Тема:"В.М. Гаршин. Лягушка-путешественница"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Амергалиева Ботагоз Абдыкалыковна

Цель:  познакомить учащихся с произведением В. М. Гаршина.

Задачи:       Ознакомить учащихся с новой литературной  сказкой;

Подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки;

- развивать речь и умение работать с текстом;

-формировать систему читательских умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

г.Павлодар СОШ№15

Тема:"В.М. Гаршин. Лягушка-путешественница"

Цель:  познакомить учащихся с произведением В. М. Гаршина.

Задачи:       Ознакомить учащихся с новой литературной  сказкой;

Подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки;

- развивать речь и умение работать с текстом;

-формировать систему читательских умений.

Оборудование: портрет писателя, карточки  со словами и выражениями  из начала и конца сказки, чертами характера лягушки,  индивидуальные карточки для теста.

Ход  урока

I. Организационный момент

II. Минутное  чтение

 Загадывание загадки. .

Вдоль по речке, по водице.
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль идёт, 
За собою всех ведёт. (
Утка с утятами)

* * *

Выпучив глаза сидит,
По-французски говорит,
По блошьи прыгает.
По человечьи плавает. 
(Лягушка)

III. Актуализация знаний

–Какие сказки называются литературными?.
– Какие сказки называются народными?
– С какими литературными  сказками  мы уже знакомы с вами?

IV. Введение в тему

– Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки? (Предположения детей).
– Мы сегодня знакомимся со сказкой «Лягушка-путешественница», героями которой будут лягушка и утки. А написал эту сказку Всеволод Михайлович Гаршин (1855 – 1888).

Гаршин Всеволод Михайлович – выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье. Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на мироощущение и характер. Его мать влюбилась в воспитателя старших детей и бросила семью. Мать переехала в Петербург, чтобы быть рядом с любимым.  Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. До 1864 г. он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия объявила войну Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. В одном из первых своих сражений он увлек полк в атаку и был ранен в ногу. Рана оказалась неопасной, но в дальнейших военных действиях Гаршин участия уже не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрел известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления, – "Четыре дня", "Трус", "Из воспоминаний рядового Иванова". В начале 80-х гг. обострился психический недуг писателя (это была наследственная болезнь, и проявлялась она, когда Гаршин был еще подростком); обострение во многом было вызвано казнью революционера Млодецкого, за которого Гаршин пытался вступиться перед властями. Около двух лет он провел в харьковской психиатрической лечебнице. В 1883 писатель женится на Н.М. Золотиловой, слушательнице женских медицинских курсов. В эти годы, которые Гаршин считал самыми счастливыми в своей жизни, создан лучший его рассказ – "Красный цветок". В 1887 г. выходит последнее произведение – детская сказка "Лягушка – путешественница". Но очень скоро наступает очередная тяжелая депрессия. 24 марта 1888 г. во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой – он бросается в лестничный пролет. Похоронен писатель в Петербурге.
– Наша главная задача  сегодня – определить основную мысль сказки
. Для этого прочитаем и проанализируем текст.

V. Физкультминутка

На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались, 
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям – физкультпривет!

(Ученики выполняют движения согласно текста.)

VI. Основной этап урока

Работа по учебнику.

1. Выразительное чтение «по цепочке».

2. Беседа по произведению.

– Как автор относился к героине?    

– Давайте ещё раз перечитаем первые четыре абзаца и найдём слова и выражения , которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке. 

НАСЛАЖДАЛАСЬ 
КАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ 
ВОСХИТИТЕЛЬНО 
ПРИЯТНО
НЕЖИЛАСЬ 
ПРИШЛА В ВОСТОРГ 

– Согласны ли с тем, что именно эти выражения характеризуют его хорошее отношение к героине?

3. Теперь давайте попробуем нарисовать портрет лягушки, используя карточки на доске.

УМНАЯ

ГЛУПАЯ

НАХОДЧИВАЯ

ХВАСТЛИВАЯ

ЗАСТЕНЧИВАЯ

СКРОМНАЯ

БОЛТЛИВАЯ

МЕЧТАТЕЛЬНАЯ

ЛЮБОПЫТНАЯ

4.Анализ прочитанного.

– Докажите, глядя на карточки, характеризующие  лягушку, что она была именно такой.

Вывод. Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей.

– Как вы думаете,  почему утки согласились взять лягушку с собой?
– Итак, наша лягушка  поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга. 
– Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (
Чтобы похвастаться). 
– Так ли это? А вы уверены? 
– Давайте обратимся к тексту. Найдите подтверждение ваших слов в тексте.

– Так значит, ей вовсе не хотелось хвалиться, она просто боялась, что ей станет плохо. Согласны? 
– Докажите, что это не так словами текста.
«Тут лягушка не выдержала...»
– Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки: 
ХИТРАЯ, ТЩЕСЛАВНАЯ 
– Это уже более полный портрет нашей героини.

 А как вы думаете, что было главным качеством лягушки, которое её погубило.
ХВАСТОВСТВО
Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница». 
– Мы проанализировали с вами отношение автора в начале произведения к нашей героини, а как он к ней относится в конце, изменилось ли его отношение. Давайте посмотрим.
Чтение от слов: «
Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни». 
ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ
БЕДНАЯ СПУТНИЦА
ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ
БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ

Посмотрите на доску и прочитайте ещё раз. Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки.
– А теперь, какими  словами он пользовался в конце. 
– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?

VII. Проверка понимания прочитанного

Тестирование

Возьмите карточки для тестирования. Выберите, правильный ответ на вопрос.

– Теперь поменяйтесь карточками, возьмите карандаши, будем работать учителями. 

VIII.Итог урока 

– Понравилась ли вам наша главная героиня сказки и почему?
– Чему научила вас эта сказка? 

IX.Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница"

Конспект урока литературного чтения  для 3 класса . Тема урока: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница" ...

Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница", 3 класс.

Данный цикл уроков литературного чтения является авторской разработкой и направлен в помощь коллегам, использующим в своей работе интегрированные уроки....

Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" 3 класс

Цели:Познакомить обучающихся  с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;Задачи:формировать  коммуникативные умения: выделять главную мысль те...

Конспект урока по литературному чтению по теме: В. М. Гаршин «Лягушка- путешественница»

Цель: Учить правильному, беглому, осознанному мышлению. Развивать мышление, оперативную память. Уточнить и расширять словарный запас. На основе сказки расширять представление о жизни животных....

Отрытый урок по теме: Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка- путешественница"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16902461","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"433","width":"577"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16902...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока: В. Гаршин «Лягушка- путешественница»

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. Тема урока: В. Гаршин "Лягушка- путешественница". УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения 4 класс по теме:В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».

Цель урока: обсудить характер  героини  сказки,  выявить идею произведения.Задачи:Обучающие: познакомиться с произведением В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница; учить беглому, выр...