Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения "В.Драгунский.Надо иметь чувство юмора"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Агафонова Светлана Владимировна

    Конспект урока литературного чтения "В.Драгунский.Надо иметь чувство юмора"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературного чтения 3 класс

    «Легко ли смеяться над собой»

    (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

    Цель: 

    Углубление знаний учащихся по теме;

    – Познакомить с произведением В. Драгунского «Надо иметь чувств юмора»;

    Задачи: 

    Обучающие:

    – Обучить учащихся формулировать тему и идею произведении;

    – Отрабатывать умение характеризовать литературного героя;

    Развивающие:

    – Развивать устную монологическую речь;

    – Совершенствовать навык правильного беглого выразительного чтения целыми словами;

    Воспитывающие:

    – Воспитывать любовь к своим близким, животным, к природе;

    – Воспитывать интерес к чтению

    Оборудование:

    - Презентация к уроку:

    - карточки с заданием для учащихся

    - интерактивная доска

    Ход урока


    1. Орг. момент


    Проверка готовности учеников к уроку

    2.Создание эмоционального настроя.

    (звучит музыка: “В каждом маленьком ребенке…”)

    -Какое настроение вызывает у вас эта музыка? (радостное, веселое…)

    -Что кроме самой музыки позволяет создать веселое настроение песни? (слова песни)

    -А над чем обычно смеются люди? (над какими-нибудь смешными случаями )

    Проверка домашнего задания

    Вашим домашним заданием было выучить  наизусть забавное стихотворения Генриха  Сапгира «Людоед и принцесса»

    Сегодня мы будем озвучивать мультфильм. Посмотрим, как это у нас получится.

    Молодцы.

    3.Введение в тему урока.

    -Как называется чувство, которым обладает человек, умеющий смеяться над происходящим? (чувством юмора)

    Сегодня на уроке мы будем говорить об этом замечательном чувстве, а поможет нам один замечательный детский писатель.

    Соедини название рассказов  и их героев

    На парте у вас лежат карточки . Соедини название рассказов  и их героев


    «Девочка на шаре»


    Иван Владиславович


    «Кот в сапогах»


    милиционер


    «Дымка и Антон»


    бабушка


    «Бы…»


    Танечка Воронцова


    «Тайное становиться явным»


    Мишка


    «Независимый Горбушка»


    Тузик Мурашовский


    Что общего у этих рассказов?

    (У них один автор – Виктор Юзефович Драгунский)

    -Мы спросили взрослых в зале:
    “Вы Драгунского читали?”
    А в ответ-вот это да!!!
    Все сказали дружно “ ДА!”

    Как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы придумывать такие интересные и смешные рассказы?

    Каким же был Виктор Драгунский вам расскажут наши девочки.(выступают с сообщением несколько учеников )

    В. Драгунского часто называют мастером улыбки. Он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром, который назывался «Синяя птичка».

    А ещё В. Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках и все дети , мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха – такой весёлый был этот Дед Мороз. В. Драгунский одно время работал клоуном в цирке на Цветно бульваре в Москве, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. Во время войны Виктор Юзефович с другими артистами ездил на фронт выступать перед бойцами. Чтобы у них было хорошее настроение. Когда у Драгунского подрос сын Дениска, с ним начали происходить всякие смешные истории, и вскоре вышли книги: «Денискины рассказы» и многие другие. Виктор Драгунский всего написал около девяноста рассказов.

    4.Тема и задачи урока

    Этап антиципации.

    (на доске написано предложение: “Надо иметь чувство юмора” В.Драгунский)

    -Ребята. Посмотрите на предложение и скажите. Какой знак вы бы поставили в конце этого предложения и почему? (Дети предлагают версии и доказывают свою точку зрения. На доске появляются по очереди знаки: точка, восклицательный и вопросительный знаки.)

    - А как вы думаете, надо ли человеку иметь чувство юмора? (беседа)

    -Как относятся к человеку с юмором?

    -А вам интересно узнать, что думает по этому поводу В. Драгунский? ...что для этого нужно сделать? (прочитать произведение) …будем искать ответ на вопрос в рассказе Драгунского.

    -Давайте откроем учебники и посмотрим на иллюстрацию, которая помещена к рассказу.

    -Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в рассказе?

    -Вы узнали героев?

    -Как рисунок соотносится с названием текста? (предположения детей)

    Прочитайте формулировку темы урока

    Тема: Легко ли смеяться над собой?

    -Как бы вы ответили на этот вопрос?

    -А хотите знать, что думает об этом писатель В. Драгунский



    5.Первичное восприятие текста

    Сегодня у нас необычный урок.


    Сейчас мы увидим инсценировку первой части этого произведения. Закройте глаза представьте большой зал и сцену. Занавес открывается.

    (Заранее подготовленные учащиеся – инсценируют отрывкок из рассказа В.Драгунского "Надо иметь чувство юмора".

    – Написал?

    – Уже.

    – Ты мою тетрадку проверь, а я – твою.

    – Ты чего, Мишка, покатываешься?

    – Я покатываюсь, что ты неправильно списал!

    – А ты чего?

    – А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: "Наступили мозы". Это кто такие – "мозы"?

    – Мозы – это, наверно, морозы. А ты вот написал: "Натала зима". Что это такое?

    – Да не "натала", а настала. Ничего не поделаешь, надо переписывать. Это всё лемуры виноваты.

    И они стали переписывать. А когда переписали, Дениска сказал:

    -Давай задачи задавать!

    - Давай

    В это время пришёл папа. Он сказал:

    - Здравствуйте, товарищи студенты…

    Денис сказал:

    - Вот папа, послушай какую я мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое. Как разделить их среди нас поровну?

    Мишка надулся и стал думать. Папа тоже задумался.

    Тогда Дениска сказал:

    -Сдаёшься, Мишка?

    - Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот – и Дениска стал хохотать.- Это меня тётя Мила научила.

    Итак, громкими аплодисментами проводим наших юных актёров на места и возвращаемся снова на урок. Понравилась эта сценка?

    -Ребята, я видела, как во время просмотра  вы все улыбались. Что вам показалось интересным в первой части?.... Вы “покатывались со смеху” или просто улыбались?...А вот наши герои “просто покатывались со смеху”….это как? (очень сильно смеялись)

    -Что же так развеселило героев?

    -Встретились ли в тексте незнакомые слова?

    -Нужно ли пояснить, кто такие лемуры? (Лемур - полуобезьяна с длинным хвостом и удлиненными задними конечностями. Живет в тропических лесах.) Посмотрите на фото лемура. Вам он понравился? Забавный зверек? Скажите, правда, такой зверек мог отвлечь внимание мальчиков от уроков?..

    -А вот в конце первой части смеётся один Дениска. Почему?

    -Можете ли вы уже сказать, у кого из героев есть чувство юмора.

    6.Работа с произведением во время чтения.



    Первичное чтение ( динамическое чтение-буксир, молния, кенгуру, многократное чтение)

    При чтении 2 части, в конце проводим диалог с автором:

     После предложения: “Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого “В” и что ему грозит, если это будет продолжаться? Всё!” (Кого папа имел в виду?)

    Найдите в тесте на этот вопрос. (Тут папа остановился…)



    После прочтения предложения «Они оба на меня смотрели и хохотали»(
    Они смеялись почему то или над кем-то?)

    «….мы этого ещё не проходили»(
    А Дениске было смешно? Почему?)

    «…такого скоро выгонят из школы»(Вы поняли почему Дениска ушёл? Что он почувствовал?)

    Как вы думаете о чём будет говориться в 3 части этого рассказа?

     Чтение 3 части.

    После предложения: “Я вышел из комнаты в коридор…. ровно столько, сколько нужно” Оправдывает себя….?!

    После предложения: “ И ещё я подумал …. на целину” Расстроился?!

    -А целина это…..?»(Что такое целина. Куда собрался Дениска? Это освоение никогда не паханной земли в Казахстане, Поволжье, Сибири. В 1954-1960гг. в эти места ехали люди, особенно молодёжь, чтобы осваивать, покорять дикие степи. Вспахать там землю и выращивать урожай хлеба.)

    - Вот как Дениска обиделся на папу за эту задачу, как ему было жалко себя - он, даже хотел уйти из дома на целину.

    После предложения: “Что ты, она похудела на 37 кило! Вот как скучает!” Хотел, что б его пожалели?! Обидно ему?! Может даже стыдно?!

    После предложения: “Что у тебя такие глаза?” А что заметил папа в глазах Дениски?

    После предложения: “Такого мальчишки и на свете-то нет, не то что в вашем классе” Он на самом деле выдумал?


    Обобщающая беседа.

    -Зачем Дениска спрятался за вешалку?

    -Зачем папа добился, чтобы Дениска засмеялся?

    (найдите это в тексте)

    -Что хотел папа?

    -Чему же учил папа Дениску?

    -У кого из героев рассказа есть чувство юмора?

    -Есть у папы чувство юмора. ( придумал смешную и полезную задачу)

    -А можете это доказать словами текста? (“Здравствуйте, товарищи студенты!”

    -Есть ли чувство юмора у Дениски? (не совсем)

    -Как вы думаете, стоило ли Дениске обижаться на задачу?.... А почему он обиделся? (Принял задачу на свой счет, решил, что несправедливо папа про него говорит, обиделся, что папа с Мишкой смеялись)

    -Почему папа первым подошел к Дениске? (папа понял, что Дениска обиделся, решил помочь сыну посмотреть на себя со стороны и научиться смеяться над собой)

    -Есть ли у папы чувство юмора? (да, придумал смешную и полезную задачу)

    А у Дениски?

    - Поможет ли папина задача Дениске стать лучше? Заставила задуматься? (Задача заставила Дениску задуматься над своим поведением и критически взглянуть на себя со стороны.)


    Итоговая беседа.

    -Какой бы вы теперь поставили знак в конце предложения: “Надо иметь чувство юмора!”

    Значит, обладать чувством юмора не простая задача. Как бы вы ответили на вопрос: Смеяться над самим собой трудно или легко?

    - Как вы думаете, зачем авторы учебника включили так много произведений Драгунского? (Они поучительные)

    -Чему учит нас рассказ  В. Драгунского?

    Чувство юмора - это способность человека смеяться над происходящим,  а что главное – это умение смеяться над собой!)



    7. Работа с произведением после чтения



    Работа в четвёрках:

    Написать синквейн о главном герое (схема синквейна дана)




    Отчёт групп.

    8. Рефлексия,  оценивание.

    Какой вопрос мы поставили вначале урока?

    Какой вывод можно сделать по окончанию нашего урока?

    Что вы поняли для себя?

    Сегодня я хочу  поблагодарить вас за хорошую работу (биография, инсценировка отрывка, чтение, ответы…)

    9.Домашнее задание

    На выбор:

    Пересказ рассказа

    Попробовать составить свою задачу про себя.


    (Если есть время)Давайте проверим, есть ли у вас чувство юмора. 

    Игра-викторина “Есть ли у вас чувство юмора?”
    +кто может прыгнуть выше дома (любой человек, т.к. дома прыкать не умеют)
    + что нужно сделать, если во сне встретил тигра? (проснуться)
    + почему львы едят сырое мясо? (не умеют его варить)
    + одно яйцо варится 5 минут. А 2 яйца? (также 5 минут)
    + на какой вопрос никто и никогда не ответит “да”? (ты спишь?)
    + что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
    + когда ты родился, тебе это сразу дали, но ты сам этим не пользуешься (твоё имя)
    + мышеловка из 5 букв (кошка)

    + чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (яма)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: "Юмор в произведениях Н. Н. Носова. Рассказ "Живая шляпа" "

    Во 2 классе учитель передаёт детям полностью логику основного метода работы с книгой (чтение-рассматривание) и с текстом (творческое чтение), учит алгоритмам действий до чтения, в процессе чтения и по...

    конспект урока литературного чтения по теме: Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

    Урок литературного чтения по теме: "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств" по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"...

    Конспект урока литературного чтения в 1 классе с применением кейс – технологии, проведённого учителем начальных классов МБОУ «Лицей им. Г.Ф.Атякшева» Гайсиной Ф.З

    Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и журавль»Цели:получить новый способ действия героев, основанный на жизненном опыте детей; закрепить знания о видах сказок.Задачи:1)познакомить учащихся ...

    конспект урока литературного чтения "Тайна сатиры и юмора. Н.Н. Носов «Федина задача».

    Материал содержит подробный конспект урока литературного чтения  в 4 классе УМК "Школа 2100"  из раздела "Век XX. Новые встречи со старыми друзьями"....

    Конспект открытого урока по литературному чтению Драгунский "Надо иметь чувство юмора"

    Тема урока:  Легко ли смеяться над собой?                      В. Драгунский «Надо и...

    Презентация к уроку литературного чтения "В.Драгунский .Надо иметь чувство юмора.

    Презентация к уроку литературного чтения "В.Драгунский .Надо иметь чувство юмора....

    Конспект урока литературного чтения 3 класс «Легко ли смеяться над собой» (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора») "Школа 2100"

    Конспект урока литературного чтения 3 класс «Легко ли смеяться над собой»(В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)Цель:Углубление знаний учащихся по теме;– Познакомить с...