ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТЕКСТОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по чтению на тему

Густилина Людмила Владимировна

В данной статье раскрываются возможности урока литературного чтения, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий с использованием фольклора. Даны практические рекомендации по развитию речи, актуализации словарного запаса младших школьников, задания творческого характера, правила ведения диалога на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов №56» г. Курска

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТЕКСТОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Подготовила: Густилина Людмила Владимировна,

 учитель начальных классов

I квалификационной категории

        2016 г.

         Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности обучающегося.

            Коммуникативные УУД – это планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

            Коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели – формированию навыков общения у школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности через родной язык.

 Последнее время все чаще и чаще отечественные школы заявляют о наличии серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетенции детей. Это связывают со снижением уровня читательской культуры, Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Поэтому развитие речи, творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы.

 Речевая деятельность – форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения), представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи.

 Под развитием речи в методике подразумеваются: обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением синонимов, антонимов и др.); развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).

            Для развития речевой деятельности необходимы: поддержка мотивации общения; помощь в достижении цели речевой деятельности – воздействие говорящего (пишущего) на партнера общения, следствием которого являются изменения, происходящие в его информационном поле (понимание – непонимание, вербальная – невербальная реакции – результат); создание условий и средств для достижения цели; формирование умений оперировать способами (действиями, операциями) по достижению цели; формирование умений создавать "продукт" речевой деятельности – содержательное умозаключение (чтение, слушание), текст (говорение, письмо).

С поддержки мотивации общения начинается развитие речевой деятельности и обучение продуктивному диалогу. Подчеркнем, что речь идет не о беседе, не о фронтальной работе, а о диалоге, в ходе которого детьми вместе с педагогом решаются определенные задачи.

Общеизвестно, что младший школьный возраст – период "задавания" детских вопросов. И именно этап обучения детей постановке вопросов является мотивирующим моментом для ребенка, а умение формулировать вопросы – отправным пунктом в решении задач развития речевой деятельности детей в учебном диалоге.

           Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть, как поддержание социальных контактов, так и обмен информацией.

           Правильно организованная система работы по развитию речи младших школьников позволяет максимально развить и сформировать коммуникативные навыки и способности каждого обучающегося. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, научить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью используемых языковых средств.

           С целью развития речи обучающихся в начальной школе целесообразно проводить следующие виды творческих работ на основе произведений фольклора: 1) изложение содержания предложенного фольклорного текста с элементами творческого характера; 2) написание сочинения-миниатюры на тему «Сказочная поляна» по мотивам волшебных сказок и т.п. (Текст должен был быть насыщен прилагательными-эпитетами, чтобы описание получилось ярким, интересным. При этом нужно сохранить язык и стиль волшебный сказки.) Творческие работы могут выполняться младшими школьниками и дома. Например, они оформляют свои сочинения в виде небольших иллюстрированных книжек.

           На уроках русского языка младших школьников знакомят с устным народным творчеством через пословицы, поговорки, сказки, прибаутки, календарный, потешный, игровой фольклор, обучающиеся раскрывают для себя нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважения к старости, взаимопомощи, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, проговаривают и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.

Особый вид устного народного поэтического творчества составляет детский фольклор:

– произведения, связанные с игровыми действиями (частушки и потешки, жеребьевки, считалки, игровые приговорки и припевки, плясовые, шуточные, игровые песни);

– произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий (молчанки, прибаутки, небылицы, колыбельные песни, заклички или скороговорки).     Можно рассматривать как один из видов сочинения написание писем сказочному персонажу с целью определения богатства и разнообразия словаря младших школьников, а также изучение связности, точности, логичности и правильности их речи.

  С целью актуализации словарного запаса младших школьников можно предложить им вспомнить и записать пословицы об учебе. Чаще всего обучающиеся вспоминают такие пословицы: «Иди в науку терпеть муку», «Смотришь в книгу - видишь фигу», «Век живи, век учись», «Азбука – к мудрости ступенька». А с целью уточнения словаря обучающихся – продолжить пословицы. Интересно, что младшие школьники не смогли продолжить пословицы «Дело мастера боится» и «Плуг от работы блестит». Ф вот пословицу «Без труда не вытащить и рыбку из пруда» продолжают все дети.

 Самые распространённые задания с фольклорными текстами следующие: предположи, домысли, нарисуй словами, расскажи со слов героя. Они позволяют включить воображение младших школьников, которое является основой для развития речи.

    Сочинения на основе фольклорных текстов могут быть нескольких видов: сочинение сказки по началу (придумать развитие сюжета и концовку); или наоборот, дана концовка, необходимо придумать начало; сочинение сказки, в которой слова начинались бы на одну и ту же букву; сочинение сказки по картинке; сочинение сказки  на заданную тему; письмо сказочному персонажу; сочинение по картине. Знакомство с полотнами известных художников по мотивам русских народных сказок обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса. Тематика сочинений на основе произведений фольклора может быть следующей: «Сказка о снежинке»; «Письмо сказочному другу», «Три богатыря», «Снегурочка», «Алёнушка» (по картинам В.М. Васнецова).

    Возможности урока литературного чтения, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий ученика, велики. Чтобы дети могли общаться, их нужно учить этому именно в рамках урока литературного чтения.

           Созданию благоприятной обстановки для формирования коммуникативных действий на уроке литературного чтения способствуют игры, игровые приёмы; задания, направленные на развитие творческого воображения. Примером такого задания могут быть рассказ от лица главного героя, комплимент, сочинительство сказок и др.

            Работа на уроке литературного чтения в парах и группах помогает общению, коммуникации, так как у каждого ученика появляется возможность поговорить с интересным и доброжелательным собеседником. Одно из главных условий успешного и продуктивного диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, взаимодействие равных и разных людей, собеседников. Участие младших школьников в играх и специальных упражнениях обеспечивает на уроке возникновение атмосферы выстраивания доброжелательных отношений.

            Вот  некоторые правила ведения конструктивного диалога: каждый имеет право на любую реакцию, кроме невнимания; чтобы быть услышанным, повернись так, чтобы видеть лицо говорящего; хочешь говорить – подними руку; обращение начинается с обращения по имени;  дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;  любая критика должна быть конструктивной и тактичной.

            В формировании коммуникативных универсальных действий (общения друг с другом) помогают следующие упражнения: чтение по ролям, ролевые диалоги, разговор двух героев произведения во время работы в парах, придумывание и передача разговора героев литературного произведения или сказки по телефону, инсценировка отрывка произведения, целого произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.). Очень хорошо способствуют формированию коммуникативных УУД творческие игры, которые дают детям возможность пережить и прочувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события.

           Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте, побуждая обучающихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.

             Библиографический список

Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. – М.: Просвещение, 1963. – 120 с.

Гайворонская Н.И. Формирование УУД младших школьников через издательскую деятельность // Начальная школа плюс минус до и после. – 2012. – № 7. – С. 1–3.

Елисеева М. Т. Работа над изложением и сочинением// Начальная школа. – 1991. – № 5. –  с. 26.

Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М.: «Просвещение, 1988. – 176с.

Озерова И.Н. Формирование коммуникативной культуры детей // Начальная школа. – 2004. – №11. – С. 65.

Соколова Т.Е. Системный подход к развитию речи младших школьников: учеб.-метод. пособие. – Самара, 2008. – 167 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

Групповые формы работы - способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе ур...

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью  ...

Совместная творческая деятельность как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Авторы данной статьи, на примере опыта работы с обучающимися 1 класса, показывают необходимость формирования  коммуникативных навыков...

Доклад на тему : "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения"

Развитие  коммуникативных  УУД происходит  на материале  учебников всех предметных линий посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умени...