Урок литературного чтения В.Ю.Драгунский "Куриный бульон"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Комина Ольга Ивановна

Цель: Развить и совершенствовать навыки выразительного чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них; воспитывать уважение к товарищам, приучать работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurinyy_bulon.doc358 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Куриный бульон» В.Ю.Драгунский.

Цель: Развить и совершенствовать навыки выразительного чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них; воспитывать уважение к товарищам, приучать работать в группе.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- осознавать познавательную задачу, строить речевое высказывание в устной форме, делать обобщение, выводы, проявлять индивидуальные творческие способности в процессе выразительного чтения стихотворения;

- доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать товарищей;

- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений), контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

осознание значимости чтения для личного развития;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение элементарными приемами анализа художественных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведения

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник

Материалы для учителя: презентация, проектор, учебник.

Этап урока

Деятельность учителя

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

«Смех – это радость.

Я даю его двумя руками.

Карманы моих клоунских

штанов набиты смехом.

Дети должны жить,

 они должны радоваться…

и я должен приносить

радость детям…»

-Расшифруйте криптограмму и узнайте автора этих слов.

 ДвРиАкГтУоНСрКИЙ

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

-Проверка д/з.

- Вы ранее уже знакомились с произведениями этого писателей.

-Какие вы произведения изучали?

- Какие вам запомнились больше всего?

-  К сожалению, этого писателя  сейчас в живых нет. Но если бы он был жив, мне очень хотелось провести с ним интервью. Я думаю эту мечту можно осуществить. Мы проведем с вами виртуальное интервью.

-На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ?

(где родился, как стал писателем, где работал, семья…)

Показ презентации.(2-13 слайд)

3. Этап выявления места и причины затруднения

-А сейчас давайте узнаем, как хорошо вы знаете произведения писателя и проведем литературную викторину. Слайды 15-23

-Иллюстрации к каким произведениям вы видите?

«Где это видано, где это слыхано»

«Тайное становится явным»

«Двадцать лет под кроватью»

«Расскажите мне про Сингапур»

«Шляпа гроссмейстера»

«Куриный бульон»

-Какое произведение не знакомо?

-Сформулируйте тему  и цели урока.

Слайд 24.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

-Какие ожидания вызывает у тебя название рассказа и имя автора?

-А как вы думаете, автор нам будет давать рецепт его приготовления?

-А где мы можем встретить это название?

-Ребята, а что такое куриный бульон?(Куриный бульон обладает целебными свойствами. Его дают людям, которые болеют, в этом бульоне много витаминов  и человек быстро поправляется)

-Почему мы почти уверены, что рассказ будет юмористический?

-Объясните значение слов и выражений, которые встретятся вам в рассказе:

Бульон- жидкий навар из мяса, рыбы или овощей.

Шницель- тонкий пласт мяса ,обжаренный методом глубокого погружения в раскаленное масло.

Проще пареной репы- очень просто, легко.

Хорошая наследственность- природные качества, полученные от родителей.

Сажа- черный налет от сгорания топлива.

5. Этап реализации построенного проекта

-Давайте проверим наши предположения.

Прочтение текста.

Физминутка

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Вам понравился рассказ? Почему? Аргументируйте свой ответ.

-О чем он? Какова тема рассказа?(приготовление курицы)

-В какой момент возникает легкое подозрение, что сварить курицу будет не так-то просто? Прочтите строки из текста.

-А как по- другому мы можем озаглавить этот текст?

-Какие выражения делают рассказ смешным? Найдите понравившийся вам смешной эпизод и прочитайте его.

-А сюжетные повороты?

-Какую роль в создании атмосферы рассказа играет сюжет угадывания, что именно нарисовал мальчик?

-Обрати внимание, что Дениску просит сделать папа, а что мама. какие контрастные ощущения рождают длинные, витиеватые монологи папы и лаконичные вопросы мамы? Подтвердите свой ответ словами из текста.

-Каким перед чтением предстает папа?(Типичный городской житель)

-А если мама уедет надолго в командировку, они останутся голодными?

-До прихода мамы получился ли у них бульон?

-А если бы мама задержалась, кому можно предложить съесть этот бульон?

-Как вы думаете, легко ли было курице?

-Ели бы она могла говорить, что бы она рассказала о ее приключении в квартире?

Слайд 25.

-А теперь поработайте в парах и подумайте, что курица могла рассказать  о ее приключении.

  1. если бы курица было смешная, веселая
  2. если бы она была строгая.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

-А теперь поработайте в группах и попробуйте разделить рассказ на части, следуя за движением сюжета:

Слайд 26.

1.Приход папы с работы.

2.Блюда из курицы.

3.Выбор блюда из курицы.

4.Подготовка курицы к варке: состригание волосков, опаливание курицы на огне.

5.Отмывание курицы мылом, щеткой.

6.Падение курицы на пол.

7.Курица. наконец-то, в кастрюле.

8.Приход мамы и правильное приготовление курицы.

-В твоем опыте есть подобные истории? А просто смешные семейные истории?

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

-С каким произведением познакомились? Достигли ли поставленной цели? Каким способом действовали?

-Какова основная мысль рассказа? Чему он учит вас? (приготовить курицу можно в том случае, если знаешь рецепт ее приготовления)

-Чем особенно запомнился рассказ?

-Зачем автор написал это рассказ, чтоб позабавить сына?

-Каким  вам представился авто по рассказу?

-А вам бы хотелось подружиться с Дениской?

-Захотелось ли вам прочитать другие рассказы В.Драгунского?

-Закончить урок хотелось бы словами Марины Москвиной:

Слайд 27.

«Ну как же, как же вы ухитрились вырасти,

не читая «Денискины рассказы»?

Так и хочется вам сказать:

растите обратно!

Пока не прочитаете,

 не становитесь взрослыми!

 Иначе вы можете стать

не такими взрослыми,

какими следует, и вся жизнь

пойдет наперекосяк.»

 -Вы согласны с этими строчками? Объясните свой ответ.

-Составьте  синквейн, выразив свое отношение к теме урока.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

«Куриный бульон»

Смешной, добрый

Учит, смешит, заставляет задуматься

«Не зная броду, не суйся в воду»

Урок на всю  жизнь

-Оцените свою работу на уроке. Выставление отметок.

-Д/з обязательное стр.146-153 читать по ролям,

творческое задание: написать в тетради рецепт приготовления любимого блюда из курицы в вашей семье.

Список литературы:

1. Драгунская А. О Викторе Драгунском  //  Начальная школа. – 2000. – 8.

2. Драгунская К. Про папу моего  //  Кукумбер. – 2003. – 10. – (Доска почёта и уважения).

3. Нагибин Ю. Писатель щедрый и радостный  //  Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. – М., 2004.

4. Драгунский В. Денискины рассказы.- М. Эксмо, 2005.

5. Драгунский В. Старый мореход.-М. Советская Россия, 1964.

6. Материалы сайтов:

                http://www.biblioguide.ru 

                    http://www.rgdb.ru 

                    http://bookoliki.gmsib.ru 

7. Фотоматериалы сайтов:

                vecherka.su 

                www.livejournal.ru 

                http://www.biblioguide.ru 

                www.izbrannoe.ru 

                ozon.ru

                moscow-live.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...