Главные вкладки

    Учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему:
    Сценарий урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Природа и мы"

    Сценарий урока в 4 классе УМК "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnoe_chtenie_priroda_i_my_2016.docx25.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения в 4 классе

    Тема: Обобщение по разделу «Природа и мы»

    Цель: создать условия для обобщения  знаний детей по    изученным  произведениям  раздела  «Природа и мы»;

    Задачи: - формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, строить логические  цепи рассуждений, доказательств, искать  и выделять необходимую информацию;

    - формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    - развивать нравственные качества(доброту, внутреннюю красоту, любознательность, воспитанность).

    Планируемые результаты:

    предметные:

    • знать произведения из раздела «Страна детства»,
    • читать вслух и про себя

    метапредметные:

    • формулирование учебной задачи урока,
    • планирование вместе с учителем деятельности по теме урока,
    • оценивание своей работы на уроке,
    • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника,
    • осмысление привал взаимодействия в паре и группе;

    Ход урока:

    1. Орг. момент
    2. Речевая разминка

    Работа со скороговоркой

    Звучит музыка (звуки леса)

    III. Введение в тему

    - Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу.

      -У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. И сердце, чтобы все понять!

     -Вы спросите, где же эта страна?

    -Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!

    -Что это за страна?

    -Сформулируйте тему урока.

    -Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

    -Какие задачи мы должны решить для достижения цели?

    IV. Работа по теме урока

    1. -Вспомните произведения, которые мы читали в разделе «Природа и мы». Соедините название произведения и его автора (НА КАРТОЧКАХ)

             Д.Н. Мамин-Сибиряк                        «Выскочка»

            А.И.Куприн                                               «Приёмыш»

            В.П.Астафьев                                  «Стрижонок Скрип»                                    

            М.М. Пришвин                                    «Барбос и Жулька»                        

                                                                 

    -Оцените свою работу.

    2. Работа над произведением «Приёмыш»

    -Разгадайте анаграмму и узнайте, о каком произведении мы будем говорить.

    ПИШЁРМЫ (Приёмыш)

    -Кто главные герои произведения?

    -Давайте дадим характеристику Тарасу (каждый ребёнок по очереди называет качества: чуткий, добрый, милосердный, умеющий любить, отзывчивый, умный).

    Самостоятельная работа

    А)Расскажи о дружбе Соболько и лебедя (Влад).

    Б)Какие эпитеты использовал автор для описания лебедя? (Таня, находит в тексте)

    В)Придумай, как может дальше сложиться судьба Приёмыша (Дима)

    -Оцените свою работу.

    3. Работа над произведением «Барбос и Жулька»

    «Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди»

    -О ком эти строки? (О Жульке из рассказа Куприна «Барбос и Жулька)

    -Как автор описывает Барбоса?

    -Какой была Жулька?

    -Внешность и характер различны. Что связывало таких разных собак? (дружба)

    Ожидали ли вы от Жульки такого поступка?

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

    Работа в паре. (Таня и Влад)

    -Поработайте в группе и объясните значение следующих словосочетаний:

    «УШИ НОСИЛИ НА СЕБЕ СЛЕДЫ БОЕВЫХ СХВАТОК»

    «НЕЗАВИСИМЫЙ ХАРАКТЕР»

    «ДЕЛИКАТНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ»

    «СПРАВЕДЛИВЫЙ ГНЕВ»

    «ПАНИЧЕСКИЙ УЖАС»

     

    Придумай рассказ от имени Барбоса «Как я отношусь к Жульке» (Дима)

    Оцените свою работу.

    4. Работа над произведением «Выскочка»

    Скороговорка

    Три сороки – тараторки тараторили на горке

    Тра-та-та-та-та-та-та

    Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля

    -Как вы думаете, о каком произведении пойдёт речь? («Выскочка»)

    -Кого в жизни называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек , который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет , чтобы всегда и везде слушали только его)

    -Кто главный герой рассказа? Какую историю рассказал нам писатель?

    -Почему автор дал такое название произведению?

    -Давайте вспомним, какие средства художественной выразительности использует автор при описании Вьюшки и сороки.

    У детей карточки: Ушки как рожки, зубки беленькие, как чеснок (сравнение)

                                    С заскоком, в семье не без урода  (крылатое выражение)

                                    С пыльцой в голове  (метафора)

                                    Хвост радужный, блестящая, проворная  (эпитеты)

                                    Воровка яиц  (метафора)

    Дети читают словосочетания и объясняют, каким средством выразительности они являются.

    -Задайте друг другу вопросы по содержанию рассказа.

    5. Работа над произведением «Стрижонок Скрип»

    Работа с пословицей «Птица рада весне, а дитя – матери»

    -Объясните смысл пословицы. К какому произведению из раздела «Природа и мы» можно отнести пословицу?

    Самостоятельная работа.

    1.Составить синквейн на тему «Стрижиха» (Таня)

    Стрижиха

    Строгая, заботливая

    Кормит, воспитывает, оберегает

    С ней очень хорошо

    Мама

    2.Найди и зачитай трагический эпизод рассказа. Придумай вопрос по этому эпизоду.

    3.Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам? Выбери подходящие ответы.

    ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ

    Оцените свою работу.

    -Как вы думаете, зачем автор вставил в рассказ эпизод с мальчишками? (бывают хорошие, бывают плохие)

    -Сейчас выполним небольшую творческую работу: напишите, как люди должны относиться к природе.

    Составим волшебный цветок.

    5. Игра «Из какого произведения предмет»

    -Узнайте, из каких произведений эти предметы?

            Норка (« Стрижонок Скрип»).

            Хвост («Выскочка»).

    Миска («Барбос и Жулька»).

    Лодка («Приёмыш»).

    Капля воды («Стрижонок Скрип»)

    Кость («Выскочка»)

    V. Рефлексия

    Какую отметку за работу на уроке вы себе поставите?

    - Оцените наше занятие:

    Большой палец – для меня это было важным и интересным.

    Указательный – я получил конкретную информацию.

    Средний – мне не понравилось.

    Безымянный – мне было трудно.

    Мизинец – для меня данная информация была недостаточной.

    VI. Домашнее задание.

    Обратитесь к одноклассникам с советом прочитать произведение одного из писателей. Объясните свой выбор по плану.

    1.Имя, отчество, фамилия писателя;

    2.Названия произведений;

    3.О чём писал автор;

    4.Почему нравятся произведения этого писателя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»

    Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....

    Урок литературного чтения по теме "И. А. Крылов "Мартышка и Очки"

    Урок знакомства с новым литературным жанром - басней. В процессе формирования умения определять басню по характерным признакам происходит развитие субъектности учащихся. Это означает принятие в образо...

    Конспект и презентация к уроку литературного чтения по теме: И.А.Крылов «Ворона и лисица»

    Конспект и презентация к уроку литературного чтения по теме И.А.Крылов «Ворона и лисица» в 3 классе по программе «Начальная школа 21 века». Но может использоваться учителями, работающими и по другим п...

    Урок литературного чтения по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"

    Урок построен с учётом современных образовательных технологий....

    Урок литературного чтения по теме :И.А.Крылов "Слон и Моська".Особенности структуры басни.3 класс.УМК "Перспектива".

    Данный урок литературного чтения-второй по изучению проиэведений великого русского баснописца И.А.Крылова. Дан в рамках Методической недели начальной школы....