С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Худякова Ирина Андреевна

По программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.a._esenin_babushkiny_skazki.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Цели урока: познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки» С. Есенина; пополнить биографические знания о поэте; обогащать словарный запас.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомятся с биографией и творчеством поэта;

- научаться полному анализу поэтического произведения;

- разовьют навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением необходимой интонации, ударениями, паузами.

Личностные:

- формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник – литературное чтение 4 класс, 2 часть, Л. Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2013, презентация, раздаточный материал.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнений

Словесный: ответы на вопросы

Доброе утро. Пожалуйста, садитесь.

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

- Начнем урок с дыхательной гимнастики:

Сядьте прямо, спокойно, не напрягаясь.

Положи одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, выше талии.

 Вдох на 1–5. Задержка дыхания на 1–3. Выдох на 1–5 через рот.

 – Представьте торт с зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу -фу-, а потом каждую свечу, прерывая дыхание -фу-, -фу-, -фу-, -фу-, -фу.

- Теперь читаем выделяя голосом по одному слову (по рядам).

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

И.З. Суриков

- Читаем с радостью.

- Читаем с вопросительной интонацией.

- Читаем тихо.

-Может кто-то узнал это стихотворение? - Кто из вас помнит, как оно называется?

 (Это стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство»)

И домашним заданием у вас было выразительное чтение стихотворений Валерия Яковлевича Брюсова «Опять сон» и стихотворение «Детство».

- Проверка домашнего задания.(ответы на вопросы и чтение)

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на места

Выполнять упражнения

Отвечать на вопросы

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Постановка и решение  учебной задачи
Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выполнение задания.

Словесный: беседа

Наглядно-иллюстративный

-  Сегодня мы познакомимся с произведением уже знакомого вам поэта.

-Посмотрите на слайд, с произведением какого поэта мы сегодня будем знакомиться? (С. Есенин)

- Что вы можете о нем рассказать? (ответы детей) Какие произведения вам уже знакомы?

- Я предлагаю вам освежить в памяти знания об этом человеке. Посмотрите на слайд.

Вопросы к видео: 

- Что или кто, вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина? (– Родная природа, – Бабушка и дедушка)

- Что еще, вы узнали о детстве поэта? (в каком году родился, где родился, кто воспитывал)

Работа по теме:

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 71.   - Что вы видите?

- Прочитайте название.

- Как вы думаете, о чем это стихотворение?

- Наверное, нет в классе такого человека, который не любил бы сказки.

С.Есенин тоже их любил. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, пела песни, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и легенд.

- Послушайте стихотворение и постарайтесь представить себе картины, описанные автором. (аудиозапись)

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

- Какие картины вы представили? (О детях, бабушка рассказывает сказки. Кругом снег, темно, избы, дети идут домой и везут санки, деревенская изба, топится печка, сидит на лавке бабушка, а вокруг внуки.)

Самостоятельное чтение.

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Подчеркните непонятные вам слова.

- Какие незнакомые слова встретились?

Задворки           -    часть крестьянского двора, глухое место, окраина.

Разухабистый –     раскованный, вольный, задорный, свободный.

Гурьба              –    сплоченная толпа людей.

Опостылеть    –    надоесть.

Загалдели        –    зашумели.

- Это слова разговорного стиля речи, просторечные слова. Автор их использует, чтобы создать картину крестьянского быта.

- О чём вспоминает поэт в этом стихотворении?

– Какие сказки рассказывала бабушка? (Русские народные, про Ивана).

– Как дети слушали сказки? (Садились в 2 ряда)

– Почему дети притворялись, что не слышали, как их мама зовёт спать? (Сюжет сказки завораживал, заинтересовывал, и было жаль уйти, не узнав, чем закончится сказка).

– Что вы можете сказать об отношении бабушки к ребятам?

– О чём же это стихотворение? (О добрых, тёплых, нежных воспоминаниях детства, связанных с любимым человеком – бабушкой).

- С каким чувством автор вспоминает детские годы?

- Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению?

- Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? (Кудрявый мальчик.)

Размышлять над темой урока и учебной деятельностью

Ставить перед собой цель урока

Анализировать, рассуждать

Отвечать на вопросы

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Решение частных задач

Словесный: диалог

Практический: чтение текста

Подготовимся к выразительному чтению.

- От чьего лица ведётся повествование? (От лица автора-ребенка.)

 - В каком темпе нужно читать? (Неторопливо, спокойно.)

- Прочитайте первые 4 строчки про себя и подумайте, что дети чувствовали, когда возвращались домой? (Они устали.)

- Какое чувство передадим при чтении? (Чувство усталости.)

- Прочитаем. (читает 1 ученик)

- Прочитайте про себя следующие 4 строчки.

- Какие чувства детей автор передает? (Ожидание, предвкушение радости от встречи со сказкой)

- Прочитайте, передав эти чувства.

- Как будем читать следующее четверостишие?

- Прочитаем тихо, затаив дыхание.

 Перечитайте последние 8 строк.

- Какие чувства детей описал здесь автор? (Детям не хочется, чтобы бабушка останавливалась)

- В этой части два вопросительных предложения.

- Найдите первое. Прочитаем его.

- Прочитаем второе предложение.

- Ещё раз вспомним, как мы должны читать это стихотворение.

(1. Чувство усталости, 2. Ожидание, предвкушение радости от встречи со сказкой,

3. тихо, затаив дыхание, 4. Детям не хочется, чтобы бабушка останавливалась)

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Пользоваться учебной литературой Усваивать новую информацию

Анализировать

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Итог урока. Рефлексия. 

- Прочитаем стихотворение полностью так, чтобы передать настроение и чувства.(несколько человек)

Подводить итог урока

Домашнее задание

- Ребята, у которых на парте лежат красные карточки: выразительное чтение наизусть.

Записывать дом.  задание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С.А. Есенин. "Бабушкины сказки"

Конспект отрытого урока в 4 классе по литературному чтению С.А. Есенин "Бабушкины сказки"...

Поэтическая тетрадь. С.Есенин «Бабушкины сказки»

Цели: ознакомить с новым стихотворением С.Есенина; вспомнить биографию поэта.Учить читать стихотворение;Развивать речь, память, воображение;Прививать  интерес к чтению стихов и любовь к поэзии....

С.А.Есенин "Бабушкины сказки". Урок чтения в 4 классе

УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ1.      Цель  урока: Обеспечить целостное восприятие и осмысление учащимися поэтического текста...

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Урок литературного чтения 3 класс С.Есенин "Бабушкины сказки"

Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС....

С. Есенин "Бабушкины сказки"

Данный урок - урок литературного чтения в 4 классе....

Фотоколлаж С.Есенин "Бабушкины сказки"

Иллюстрации к стихотворению "Бабушкины сказки"...