Главные вкладки

    Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности курса музыкальный театр "Шутка" 1-4 классы
    рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

    Дедюрина Алла Владимировна

    Мной разработана авторская рабочая программа по внеурочной деятельности

    курса музыкальный театр "Шутка" 1-4 кл.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    к рабочей программе по внеурочной деятельности

    курса Музыкальный театр «Шутка» 1 – 4 классы

    Данная программа, является результатом всей моей педагогической деятельности (41 год) в детских музыкальных театрах: ДМШ № 14 Колпинского района, Клуб Ученых НИИЭФА, общеобразовательная школа №621 и начальная общеобразовательная школа № 453.

    Впервые программа была утверждена в 1993 году квалификационной комиссией, председателем которой, являлся заведующий кабинетом музыки АППО - Едунов С. М.

    Детские Музыкальные коллективы, в которых я работала, были многократными дипломантами и лауреатами районных, городских и международных театральных конкурсов и фестивалей.

    Программа дополнялась, корректировалась в зависимости от возраста детей и в связи с прохождением курсов повышения квалификации по специальности

    «Режиссёр детских музыкальных театров» на базе Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. В настоящее время, программа по курсу «Музыкальный театр «Шутка» разработана  для 1 – 4 классов начальной школы общеобразовательных учреждений (во внеурочное время). Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

    Общая характеристика курса и концепция предмета:

    Теоретической основой материала для всех классов обучения служит учение К. С. Станиславского и интерпретация его идей, предложенная П.М. Ершовым, с постепенным усложнением творческого материала.

    Содержание программы разработано в процессе развития основных положений педагогических концепций выдающихся педагогов, музыкантов, режиссёров.  Данная программа призвана ввести детей в прекрасный мир искусств, создать условия для раскрытия и развития  их разнообразных творческих  талантов, содействовать их адаптации с внешним миром, социализации, воспитанию коммуникативных способностей, формированию эмоционально-ценносного отношения к различным видам творчества, духовному обогащению.

    Цель программы:

    Использование театральной деятельности, как средство воспитания и развития разнообразных творческих навыков у детей.

    Какое место должны занимать театр и другие  занятия в школе, направленные на творческое развития учащихся?  Необходимо ли вообще обучение драматическому искусству в рамках школы? Эти вопросы волновали, волнуют  и  будут волновать педагогов – учителей музыки и преподавателей художественно – эстетического образования.

    Традиции музыкального, художественно – эстетического образования имеют давнюю историю.

    Русские и зарубежные педагоги в теории и на практике решали сложнейшую задачу – приобщение детей к высокому  искусству. Сегодня существует ряд методик, которые способствуют гармоничному развитию личности. Разрабатываются и  успешно внедряются в образовательный процесс комплексные программы, где взаимодействие разных видов творческой деятельности приводят к «выходу» отдельных предметов на те, или иные виды искусств.

    Любое искусство имеет дело преимущественно с развитием чувств у человека, что становится важным для учителей  школ, которые видят свою задачу в развитии подвижной и открытой миру, душевной жизни ребёнка.

    Искусство затрагивает душу человека глубже, тоньше и ярче, чем область знаний, оно имеет больше возможностей  для благотворного воспитательного процесса, преобразует и гармонизирует жизнь ребёнка.

    Основным принципом, объединяющим разные по форме и содержанию занятия, (вокальные, хоровые, инструментально – исполнительские, воспринимающие, танцевально – двигательные), является стремление приучить ребёнка слушать, чувствовать и воспроизводить. Главное, воспитать его, как творческую личность.

    Творческий ракурс в занятиях предметами художественно – эстетического воспитания становится основной педагогической идеей.

    В личностном плане детское творчество основано не столько на имеющихся задатках,  знаниях, умениях учащихся, сколько развивает их, способствует становлению личности. Детскому творчеству присуща синкретическая природа. На занятиях  драматизации они  могут  раскрыться в разнообразных  видах  творческой  деятельности.

    Особенностью драматического искусства является то, что оно, как ни какое другое охватывает всего человека. Создавая образ, ребёнок воспитывает в себе волю, чувства и мышление. Развивается фантазия и образность восприятия окружающего мира.

    Задачи:

    • Увидеть душевный облик существа и почувствовать его неповторимый характер, создать внутренний, душевный, можно сказать психологический образ – одна из основных задач при  театральном воспитании ребёнка.
    • Создать гармонию между духом, душой и телом. Если видеть задачу педагогики в  данном синтезе, то именно занятия драматизацией в значительной степени способствует этому, поскольку развивают: умение слушать тембр голоса и интонацию создаваемого образа; воспроизводить в процессе  самостоятельного поиска определённые физические   характеристики образа  (мимику, жесты, пластическое интонирование). Сознание ребёнка становится полифоническим, способным удержать в поле внимания несколько образов,  их взаимоотношения и взаимодействия.
    • Использовать воспитательную  и терапевтическую роль театра. Переживая множество образов, ситуаций, отношений и поступков, ребёнок укрепляет свою душевную жизнь, делает её подвижной, отзывчивой, способной к сопереживанию и пониманию других людей. Чем больше образов пройдёт через душу ребёнка, чем разнообразней будут сценические ситуации, тем шире будет мир ого чувств и поступков, соответственно, шире круг творческого развития.
    • Предлагать ребёнку персонаж, обладающий качествами, отсутствующими  или недостаточно развитыми у него.
    •  Помогать ребёнку, справиться с психологическими барьерами и освободить себя от душевных зажимов и комплексов.
    • Создавать условия для сознательного контроля сценического действа, что в свою очередь, способствует развитию самоконтроля, глубокого анализа, реакции мышления и логического построения. Ребёнок раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены). Нет другого искусства, которое требовало бы столь сильного социального чутья, развивало бы его.
    • Научить ребёнка работать в актёрском ансамбле, преодолевая в себе одно и раскрывая другое на глазах у зрителей – своих товарищей.

    • Приобретать сценические качества: мужество, доверие, терпение и доброту.

    • Развивать социальное чувство и коммуникативную культуру, основанную на реальном интересе к другому человеку. (Любая постановка возможна при наличии ансамбля исполнителей).

    • Развивать гармоничную  личность, что является предпосылкой  личностной свободы. 

    Развивая в детях творческий подход к различным видам деятельности, педагог сам увеличивает свой творческий потенциал.  Постоянный поиск новых  методов, способствующих интенсивному и гармоничному развитию ребёнка, повышает мастерство педагога.

    Искусство вообще и театр в частности должны занимать очень важное и серьёзное  место в работе школ, в которых главная цель – гармоничное развитие личности, что является предпосылкой  личностной свободы. 

    Любое искусство призвано облагораживать наши мысли, чувства и поступки, нашу речь и жесты, поднимать их в область  «художественного».

    Театр в школе, может и должен стать  объединяющим звеном.

    Структура и специфика театрального действа вбирает в себя самые различные виды творческой  деятельности, а также способствует развитию метапредметных  связей: литература, поэзия, история, танец, вокал, живопись и другие виды прикладного искусства.

    Структура занятия во всех группах имеет единую схему, с усложнением материала в каждом последующем классе:

    • дыхательные упражнения;
    • речевые и вокальные разминки;
    • пластические упражнения;
    • игры, тренинги, импровизации, этюды;
    • самостоятельные работы;
    • постановки театральных миниатюр, концертных номеров, спектаклей.

    Все виды сценической работы существуют как отдельный набор специальных упражнений, но могут быть разработаны, совместно с учащимися, в процессе  текущего постановочного материала (театральные миниатюры, концертные номера, спектакль).  

    Форма занятий, их продолжительность, задачи занятий и ожидаемые результаты должны усложняться в соответствии с возрастом учеников.

    Программа курса 1-4, реализуется в течение 4х лет обучения в начальной общеобразовательной школе.

    Место курса в учебном процессе:

    Занятия проводятся во внеурочное время, по группам.

     (наполняемость групп не более 15 учеников)

    1 класс – 66 часов, 2 часа в неделю, по 45 минут;

    2 класс – 68 часов, 2 часа в неделю, по 45 минут;

    3 класс – 68 часов, 2 часа в неделю, по 45 минут;

    4 класс – 68 часов, 2 час в неделю, по 45 минут.

       Репетиционные часы – 2 часа в неделю

    Результативность

     1уровень  

    • Приобретение первичных навыков актёрской грамотности: ритмическое  оформление стихии движения,  переживание ритмов речи, пластические композиции, инсценировки песен, (зримая песня) стихов, осознание себя в сценическом пространстве.

    2 уровень

    • Импровизация  на заданные темы, постановки театральных миниатюр, самостоятельная проработка роли на более сложном материале, работа в ансамбле, участие в общешкольных мероприятиях (концерты, конкурсы).

     3 уровень

    • Самостоятельный поиск постановочного материала, участие в режиссуре, в оформлении спектакля (декорации, реквизит, костюмы).
    • Соучастие в  постановке больших спектаклей с выходом на районные, городские, всесоюзные и международные фестивали и конкурсы.

    Актуальность и эффективность программы: 

    • приобретение красивой, выразительной речи и свободы движения (владение телом и душой);
    • навыки коммуникативной культуры;
    • социальная адаптация;
    • самореализация в творческой деятельности и успешность;
    • участие во всех школьных мероприятиях, концертах, конкурсах (театральные миниатюры, вокально-танцевальные номера, спектакли).
    • участие в районных, городских, всероссийских, международных  фестивалях и конкурсах.

    Форма диагностики результатов реализации программы – экспертные карты, которые заполняются в течение учебного года (в процессе наблюдений за творческим развитием учащегося)

    Первый уровень результатов

    1. Активность и инициативность на занятиях;
    2. Сознательное отношение к работе над сценарием;
    3. Использование первичных навыков актёрской грамотности;
    4. Собственные фантазирования и импровизации на заданные темы.

    Второй уровень результатов

    1. Навыки сотрудничества, сценические этюды в ансамблях;
    2. Простейшие постановки миниатюр;
    3. Участие в общешкольных мероприятиях.

    Третий уровень результатов

    1. Умения самостоятельно находить интересный постановочный материал и работать над ним;
    2. Участие в концертных программах, конкурсах, фестивалях за рамками школы (район, город, и др.)

    В группы принимаются все желающие, так как считаю, что не способных детей не бывает. Возможности и способности учащихся выявляются в процессе занятий, в первый месяц обучения и в дальнейшем их развитии.

    Материально-техническое обеспечение:

    1. аудиоаппаратура и микрофоны
    2. фортепиано
    3. музыкальная фонотека
    4. специальные офисные файлы для хранения сценариев
    5. шумовые музыкальные инструменты
    6. костюмы
    7. реквизит

    Учебно-методическое обеспечение:

    1. нотная литература, сценарии, мюзиклы;
    2. личная библиотека (книги по музыке и театру, справочные издания, методические пособия, статьи педагогов СПб академии театрального искусства и др.)
    3. фрагменты уроков актёрского мастерства, сценической речи и сценического движения (видеозаписи)

    Информационное обеспечение:

    1. интернет ресурсы;
    2. социальные сети;
    3. участие в электронных конференциях, конкурсах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Азбука безопасности пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности

    Рабочая прогроамма внеурочной деятельности  "Азбука безопасности" для 1 класса...

    Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 1-4 класса

    Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

    пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО УМК "Школа России" 1 класс

    пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО УМК "Школа России" 1 класс...

    пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Чтение» для учащихся 3 класса специальной (коррекционная) общеобразовательной школы.

    Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида  под редакцией В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2004 г....

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике УМК "Планета знаний" 4 класс ФГОС

    Пояснительная записка к рабочей программе  по математике УМК "Планета знаний" 4 класс ФГОС...

    Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Обучение грамоте. Чтение" 1 класс Школа России

    Пояснительная записка по предмету "Обучение грамоте. Чтение" 1 класс Школа России...

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике. УМК «Школа России». 1 класс

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе федерального образовательного государственного стандарта, примерной образовательной...