Технологическая карта урока литературного чтения "Законы докучной сказки", ПНШ
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Цейнер Виктория Алексеевна

Технологическая карта урока литературного чтения "Законы докучной сказки", ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_chtenie_1_klass_pnsh.rar1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения, интегрированный с изобразительным искусством в 1 классе

Учитель: Цейнер В.А.

УМК: Перспективная начальная школа

Тема: Законы докучной сказки «Сказка про сороку и рака»

Форма проведения: Урок-путешествие литературного чтения, интегрированный с изобразительным искусством

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Цель:

Образовательная: создание условий для формирования знаний об особенностях сказки (повторы), сюжетно-композиционных особенностях жанра докучной сказки; формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний о докучных сказках

Деятельностная: формирование способности учащихся к составлению докучной сказки с соблюдением особенностей (законов)

Задачи:

  • рассмотреть особенности (законы) докучной сказки;
  • способствовать развитию умения первоклассников самостоятельно составлять докучную сказку;
  • совершенствовать творческие способности по созданию рисунка к сюжету докучной сказки с определением композиции;
  • прививать учащимся интерес к чтению

Оборудование: учебник «Литературное чтение», 1 класс (Н.А. Чуракова), компьютер, презентация, карточки со словами, конверты с заданиями, конверты для рефлексии, краски, карандаши, белые листы формата А4

Формы работы: фронтальная, в группах; творческая

Ход урока:

Действия учителя

Действия учеников

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: эмоциональный настрой обучающихся, мобилизация на учебное взаимодействие

  • Читает стихотворение: 

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам. (СЛАЙД 1)

- Ребята, давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем удачи сегодня на уроке.

  • Учащиеся настраиваются на работу, дарят друг другу улыбки, желают удачи
  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий 

- На прошлых уроках мы с вами отправились в путешествие, давайте вспомним тему путешествия? (Путешествие на огороды Бабы Яги)

 - Верно, мы продолжаем наше путешествие и на пути нам встретились ... чтобы узнать кто, отгадайте загадку.

СЛАЙД 2 (на экране изображение репейников)

- Ребята, сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы. (СЛАЙД 3) 

Организует работу в группах: раздает конверты с ребусами

- Какое слово спрятали от нас репейники?

- Молодцы!

- Вспомните, какие именно сказки любят репейники?

- Что означает слово докучать?

СЛАЙД 5 (на экране появляются репейники)

  • Отвечают на вопрос учителя
  • Отгадывают загадку:

                                      Кто ни прикасается,

                                      За того цепляется

                              (Репейник.)

  • Учащиеся слушают задание репейников (звуковая запись СЛАЙД 2.

 «И снова здравствуйте, ребята. Вы продолжаете путешествие в огороды Бабы Яги. Для того, чтобы пройти дальше, в Волшебный Лес, вам нужно выполнить задание, которое мы приготовили для вас. Вам нужно разгадать ребусы и узнать какое слово мы спрятали от вас. Желаем вам удачи»)

  • Учащиеся вспоминают правила работы в группах

  • Разгадывают ребусы (семья, клей, ам, закладка, карта, аист)
  • Проверяют (СЛАЙД 4)
  • Учащиеся читают по первым буквам каждого слова: СКАЗКА
  • Учащиеся отвечают на вопрос учителя (Репейники любят докучные сказки)
  • Учащиеся вспоминают лексическое значение слова «докучать» и подбирают к нему близкие по смыслу слова
  1. Формулирование темы и задач урока

Цель: формулирование темы учащимися с помощью учителя и постановка цели урока

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Чему будем учиться?

  • Формулируют тему и цель урока
  1. Выявление места и причин затруднения

Цель: выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности,

которых недостает для решения исходной задачи

Работа с учебником (стр. 8)

- Кто изображен на иллюстрации?

 - Сорока открыла так сильно клюв, что, кажется, у неё голова идёт кругом. Интересно, почему? Внимательно посмотрите на иллюстрацию. Вы догадались? (Сюжет сказки движется по кругу)

Учитель читает сказку

- Понравилась вам докучная сказка?

Организует чтение сказки учащимися по цепочке

- Чем докучные сказки отличаются от других известных нам сказок?

  • Учащиеся слушают обращение от репейников (звуковая запись СЛАЙД 5)

(«Молодцы, ребята, со всеми заданиями справляетесь хорошо. Мы очень не хотим с вами прощаться, поэтому  приготовили еще несколько интересных заданий для вас. Следующее задание – прочитать одну из наших любимых докучных сказок в учебнике. Надеемся, что эта докучная сказка понравится вам также сильно»)

  • Учащиеся открывают учебники на стр. 8
  • Рассматривают иллюстрацию
  • Отвечают на вопросы учителя

  • Слушают сказку
  • Рассказывают о своих впечатлениях
  • Читают сказку по цепочке
  • Называют особенности (законы) докучной сказки (СЛАЙД 6)

(Сюжет сказки движется по кругу, элементы сказки повторяются, сказка бесконечная)

  1. Физминутка

Цель: смена поз, двигательная разминка

Проводит зрительную гимнастику

  • Выполняют движения
  1. Закрепление системы знаний в группах

Цель: создание условий для формирования знаний об особенностях сказки (повторы), сюжетно-композиционных особенностях жанра докучной сказки; формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний о докучных сказках 

СЛАЙД 7 (на экране появляются репейники)

- Ребята, кто пишет сказки? (писатель), а кто рисует иллюстрации к ним? (художник)

- Сейчас, по просьбе наших гостей репейников, вы будете в роли писателей и художников.

- Работать будем в группах, ваша задача -  распределить роли, кто-то будет писать сказку, а кто-то рисовать к ней иллюстрации.

Учитель организует работу в группах (каждая группа получает конверт с темами докучных сказок)

1 группа -  Белочка и Дятел

2 группа – Медведь и пчела

3 группа -  Лиса и заяц

4 группа – Кошка и мышка

Учитель наблюдает, советует, дает рекомендации

  • Учащиеся слушают следующее задание репейников (звуковая запись СЛАЙД 7)

«Ребята, вы узнали наши любимые докучные сказки. А теперь мы хотим, чтобы вы рассказали нам свои докучные сказки, но не просто придумали и рассказали, а еще нарисовали к ним интересные и веселые рисунки. Будем с нетерпением ждать!»

  • Учащиеся отвечают на вопросы учителя
  • Распределяют между собой роли
  • Работают в группах
  • Получают конверты, читают тему для своей сказки
  • Учащиеся составляют докучную сказку
  • Рисуют иллюстрации к сюжету, используя белые листы формата А4, краски и цветные карандаши

 

  1. Презентация творческих проектов

Цель: предоставление выполненной работы

Учитель учувствует в коллективном анализе и оценки результатов проекта

СЛАЙД 8 (на экране появляются репейники)

  • Каждая группа демонстрирует свои проекты: рассказывают докучную сказку, представляет рисунки
  • Учащиеся слушают обращение репейников (звуковая запись СЛАЙД 8) 

«Молодцы, ребята! Ваши докучные сказки нам очень понравились. Настало время прощаться, мы были очень рады с вами познакомиться. До новых встреч»

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: выявление уровня выполнения учащимися поставленных задач, продвижения в учебном материале; формирование адекватной самооценки

- Чему мы сегодня учились на уроке?

 - Чему научились?

-  У вас в конвертиках лежат три репейника: красного, жёлтого и зелёного цвета.          Эти цвета говорят нам о том, понравился ли вам урок, всё ли вы поняли

и запомнили (красный – всё получилось, мне было всё понятно, жёлтый – мне понравилось, но были ошибки, зелёный – я ничего не понял) СЛАЙД 9

Учитель дает словесную оценку работы учащихся на уроке,

благодарит их за работу

  • Проводят рефлексию деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме – 2 часа.

1.      Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль...

технологическая карта урока :"Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина"

Технологическая карта урока :"Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина"...

технологическая карта урока литературного чтения «Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе раб...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...

Технологическая карта урока литературного чтения "Народная сказка "Каша из топора" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа народной сказки «Каша из топора», формирование навыков работы с текстом.Задачи урока:Дидактические:1. Познак...