Сказки зарубежных писателей Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Данный урок нацелен учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения; правильно называть автора, название сказки; рассказывать сказку по плану.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по системе учебников
«Начальная школа XXI века»

Предмет: литературное чтение (Ефросинина Л.А. Литературное чтение: уроки слушания).

Класс: 1 класс.

Тема: «Литературные (авторские) сказки. Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения;
  • правильно называть автора, название сказки;
  • рассказывать сказку по плану.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • Развитие способности у учащихся планировать свою работу;
  • осуществление действия по образцу и заданному правилу ;
  • понимание алгоритма выполнения задания ;
  • умение принимать позиции слушателя, читателя, исполнителя в соответствии с учебной задачей  ;
  • следование инструкции учителя .

Познавательные УУД

  • Планируют  своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • ориентируются в речевом потоке; понимание фактического содержания текста ;
  • умение выделять
  • и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные УУД

  • оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых умений;
  • участие в обсуждении прочитанного содержания;
  • способность воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении.

Личностные:

  • Положительное  отношение к учению, чтению, к познавательной деятельности; 
  • эмоционально воспринимать художественное произведение   и поступки литературных героев ;
  • учиться приемам сохранения здоровья ;
  • принятие учебной задачи и с- способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении ;
  • умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики ; стремление к успешности в учебной деятельности

Этап урока

Сценарий урока

УУД

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Цель учителя- установление отношений сотрудничества между учителем и учащимися. Цель учащихся - проверка готовности к уроку, включение в работу. Развитие способности у учащихся планировать свою работу. (Регулятивные УУД )

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивация к работе.

К какому уроку вы приготовились?

Посмотрите на доску. Верно ли я ее приготовила? Почему?

Что с этими схемами можно сделать?

Положительное  отношение к учению, чтению, к познавательной деятельности. (личностные УУД)

  1. Актуализация знаний.

- сейчас  мы поиграем в игру «Послушай и назови». Я буду читать, а вы должны отгадать, из какого произведения отрывок:

«Задрожал Снеговик и … рассыпался. Остались на снегу только ведро, письмо и морковка».

«… Вот опять старик ушел на работу, и кот ему хлеба понес. Лиса подкралась под окошко и тут же песенку запела. Три раза пропела, а петух все молчит…»

«Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка в нем живет ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет…»

«Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка – еще больше».

- Сегодня я приготовила вам выставку книг. Подойдите, пожалуйста, ко мне, посмотрите внимательно на выставку. Кто хочет правильно назвать книгу?

- Вы все правильно назвали автора и произведение, теперь прошу садиться.

- Скажите, пожалуйста, как можно одним словом назвать эти книги?

- Давайте с вами вспомним, какие бывают сказки? Все согласны с ответом?

(учитель работает со схемой на доске)

- Приведите примеры народных сказок.

- А теперь приведите примеры авторских сказок.

оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых умений. (коммуникативные УУД)

Планируют  своё действие в соответствии с поставленной задачей (познавательные УУД)

  1. Открытие новых знаний

Систематизация знаний о биографии сказочника.

В Дании есть маленький остров Фюн, а на нем город Оденсе, здесь в 1805 году и родился будущий знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен. Домик в Оденсе, где родился сказочник Оденсе. Родная улица Г.Х.Андерсена

Отца Андерсена – сапожника – тоже звали Ганс Христиан. Он был бедным и не мог много дать своему сыну, зато постоянно читал сыну сказки и водил гулять в окрестности города Оденсе. А еще отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ганс Кристиан стал портным, он научился кроить и шить. Мать Андерсена, Анна Мари Андерсдаттер

Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве. Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяца. «Театр» состоял из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым Ганс Кристиан сам сшил костюмы. А вот таким был театр в Оденсе во времена Андерсена. Театр в Оденсе

В домах своих знакомых Андерсен всегда рассказывал детям сказки, сочиняя их на ходу. Стоило ему войти в дом, где были дети, они тут же требовали новую сказку. И сказка не заставляла себя ждать. Ее героями становились пролетевший за окном воробей, синий дракон, нарисованный на китайской вазе, старая перчатка.

Жил Андерсен очень бедно. Литературные заработки были единственным источником дохода писателя. Его произведения принимались к печати не сразу. Критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что сказки Андерсена не интересны ни взрослым, ни детям. Письменный стол и дорожные вещи писателя

Зато народ любил Андерсена. Уже первые сказки принесли ему славу «Величайшего Поэта». Маленькие выпуски - брошюры сказок зачитывались до дыр, издания с картинками раскупались в пять минут, стихи и песенки из этих сказок заучивались детьми наизусть.

Слушание.

Учитель читает сказку «Стойкий оловянный солдатик»

Ориентируются в речевом потоке

(познавательные УУД) эмоционально воспринимают художественное произведение   и поступки литературных героев (личностные УУД)

  1. Первичная проверка понимания

Выявление первичного восприятия текста.

Понравилось ли произведение?

Подумайте, какое произведение вы прослушали?

Какой жанр?

Докажите, что прослушанное произведение – сказка. (Волшебная сказка, т.к. происходят превращения и присутствуют сверхъестественные силы – тролль)

Моделирование обложки книги

  • Возьмите листочки бумаги, линейки, сделаем модель обложки. Какая из предложенных схем подходит нашему произведению?

  • Кто автор сказки? (варианты ответов детей)
  • Как называется прочитанное произведение?

Итак, обложка готова

- А сейчас мы с вами поиграем с моделями. Покажите мне на своих моделях заголовок. Читаем хором «Стойкий оловянный солдатик».

- А что я сейчас показываю?

- Давайте хором прочитаем фамилию автора.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (познавательные УУД)

понимание фактического содержания текста (познавательные УУД)

осуществление действия по образцу и заданному правилу (регулятивные УУД)

понимание алгоритма выполнения задания (регулятивные УУД)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (коммуникативные УУД)

участие в обсуждении прочитанного содержания (коммуникативные УУД);      

  1. Физминутка

Выполнение двигательных кпражнений

Мы ногами топ – топ, мы руками хлоп – хлоп.

Мы глазами миг – миг, мы плечами чик –чик.

Раз сюда, раз туда, повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали. Руки кверху все подняли.

Сели. Встали. Сели. Встали. Ванькой – встанькой словно стали.

И подскоки делать стали, а потом пустились вскачь, словно мой упругий мяч.

Раз – два, раз – два – заниматься нам пора.

учиться приемам сохранения здоровья (личностные УУД)

  1. Первичное закрепление.

Повторное чтение молча.

Работа по учебнику.

  • Рассмотрите иллюстрации к сказке в учебнике

-Найдите эпизод, в котором говорится о занятиях игрушек после того, как все люди легли спать. О чем говорит характер и сама последовательность этих занятий?

-А почему игрушки не помогли солдатикам выбраться из коробки, не пригласили их играть?

-Что можно сказать о детях, семье, атмосфере этого дома?

- Откуда вдруг появился тролль, за что он мстит нашему герою? (найдите отрывки из текста)

-Как танцовщица относится к солдатику?

-Какие испытания выпали на долю оловянного солдатика, как он выдерживает эти испытания?

-Найдите эпизод, когда солдатик снова оказался в комнате того же мальчика. Как можно расценить это долгожданное чудо?

Почему мальчик из  этой доброй и весёлой семьи так жестоко поступает?

Охарактеризуем героев сказки:

  • Каким представляете оловянного солдатика ? Какой характер у него?
  • Какой вы представили Танцовщицу? Расскажите о ней.
  • Какие дети в доме, мальчики на улице, крыса, тролль, кухарка ?
  • Каким героям подойдут слова? (картинки героев прикреплены
    на доске; слова лежат на партах, учитель читает характеристику героя, дети выходят к доске и прикрепляют их на магниты)

Танцовщица         Тролль             Оловянный солдатик                      

Смелая                  злой                  отважный                

Нежная                    грубый              стойкий            

Чтение отрывка сказки по ролям.

– Кто сможет выразительно прочесть отрывки сказок, передать интонацию?

Солдатик. Прекрасная балерина! Вы так замечательно
танцуете!
Балерина. Спасибо. А вы кто? Солдат?
Солдатик. Да, только не настоящий.
Балерина. А какой?
Солдатик. Игрушечный. У меня много братьев. Все мы - сыновья одной оловянной ложки, из которой нас и отлили. А меня отливали последним, поэтому олова немного не хватило.
Балерина. А вы любезны...
Солдатик. Я хочу вас предупредить. Вас преследует злой тролль. Он и сейчас подслушивает наш разговор.
Балерина. Что вы говорите?!
Солдатик. Посмотрите - вот он вылез из табакерки.
Балерина. Ой!
Тролль. Что, испугалась? Я наряжу тебя в золото и жемчуга, и ты будешь танцевать только для меня. Не водись с этим солдатишкой!
Балерина. Мерзкий тролль, уходи!
Тролль. Ну, подождите! Я отомщу вам обоим.


-    Понравилось? Смогли ребята передать характеры персонажей?

принятие учебной задачи и с- способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении (личностные УУД)

- принимать участие в обсуждении прочитанного содержания (коммуникативные УУД)

следование инструкции учителя (Р);

умение принимать позиции слушателя, читателя, исполнителя в соответствии с учебной задачей (регулятивные УУД)умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики (личностные УУД)способность воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении (коммуникативные УУД)

участие в обсуждении прочитанного содержания (коммуникативные УУД)

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-        Захотелось ли вам перечитать сказку?

-        Чему учит нас эта сказка?

-        Кому бы вы хотели ее рассказать?

-        Что нового вы узнали на уроке?

-        Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

-        Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

-        Давайте оценим сою работу на уроке с помощью метода «Светофор»: зеленый – сделал все, что смог; желтый – мог бы лучше; красный – не доволен, сделал не все.

умение выделять
и формулировать познавательную цель
(познавательные УУД)

стремление к успешности в учебной деятельности (личностные УУД)

участие в обсуждении (коммуникативные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Цели:1.Способствовать ознакомлению обучающихся со сказкой Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» 2.Совершенствовать умения обучающихся анализировать авторские сказки, выявлять их специфические ос...

Урок литературного чтения 3 класс Г.Х. Андерсен Стойкий оловянный солдатик.

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. УМК "Планета знаний"....

Урок литературного чтения в 3 классе "Х.К.Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

В данном материале помещён план-конспект урока по литературному чтению в 3 классе по УМК "Планета знаний"...

конспект урока литературного чтения по теме: Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

Урок литературного чтения по теме: "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств" по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"...