Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «Читай, думай, рассуждай!» для 1 класса
    рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

    Иванова Ольга Анатольевна

    !

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma-po-vneurochnoj-deyatelnosti-ivanova_01.docx45.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Департамент образования города Москвы

    Государственное автономное профессиональное образовательное

    учреждение города Москвы

    «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина» shkola493@yandex.ru

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ПО  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    КУРСА «Читай, думай, рассуждай!»

    для 1 класса

    Рабочая программа составлена на основе:

    Практических  пособий

    «Как преодолеть трудности в обучении детей». Ануфриев А.Ф., 1997 Костромина С.Н., Издательство "Ось-89", 1997

    «Как преодолеть трудности в обучении чтению». Костромина С.Н.,Нагаева Л.Г., Издательство "Ось-89", 1999

               «Методические рекомендации к «Игробуквотеке»». Калинина И.Л.,Тверь,      творческое объединение «Книжный клуб», 2010            

    учителем начальных классов

    Ивановой Ольгой Анатольевной

    ivanova2607@yandex.ru

    Москва 2015

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА  

    НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

      Дополнительная образовательная программа имеет естественно-научную  направленность. Программа рассчитана на детей, знающих буквы, но испытывающих трудности на начальном этапе овладения навыком чтения.

    АКТУАЛЬНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    В современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение нестандартных задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов развития мышления. Систематические занятия по учебно-методическому комплекту «Как преодолеть трудности в обучении чтению», а так же упражнений по методике Калининой, где обучение чтению происходит с опорой на психофизиологическую основу этого навыка, на согласованную работу зрительного, акустического и кинестетического (моторного) анализаторов и умственное развитие происходит через развитие наблюдательности, восприятия, всех видов памяти, мышления, воображения (на доступном для детей материале), могут помочь в решении данных актуальных проблем современной начальной школы.

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ

    В основе программы лежит идея последовательного формирования навыков слогового чтения у ребенка, развития мышления, внимания, речи и воспитание социально-адаптированной личности ребенка. Каждая образовательная деятельность – новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие речи, так и через практическую деятельность ребенка. Для первокласснтков,испытывающих трудности при овладении чтением, характерно интуитивное, чувственное, образное мышление, понятийное мышление у них,как правило, не сформировано.

    Основываясь на многолетнем опыте коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста   А.Ф.Ануфриева, С.Н.Костроминой, И.Л.Калининой, методика которых предусматривает такие методы  и приемы работы, которые учитывают психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и сводят до минимума трудности с усвоением материала и была создана эта программа.

    Программа опирается на научные принципы её построения, принципы развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка:

    – принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка);

    – принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения;

    –  принцип непрерывности образования ;

    – принцип системности .

    В программе учтены и общедидактические принципы (научности, постепенности усложнения, перспективности, доступности).

    ЦЕЛЬ КУРСА

    – овладение   навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения

    ЗАДАЧИ

    - развивать фонематическое восприятие;

    - научить сливать буквы в слоги разной степени трудности;

    -формировать умение читать и одновременно понимать смысл читаемого ;

    - развивать речь, мышление, воображение, память школьников.

    ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    Рабочая программа составлена на основе практического пособия А.Ф.Ануфриева, доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогического университета и С.Н.Костроминой, кандидатом психологических наук «Как преодолеть трудности в обучении детей» по диагностике типичных трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания детей, их локализации и последующей коррекции с помощью психодиагностических методик и коррекционных упражнений.

      Программа «Читай,думай,рассуждай!» обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.

     Каждое занятие -это урок-игра ( применение нетрадиционных форм уроков– это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация, посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности) вместе со сказочными героями (причем их появление строго по алфавиту) призвано планомерно решать эти задачи.

    С целью дать возможность коллегам  использовать данную программу в максимальном объеме, в качестве приложения представлены цифровые ресурсы.

    Рабочая программа рассчитана на 60 часов (2 часа в неделю из расчета графика занятий с октября по апрель включительно)

    ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 

     В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий .Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей , в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников или героев сказок.

    Форма организации образовательного процесса:

    Урок-игра

          Методы:

    Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

    Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под  руководством).

    Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

    Контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, письменный самоконтроль).

    Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

    Технологии обучения:

    Личностно ориентированного образования

    Игровые

    Информационные

    Деятельностного метода

     Развитие общеучебных умений

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Личностные результаты:

    • осознавать роль речи в жизни людей;
    • оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
    • объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

    Метапредметные результаты:

    • соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
    • реализовывать простое высказывание на заданную тему;
    • ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
    • самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации,;
    • учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
    • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
    • определять и формировать цель  деятельности с помощью учителя;
    • проговаривать последовательность действий на занятии;
    • учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией;
    • учиться работать по предложенному учителем плану

    Предметные результаты:

    •  Осмысленно, выразительно, без ошибок читать целыми словами текст;.
    •  Умение правильно определять интонационную окраску предложений.
    •  Умение описывать предмет.
    •  Умение озаглавливать текст.
    •  Умение составлять рассказ по серии картинок.
    • Умение выполнять логические упражнения по грамматике
    • Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного

    СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1.«Как преодолеть трудности в обучении детей». Ануфриев А.Ф., 1997 Костромина С.Н., Издательство "Ось-89", 1997

    2.«Как преодолеть трудности в обучении чтению». Костромина С.Н.,Нагаева Л.Г., Издательство "Ось-89", 1999

    3.«Методические рекомендации к «Игробуквотеке»: букварь для дошкольников». Калинина И.Л.,   Тверь, творческое объединение «Книжный клуб», 2010

    4. «Сборник упражнений по чтению для учащихся 1 – 2 классов». Калинина И.Л., Москва. Флинта. Наука. 2000.

    5. «Учим детей читать и писать». Калинина И.Л.,  Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов. Москва. Флинта. 1997.

    6. «Формирование первоначального навыка чтения: проблемы и перспективы». Калинина И.Л.Статья в журнале «Начальная школа», № 2 , 2009 год.

    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

    ЧИТАЙ, ДУМАЙ,РАССУЖДАЙ!

    «Учусь читать играя! Буду  читать хорошо!»

    Дата

    Тема занятия

    Содержание учебного  материала

    1-2

    Октябрь

    В гостях у Айболита

    Повторение букв и соответствующих им звуков. Составление, чтение, нахождение  слогов.

    Настольно-печатная игра «Что изменилось?»

    Чтение слов с пропущенными буквами.

    Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений

    3-4

    Октябрь

    Играем с Белоснежкой.

    Чтение слогов. Уточнение звучания гласных звуков и образа соответствующих им букв. Дифференциация артикуляции гласных звуков. Составление слогов. Дифференциация произношения и звучания, твердых и мягких согласных звуков. Расширение поля зрения. Чтение слов с пропущенными буквами.

    Выполнение упражнений на узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка

    5-6

    Октябрь

    Объясняем  Винни-Пуху

    Работа по увеличению бокового зрения. Чтение слогов. Закрепление умения различать твердые и мягкие согласные  звуки. Чтение слов с пропущенными буквами. Составление слов.

    Настольно-печатная игра «Найди к картинке слово»

    Выполнение упражнений, направленных на увеличение объема внимания

    Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов

    7-8

    Октябрь

    Задания от Герды

    Чтение слогов на скорость. Чтение и составление слогов.

    Настольно-печатная игра «Найди к картинке слово»

    Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания

    9-10

    ноябрь

    Помогаем  Дюймовочке

    Чтение слогов на скорость. Чтение слогов со стечением согласных

    Выполнение упражнений, направленных на увеличение объема внимания

    Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания

    Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов

    11-12

    ноябрь

    Советуем   Емеле

    Чтение слогов на скорость. Чтение слогов со стечением согласных

    Выполнение упражнений, направленных на увеличение объема внимания

    Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания

    13-14

    ноябрь

    Соревнуемся  с Ёжиком

    Чтение слогов на скорость. Чтение слогов с убыстрением. Сопоставление слов с одинаковыми элементами (буквами,слогами)

    Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания

    15-16

    ноябрь

    Упражнения от Жар-Птицы

    Чтение слогов на скорость. Чтение слогов и слов. Составление слов.

    Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов

    17-18

    декабрь

    Помогаем  Золушке

    Чтение слогов  и слов на скорость .Распределение слов по группам. Придумывание слов с заданным слогом.

    Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов

    19-20

    декабрь

    Учим Иванущку – дурачка

    Обозначение мягкости с помощью мягкого знака. Разучивание чистоговорок

    21-22

    декабрь

    Играем с Карлсоном

    Чтение слов и нахождение лишнего. Чтение чистоговорок

    Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов

    23-24

    декабрь

    Путешествуем с Лунтиком

    Группировка слов по слоговому составу.

    Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления

    25-26

    декабрь

    На уроке у  Мальвины

    Составление слов.

    Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления

    27-28

    январь

    Строим с  Ниф-Нифом, Наф-НАфом, Нуф-Нуфом

    Составление словосочетаний.

    Игры на формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля

    29-30

    январь

    Сказки от Олле-Лукойе

    Чтение словесных «лесенок» Восстановление пропущенных окончаний.

    Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления

    31-32

    январь

    Сочиняем с  Пьерро

    Составление словосочетаний.

    Чтение слов, содержащих схожую часть.

    Игры на формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля

    33-34

    февраль

    В гостях у Русалочки

    Составление устойчивых  словосочетаний. Чтение словесных «лесенок»Развитие поля зрения

    Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления

    35-36

    февраль

    Загадки Соловья  Разбойника

    Чтение загадок.

    Решение буквенных примеров

    Игры на формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля

    37-38

    февраль

    Стихи Тортиллы

    Рифма. Чтение стихотворного текста.

    Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления

    39-40

    февраль

    Читаем с Умкой

    Чтение текста с неполными словами

    Игры на формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля

    41-42

    март

    Пословицы Финиста Ясного сокола

    Чтение и восстановление пословиц. Упражнение «Слово закружилось»

    43-44

    март

    Любимые стихи Хоттабыча

    Чтение и восстановление стихотворений

    Упражнение «Слово закружилось»

    45-46

    март

    Хитрости Царевны-Лягушки

    Чтение текста на скорость. Чтение загадок.

    Упражнение «Слово закружилось»

    47-48

    март

     Недосказанная сказка Чиполлино

    Чтение текста,нахождение трудных слов.Развитие познавательного чтения

    49-50

    март

    Проделки Шапокляк

    Упражнение «Слово закружилось»

    Нахождение ошибок в тексте.

    51-52

    апрель

    Вместе с отважным Щелкунчиком преодолеваем трудности

    Чтение текста с выделением трудных слов.

    Упражнение «Разорви цепочку слов»

    53-54

    апрель

    Спасаем друзей Элли

    Чтение текста на скорость

    Упражнение «Разорви цепочку слов»

    55-56

    апрель

    Ребусы чуда-Юда

    Составление вопросов к тексту

    Упражнение «Разорви цепочку слов»

    57-58

    апрель

    Викторина бабы  Яги

    Ответы на вопросы по тексту

    Упражнение «Разорви цепочку слов»

    59-60

    апрель

    Праздник «Кто много читает,тот много знает»

    Чтение текста на скорость

    Составление вопросов к тексту

    Ответы на вопросы по тексту

    Нахождение ошибок в тексте


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности Курса «Гражданско – патриотическое воспитание» для 3 класса «Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ»

    Рабочая программа по внеурочной деятельностиКурса «Гражданско – патриотическое воспитание» для 3  класса«Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ»...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности Курса «Общественно-полезная деятельность» для 3 класса

    Рабочая программа по внеурочной деятельностиКурса «Общественно-полезная  деятельность» для 3  класса...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " Весёлые нотки " для 1-4 классов

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361525","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 99px; width: 120px;"}}]]Рабочая программа внеурочной деятельности...

    Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности курса музыкальный театр "Шутка" 1-4 классы

    Мной разработана авторская рабочая программа по внеурочной деятельностикурса музыкальный театр "Шутка" 1-4 кл....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " В мире книг" 4 класс.

    Пояснительная записка      Рабочая программа по курсу «В мире книг» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена на основании авторской программы Л.А.Ефрос...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " Детская риторика"для обучающихся 2 класса

    Рабочая программа курса" Детская риторика" предназначена для обучающихся 2 класса.Цель: научить речи,формирование коммуникативных умений....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК» в 3 классе

    Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Юный математик " для 3 класса составлена по ФГОС. В результате изучения курса "Юный математик" у учащихся будут сформированы УУД...