В.Драгунский Друг детства
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Открытый урок литературного чтения во 2 классе по программе ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока

УМК Перспективная начальная школа.     Учебник литературного чтения под ред. Н.Чураковой.  

Цели урока:

  • поговорить с детьми о ценности общения, дружбы, привязанности;
  • проверить насколько хорошо школьники удерживают второй план учебника – его интригу;
  • начинать добиваться того, чтобы школьники сопоставляли автора, написанные им произведения и героев этих произведений;
  • продолжать учить детей ориентироваться в тексте, просматривать его и находить нужное место.
  • Задачи урока:

выяснить у детей, какие рассказы из книги «Денискины рассказы» они уже читали…

  • акцентировать внимание школьников на том, что автор и герой, от лица которого излагаются события,- это разные люди. (Автор говорит от лица Дениски);
  • выяснить, что текст назван в соответствии с его основным переживанием: поскольку название уже содержит оценку отношение, к медвежонку;
  • постараться, чтобы дети вычитали из текста все подробности, которые свидетельствуют о Денискиной любви к медвежонку, которые объясняют потрепанный вид любимой игрушки;
  • в качестве итога рассказа выяснить, что Дениска не только решил не использовать Мишку в качестве боксерской груши, но и раздумал стать боксёром;
  • подвести детей к выводу, что в Дениске можно узнать героя рассказа «Что я люблю», потому что Дениска добрый мальчик, который очень любит животных, а в рассказе «Друг детства» мы снова встречаемся с очень добрым мальчиком, который не может предать своего друга, хотя это просто игрушка;
  • вспомнить с детьми, что «Денискины рассказы» написал В. Драгунский.

Формирование УУД

Личностные УУД

Самоопределение – есть ли у меня любимая игрушка ?

Смыслообразование –  формирование базовых нравственных ценностей (тема ценности общения, дружбы, привязанности, любви).

Регулятивные УУД – на этапе целеполагания дети делают предположения, а на этапе анализа произведения подтверждают или опровергают собственное мнение.

Познавательные УУД –

  1. Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, иллюстрацией, содержанием).
  2. Поиск и выделение необходимой информации в словарях.
  3. Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение главной мысли текста, поиск нужных строчек.
  4. Установление причинно-следственных связей (Дениска – это тот же мальчик из рассказа «Что я люблю», потому что он добрый, любит животных…)
  5. Сравнение произведений        

Коммуникативные УУД – Коммуникация как кооперация

  1. Чтение по цепочке
  2. Работа в парах, в группах.

Коммуникация как взаимодействие – учет мнения собеседника, умение слушать и слышать других.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа,

Вместе мы одна семья.

-Давайте начнём урок с добрых пожеланий друг другу.

-Я желаю тебе сегодня добра,

Мы желаем друг другу сегодня добра.

Если будет трудно- я тебе помогу!

-Думаю, что настроение у вас улучшилось и от этого вам и работать будет легче.

2. Речевая разминка. Скороговорка.

Медведь жил не тужил, да мёд пил.

- Прочитайте вполголоса. Хором.

- Какие слова непонятны? Кто объяснит?

- Расскажите скороговорку друг другу в парах.

3. Актуализация знаний.

- У кого гостят Маша и Миша ? (У ёжика и медвежонка)

- О чём мы читали рассказы и стихи у ёжика и медвежонка?(о любви)

- Какие секреты любви мы разгадали?

(любовь матери к своим детям - рассказ И.Тургенева "Воробей", Морис Карем "Ослик")

(любовь к животным - стих. М. Бородицкой "Котёнок"., Э.Мошковской "Кому хорошо").

Миша с удивлением обнаружил, что на книжной полке у Ёжика и Медвежонка тоже есть «Денискины рассказы».

-У кого ещё из жителей волшебного леса есть эта книга? (у гостеприимного Барсука)

- Какой секрет помогли открыть эти рассказы? (тайну настоящего и ненастоящего богатства)

- Кто помнит, в чем заключается этот секрет?  (истинное богатство – это семья, близкие, любовь…)

Богатым человеком можно считать того, кто умеет любить.

- Как вы думаете, а почему у Е и М тоже есть эта книга? (потому что она о любви…)

-Интересно, а кто помнит автора этих рассказов? (Виктор Драгунский). (слайд)

  • -Что вы о нём знаете? (Виктор Юзефович Драгунский родился в ноябре 1913 года, прожил 58 лет. Он родился в Америке, но детство его прошло в белорусском городе Гомеле.  Мечтал быть клоуном, но стал известным детским писателем, выступал в цирке.)

- Какие рассказы Драгунского мы читали на уроках литературного чтения? ("Что я люблю", "Что любит Мишка".)

- Кто главный герой рассказов Драгунского? (Дениска)

- Да, главный герой его произведений - младший сын писателя Дениска. Много смешных случаев происходило с ним. С вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал, и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле. Теперь Денис Драгунский вырос, стал взрослым человеком и сам пишет книги, а Дениска Короблев так и остался мальчишкой. 

                   

-4. Постановка цели.

Ежик предложил ребятам прочитать отрывок из рассказа "Друг детства", в котором Дениска решил стать боксером. А стал ли? Мы с вами об этом узнаем, прочитав отрывок.

Найдите, ребята, произведение В.Драгунского, которое Ёжик предложил нам сегодня прочитать.

(дети по содержанию учебника находят произведение).

- Друг детства (слайд) 

- Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком и о чём может быть этот рассказ?  (о друге, о любимом животном, об игрушке.)

- А можно ли любить неживое? Игрушку например? (…)

-Ребята, кто из вас хранит игрушки с раннего детства? Есть ли среди них ваши любимые игрушки?

-Прослушайте песню «Настоящий друг» (муз. Б.Савельева, сл. М.Пляцковского)

-О чём или о ком эта песня? (О друзьях)

У тебя есть верный друг? А может, и подруга?

Скажи скорей, А может быть игрушка лучшим другом?

-Какова цель нашего урока? На какой вопрос должны ответить

(Мы должны узнать, может ли игрушка быть верным другом. Мы должны понять, что нужно ценить своих друзей)

-Давайте попробуем ответить на этот вопрос сегодня, но прежде как вы считаете кто такой друг? (Тот, кто рядом, кто поддерживает в трудную минуту, с кем можно поделиться секретом, поговорить)

- А для вас игрушка - друг?

-Как мы будем работать сегодня? (читать по цепочке, работать с толковым словарем).

5. Словарная работа.

Какое слово необходимо найти в Т словаре?

- Найдите слово со звёздочкой в самом начале рассказа. (груша)

- Как вы думаете, оно многозначное? Оно случайно является многозначным? (нет, сходство)

- Где будем искать значение этого слова? (в толковом словаре)

(Рисунки: груша - дерево, плод; груша - боксёрская)

6. Первичное чтение.

Чтение рассказа подготовленными детьми ( читают по цепочке).

7.Физкультминутка

8. Анализ содержания.

-Кто герой этого произведения? (Дениска)

- Кто нам рассказал эту историю? (Автор от лица Дениски)

Кем Дениска решил стать? (боксером)

-Что для этого нужно (много тренироваться, отрабатывать удары)

- Найдите и прочитайте, что предложила мама.                            

- Дениске изначально понравилась идея? (очень обрадовался).

-Как Дениска называет своего медвежонка? (ласково Мишка).

-Почему это слово написано с большой буквы? (Медвежонок любимый, а значит, воспринимается как живой.)

-А у вас есть любимая игрушка? Почему часто любимые игрушки выглядят потрепанно?

- Можно ли по внешнему виду догадаться, что он был любимой игрушкой Дениски? (прочитайте об этом со слов "Он сидел передо мной....")

- С каким настроением Дениска начал рассказывать о своей игрушке? (радостным)

-Дениска  был рад встречи с мишкой? ("Сидел....весело смотрел на меня....расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил....")

-Почему в конце абзаца стоит многоточие? (Что-то должно случиться неожиданное.)

- Какая часть текста посвящена воспоминаниям Дениски о его дружбе с Мишкой? (чтение этой части детьми со слов "И я вот так посмотрел на него...")

-А теперь что вы скажите о настроении Дениски?(стало грустно.)

-Кто обратил внимание на построение этой части рассказа? (она очень длинная).

-Что хотел сказать нам автор? (Дениску захлестнули воспоминания).

-Почему Дениска заплакал? (От жалости и любви к своему другу.)

- Какое серьёзное решение принял Денис? (Не использовать Мишку в качестве боксёрской груши, Дениска раздумал быть боксёром)

-Каким же оказался Денис? (Добрым мальчиком, который не может поднять руку на друга, даже игрушечного.)

- Почему этот рассказ помещён в разделе "О любви"?

-Какова главная мысль рассказа? (Даже игрушки могут быть настоящими друзьями.)

9. Самостоятельная работа в группах: (собрать из слов пословицы)

1 группа: Старый друг лучше новых двух.

2 группа: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

3 группа: Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

10. Итог урока. Рефлексия.

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока:

- Можно ли любить и заботиться о неживых существах?

- Какой момент на уроке запомнился больше всего?

-Сегодня я узнал…

-У меня получилось…

-Меня удивило…

-Было интересно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения и рисования в 1 классе по программе Л.В.Занкова. Тема: "В.Драгунский Друг детства"

Этот урок является вторым уроком изучения рассказа В.Драгунского Друг детства. На уроке учащиеся знакомятся со 2 частью рассказа и рисут игрушечного медведя частично по шаблонам....

В.Драгунский. Друг детства

Тема: В. Драгунский. «Друг детства» 1класс Школа 2100 Цель : создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.Задачи:1.Способ...

Урок литературного чтения в 1 классе «Поэтическая чуткость»(по рассказу Виктора Драгунского «Друг детства»)

урок 1 класс система Занкова Учитель: Кармаза Ирина Викторовна  Тема урока: «Поэтическая чуткость»(по рассказу Виктора Драгунского «Друг детства») Цели: – раскрыть характер главного героя Де...

Драгунский Друг детства Берестов Про машину

Урок лит. чтения в 1 классе ОС Школа 2100...