УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ. ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ М, м
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Куриленко Людмила Николаевна

познакомить с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать фонематический слух; познакомить с понятием «дружба».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ М, м906.3 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ.
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
М, м

Цели: познакомить с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать фонематический слух; познакомить с понятием «дружба».

Ход урока

I. Введение в тему урока.

Учитель. Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить,

   И не вспыхнет ссора из любого спора.

У доски 5 учащихся, в руках держат карточки, на них изображены: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз.

– Назовите первый звук в каждом слове.

– Составьте из этих звуков слово. (Дружба.)

– Как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы детей.)

– Послушайте стихотворение о дружбе.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

– Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с улыбки.)

– Так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает слова – подпевайте.

Звучит песня «Улыбка».

– О чем эта песня? У кого в классе есть друзья? Какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь с другом?

– Рассмотрите картинку. Кто изображен? (Дети.)

– Маша и Миша поссорились. Из-за чего? Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша считает, что с разных. Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?

II. Изучение нового материала.

1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.

– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша».

– Он гласный или согласный?

– Какой это согласный: твердый или мягкий?

– Какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша».

– Он гласный или согласный?

– Какой это согласный: твердый или мягкий?

– Какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

– А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.)

– Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.

– А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать?

2. Звукобуквенный анализ слов Приложение1

  1. 3. Чтение слогов. Работа по учебнику. Вставить пропущенные буквы. Приложение 2

                ма – мо – мя – мы – ми

                му – мё – мю – мэ – ме

4. Составление слов. Приложение

– Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м’] интонационно.

5. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова.

– Прочтите название стихотворения. («Кто кого?»)

– Кто автор? (В. Орлов.)

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами.

                О-би-дел – обидел.

                У-да-рил – ударил.

                Дру-жи-ли – дружили.

                Не по-де-ли-ли – не поделили.

Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми.

– О ком это стихотворение?

– Кто задает вопросы мальчикам?

– Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?

– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

– Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.)

– Послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья».

                С виду мы не очень схожи:
                Петька толстый, я худой,

                Не похожи мы, а всё же
                Нас не разольёшь водой!

                Дело в том, что он и я –
                Закадычные друзья!
                Всё мы делаем вдвоём.
                Даже вместе... отстаём!

                Дружба дружбою, однако
                И у нас случилась драка.
                Был, конечно, важный повод.
                Очень важный повод был!
                Помнишь, Петя?
                – Что-то, Вова, позабыл!
                – И я забыл...
                Ну, неважно! Дрались честно,
                Как положено друзьям:
                   – Я как стукну!
                – Я как тресну!
                – Он как даст!
                – А я как дам!..

                Скоро в ход пошли портфели.
                Книжки в воздух полетели.
                Словом, скромничать не буду –
                Драка вышла хоть куда!
                Только смотрим – что за чудо?
                С нас ручьём бежит вода!
                Это Вовкина сестра
                Облила нас из ведра!

                С нас вода ручьями льётся,
                А она ещё смеется:
                – Вы действительно друзья!
                Вас водой разлить нельзя!

– Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут в трудную минуту.)

6. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок. Приложение 4

– Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.)

– Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.)

– Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.)

7. Работа в парах.

– Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики.)

– Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»).

– Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.)

– Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.)

– Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.)

– Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)

– Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.)

8. Дифференцированная работа по учебнику.

а)Задание для нечитающих детей (под руководством учителя):

– Прочитайте начала предложений и закончите их.

– Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв. (Моё.)

– В чьих именах есть звук [м] или [м’]? Произнесите, интонационно выделяя этот звук.

б) Задание для читающих детей (самостоятельная работа):

– Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос.

Проверка выполнения заданий.

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?

– Какие звуки обозначает буква М?

– Всегда ли буква М обозначает мягкие согласные звуки? Какой еще звук обозначает буква М? (Твердый согласный.)

– Какой фишкой обозначим твердый согласный звук? (Синей.)

– Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)?

– Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук? (Зеленой.)

                Если есть друзья на свете –

                Все прекрасно, все цветет.

                Даже самый сильный ветер,

                Даже буря не согнет.

                Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

                Будем весело шагать.

                При любой погоде дружим –

                Дружбы этой не порвать.

Приложение.

  1. Звукобуквенный анализ слов

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\мяч.pngC:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\мяч1.png

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\мыши.png

  1. Вставить пропущенные буквы

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\вставляем пропущенные буква.png

  1. Соотнесение слов и картинок.

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\Соотнесение слов и картинок.png

  1. Читаем вместе

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\Читаем вместе.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Урок обучение грамоте,1 класс "Знакомство с буквой М"

Конспект урока обучения грамоте по УМК "Школа 2100", можно использовать и  другими УМК....

Урок обучения грамоте_1 класс_«Знакомство с буквой Оо и звуком [o]»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласной буквой О и звуком [o], развития речи, памяти, логического мышления....

Конспект урока обучение грамоте 1 класс " Знакомство с буквой Э"

Конспект крока обучение грамоте  в 1 классе . Тема "знакомство с буквой Э". Материал можно использовать для проведения урока по программе "Начальная школа XXI  века"....

Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс "Знакомство с буквой Ээ"

Презентация к уроку обучения грамоте ( букварный период) по теме "Знакомство с букво Ээ"...

Интегрированный урок обучения грамоте по теме Знакомство с буквой Щ(щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ

Урок обучения грамоте составлен по программе "Начальная школа 21 века" с использованием требований ФГОС....

Открытый урок обучения грамоте 1 класс " Знакомство с буквой "З,з"

Урок обучения грамоте составлен в игровой форме. Кроме учебных целей , акцент сделан на воспитании сочувствия, сострадания ....