Проект для первоклассников и их родителей "Путешествие на паровозике "Читай-ка."
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Лопухина Инга Анатольевна

Тема: Проект для учащихся и родителей «Путешествие в страну Знаний»

Цели. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

Подготовительная работа :

1. Анкета для детей и родителей.

2. Собрание проводится после изучения всех букв и проведения проектной работы «Живая Азбука». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание первоклассникови их родителей

Тема: Проект для учащихся и родителей «Путешествие в страну Знаний»

Подготовила учитель начальных классов

МОУ СОШ № 10 г.о. Подольска Московской обл.

Лопухина Инга Анатольевна

Цели. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

Подготовительная работа :

  1. Анкета для детей и родителей.
  2. Собрание проводится после изучения всех букв и проведения проектной работы «Живая Азбука». Всем детям я раздаю задания по изготовлению одной страницы  нашей живой азбуки на одну букву. Так как в классе 25 детей, то остается 8 букв, которые остаются для работы в классе.
  3. В рамках проекта «Живая азбука » на занятиях внеурочной деятель- ности  дети лепят  из пластилина, рисуют  буквы и придумывают  сказки, стихи и загадки  к буквам Э, Ю, Я, ъ и ь.
  4. Интервью «Моя школа»

- Что такое школа?

-Почему я решил идти в школу?

- Чем мне интересна школа?

- Почему надо уметь читать?

-Почему я люблю читать?

4. На уроках труда изготовить каждому вагончик поезда, в него мы будем вкладывать свои знания ( читательский дневник) и достижения по технике чтения.

5.   Материалы: печатный текст не менее 230 слов для проверки техники чтения; картинки в виде таблицы, цифры и буквы, памятки для работы, ножницы и клей.

Собрание проводится вместе с детьми.

Ход собрания.

Здравствуйте дорогие родители и учащиеся 1 «а» класса.

Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению:

Все, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге.
Ричард Бах

Чтение – вот лучшее учение.
А.С. Пушкин

Сколько времени должен читать ребенок, как увлечь чтением, что нужно делать родителям, чтобы ребенок хотел читать, как привить любовь к чтению. Вот на эти вопросы мы сегодня с вами и постараемся ответить.

Наверное, нет родителей, которые не хотели бы их дети быстро и выразительно читали, имели  интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети часто увлекаются компьютером и телевизором, мало читают, теряют интерес к чтению.

 Ничто так не воспитывает пассивность мышления как просмотр телевизора. Вы можете не согласиться и сказать, что ведь есть действительно полезные телепрограммы. И вы будете правы. Только вот на практике доля таких программ из реально просматриваемых ребенком – крайне мала.

То же касается компьютерных игр и социальных сетей . Установите предельный лимит времени на эти «наркотические» занятия (например, 30 минут) и условия доступа к ним (например, сделать уроки и выполнить свою часть работы по дому).

 Как следствие, замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Чтобы книга стала ребенку другом, родители должны придерживаться двух правил: во-первых,воспитывать маленького читателя личным примером, во - вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.

Основное условие успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам.

1. Анализ учебных достижений

2. Ознакомление родителей с состоянием читательского интереса

Анализ анкеты учащихся

  1. Любишь ли ты читать?           Да – 25; нет - 1.
  1. Что ты больше любишь?        Читать самост. - 20; слушать чтение - 5.
  1. Какие книги читаешь? Сказки - 14; стихи - 15; рассказы - 10; книги о природе - 13; фантастику - 16.
  1. Как часто? Каждый день - 9; 2-3 р.в неделю - 4; 1р.в неделю - 6; только на каникулах - 2; не читаю совсем -1.
  1. Родители: хвалят - 25; ругают - 1.
  1. Читают ли родители книги вслух? Да - 18; нет - 8.
  1. Кто тебя заставляет читать? Никто - 18; учитель - 3; родители - 5.
  1. Где берёшь книги? Покупают родители - 18; в библиотеке - 12; меняюсь с друзьями - 6.
  1. Можешь назвать книгу, которую недавно прочитал? Да - 9; нет - 15.

Анализ анкеты родителей

1. Любит  ли ваш ребенок  читать?

 а) читает охотно - 10;  б) не очень - 14;  в) не любит – 1.

2. Что чаще всего предпочитает  ваш ребенок?

а) читать сам -10; б) слушать чтение взрослых -14; в) по-разному – 1.

3. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

а) хвалите - 22; б) ругаете - 1; в) как получится, слушаю, поправляю – 3.

4. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

а) да - 14; б) нет - 6; г) 3.

5. сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

а) да - 21 б) нет – 4.

6. Пересказывает ли вам ребенок прочитанную книгу?

а) да - 10; б) иногда - 13; в) нет - 0; г) по вопросам – 1.

7. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанную книгу?

а) очень часто - 10; б) иногда - 13; в) очень редко - 2; г)

8. Обращается ли ваш ребенок с вопросами познавательного характера?

а) очень часто - 21; б) иногда - 4; в) очень редко; г)

3. Психолого-педагогическое просвещение

СИТУАЦИЯ    Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как оценить поведение матери?

Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» – требует мать. «Ну, мам», – умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» – почти кричит мать. «Не кричи на меня!» – грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя...» – угрожает мать. Как избежать конфликта?

Делаем вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать отрицательно влияет не только на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые сами читают ему книги. Когда же он идет в школу, облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А спустя какое –то время родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми – стена непонимания.

Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время него мать и отец открываются для ребенка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг осознают, что дети намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием. Этот пример может стать заразительным для всех.

 Техника чтения

Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение.

  • Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать.
  • Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно затруднено.
  • Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться на "5" и "4" в старших классах, если 4 класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту.

Ребенок, который не умеет быстро читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении заданий. Оптимальный темп чтения – это чтение с той скорость, с которой человек говорит. Для русского языка характерная скорость – 130- 170 слов в минуту.

Давайте проверим технику чтения у ребят и у родителей.

 Сначала читают дети, родители считают количество слов,

потом читают взрослые.

А дети проверяют количество слов.

Результаты техники чтения занесите в ваши анкеты для дальнейшей обработки и последующего сравнения результатов.

Итак , я предлагаю детям и их родителям отправиться в путешествие на паровозике «Читай-ка».Наше путешествие продлится до конца начальной школы. В путь с собою мы берем наши сегодняшние достижения. Вот перед вами ваша техника чтения, ее мы вкладываем в файлы и каждый из них поедет в своем вагончике в страну знаний. Что еще мы возьмем в путешествие? Конечно же любимые книги. Мы заведем правило записывать все самостоятельно прочитанные ребенком книги, заносить их на листок читателя и листок наш поедет в нашем вагончике.

Почему же мы читаем медленно?

Слайд 7

Давайте разберемся, что мешает быстрому чтению.

  1. Возвратные движения глаз
  2. Артикуляция, то есть проговаривание про себя.
  3. Недостаточное использование смысловой догадки.
  4. Неумение найти главное в тексте.
  5. Малое поле зрения.

Приемы работы по увеличению скорости чтения.

В начальной школе ученики осваивают чтение вслух и чтения молча (про себя).

Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным.

Чтение молча– это чтение «глазами» без речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения молча.

Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению молча.                                                        Труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слух и зрениемышление и память. Можно использовать разнообразные виды чтения. 

 Чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом и чтение молча.   

За один месяц средний прирост слов должен составлять не менее 8–10 слов в минуту.

Если скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым. В таком случае 

необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ученик читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 41. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 46. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 50.

Т.о. для развития  беглости чтения у детей важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Поэтому если вы хотите помочь освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

Применяйте маленькие хитрости: вы вернулись с работы, вам нужно заняться срочно какими-то домашними делами и вы просите своего ребенка почитать книгу. Так у ребёнка возникает ощущение, что он не просто упражняется в технике чтения, а делает что-то полезное. Конечно, тут желательно найти такую книжку, которая увлекла бы ребёнка.

Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:

  1. Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.
  2. Числительных быть не должно.
  3. Прилагательных должно быть мало.
  4. Короткие слова тоже нужно учитывать.

Рекомендации по развитию техники чтения

Слайд 9

  1. Артикуляционная гимнастика (слайд 10)
  2. Таблицы Шу́льте — таблицы со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно, для развития скорочтения.( слайд 11)

 Тренировка (слайд 12) 

  • Расстояние от таблицы до глаз должно быть таким же, как и при чтении книги, то есть примерно 30—35 см.
  • Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в её центре и больше не сдвигается.
  • Находить числа нужно в возрастающем порядке от 1 до 25, без про́пусков, с максимальной быстротой, желательно не проговаривая числа ни про себя, ни вслух. Очень важно избегать передвижений взгляда из центра и искать числа только периферическим зрением.
  • Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы избежать переутомления. Обычно не более 10 таблиц в день.
  • По мере развития навыка переходят к таблицам с количеством ячеек 6x6, 7x7, 8x8, соответственно увеличивая и размер квадрата.

Тони Бьюзен отмечал, что в компьютерных программах когда на цифру указываешь курсором, глаза непроизвольно следуют за ним. Это не способствует расширению поля восприятия. Поэтому к компьютерным вариантам таблиц надо относиться с осторожностью.

  1. Чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом и чтение молча.                                                
  2. Необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста с последующей проверкой.

  1. Не надо заставлять ребенка  подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5–7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два – еще 1–2 абзаца.
  2. Читайте ребенку пред сном.

Хорошие результаты дает чтение перед сном.

Известно, что мозг, особенно воображение ребенка, развивается не только днем, но и ночью. Прочитайте ему добрую сказку или историю на ночь, чтобы запустить процессы подсознательного творчества во сне.

Если делать это регулярно, то книга войдет в привычный для ребенка ритуал отхода ко сну и станет для него незаменимым другом.

  1. Читайте по ролям.
  2. Читательский дневник

. Попробуйте увлечь ребёнка ведением читательского дневника. Ему понравится собирать свою коллекцию прочитанных книг. Его можно наполнять понравившимися фразами из книги, собственными рисунками, распечатанными картинками или наклейками. Такой дневник можно будет, например, показать ребятам в классе.

  • Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: ребенок читает одну-две строчки, после этого получает краткий отдых. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
  • Для того чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения.
  • Если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.                                                                                                                                  
  • Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему.
  • Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке.

Совет        Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Поддерживаете его уверенность в своих силах. 
               Чтобы сохранить великий дар природы – зрение, учащимся младших классов врачи рекомендуют читать непрерывно не более 20–30 минут, а потом делать перерыв.

Как обсуждать с ребенком прочитанное?

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Совет         Чтобы предотвратить близорукость ребенка, вызываемую чтением, используйте простой способ: приклейте на оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребенок смотрит на него 5–7 секунд, столько же времени – на дальний объект, находящийся на улице.
      Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть у окна, не затемненного шторами. Настольная лампа с абажуром спокойных тонов и лампочкой мощностью 60–80 Вт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять под углом 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой будет не менее 30–40 см.

4. Обсуждение организационных вопросов

  • Показ образца читательского дневника.
  • Ознакомление с правилами ведения читательского дневника.

Надо приучать детей делать записи о прочитанном. Они способствуют сознательному чтению, развивают критическое мышление и самостоятельность: что нравится и что не нравится, и почему? Это сложно и начинать надо с малого.

Для записей прочитанного надо вести читательс кий дневник: название книги, фамилия автора, год и место издания. Ученик отмечает основную идею про изведения и то, что ему понравилось или не понравилось. Записи ведутся свободно. Название книг и фа милии авторов следует подчеркивать.

Знакомство с памятками и их обсуждение.

Правила чтения для учащихся 

(распечатать для каждого ученика)

1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.
2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.

Как готовить домашнее задание по чтению (распечатать для каждого ученика)

  1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.
    2. Посмотри, кто автор произведения.
    3. Внимательно прочитай весь текст.
    4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
    5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
    6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
    7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
    8. Составь план пересказа текста.
    9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
    10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
    11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
    12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса (раздать каждому родителю)

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Советы родителям

Терпеливо помогайте ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.

Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.

Рассказывайте детям сказки.


Устраивать семейные чтения. Читайте сами – пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.

Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.

Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.

Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.

Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.

Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

III. Осмысление итогов собрания

1. Родители делятся своим опытом, как привить детям любовь к чтению.
2. Мнение родителей о пользе собрания.
3. 
Решение собрания.

Читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.

В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.

Выписать детские журналы и приучить детей их читать.

Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные мысли из прочитанного.

Держать связь с библиотекой.

Учитель. Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!

Список используемой литературы

Захаров С.Н. Детские праздники. – Владимир, 1994.
Никитин Ю.С. Спутник досуга. – М., 1989.
Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. – М., 1993.
Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. – 1996.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. – М.: Вако, 2004.
Стрельцова О. Воспитание у детей интереса к чтению // Начальная школа – Первое Сентября.

Памятки для учащихся

Правила чтения для учащихся

1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.
2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.

Как готовить домашнее задание по чтению

1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.
2. Посмотри, кто автор произведения.
3. Внимательно прочитай весь текст.
4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
8. Составь план пересказа текста.
9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

Анкета для учащихся

  • Любишь ли ты читать?           Да     нет
  • Что ты больше любишь?        Читать самостоятельно          слушать чтение
  • Какие книги читаешь? Сказки    стихи     рассказы    книги о природе  
  • Как часто? Каждый день     2-3 р.в неделю  1р.в неделю  только на каникулах  не читаю совсем
  • Родители: хвалят     ругают
  • Читают ли родители книги вслух? Да    нет
  • Кто тебя заставляет читать? Никто    учитель   родители
  • Где берёшь книги? Покупают родители     в библиотеке    меняюсь с друзьями
  • Можешь назвать книгу, которую недавно прочитал? Да    нет

Анкета для родителей

1. Любит  ли ваш ребенок  читать?

 а) читает охотно  б) не очень  в) не любит

2. Что чаще всего предпочитает  ваш ребенок?

а) читать сам  б) слушать чтение взрослых  в) по-разному

3. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

а) хвалите   б) ругаете  в) как получится, слушаю, поправляю

4. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

а) да  б) нет

5. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

а) да  б) нет

6. Пересказывает ли вам ребенок прочитанную книгу?

а) да б) иногда  в) нет  г) по вопросам

7. Обсуждаете ли вы

Как готовить домашнее задание по чтению

  1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.
    2. Посмотри, кто автор произведения.
    3. Внимательно прочитай весь текст.
    4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
    5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
    6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
    7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
    8. Составь план пересказа текста.
    9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
    10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
    11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
    12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

Правила чтения для учащихся

1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.
2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Запишите ребёнка в библиотеку и контролируйте её посещение.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект Путешествие в страну Знаний на паровозике «Читай-ка» Учитель начальных классов: Лопухина Инга Анатольевна

Слайд 2

Цели проекта Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы. Помочь учащимся освоить навыки быстрого и осмысленного чтения. Составить план работы в системе учащиеся- родители- учитель для совершенствования навыка чтения.

Слайд 3

Анкетирование Учащиеся Любишь ли ты читать? Да – 25 ; нет - 1 . Что ты больше любишь? Читать самост . - 20 ; слушать чтение - 5 . Какие книги читаешь? Сказки - 14 ; стихи - 15 ; рассказы - 10 ; книги о природе - 13 ; фантастику - 16. Как часто? Каждый день - 9 ; 2-3 р.в неделю - 4 ; 1р.в неделю - 6 ; только на каникулах - 2 ; не читаю совсем - 1 . Родители : хвалят - 25 ; ругают - 1 . Читают ли родители книги вслух? Да - 18 ; нет - 8 . Кто тебя заставляет читать? Никто - 18 ; учитель - 3 ; родители - 5 . Где берёшь книги? Покупают родители - 18 ; в библиотеке - 12 ; меняюсь с друзьями - 6 . Родители 1. Любит ли ваш ребенок читать? а) читает охотно б) не очень в) не любит 2. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок? а) читать сам б) слушать чтение взрослых в) по-разному 3. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок? а) хвалите б) ругаете в) как получится, слушаю, поправляю 4. Принято ли в вашей семье читать книги вслух? а) да б) нет 5. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок? а) да б) нет 6. Пересказывает ли вам ребенок прочитанную книгу? а) да б) иногда в) нет г) по вопросам 7. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанную книгу? а) очень часто б) иногда в) очень редко 8. Обращается ли ваш ребенок с вопросами познавательного характера? а) очень часто - 21; б) иногда - 4; в) очень редко- 2.

Слайд 4

Техника чтения Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно затруднено. Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться на "5" и "4" в старших классах, если 4 класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту. По статистике 80-90 слов в минуту 90-130 слов 130 -170 слов в минуту

Слайд 5

К чему приводит медленное чтение? Быстрочитающий Поиск альтернативных авторитетных источников (не ограничиваться первой попавшейся книгой). Просмотровое чтение (чтения для ознакомления с текстом) - книга просматривается с пятого на десятое и оценивается по определенным критериям. Углубленное чтение Заучивание информации К чему приводит медленное чтение? Исследования показывают, что 97% читателей откладывают раз начатую книгу. 30% людей теряют интерес к книге и больше не возвращаются к ней. 84% специалистов не успевают прочитать специализированные журналы.

Слайд 6

Совместный проект « Путешествие в страну знаний на паровозике «Читай-ка»

Слайд 8

Что мешает быстрому чтению?

Слайд 9

Приемы работы по увеличению скорости чтения Чтение за лидером учителем Жужжащее чтение Чтение в темпе скороговор ки Чтение с убыстрением темпа Чтение с любого места в книге Работа с таблицами Шульте Чтение с отрывом взгляда от текста Чтение ряда согласных Зрительные диктанты Чтение в парах, хоровое чтение

Слайд 10

Артикуляционная гимнастика 1. Звукоподражание. 2. Чтение ряда согласных: МПРЛДЖБЗГНЧДВ А У

Слайд 11

Набор деформированных предложений. 1 . стоящего мимо осторожно автомобиля проходи 2. дали каши Маше манной нашей 3. летом одним и зимой цветом 4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке 5. ко мне друзья пришли мои на праздник 6. у деда, Мороза красивые легкие сани были 7. любимое дерево мое белая береза 8. в саду в нашем расцвела клубника

Слайд 12

Отработка дикции Полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объём же материала для чтения увеличивается (2,3,4 строки). Т.к. в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. Называется такое чтение «с разбега».

Слайд 13

Таблицы Шульте

Слайд 14

Тренировка по таблицам Шульте Расстояние от таблицы до глаз должно быть 30—35 см. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в её центре и больше не сдвигается. Находить числа нужно в возрастающем порядке от 1 до 25, без про́пусков , с максимальной быстротой, желательно не проговаривая числа ни про себя, ни вслух. Очень важно избегать передвижений взгляда из центра и искать числа только периферическим зрением . По мере развития навыка переходят к таблицам с количеством ячеек 6x6, 7x7, 8x8, соответственно увеличивая и размер квадрата. Тони Бьюзен отмечал, что в компьютерных программах когда на цифру указываешь курсором, глаза непроизвольно следуют за ним. Это не способствует расширению поля восприятия.

Слайд 15

Тренировка зрительного анализатора Ворон и лисица. Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед . Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит: - Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац , если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лароаз , что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тировог : Ах, норов. Коли бы еще у тебя му был, быть бы тебе мёрац .

Слайд 16

Тренировка зрительного анализатора: найди слово!

Слайд 17

Выводы 1 . Рекомендации по чтению детям. 2. Рекомендации родителям по развитию читательского интереса. 3. Работа в классе и дома по тренировке зрительного анализатора и увеличению темпа чтения. 4. Результаты и трудности, возникающие в процессе работы над проектом рассматривать на каждом родительском собрании.

Слайд 18

Рефлексия Я узнал что-то полезное для себя. Мне было интересно. Мне было неинтересно.

Слайд 19

ru.stockfresh.com Использованные интернетресурсы 1 2 dutsadok.co 3 m.ua 4 ru.stockfresh.com 5 srime.ga 6 uslide.ru 7 dailyshop.ru https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%A8%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

проект "Адаптация первоклассников к школе"

Этот проект  прошел в финал Международного конкурса "Педагогические инновации в образовательном процессе" в г Самара в 2010 году. Очень жаль, но пришлось изменить и  удалить некоторые ф...

Проект " Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения граммоты будущих первоклассников

Тема проекта:  Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения грамоты будущих первоклассников. Описание проблемы: Каждый ре...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ "РЕЖИМ ДНЯ ПЕРВОКЛАССНИКА"

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА УЧЕНИЦЕЙ ПЕРВОГО КЛАССА. РАБОТА ПРЕДСТАВЛЕНА БЕЗ ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Проблема формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования в настоящее время является актуальной. Владение современными ИКТ-технологиями составляют основу грамотности современног...

ПРОЕКТ «ПЕРВОКЛАССНИК» подготовительные курсы будущих первоклассников

Подготовительные занятия для детей, которые позволяют выявить уровнь подготовленности будущих первоклассников Данный курс позволит перенести адаптационный курс более “мягко”....

Проект "Первоклассный первоклассник!"

Социальный проект для учащихся 1 класса...