В.Драгунский Друг детства
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Открытый урок литературного чтения во 2 классе по программе ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
УМК Перспективная начальная школа. Учебник литературного чтения под ред. Н.Чураковой.
Цели урока:
- поговорить с детьми о ценности общения, дружбы, привязанности;
- проверить насколько хорошо школьники удерживают второй план учебника – его интригу;
- начинать добиваться того, чтобы школьники сопоставляли автора, написанные им произведения и героев этих произведений;
- продолжать учить детей ориентироваться в тексте, просматривать его и находить нужное место.
- Задачи урока:
выяснить у детей, какие рассказы из книги «Денискины рассказы» они уже читали…
- акцентировать внимание школьников на том, что автор и герой, от лица которого излагаются события,- это разные люди. (Автор говорит от лица Дениски);
- выяснить, что текст назван в соответствии с его основным переживанием: поскольку название уже содержит оценку отношение, к медвежонку;
- постараться, чтобы дети вычитали из текста все подробности, которые свидетельствуют о Денискиной любви к медвежонку, которые объясняют потрепанный вид любимой игрушки;
- в качестве итога рассказа выяснить, что Дениска не только решил не использовать Мишку в качестве боксерской груши, но и раздумал стать боксёром;
- подвести детей к выводу, что в Дениске можно узнать героя рассказа «Что я люблю», потому что Дениска добрый мальчик, который очень любит животных, а в рассказе «Друг детства» мы снова встречаемся с очень добрым мальчиком, который не может предать своего друга, хотя это просто игрушка;
- вспомнить с детьми, что «Денискины рассказы» написал В. Драгунский.
Формирование УУД
Личностные УУД
Самоопределение – есть ли у меня любимая игрушка ?
Смыслообразование – формирование базовых нравственных ценностей (тема ценности общения, дружбы, привязанности, любви).
Регулятивные УУД – на этапе целеполагания дети делают предположения, а на этапе анализа произведения подтверждают или опровергают собственное мнение.
Познавательные УУД –
- Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, иллюстрацией, содержанием).
- Поиск и выделение необходимой информации в словарях.
- Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение главной мысли текста, поиск нужных строчек.
- Установление причинно-следственных связей (Дениска – это тот же мальчик из рассказа «Что я люблю», потому что он добрый, любит животных…)
- Сравнение произведений
Коммуникативные УУД – Коммуникация как кооперация
- Чтение по цепочке
- Работа в парах, в группах.
Коммуникация как взаимодействие – учет мнения собеседника, умение слушать и слышать других.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.
В нашем классе все друзья:
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа,
Вместе мы одна семья.
-Давайте начнём урок с добрых пожеланий друг другу.
-Я желаю тебе сегодня добра,
Мы желаем друг другу сегодня добра.
Если будет трудно- я тебе помогу!
-Думаю, что настроение у вас улучшилось и от этого вам и работать будет легче.
2. Речевая разминка. Скороговорка.
Медведь жил не тужил, да мёд пил.
- Прочитайте вполголоса. Хором.
- Какие слова непонятны? Кто объяснит?
- Расскажите скороговорку друг другу в парах.
3. Актуализация знаний.
- У кого гостят Маша и Миша ? (У ёжика и медвежонка)
- О чём мы читали рассказы и стихи у ёжика и медвежонка?(о любви)
- Какие секреты любви мы разгадали?
(любовь матери к своим детям - рассказ И.Тургенева "Воробей", Морис Карем "Ослик")
(любовь к животным - стих. М. Бородицкой "Котёнок"., Э.Мошковской "Кому хорошо").
Миша с удивлением обнаружил, что на книжной полке у Ёжика и Медвежонка тоже есть «Денискины рассказы».
-У кого ещё из жителей волшебного леса есть эта книга? (у гостеприимного Барсука)
- Какой секрет помогли открыть эти рассказы? (тайну настоящего и ненастоящего богатства)
- Кто помнит, в чем заключается этот секрет? (истинное богатство – это семья, близкие, любовь…)
Богатым человеком можно считать того, кто умеет любить.
- Как вы думаете, а почему у Е и М тоже есть эта книга? (потому что она о любви…)
-Интересно, а кто помнит автора этих рассказов? (Виктор Драгунский). (слайд)
- -Что вы о нём знаете? (Виктор Юзефович Драгунский родился в ноябре 1913 года, прожил 58 лет. Он родился в Америке, но детство его прошло в белорусском городе Гомеле. Мечтал быть клоуном, но стал известным детским писателем, выступал в цирке.)
- Какие рассказы Драгунского мы читали на уроках литературного чтения? ("Что я люблю", "Что любит Мишка".)
- Кто главный герой рассказов Драгунского? (Дениска)
- Да, главный герой его произведений - младший сын писателя Дениска. Много смешных случаев происходило с ним. С вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал, и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле. Теперь Денис Драгунский вырос, стал взрослым человеком и сам пишет книги, а Дениска Короблев так и остался мальчишкой.
-4. Постановка цели.
Ежик предложил ребятам прочитать отрывок из рассказа "Друг детства", в котором Дениска решил стать боксером. А стал ли? Мы с вами об этом узнаем, прочитав отрывок.
Найдите, ребята, произведение В.Драгунского, которое Ёжик предложил нам сегодня прочитать.
(дети по содержанию учебника находят произведение).
- Друг детства (слайд)
- Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком и о чём может быть этот рассказ? (о друге, о любимом животном, об игрушке.)
- А можно ли любить неживое? Игрушку например? (…)
-Ребята, кто из вас хранит игрушки с раннего детства? Есть ли среди них ваши любимые игрушки?
-Прослушайте песню «Настоящий друг» (муз. Б.Савельева, сл. М.Пляцковского)
-О чём или о ком эта песня? (О друзьях)
У тебя есть верный друг? А может, и подруга?
Скажи скорей, А может быть игрушка лучшим другом?
-Какова цель нашего урока? На какой вопрос должны ответить
(Мы должны узнать, может ли игрушка быть верным другом. Мы должны понять, что нужно ценить своих друзей)
-Давайте попробуем ответить на этот вопрос сегодня, но прежде как вы считаете кто такой друг? (Тот, кто рядом, кто поддерживает в трудную минуту, с кем можно поделиться секретом, поговорить)
- А для вас игрушка - друг?
-Как мы будем работать сегодня? (читать по цепочке, работать с толковым словарем).
5. Словарная работа.
Какое слово необходимо найти в Т словаре?
- Найдите слово со звёздочкой в самом начале рассказа. (груша)
- Как вы думаете, оно многозначное? Оно случайно является многозначным? (нет, сходство)
- Где будем искать значение этого слова? (в толковом словаре)
(Рисунки: груша - дерево, плод; груша - боксёрская)
6. Первичное чтение.
Чтение рассказа подготовленными детьми ( читают по цепочке).
7.Физкультминутка
8. Анализ содержания.
-Кто герой этого произведения? (Дениска)
- Кто нам рассказал эту историю? (Автор от лица Дениски)
Кем Дениска решил стать? (боксером)
-Что для этого нужно (много тренироваться, отрабатывать удары)
- Найдите и прочитайте, что предложила мама.
- Дениске изначально понравилась идея? (очень обрадовался).
-Как Дениска называет своего медвежонка? (ласково Мишка).
-Почему это слово написано с большой буквы? (Медвежонок любимый, а значит, воспринимается как живой.)
-А у вас есть любимая игрушка? Почему часто любимые игрушки выглядят потрепанно?
- Можно ли по внешнему виду догадаться, что он был любимой игрушкой Дениски? (прочитайте об этом со слов "Он сидел передо мной....")
- С каким настроением Дениска начал рассказывать о своей игрушке? (радостным)
-Дениска был рад встречи с мишкой? ("Сидел....весело смотрел на меня....расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил....")
-Почему в конце абзаца стоит многоточие? (Что-то должно случиться неожиданное.)
- Какая часть текста посвящена воспоминаниям Дениски о его дружбе с Мишкой? (чтение этой части детьми со слов "И я вот так посмотрел на него...")
-А теперь что вы скажите о настроении Дениски?(стало грустно.)
-Кто обратил внимание на построение этой части рассказа? (она очень длинная).
-Что хотел сказать нам автор? (Дениску захлестнули воспоминания).
-Почему Дениска заплакал? (От жалости и любви к своему другу.)
- Какое серьёзное решение принял Денис? (Не использовать Мишку в качестве боксёрской груши, Дениска раздумал быть боксёром)
-Каким же оказался Денис? (Добрым мальчиком, который не может поднять руку на друга, даже игрушечного.)
- Почему этот рассказ помещён в разделе "О любви"?
-Какова главная мысль рассказа? (Даже игрушки могут быть настоящими друзьями.)
9. Самостоятельная работа в группах: (собрать из слов пословицы)
1 группа: Старый друг лучше новых двух.
2 группа: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
3 группа: Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
10. Итог урока. Рефлексия.
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока:
- Можно ли любить и заботиться о неживых существах?
- Какой момент на уроке запомнился больше всего?
-Сегодня я узнал…
-У меня получилось…
-Меня удивило…
-Было интересно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект к уроку по произведению В. Драгунского "Друг детства"
Содержится презентация и конспект к уроку....
Интегрированный урок литературного чтения и рисования в 1 классе по программе Л.В.Занкова. Тема: "В.Драгунский Друг детства"
Этот урок является вторым уроком изучения рассказа В.Драгунского Друг детства. На уроке учащиеся знакомятся со 2 частью рассказа и рисут игрушечного медведя частично по шаблонам....
В.Драгунский. Друг детства
Тема: В. Драгунский. «Друг детства» 1класс Школа 2100 Цель : создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.Задачи:1.Способ...
Урок литературного чтения в 1 классе «Поэтическая чуткость»(по рассказу Виктора Драгунского «Друг детства»)
урок 1 класс система Занкова Учитель: Кармаза Ирина Викторовна Тема урока: «Поэтическая чуткость»(по рассказу Виктора Драгунского «Друг детства») Цели: – раскрыть характер главного героя Де...
Драгунский Друг детства Берестов Про машину
Урок лит. чтения в 1 классе ОС Школа 2100...
В. Ю. Драгунский "Друг детства" конспект урока по литературному чтению 3 класс
Конспект урока по литературному чтению....