Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме:
    М.М.Пришвин «Выскочка».

    Киселёва Лариса Николаевна

    Цели: расширить знания детей о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

    Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

    Познавательные: осуществлять анализ и синтез.

    Коммуникативные: учиться отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_27.docx18.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. М. М. Пришвин. «Выскочка».

    Цели: расширить знания детей о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

    Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

    Познавательные: осуществлять анализ и синтез.

    Коммуникативные: учиться отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное.

    Ход урока.

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    Творческий пересказ текста от имени Барбоса.

    III. Введение в новую тему.

    1. Вводная беседа.

    - Прочитайте имя автора, произведение которого мы будем сегодня читать.

    - Какие произведения М.М. Пришвина вы читали? О чём они?

    2. Рассказ учителя о писателе.

    Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущеве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. С 1883 г. учился в Елецкой гимназии, из который был отчислен в четвертом классе за дерзость учителю. Образование удалось завершить в Тюменском реальном училище. В 1893 г. Пришвин поступил на химико-агрономическое отделение Рижского политехнического института. Увлечение марксистскими идеями привело в 1897 г. к аресту и высылке в город Елец. В 1900 г. Пришвин отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращению в Россию работал агрономом. В 1906 г. произошел резкий перелом в жизни Пришвина — он совершил путешествие в

    Карелию, результатом которого стало обращение к литературе. В дальнейшем писатель побывал во многих уголках необъятной страны — на Дальнем Востоке и в Казахстане, в Поволжье и на Крайнем Севере. Каждая поездка вносила свою толику (повесть, рассказ) в сотворение многоликой картины природы. В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом. После 1917 г. он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Одновременно преподавал в сельских школах и занимался краеведческими исследованиями.

    Первый рассказ Пришвина «Сашок» появился в 1906 г. Через год вышла в свет книга «В краю непуганых птиц», объединившая путевые очерки о природе, быте и речи северян. Все произведения писателя проникнуты страстной любовью к родной природе, простым людям. В более поздних работах автор вплетает в повествование сказочные и фольклорные мотивы. Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (1939), «Кладовая солнца» (1945).

    Умер М.М. Пришвин 16 января 1954 г. в Москве.

    3. Беседа о названии рассказа.

    - Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он?

    - Можно ли по названию это предположить?

    4. Разгадывание загадок.

    - Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком идет речь.

    • С хозяином дружит,

     Дом сторожит.

    Живет под крылечком,

    А хвост колечком. (Собака.)

    • Трещала с самого утра:

    «Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

    А что - пора?

    Такая с ней морока,

    Когда трещит ... сорока.

    - Мы с вами много говорили о собаках, у некоторых из вас они есть.

    - А вот что вы знаете о сороках?

    Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у её легко запоминается - резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого-то она заметила: глаз у нее зоркий - никого не пропустит. За это ее прозвали лесным оповещателем.

    Издали кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле - зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он темно-зеленый, с красноватым металлическим отливом. Развернутый веерообразно, он помогает птицам выделывать самые оригинальные повороты и спуски. Брюшко, грудь и полоса па плечах белые. Бегает сорока мелкими шажками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает.

    Поселяется она в светлых разреженных лесах. Гнездо устраивает высоко на дереве из сравнительно крупных сучьев, которые переплетает стеблями травы и скрепляет еще глиной. Входное отверстие гнезда глубокое. Снаружи это гнездо похоже на большой шар. Оно очень прочное. Иногда без ремонта держится па дереве или кусте годами.

    Самка откладывает 5- 8 зеленоватых с бурыми крапинками яиц. Сидит она на них 17 дней. Самец кормит ее, а затем и появившихся птенцов. Как только малыши окрепнут, самка помогает ему. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитарами. В пищу идут и семена разных сорняков, зерна культурных злаков, подсолнечника. Всю зиму сороки со своим выводком держатся вместе и обитают возле населенных пунктов. О сороке сложены пословицы и поговорки: «Сорока нам на хвосту весть принесла», «Сорока-белобока на порог скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила», «Сорока под стреху лезет — к вьюге».

    Птица эта осторожна, но постоянно на виду. Только во время линьки (в середине лета) она прячется в чаще леса. Бодрая, горластая сорока запросто может выхватить еду из-под самого носа вороны. Очень любит блестящие предметы, уносят их и прячет в гнезде или еще где-нибудь.

    IV. Знакомство с рассказом «Выскочка».

    1. Словарно-лексическая работа.

    •Объясните значение слов:

    бдительность - от бдительный - очень внимательный, неослабно настороженный,

    радужный - разноцветный.

    Объясните выражение: «Одна из сорок не то, чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».

    Подберите синонимы к словам: бдительность (зоркость, неослабное внимание, настороженность); украденный (похищенный, сворованный, стянутый, стащенный, вытащенный, уведенный, свистнутый, стыренный и др.).

    Подберите антонимы к слову: глупая (умная, мудрая).

    2. Чтение рассказа учащимися «цепочкой».

    - Понравился ли вам рассказ?

    - Чем?

    - Что особенно понравилось?

    V. Итог урока.

    - Что нового узнали на уроке?

    - Прочитав этот рассказ, что вы можете сказать об авторе?
    VI. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    М.М.Пришвин "Выскочка"Конспект урока литературного чтения в 4 классе

    Работа с текстом на уроках литературного чтенияСегодня ФГОСТ определяет в качестве цели основного общего образования выращивание функционально грамотной личности. Функционально грамотная личност...

    Урок литературного чтения в 4 классе по произведению М. М. Пришвина "Выскочка"

    Разработка открытого урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу М. Пришвина "Выскочка".  УМК "Школа России"....

    М.М. Пришвин. Выскочка.Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

    Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.  На каждом этапе урока использованы приемы по...

    Урок литературного чтения: М, М. Пришвин "Выскочка"

    Урок литературы проводился в 4 специальном (коррекционном) классе...

    Выскочка М.М,Пришвин

    Открытый урок для молодых специалистов....

    Открытый урок М.М. Пришвин "Выскочка"

    Урок литературного чтения проводился в 4 «в» классе по образовательной системе «Школа России»Урок проводился по теме М.М. Пришвина  «Выскочка». Это третий  урок в разделе «Природа и мы»....

    М. М. Пришвин «Выскочка» 3 класс

    Урок литературного чтения в 3 классе ( УМК «Начальная школа ХХI века»). ...