Лебедушка. С.Есенин. Литературное чтение 4 класс. Конспект урока
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Гаврюшкина Наталия Евгеньевна

Конспект урока по литературному чтению в 4 класс, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esenin_lebedushka_konspekt_gavryushkina.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение в 4-м классе.

С.Есенин. "Лебедушка"

Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

Задачи урока:

обучающие:

- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;

- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова;

развивающие:

- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к  анализу стихотворения, к выразительному чтению.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств   живых существ и сопереживание им.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.

Оборудование урока:

- мультимедийные презентации:

1) краткая биография С.Есенина,

2) видеоряд к стихотворению;

- портреты композиторов Шарль -  Сен-Санса, П.И.Чайковского;

- музыкальный фрагмент произведения П.И.Чайковского «Танец маленьких лебедей», Камиль Сен – Санса «Лебедь», Врубель «Царевна-лебедь»

Литературное чтение в 4-м классе.

С.Есенин. "Лебедушка"

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности 

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

-Посмотрите вокруг, улыбнитесь друг другу. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок.

2. Актуализация и пробное действие.

-Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением в разделе «Поэтическая тетрадь». Прослушайте отрывки стихотворений и догадайтесь, кто автор.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

(Берёза)

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

(Черемуха)

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой 

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

(Бабушкины сказки)

- Как вы думаете  с произведением какого автора мы сегодня познакомимся?

3. Выявление места и причин затруднения.

-А название этого произведения вы узнаете, отгадав эту загадку

                 Длинношеяя та птица

                 Грациозна, как царица,

                 Гладью водной проплывает,

                 Чудно шею извивает. (Лебедь)

 - Вы когда-нибудь видели лебедей? Где можно встретить их у нас на Алтае?

- Что вы знаете об этих птицах?

- Как ласково можно назвать эту птицу? (ЛЕБЕДУШКА)

- Произведение так и называется.

4. Построение проекта

- Определите тему нашего урока. С.Есенин. Лебедушка.

- Какие цели мы поставим на урок?

Наши учебные задачи следующие:

  1.  Познакомиться с творчеством писателя.
  2. Научиться выразительному чтению.
  3. Находить в тексте средства  художественной выразительности.

5. Реализация сформированной модели.

1)Вспомним некоторые факты из жизни поэта

С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

Родители Есенина были бедные крестьяне.

У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу он окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.

И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

2)Словарная работа

В старину молодую красивую девушку тоже называли лебедушкой

    - Предположите, о ком будет идти речь?

   - В тексте вам встретятся непонятные слова. Где можно узнать толкование этих слов? Я приготовила для вас выдержки из толкового словаря. Давайте узнаем значение слов.

Словарь

Багровый - яркий насыщенный оттенок красного.

Ватага большая шумная компания.

Залив- часть водного пространства, вдавшаяся в сушу.

Заводь, затон – небольшой залив в реке с медленным течением

Дозорила – охраняла

Око- глаз.

Расщелина - трещина в дереве, в камне, узкое ущелье в горах.

Схоронилися -  спрятались, скрывались.

Распластался -  широко  раскинуть в разные стороны крылья.

3) Послушайте стихотворение и первичное восприятие

Аудиозапись.

- Непонятные слова еще встретились?

- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным  течением;

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;

- трава шелковая – нежная;

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;

- цветы лазоревые - светло-синий тон;

- волны пряные - издающие запах;

- Какое впечатление произвело на ас стихотворение?

-Что вы чувствовали, когда слушали?( Чувство грусти, печали)

- Как менялось ваше настроение по ходу произведения?

- Какой жанр устного народного творчества напоминает это стихотворение? (сказка , песня) Докажите. (устаревшие слова, мелодичность, напевность )

-Мелодичность и напевность свойственна стихам Есенина, на его стихи действительно слагают песни.

- Кто главные герои стихотворения? Как поэт называет их в тексте?

- Могла ли такая история произойти на самом деле?

6. Первичное закрепление с проговариванием вслух.

- На какие смысловые части можно разделить произведение?

  1. Наступление утра
  2. Прогулка лебедушки с лебежатушками
  3. Появление орла
  4. Смерть лебедушки

7. Самостоятельная работа с самоконтролем. 

- Есенин очень любил в своих стихах использовать средства художественной выразительности. Вспомним, какие вы знаете средства художественной выразительности. Олицетворения, эпитеты и сравнения.

Средства художественной выразительности

Эпитеты – это слова, поясняющие какой-либо предмет или явление, которые придают ему большую выразительность.

Сравнения – это сопоставление  описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.

 Олицетворения - приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.

- Сейчас вам предстоит поработать в группах.

- Сначала вы прочитаете определенный отрывок , потом найдете в этом отрывке  средства художественной выразительности, подготовите свое выступление и выступите.

Задание для группы №1

  1. Прочитай отрывок из произведения С.Есенина «Лебедушка» от слов

Из-за леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка,

……  до слов

Перешептывались лилии
С ручейками тихозвонными.

  1. Подчеркнуть и зачитать в этом отрывке олицетворения, которые помогают описать природу.

План выступления:

1.Наша группа работала над отрывком «Наступление утра»

2. Для описания природы автор использовал такие олицетворения как,

…………………………………………………………………………………

Задание для группы №2

  1. Прочитай отрывок из произведения С.Есенина «Лебедушка» от слов

Уплывала лебедь белая
По ту сторону раздольную,

……  до слов

Что от солнца золотистого
Надвигалась туча черная .

  1. Подчеркнуть и зачитать в этом отрывке эпитеты, которые помогают охарактеризовать лебедушку и лебежатушек.

План выступления:

1.Наша группа работала над отрывком «Прогулка лебедушки с лебежатушками»

2. Для характеристики лебедушки и лебежатушек автор использовал такие эпитеты как,

…………………………………………………………………………………

Задание для группы № 3

  1. Прочитай отрывок из произведения С.Есенина «Лебедушка» от слов

Но не чуяла лебедушка,
Не видала оком доблестным,

……  до слов

И, добычу поджидаючи,
Замер в воздухе распластанный.

  1. Подчеркнуть и зачитать в этом отрывке сравнения, которые помогают охарактеризовать орла.

План выступления:

1.Наша группа работала над отрывком «Появление орла»

2. Для характеристики орла автор использовал такие сравнения как,

…………………………………………………………………………………

Задание для группы № 4

  1. Прочитай отрывок из произведения С.Есенина «Лебедушка» от слов

Но глаза его орлиные
Разглядели степь далекую,

……  до слов

А под кочками зелеными
Хоронились лебежатушки.

  1. Подготовить выборочное чтение отрывков:

-  гибель лебедушки,

-  как спаслись лебежатушки.

План выступления:

1.Наша группа работала над отрывком «Смерть лебедушки»

2. Мы подготовили выборочное чтение отрывка «гибель лебедушки»

………………………………………………………………………………………………………………….

3. Еще подготовили выборочное чтение отрывка «как спаслись лебежатушки»

1)Самостоятельное чтение стихотворения и работа в группах

2) ФИЗМИНУТКА

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

3) Выступление групп

1. Почему автор воспользовался приемом олицетворения для описания природы?

(природа как будто оживает)

2. Какая лебедушка была мама для своих  деток? (заботливая, любящая, нежная)

3.Кем стала лебедушка для орла? (добыча, жертва)

4. Могла ли она спастись от смерти? (Да)

- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

- Такой поступок называется самопожертвованием.

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

- Вспомните произведения, в которых также описывается любовь матери к детям и имеет  такой же трагический конец. (Стрижонок-скрип. Астафьев)

8. Включение в систему знаний и повторений.

1)Слушание отрывков из музыкальных произведений Сен – Санса и П.И.Чайковского.

- Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Например французский композитор Шарль – Камиль Сен – Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». Это музыкальное произведение вы слышали, когда работали в группах

- Художники писали картины. Михаил Врубель назвал картину «Царевна лебедь»

- Русский композитор П.И.Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро», а великие балерины изобразили красоту птицы на сцене.

- Посмотрите отрывок из этого произведения и попробуйте определить, к какому отрывку стихотворения он относится? (Лебедята)

2) Игра «Если бы я был волшебником».

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

(Дети высказывают свои версии.)

3) Домашнее задание

- Над чем бы вы хотели поработать дома?

1. Выразительное чтение.

2.Выучить отрывок наизусть и нарисовать иллюстрацию к отрывку.

3.Написать синквейн.

9. Рефлексия учебной деятельности на занятии. 

- Проанализируйте свою работу на уроке.

- Заполните лист самооценки работы в группе.

- Рассмотрите дерево роста и определите ваше место на этом дереве. Приклейте смайлик.

- Закончить урок мне хочется слова из стихотворения.

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, 
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, 
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, 
Но какая стать,
Какая нежность, 
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Литературное чтение 3 класс конспект урока и презентация С.А. Есенин "Берёза ".

Познакомить со стихотворением А.С.Есенина «Берёза»; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи; совершенствовать навыки выразительного чтения; умение видеть красоту родной природы....

Конспект урока по литературному чтению Тема: «Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов»» (3 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи. Планируемые результаты Предметные: - знать авторов и названия рассказов раздела;- знать с...

Конспект урока по литературному чтению Тема: «Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» (3 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи. Планируемые результаты Предметные: - знать авторов и названия рассказов раздела; - знать ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь № 2» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу.Планируемые результатыПредметные:знать биографию авторов произведений;знать особенности стихотворения: расположение строк, р...

Конспект урока по литературному чтению "Филипок. Обобщающий урок по разделу- русские писатели" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Филипок. Обобщающий урок по разделу- русские писатели" (2 класс)...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....