УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ. ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ы.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Куриленко Людмила Николаевна

познакомить с буквой ы; учить выполнять звуковой анализ слов, наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твердые – мягкие); развивать фонематический слух, память, внимание, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ы.919.31 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ.
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
Ы.

Цели: познакомить с буквой ы; учить выполнять звуковой анализ слов, наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твердые – мягкие); развивать фонематический слух, память, внимание, речь.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей урока.

II. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слова «рыба». Приложение 1

– «Прочитайте» первый звук в слове «рыба». (Рррыба.)

– Какой это звук? (Твердый согласный звук.)

– Какой фишкой обозначим звук? (Синей.)

– Назовите мягкую пару. (Звук [р’].)

– «Прочитайте» второй звук в слове «рыба». (Рыыыба.)

– Что вы знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)

– «Прочитайте» третий звук в слове «рыба». (Рыб-б-ба.)

– Какой это звук? (Твердый согласный звук.)

– Обозначьте соответствующей фишкой. (Синяя фишка.)

– Назовите его мягкую пару.([б’].)

– «Прочитайте» последний звук в слове «рыба». (Рыбаааа.)

– Что знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)

– Звук [ы] обозначается буквой ы.

2. Знакомство с новой буквой.

– Рассмотрите образцы буквы ы. На что она похожа?                

– Вы знает огромное количество слов с буквой ы. А какие слова можете назвать вы?

– Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и на конце слов.)

– Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать? (В русском языке нет слов, которые начинаются на [ы].)

3. Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой.

Для читающих детей:

– Прочитайте стихотворение С. Маршака.

Для нечитающих детей:

– Выполните работу по индивидуальным карточкам.

Мыла Мила мишку мылом,        Уронила Мила мыло,

Мила мыло уронила.        Мишку мылом не домыла.

– Подчеркните в словах букву ы. (6 букв.)

Вывод: надо просматривать буквы подряд слева направо.

4. Игра «Будь внимателен».

Я  читаю стихотворение М. Пляцковского «У кого растут усы?».

У кого растут усы?

У моржа и у лисы,

У бобра и у крота,

У кота и у кита.

       Есть усы у мотыльков,
      У тюленей, у жуков.
      Есть у зайца и сверчка,
      У сома и хомячка.

                        Есть у тигров и мышей,
                        Есть у львов и у ежей...
                        Даже папа для красы
                        Отрастил себе усы!

– Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)

– Кого еще вы знаете с усами? (Белка, рысь и др.)

5. Звукобуквенный анализ слова «усы».

– Обозначьте звуки фишками и буквами.

6. Самостоятельная работа. Звукобуквенный анализ слова «дым».

– Обозначьте звуки фишками и буквами.

– Вы любите играть в игру «Один – много». Вам нужно образовать множественное число.

Почему вы любите играть в эту игру?

                У буквы ы обычай есть,

                За него хвала и честь:

                Буква ы спокойно может,

                Встав в конце, предметы множить:

                Стол – столы, забор – заборы,

                Пол – полы, узор – узоры.

7. Работа по учебнику.

– Попробуйте догадаться, как нужно назвать картинку, чтобы количество звуков в ее названии соответствовало количеству клеточек на схеме. (Мышка.)

8. Звукобуквенный анализ слова «мышка», звуковой анализ слов                 «бобры»,  «сомы». Приложение 2

– Выполните звукобуквенный анализ слова «мышка», используя фишки и буквы.

– Попробуйте из слова «мышка» сделать слово «мушка» («мошка», «мишка»).

– Что нужно поменять, кроме буквы?

9. Найди слова на картинке. Приложение 3

10. Читаем вместе Приложение 4

III. Итог урока.

 С какой буквой-труженицей познакомились?

– Чем она отличается от всех остальных?– Какой звук обозначает буква ы?

Ы живет в семействе гласных

 –Звуков чистых, четких, ясных,

И, как гласная любая,

 –Мы теперь о том уж знаем,

 –Любит Ы к согласной встать,

Чтобы слог образовать:

Выход, мыло, тыква, пыль,

Мыши, мысли, сыр и быль.

В алфавите Ы важна,

Словно в пище соль нужна.

Приложение.

  1. Звуковой анализ слова «рыба».

                

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\Рыба.png

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\рыбы.png

  1. Звуковой анализ слов«бобры»,  «сомы».

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\бобры.png

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\сомы.png

  1. Найди слова на картинке

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\найди слова на картинке.png

  1. Читаем вместе

C:\Users\User\Desktop\БУКВАРЬ\КАРТИНКИ\Читаем вместе.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Урок обучение грамоте,1 класс "Знакомство с буквой М"

Конспект урока обучения грамоте по УМК "Школа 2100", можно использовать и  другими УМК....

Урок обучения грамоте_1 класс_«Знакомство с буквой Оо и звуком [o]»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласной буквой О и звуком [o], развития речи, памяти, логического мышления....

Конспект урока обучение грамоте 1 класс " Знакомство с буквой Э"

Конспект крока обучение грамоте  в 1 классе . Тема "знакомство с буквой Э". Материал можно использовать для проведения урока по программе "Начальная школа XXI  века"....

Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс "Знакомство с буквой Ээ"

Презентация к уроку обучения грамоте ( букварный период) по теме "Знакомство с букво Ээ"...

Интегрированный урок обучения грамоте по теме Знакомство с буквой Щ(щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ

Урок обучения грамоте составлен по программе "Начальная школа 21 века" с использованием требований ФГОС....

Открытый урок обучения грамоте 1 класс " Знакомство с буквой "З,з"

Урок обучения грамоте составлен в игровой форме. Кроме учебных целей , акцент сделан на воспитании сочувствия, сострадания ....