Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Курочкина Любовь Ивановна

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО на основе примерной программы  по литературному чтению и учебника «Литературное чтение» авторского коллектива в составе: Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit._cht_4_klimanova_16.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

        Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе примерной программы  по литературному чтению и учебника «Литературное чтение» авторского коллектива в составе: Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г., входящего в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рабочая программа составлена Курочкиной Л.И., учителем начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Новолядинская СОШ», в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Новолядинская СОШ» (утв. 05.05.2016г. приказ №463), Положением о рабочих программах учебных предметов, курсов в соответствии с ФГОС общего образования  (утв. 28.05.2016г. приказ №532).

Структура документа

Рабочая  программа включает разделы: пояснительную записку,   планируемые результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование, содержание учебного предмета.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Новолядинская СОШ» отводит не менее 102 учебных  часов для обязательного изучения литературного чтения в 4 классе, из расчета 3 часа в неделю.

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса рассчитана на 102 учебных часа,  при этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

В результате освоения предметного содержания по литературному чтению у  учащихся, оканчивающих 4 класс, формируются учебные  действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

 У учащихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • осознáние значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой;
  • потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

          получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

         получат возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

 Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приемов решения задач;

          получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;

         получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • относиться  к книге как важнейшей культурной ценности,  к художественным

произведениям как искусству слова;

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осознавать духовно-нравственные ценности великой русской литературы и литературы народов многонациональной России;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы;
  • оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
  • прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • проводить словарную работу;
  • пересказывать подробно и выборочно текст;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой;

получат возможность научиться:

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  •  писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  •  работать с детской периодикой.

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
  • воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
  • понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

 для художественных текстов: 

  • определять главную мысль и героев произведения;    
  • воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором;
  • этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;
  • определять основные события и устанавливать их последовательность; -
  • озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
  • находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде;
  • задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
  • объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

для научно-популярных текстов:

  • определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
  • находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;
  • задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
  • объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и

другой справочной литературы;

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов:

  • устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: 

  • устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: 

  • формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;
  • интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности;
  • устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: 

  • формулировать простые выводы, основываясь на тексте;
  • устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов);

 получат возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Учащиеся научатся:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеу-

чебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу;

получат возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Учащиеся научатся:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
  • отличать на практическом уровне прозаический текст
    от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет);

 получат возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Учащиеся научатся:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);

 получат возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушан-

ное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы,  раздела

Кол-во часов

1.

Книга в мировой культуре

5

2.

Истоки литературного творчества

15

3.

О Родине, о подвигах, о славе

10

4.

Жить по совести, любя друг друга

10

5.

Литературная сказка

20

6.

Великие русские писатели

28

7.

Литература как искусство слова

4

 

Резерв времени

10

Итого:

102

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  Книга в мировой культуре   (5 ч)

 Книга как особый вид искусства. Книги, прочитанные летом. Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Основные понятия раздела: библиотека, алфавитный каталог, аннотация. Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». История книги. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа  с разными видами информации.

Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке.

Круг чтения.  Из «Повести временных лет».   «Летописец Нестор». М. Горький. «О книгах».  Рассказ о своей домашней библиотеке.

   Истоки литературного творчества  (15 ч) 

Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Библия - главная священная книга  христиан. Виды устного народного творчества. Особенности фольклорного текста. Пословицы разных народов. Смысл притчи. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Устное сочинение по картине. В. Васнецов «Гусляры», «Богатырский скок». Особенности былинных текстов. Сравнение былины со сказочным текстом. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Славянский миф. Особенности мифа. Мифы Древней Греции. Сказки о животных. Создание сказки по аналогии.

Круг чтения. Из книги «Притчей Соломоновых» (из «Ветхого Завета»). «Притча о сеятеле», «Милосердный самарянин» (из «Нового Завета»). Былины:  «Исцеление Ильи Муромца», «Ильины три поездочки». «Мифы Древней Греции». «Деревянный конь». Мифологический словарь Е.Мелетинского. Тайская народная сказка: «Болтливая птичка». Немецкая народная сказка. «Три бабочки», «Царь и кузнец». Притча «Шрамы на сердце».

   О Родине, о подвигах, о славе  (10 ч)

Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.  Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Сравнение произведений художественной литературы и живописи. Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. Историческая песня. Великая Отечественная война 1941- 1945 годов. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. Историческая литература для детей.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Фотография- источник получения информации. Творческий проект на тему  «Нам не нужна война».

Круг чтения. К.Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. Н. Языков «Мой друг! Что может быть милей…», А.Рылов «Пейзаж с рекой», С. Романовский «Русь». В. Серов «Ледовое побоище», Н.Кончаловская «Слово о побоище ледовом»,  Ф. Глинка «Солдатская песнь».

Р. Рождественский «Реквием», А. Приставкин «Портрет отца»,  В.Костецкий «Возвращение» ,  Е. Благинина «Папе на фронт» , В. Лактионов «Письмо с фронта»,  С.Фурин «Чтобы солнышко светило». В. Орлов «Разноцветная планета»,  Ф.Семяновский «Фронтовое детство».

   Жить по совести, любя друг друга   (10 ч)

Основные понятия раздела: ответственность, совесть. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Рассказы А.К. Толстого, А.Гайдара, М.Зощенко, Н.Носова, В. Драгунского.  Смысл и герои рассказа. Создание текста по аналогии. Соотнесение содержания текста с пословицей. Создание выставки «Писатели - детям». Особенности юмористического текста.

Круг чтения. А.К. Толстой «Детство Никиты», А.К. Толстой «Детство Никиты», И.Суриков. «Детство». А.Гайдар « Тимур и его команда», М.Зощенко «Самое главное». И.Пивоварова «Смеялись мы - хи-хи…»,  Н.Носов «Дневник  Коли Синицына», Носов «Метро»,  Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома».

   Литературная сказка  (20 ч)

Основные понятия раздела: отзыв на книгу, переводная литература. Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.  Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В.Даль, К.Ушинский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой. Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок. Особенности зарубежной литературной сказки. Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Особенности зарубежного сюжета. Представление книги «Сказки Г.- Х. Андерсена». Сравнение с русской литературной сказкой. Создание сказки по аналогии.

Круг чтения. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», Сказки Шарль Перро «Мальчик – с – пальчик», «Спящая красавица» , Г.- Х. Андерсен «Дикие лебеди», «Пятеро из одного стручка», И. Токмакова. «Сказочка о счастье», С.Аксаков «Аленький цветочек». Ш.Перро «Красавица и Чудовище», Э. Хогарт «Мафин печёт пирог».

   Великие русские писатели  (28 ч) 

Основные понятия раздела: средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

 Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

 Сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему « Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Особенности литературной сказки. Волшебные предметы в сказке. Волшебные помощники в сказке. Сравнение литературных сказок. Сравнение произведений живописи и литературы. Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», А. Куинджи «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы.  Сочинение по картине И. Левитана. «Вечерний звон». Сообщение о М. Лермонтове,  Л. Н. Толстом. Особенности исторической песни.

Круг чтения. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях  «Осень», Е. Волков «Октябрь», А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами…», Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», И.Козлов «Вечерний звон»,  М.Ю. Лермонтов «Горные вершины» , Гёте. Перевод В. Брюсова, М.Ю. Лермонтов «Тифлис», « Дары Терека»,  М.Ю. Лермонтов, «Крестовая гора», «Утёс»,  « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»,  «Бородино»,  Л. Н. Толстой «Maman» (из повести «Детство»),  И.Никитин «Когда закат прощальными лучами…» , «Гаснет  вечер, даль синеет…» , И. Бунин « Ещё холодно и сыро…» , Н.Некрасов «Мороз, Красный нос», И.А. Крылов «Ворона и лисица».     

Литература как искусство слова (4 ч)

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной и зарубежной литературы.  Жанровое разнообразие произведений. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Круг чтения. А. Толстой «Детство Никиты», А. Гайдар «Тимур и его команда», Н. Носов «Метро», Л. Н. Толстой «Петя Ростов».

 Резерв времени  (10 ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...