихся.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

Работа в парах.Игра «Собери буквы в лукошко».

На каждой парте разложены карточки. (Одна корзина зеленого цвета, другая – синего.)

Проверка работы. (В зеленом лукошке буквы я, ю, ё, е, так как они пишутся после мягких согласных. В синем – а, о, у, э, так как они пишутся после твердых согласных.)

– Сегодня познакомимся с особенностями  буквы е. Узнаем, какие звуки она обозначает в начале слова.

II. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

– Выполните звуковой анализ слова «ели».

2. Звуковой анализ слова «ели». Приложение 1

Я помогаю интонационно выделить первый и второй звуки.

Модель: первый звук [й’] – самый короткий, мягкий согласный; второй звук – [э], гласный; третий звук – [л’], мягкий согласный, его твердая пара [л]; четвертый звук – [и], гласный.

– Когда звуки [й’] и [э] стоят рядом, они обозначаются одной буквой – буквой е.

Я выставляю букву е на наборном полотне над двумя фишками, обозначающими звуки [й’] и [э].

– Сравните количество букв и звуков в этом слове. (Букв на одну меньше, чем звуков. Два звука [й’] и [э] обозначаются одной буквой – е.)

3. Игра « Живые буквы».

– Назовите первый звук в слове «ели». (Ученик, первым назвавший звук [й’], получает зеленую фишку и остается на своем месте.)

– Назовите второй звук в слове «ели». (Ученик получает красную фишку и т. д.)

– Выйди к доске, «Буква Е». (К доске выходят два ученика с зеленой и красной фишками – это буква е: звуки [й’], [э].)

– Выйди к доске, «Буква И». Выйди к доске, «Буква Л».

– «Буквы», встаньте по порядку, чтобы получилось слово «ели». Проверим. Назовите по порядку свой звук.

– Садись на место, «Звук [й’]». Садись на место, «Звук [э]».

– Садись на место, «Звук [л’]». Садись на место, «Звук [и]» .

4. Игра «Узнай звук».

У с л о в и е: встают только мальчики, если слово начинается со звука [э];

встают только девочки, если ответ начинается со звуков [й’], [э].

– Небольшой чистоплотный зверек с ценным мехом. (Енот – [й’], [э].)

– Поездка по интересным местам. (Экскурсия – [э].)

– Самая низкая школьная отметка. (Единица – [й’], [э].)

Движущаяся лестница в метро. (Эскалатор – [э].)

– Машина с большим ковшом. (Экскаватор – [э].)

– Хвойное дерево. (Ель – [й’], [э].)

7. Дифференцированная работа по учебнику.

– Догадайтесь, какое это слово, если первая буква в нем не ё, а е? (Ежата.)

– Выложите его из букв и цветных фишек. Приложение 2

8. Работа по учебнику. Игра «Продолжи цепочку слов».

– Что изображено первым? (Карандаш.)

– На какой звук обратим внимание в слове? Посмотрите на схемы. (Последний звук [ш].)

– Что изображено вторым? (Шкаф.)

– Назовите первый звук в этом слове. (Звук [ш].)

– Слово «шкаф» начинается с последнего звука в предыдущем слове.

– Назовите последний звук в слове «шкаф». (Звук [ф].)

– С какого звука начинается слово «флаг»? (Звук [ф].)

– Каким звуком заканчивается? (Звук [к].)

– С какого звука должно начинаться следующее слово? (Со звука [к].) И т. д.

Вариант 1:кот – топор – ракета – автобус – сом – мак – крокодил – лук – ключ – чайник – куст.

Вариант 2:крокодил – лук – кот – топор – ракета – ананас – сук – ключ – чайник– куст.

Вариант 3:ключ – чайник – крокодил – лук – куст – топор – ракета – ананас – сук– кот.

  1. Найди слова с буквой е, которая обозначает звуки [й,э ]и [э]. Приложение 3
  2.  Составляем рассказ по картинкам . Приложение 3

III. Итог урока.

О какой букве сегодня говорили?

– Какие звуки обозначает буква е в начале слова? (Звуки [й’]  и [э].)

– Что во время урока вам показалось самым интересным?

Приложение

  1. Звуковой анализ слова ели

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\ели.png

  1. Выполнение звукобуквенного  анализа слова ежи

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\ежи.png

  1. Найди слова с буквой е, которая обозначает звуки [й,э ]и [э]

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\Найди слова с буквой е,которая обозначает звуки й,э и э.png

  1. Составляем рассказ по картинкам

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\Составляем рассказ по картинкам.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте УМК Гармония " Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков. Буквы з, З – с, С"

Урок построен в соответствиии с ФГОС, к нему прилагается презентация в МИМИО....

Урок обучения грамоте по теме: "Буква Ю в начале слова и после гласного"

Урок обучения грамоте в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате для детей с ТНР...

Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ] урок №45 по программе «Начальная школа XXI века», Грамота, 1 класс)

Буква е в начале слова (обозначение звуков      [й’ ] и  [э ]урок №45 по программе «Начальная школа XXI века»,  Грамота, 1 класс)...

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ. БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [У]).

учить ориентироваться в звуковой структуре слова, проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; воспитывать чувство взаимоподдержки....

Урок в 1 классе "Буква Я в начале слова (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’], [А])"

Цели деятельности учителя: организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы я в начале слова; научить акцентированно произносить звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выбирать слова ...

Карточка для урока обучения грамоте. 1 класс. Буква ч. Схемы к словам.

Данная карточка выдается ученикам на урок ,как дополнительный развивающий материал. В ней подобраны картинки на данную букву, схемы слов содержащих нужные звуки.Данный материал позволяет более эффекти...