В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Чернякова Юлия Николаевна

Урок литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы 

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

Конспект открытого урока

по  литературному  чтению в 4-м классе

по рассказу В.П.Астафьева

«Стрижонок Скрип»

Выполнила: учитель начальных классов Чернякова Ю.Н. 

Москва, 28.02.17

ЦЕЛИ: 

обучающие:

  • совершенствование навыка чтения: безошибочного, словами, осознанного, выразительного;
  • расширять словарный запас;
  • закреплять навыки пересказа;
  • учить высказывать свое отношение к происходящему;

воспитательные:

  • формирование личностных качеств: доброты, уважения к природе, бережного отношения к птицам;

развивающие:

  • развивать навыки работы с текстом учебника;
  • развивать познавательной активности;
  • формировать интерес к изучению предмета;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных).

Оборудование: презентация к уроку,  карточки со словами, «Лесенка успеха», записи на доске, учебник «Литературное чтение»  4 класс, сост. Л.Ф.Климанова и др..

                                                             Ход урока.

 1. Организационный момент.

        Стали ровно, расправили  плечи, вдох - выдох. Настроились на урок. Сегодня у нас урок   не совсем обычный,  много гостей.

2.Эмоциональное введение в тему.

Слайд 2 Звучит пенье птиц или звуки природы

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну.

- «Где же эта страна?», спросите вы…Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!

- Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю.

-Продолжаем наше путешествие.

3.Актуализация знаний. 

        Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа». (Красота, птицы, животные, отдых, источник света, тепла и т.д.)

- Кто кроме художников и композиторов описывает красоту природы? ( писатели и поэты).

В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений. Предлагаю вам соединить название произведения и автора. 

Слайд 3

Д.Н.Мамин-Сибиряк                                «Выскочка»

А.И.Куприн                                               «Кабан»

В.П.Астафьев                                            «Приёмыш»

Е.И.Чарушин                                             «Стрижонок Скрип»

М.М.Пришвин                                           «Барбос и Жулька»

4.Подготовка к восприятию нового.

        Тема нашего урока зашифрована в загадке:

Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста,

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает,

Если к нам летит она,

Значит, началась весна.        Отгадка: ласточка.  

-Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли нам её узнать?

- Вы  знаете  другие  виды   ласточек?  (Береговушки)

- Как называют таких ласточек? (стрижи)   -  Чем  отличают?

        Слайд 4

Стрижи - маленькие птицы похожи по внешнему виду на ласточек, но во многом отличаются от них.   Стрижи более всех других птиц живут в воздухе и летают с раннего утра до поздней ночи, в высоких слоях атмосферы. Полёт быстрый, стремительный, что напоминают порхание насекомых и колибри. Скорость до 100 км/час. За время вскармливания птенцов стриж пролетает расстояние  равное кругосветному путешествию. В  сутки летает по 16-17 часов.

        Стрижи пьют, едят и купаются на лету. Ловят насекомых, с помощью клейкой слюны склеивают их в комочки по 400-1500 штук и несут птенцам. Они  гораздо прожорливее ласточек и уничтожают в один день сотни тысяч насекомых, составляющих их исключительную пищу. Стрижи  могут спать в воздухе, от нескольких секунд до нескольких часов. Они взлетают высоко в воздух и парят, изредка взмахивая крыльями.

        Слайд 5

На землю садятся только за строительным  материалом для гнёзд: илом, глиной.  Стрижей еще называют ласточками-береговушками. Они выкапывает   нору длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Темпы работы необычайно высокие: метр канала вырывается за два дня,  а поворотов делать они не умеют, тоннель всегда бывает прямой, как стрела или как пулевой отверстие. Обе птички дружно занимаются устройством гнезда, выстилая его перышками; в высиживании яиц и выкармливании птенцов самец также принимает участие наравне с самочкой.  Береговушка вообще большая аккуратистка. Она единственная среди наших ласточек имеет на тыльной стороне лапок как бы специальные щеточки из перьев, которыми старательно подметает и гнездо, и дно коридора.

5. Постановка темы и цели урока.

Слайд 6

-Тема урока В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

-Как вы думаете, о чём будет текст? Какую цель должны перед собой поставить, чему   научиться?

        Мы узнаем очень интересную и трогательную историю о стрижах.  Должны будем научиться читать правильно, выразительно, анализировать поступки героев.

-Прежде чем читать наше произведение, давайте познакомимся с автором.

        Слайд 7

        Родился Виктор 1 мая 1924 года в селе Овсянка. Он рано потерял родителей, сначала  жил с бабушкой, а затем попал в детский дом. Ещё в детском доме он начал писать стихи, небольшие рассказы, много читал, брал книги у товарищей.

        В 1942 году Астафьев Виктор Петрович добровольно ушел на фронт. На фронте он был шофером, связистом, обычным рядовым солдатом. Астафьев был награжден медалью «За отвагу», орденом «Красной Звезды».

        После войны  поступил на Высшие литературные курсы, стал писателем. Написал много рассказов, повестей о детстве, о войне, о природе. В своих произведениях он призывает нас быть бережливыми к родной земле, к родной природе.

6. Работа над новым материалом.

- Рассказ большой, и сегодня мы прочитаем его часть.

А) Сначала проведем речевую разминку           Слайд 8-9

ЛА-ЛА-ЛА есть у птицы два крыла

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ в небесах парят орлы

РО-РО-РО потерял павлин перо

ЦА-ЦА-ЦА птица вывела птенца

ЧА-ЧА-ЧА птицы нет черней грача

- Прочитайте шепотом, громко, разделяя на слоги, с ускорением.  

Снова птицы летят из далё'ка

К берегам, расторга'ющим лёд,

Солнце тёплое ходит высо'ко

И душистого ландыша ждет.        (А.Фет)

Б) Чтение рассказа учителем и учащимися.

-Откройте учебники на с. 100.            Слайд 10

7. Физкультминутка.

Птички прыгают, летают,  крошки птички собирают (взмахи руками).
Пёрышки почистили,  клювики почистили  
(повороты головы в сторону)
Птички летают, поют, зёрнышки клюют
(наклоняются)
Дальше полетели    и на место сели  
(садятся за парту)

8. Чтение рассказа и его анализ      

А) Для того чтобы все слова были понятны – проведем словарно-лексическую работу.

Мерцало - слабо светилось колеблющимся светом.

Приник – прислонился, плотно прижался.

Задремал –уснул.

Мол, дескать - указывают на то, что говорящий передает чужие слова.

Бесцеремонно – невежливо, грубо.

Потухло – перестало гореть, погасло.

Долбанула – сильно ударила, стукнула.

Неразумные – глупый, несмышленый.

Вожак – ведет за собой, указывает путь.

Яр - высокий, обрывистый, обычно речной и не затопляемый в половодье берег.

Б) Первичное восприятие прочитанного    Слайд 11     

-Где и как родился стрижонок? (в темной норке вылупился из яичка)

-Как повел себя стрижонок? (удивленно пискнул)

-Хорошо ли ему было в гнездышке? (он сначала испугался, а потом прижался к маме и успокоился)

- От чего проснулся стрижонок? ( ему стало холодно, мамы не было рядом)

- Как вели себя птенцы без мамы? (они беспокоились, громко пищали, звали маму)

-Что принесла мама птенцам? (капельку дождя, мошку)

-Кто получил первую каплю дождя? (стрижонок Скрип)

-Почему Скрипу очень хотелось выглянуть из норки? (понравилось, как мама-стрижиха  поила его из клюва)

-Почему мама-стрижиха долбанула  Скрипа клювом по голове? (попытался отнять мошку у братьев)

-За что Скрипу еще доставалось от мамы? (он чуть не выпал из норки)

-По-вашему, правильно поступила мама со Стрижонком? Почему? (она волновалась)

-Где находилась норка Скрипа?  (в глиняном берегу над рекой)

-Был ли у него папа? (не было, его сшибли из рогатки мальчишки, он упал в воду и его унесло куда-то)

-Почему Скрипу очень хотелось выползти из норки? (хотел посмотреть, что дальше пятнышка света, откуда мама приносит еду и ветряные запахи на крыльях)

-Прочитайте, как относилась к этому мама? (она сердилась и сильно била Скрипа клювом)

-Какие враги были у стрижей? (сокол, коршун, ворона, черная гадюка)

-Как стрижи защищаются от них? (все стрижи с криком высыпали из норок и набрасывались на врага)

-Как можно охарактеризовать этих птиц? (дружные, храбрые, самоотверженные)

-Кто является первым учителем Скрипа? (мать стрижиха)

-Как погибла мама? (вылетела на битву с врагом соколом).

-Кто и как позаботился о стрижатах? (вожак Белое брюшко согрел их, стрижихи принесли еду, капли воды  и большого комара)

В). Характеристика героев  

-Какой была мама стрижиха? (теплая и мягкая, серьезная и строгая, хорошая и заботливая, терпеливая и бесстрашная).

-Каким она была воспитателем? (прижала, принесла, отдала, откинула, долбанула, кормила, воспитывала, оберегала, защищала)

-Какие эпитеты для описания Скрипа использовал автор? (голодный, любопытный,  храбрый, догадливый, молодой, сильный, стремительный)

9. Обобщение знаний и закрепление пройденного.

А)Прочитайте пословицы:      Слайд 12     

«Друзья познаются в беде»

«На друга надейся, а сам не плошай»

«При солнышке тепло, при матери добро»

-Выберите пословицу, которая определяет главную мысль нашего произведения.

-Рассказ назван «Стрижонок Скрип».  Почему? Как по-другому его можно озаглавить?

- Хочется узнать, что было дальше? Это  мы узнаем на следующем уроке.

Б)Мы «кинооператоры» . Какие пейзажи вы  выбрали для съемок?   (составить план по картинкам и пересказать).

10. Подведение итогов.

- С каким автором и рассказом познакомились?

- О ком этот рассказ?

- Чем он вам понравился?

- Сегодня  на уроке мы узнали, как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Самооценка: Выставьте итоговую оценку на «лесенке успеха».  (карточки)    

Домашнее задание: выразительное чтение рассказа, пересказ, озаглавить части рассказа.  (На доске)

МЕРЦАЛО

ПРИНИК

ЗАДРЕМАЛ

ПОТУХЛО

ДЕСКАТЬ

БЕСЦЕРЕМОННО

ДОЛБАНУЛА

НЕРАЗУМНЫЕ

ВОЖАК

ЯР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стрижонок Скрип

Урок жизни по произведению В.Астафьева "Стрижонок Скрип"...

Астафьев Стрижонок Скрип урок литературного чтения в 4 кл

Разработка к данному уроку поможет провести Вам урок...

Разработка урока литературного чтения по теме "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России". Второй урок по произведению....

Презентация к уроку чтения по теме:В.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Данная презентация содержит фотографию автора, обложку книги, фотографии ласточек- береговушек. Может быть использована на уроке чтения в 4 классе при изучении рассказа Виктора Астафьева "Стрижонок Ск...

Рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

Конспект урока Рассказ В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип"....

Урок литературного чтения "Стрижонок Скрип"

Урок литературного чтения по программе "Начальная школа XXI века"- слушание и работа с детскими книгами о животных....