Литературное чтение. Тема: театр, виды театра
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Различные приемы работы на уроке  знакомят учащихся  с видами театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_1_klass_teatr.rar1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Каменева Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1»

города Валуйки Белгородской области

Технологическая карта урока      ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема

  Театр, виды театра

Предметные

цели

УУД

Оборудование

Познакомить учащихся с видами театра, назначением, формировать умения читать целыми словами, воспитывать интерес к творчеству

Личностные УУД:  проявлять  интерес к отдельным заданиям, положительное отношение к школе и учебной деятельности,   интерес к занятиям по Азбуке, понимать  заданные  критерии успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:   искать нужную информацию в Азбуке, понимать знаки, символы, приведенные в учебнике, понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ, соотносить учебный материал с собственным опытом.

Регулятивные УУД:   принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, выполнять учебные действия в устной речи и в уме, осуществлять пошаговый контроль   по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:   участвовать в разных формах работы в классе, использовать в общении правила вежливости.

Презентация, учебники «Азбука»  Н. В. Нечаевой,  К. С. Белорусец,  карточки, модели пальчикового театра

Мотивация

 

Доброе утро!

Щедрое народное наследство-

Красивый русский наш язык,

Ведь на русском говорим мы с детства.

Он широк, и ясен, и велик.

И сегодня на уроке вы продолжите открывать секреты родного языка.

Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всего доброго!

 Введение

в тему урока, постановка учебной задачи  

1.Вступительное слово учителя (1 часть)

 - Вспомним знакомые  секреты русского языка  

2. Чтение стихотворения наизусть  (иллюстрации)

( учитель показывает картинки норок)

Норка вылезла из норки

И пошла к  знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке  не нашла.

Если в норке  нету норки,

Может, норка –  возле норки?

Нет нигде, пропал и след.

Норка – здесь,  а  норки – нет!

 - О каких норках  идёт речь?

 - О каких чудесах родного языка идёт речь?

 - Что помогла вам с интересом рассказать стихотворение?

3. Индивидуальная работа у доски      

  ( учащийся работает по карточке у доски)

Карточка

Отгадай названия предметов и запиши первую букву каждого слова. Прочти полученное слово

  1. Домик, где селились животные по очереди?
  2. Герой русской народной сказки, который поймал волшебную щуку
  3. Кличка пуделя Мальвины
  4. Умная черепаха, у которой был золотой ключик
  5. Овощ, который не могли вытянуть без мышки

ТЕАТР

4. Вступительная беседа с учащимися (2 часть)      Слайд 2

 - Назовите предметы, которые видите на экране

(маски, афиша, билеты)

 - Что их объединяет?

5. Определение темы и целей урока Слайд 3

- Тема сегодняшнего урока  « Театр»

  - Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники,  сформулируйте цели нашего урока:

  • Продолжим знакомиться с ……;
  • Будем учиться … ;
  • Будем учиться читать … и …

Открытие нового знания, способа действия  

1.Беседа с учащимися

  - Что вы знаете о театре?

 - Что является символом театра? Почему?

  - Какие виды театра вам известны?

 - Кто был в театре? В каком?

 2. Рассказ учителя о театре

      Театр – это место для зрелищ или само зрелище, одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителю посредством действий актёров. Существует много разновидностей театра.  

3. Работа по материалам учебника, с 66 – 67 Слайд 4-5-6-7-8-9-10

 1) Слово учителя с элементами беседы

- Какие виды театра представлены на страницах учебника?

 Драматический театр

Самый популярный театр – это драматический, в котором все роли исполняют актёры.

 - Назовите героев пьесы. Как называется сказка, по которой поставлена пьеса?

2) Чтение учителем слов из спектакля

3) Слово учителя с элементами беседы

 - Кто произносит эти слова?

 - Какие ещё герои есть в этом спектакле?

 - К какому театру эти рисунки?

 Опера – это спектакль, в котором общение между героями происходит при помощи академического пения.  В состав оперного коллектива входят: солист, хор, оркестр, военный оркестр.

( учащиеся слушают арию из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»)

 - Назовите следующий вид театра

 - Кто является артистами в этом театре?

Основателем театра зверей в Москве, которому 100 лет исполнилось в прошлом году,  является В. Дуров.  Он учил с добротой и пониманием относиться к животным, его театр служил не только развлечению, но и образованию, как детей, так и взрослых.

 - Прочтите четверостишье  и назовите вид театра

Приглашаю вас познакомиться с этой необычной куклой. Она управляется с помощью нитей. Называется она кукла-марионетка. Имя ей дали в честь святой девы Марии; марионетки - маленькие Марии.  

 - Как называется театр, иллюстрации к которому вы видите на следующей странице?

4. Чтение слов с доски

танец                          музыка                  гимнастика              

Италия                       пуанты                  Чайковский

Лебединое озеро       балерина               Спящая красавица

4. Составление предложений с опорой на прочитанные слова

 - Какие виды искусства являются основными для балета?

  - Как называются танцовщицы?

-  Где зародился балет?

 - Какие спортивные элементы используются  в балете?

 - Как называется обувь балерин?

 - Кто из русских композиторов является основателем музыки в балете?

 - К каким балетам написал он музыку?

5. Беседа с учащимися

 - Чем интересен настольный театр?

 - Прочтите  о следующем виде театра

 - Как он называется? Почему?

 - Кто смотрел спектакль?

Включение нового  

в активное использование

в сочетании

с ранее изученным, освоенным

  1. 1. Самостоятельная работа по карточке

 - Прочтите названия театров и назовите, какие мы не упоминали

1. театр поэзии                     10. балет

2. сатиры                              11.  кукол – марионеток

3. театр танца                       12. театр песни

4. театр теней                       13. пальчиковый

5.  театр зверей                    14.пантомима

6. кукольный                        15.  оперетта

7. настольный                       16.   опера

8. балаганчик                       17.  кукол – марионеток

9. драматический                 18. театр света

                     

2. Разноуровневая работа по карточкам

(учащиеся получают карточки с текстом на разноцветных листах бумаги и самостоятельно читают текст)

1 группа 

     Мы к ней привыкли, так как она сопровождает нас повсюду. Она рядом с нами, но мы не можем убежать от неё, иногда мы её просто не замечаем. Это тень. С её помощью создают удивительные театральные зрелища. Эти спектакли можно увидеть в театре теней.

     Теневой театр – это древнейшее искусство. Оно зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке: в Индии, Японии, Турции. Представления театра теней проходили ночью. На поляне на бамбуковых шестах ставили огромный экран. За экраном разжигали костёр из скорлупы кокосовых орехов. По другую сторону располагались зрители. Перед экраном садился рассказчик, а за экраном появлялись тени людей и животных, сделанные из бумаги, дерева, коры деревьев, ткани.

2 группа

Теневой театр – это древнее искусство. Оно зародилось  очень давно  на Востоке: в Индии, Японии, Турции. Представления театра теней проходили ночью. На поляне ставили огромный экран. За экраном разжигали костёр из скорлупы кокосовых орехов. По другую сторону располагались зрители. Перед экраном садился рассказчик, а за экраном появлялись тени людей и животных.

3 группа

Театр теней  – это древнее искусство. Оно зародилось  давно   в Индии. Спектакли показывали ночью. На поляне ставили огромный экран. За экраном разжигали костёр. По другую сторону садились зрители.  А за экраном появлялись тени людей и животных.

3. Беседа по содержанию текста

- Что нового и интересного вы узнали из текста?

- Где появился театр теней?

- Как делали экран?

- Зачем нужен был костёр?

4. Парная работа

Пальчиковый театр

-Ребята, сейчас каждый из вас попробует себя в роли актера. К сегодняшнему уроку вы с родителями приготовили пальчиковую игрушку – любого зверя или птицу. И сейчас вы будете перевоплощаться в своего героя. Актёр должен хорошо представлять характер героя. И я предлагаю вам соотнести название и характер героя.    

 - Кто неуклюжий, хитрая, добрый, трусливый, умная?

5. Групповая работа

Группа получает карточку с названием театра. Нужно записать, что нужно для конкретного спектакля данного театра: текст, музыка, танец, пение, костюмы.

Балет, драматический, кукольный, опера, театр зверей, пантомима

Подведение итогов.

Итоговая рефлексия учебной деятельности

 1. Чтение стихотворения «Театр» учителем      Слайд 11

Театр – это мысли свободный полет,
Театр - здесь фантазия щедро цветет.

Театр - здесь искусства в едино сплелись.
Театр - здесь мечта и реальность слились.     (Вл. Миодушевский)

2. Продолжение фразы

 - Сегодня я узнал новое…

 - Мне было интересно узнать…

 - Этот урок дал мне…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. Тема урока: «Наш театр». 2 класс. (Программа «Перспектива»)

Данный урок является составной частью проекта «Наш театр», который реализуется в течение учебного года. Содержание урока направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных планируемых ...

3 класс. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству по теме: "Художник в театре. Наш театр" (конспект+презентация)

3 класс. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству по теме: "Художник в театре. Наш театр"...

Конспект урока по литературному чтению. Тема урока: «Мы по-разному видим одно и то же. Почему?»

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворениями А. Усачева «Эх!» и Г. Сапгира «У прохожих на виду....»; формировать умение анализировать стихотворение и видеть ...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Наш театр"

Конспект урока по литературному чтению 2 класс  "Наш театр"...

Конспект урока литературного чтения. Тема: «Биография и стихотворение А. Л. Барто «В театре»»

Цель деятельности учителя: -формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством А.Л. Барто  и ее произведений;Планируемые результаты:...