А.И.Куприн «Барбос и Жулька»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Худякова Ирина Андреевна

По программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.i.kuprin_barbos_i_zhulka.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством А.И. Куприна; раскрыть смысл рассказа «Барбос и Жулька», смысл дружбы и верности; учить анализировать поступки героев; прививать любовь к животным; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление.

Планируемые результаты:

Предметные:

- разовьют умение прогнозировать содержание рассказа;

- познакомятся с биографией и творчеством А. И. Куприна;

- закрепят умение анализировать рассказ.

Личностные:

- формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник – литературное чтение 4 класс, 2 часть, Л. Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2013, презентация, раздаточный материал.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя

Доброе утро. Пожалуйста, садитесь.

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Проверка домашнего задания.

Речевая разминка ( работа по тексту, текст взят из учебника по развитию техники чтения)

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на места

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка и решение  учебной задачи
Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выполнение задания.

Словесный: беседа

- Прочитайте записи. («Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель»)

- Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных; их написал А.И. Куприн)

- Скажите ещё раз, о творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня? (А.И. Куприна)

- Что вы знаете и помните об Александре Ивановиче Куприне? (высказывания детей)

Слайд 2. Слово учителя.

Я хочу начать вам рассказывать об этом замечательном писателе со слов Д.Н. Мамина - Сибиряка. «Почему он большой писатель? Да потому, что он живой … в каждой мелочи живой».

- Как вы думаете, почему Мамин – Сибиряк выбрал именно такие слова для описания Куприна? (предположения детей).

Рассказ учителя о писателе (сопровождается слайдами, дети заполняют пропуски в деформированном тексте)

Слайд 4. Обратите внимание на выставку книг, некоторые произведения вам уже знакомы, с другими вам ещё предстоит познакомиться.

Отгадайте загадку:

Ноги  тонки,

Бока звонки,

А хвост закорючкой.

Днём молчит,

А ночью рычит.

(Собака)

- Есть ли произведения о собаках у А.И. Куприна? Назовите их.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением – «Барбос и Жулька».

- Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.)

- Какой вы себе представляете Жульку? – I в.

- Каким вы представляете себе Барбоса? – II в.

Слайд 6. Задачи урока.

Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным чтением.

Физминутка.

Размышлять над темой урока и учебной деятельностью

Ставить перед собой цель урока

Анализировать, рассуждать

Отвечать на вопросы

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: чтение текста

Работа с произведением.

  1. Словарная работа. Работа с толковыми словарями.

В тексте вам встретятся новые, непонятные слова. Попробуем найти им объяснение в толковых словарях.

Повторим правила работы со словарями.

Практическая работа.

  1. Первичное чтение текста. – комбинированное чтение (учитель и хорошо читающие ученики). Остальные следят по тексту.
  2. Проверка первичного восприятия.

 - Вам понравился рассказ? С каким настроением вы его слушали?

- О чём вы задумались, прослушав рассказ?

- Как люди относились к собакам? (К Жульке хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились. А дети их очень любили и заботились).

 - Кто лучше всего понимал животных? (Дети).

- Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер).

- Найдите и прочитайте описание собак.

Охарактеризуйте собак.

  1. Внешность собак.
  2. Поведение собак.
  3. Их поступки.

I в. – Характеристика Барбоса.

II в. – Характеристика Жульки.

Проверка.

- Какой сделаем вывод, дав характеристику собакам? (От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)

  1.  Вторичное чтение текста. Работа над выразительным чтением.

- Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе.

- Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? Прочитайте. С каким чувством вы будете читать отрывок? (С чувством страха).

- А как бы вы поступили в такой ситуации?

- Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении? (Страх)

- Ожидали вы от него такого поступка? Почему? (Раньше всегда кидался в драку).

- Прочитайте, как поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки?

- Почему Жулька выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим?

- Как вы думаете, зачем автор пишет «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке»?

- Изменилось бы что-нибудь, если убрать предложение: «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности».

- Найдите в тексте и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки.

  1. Работа над иллюстрацией к тексту. Слайд 8.

- Рассмотрите рисунок. Кого изобразил художник?

- Какой эпизод изобразил художник?

- Каким мы видим Барбоса в этот момент? Какие чувства он испытывает? Почему?

  1. Постановка проблемы.

- Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства? (Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа).

- А были ли у вас моменты в жизни, когда приходилось расставаться со своими питомцами? (Рассказы детей)

- Какие чувства вы тогда испытывали? (Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее).

- Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как? (Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива).

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Работать в паре

Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения

Усваивать новую информацию

Анализировать

Анализировать

Выполнять задание

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Домашнее задание

Перечитайте рассказ ещё раз, но концовку измените,  придумайте свою.

Записывать домашнее задание

Итог урока. Рефлексия. 

Итог урока

  1. Обобщение анализа текста.

Давайте вернёмся к началу урока. На какой главный вопрос мы должны были ответить на уроке? (В чём смысл произведения «Барбос и Жулька».)

- Кто может ответить на этот вопрос? (Автор нам показал, что между животными есть дружба и преданность друг другу и к людям; показал, что люди берут животных и должны нести за них ответственность.)

Иногда эта дружба, ребята, гораздо крепче, чем у людей.

- А какие ещё рассказы о дружбе  между животными вы читали? («Приёмыш», «Серая шейка» М.- Сибиряка, «Лев и собачка» Л. Толстого и др).

  1. Работа с пословицами. Слайд 9.

Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.

Теперь посмотрите на экран, прочитайте пословицы о дружбе.

- Какой из этих пословиц вы бы озаглавили рассказ? (Без беды, друга не узнаешь.

Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

Друг познаётся в беде.)

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.Куприн "Барбос и Жулька"

Урок по литературному чтению в 4 классе(УМК "Школа России") по теме "Творчество А.И. Куприна. Произведение "Барбос и Жулька"...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька"

Предлагаю Вашему вниманию конспект и презентацию урока литературного чтения в 3-ем классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька". Автор учебника - Ефросинина. УМК "Начальная школа XXI века"...

А.И. Куприн "Барбос и Жулька", 4 класс

Презентация и конспект урока литературного  чтения  в  4 классе....

А.И. Куприн "Барбос и Жулька"

Открытый урок литературного чтения  в 3 классе....

А. И. Куприн "Барбос и Жулька" (Литературное чтение, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературе 4 класс "А.И. Куприн Барбос и Жулька".

Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...