Рабочая программа Литературное чтение 3 класс Школа России Л. Ф. Климанова
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Рыбкина Татьяна Александровна

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, ценностные ориентиры учебного предмета, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Рабочая программа «Литературное чтение» 3 класс 2015-2016 учебный год

                                              Пояснительная записка

         Рабочая программа составлена на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина, (Сборник рабочих программ «Школа России», М.: Просвещение, 2014г.,  Примерных  программ начального общего образования (Москва «Просвещение» 2014г.), которые разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа соответствует требованиям ФГОС   НОО.

    Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

    Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

 Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

         Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

          Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

          Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

          В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

        На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.

         Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

         Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе:

   1)     научить детей правильно, осознано и выразительно читать;

2) осмыслено воспринимать произведения художественной словесности, понимать их содержание, заключенное в художественных образах, что связано с развитием воображения, творческой фантазии юного читателя и его способности к ассоциативному мышлению.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Цели изучения предмета:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к     отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Основные задачи:

  • знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества;
  • формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире;
  •  повышение уровня коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях;
  • формирование читательской компетентности, помогающей младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить;
  •  пробуждение интереса учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

                                 Общая характеристика учебного предмета

 Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Этот предмет формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

         Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

         Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

         Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

         Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

     Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения  ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения.

         Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

        Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

          Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

          При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

          Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

       Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

     На основе чтения и анализа прочитанного текста осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

          Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

                                                  Место предмета в учебном плане

 На изучение предмета «Литературное чтение» в 3 –м классе отводится 4 учебных часа в неделю, всего 135 часов.

                            Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

                   

                        Личностные, метапредметные и предметные результаты

      Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

      Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

        Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

                                                  Содержание учебного предмета

Самое великое чудо на свете (4ч.) Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. Коллективный проект «О чём может рассказать школьная библиотека».

Устное народное творчество (14ч.) Устное народное творчество. Русские народные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»», « Иван – царевич и серый волк»,  «Сивка-бурка».

Поэтическая тетрадь 1 (9 ч.)    Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»;  И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»;  И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (24 ч.) А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»;  И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»;  М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». 

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.) Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки (8 ч.)    Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»;  В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были-небылицы (11 ч.)    М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь 1. (2часть учебника) (4 ч.) С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое  (16ч.) М. М. Пришвин. «Моя Родина»;  И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»;  В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»;  В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;  Б. С. Житков. «Про обезьянку»;  В. Л. Дуров. «Наша Жучка»;  В. П. Астафьев. «Капалуха»;  В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2. (2часть учебника) (7ч.)      С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»;  А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»;  С. В. Михалков. «Если...»;  Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке - наберешь кузовок (14 ч.)  Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»;  М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»;  Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов (8 ч.) Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»;  Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература (9  ч.) Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

                           

                        Планируемые результаты освоения программы

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
  • рассуждать о категориях добро и злокрасиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

  • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;
  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; l осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
  • находить в произведении средства художественной выразительности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

                                                               


                                                           Календарно - тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемая дата

Фактическая дата

                                                             Вводный урок по курсу литературного чтения ( 1ч).

1

Вводный урок. Знакомство с учебником по литературному чтению. Система обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Ориентироваться в учебнике  по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.  

Пользоваться словарём в конце учебника.

01.09

                                                                                Самое великое чудо на свете (4ч.)

2

Знакомство  с названием раздела. «Самое великое чудо на свете». Рукописные книги Древней Руси.

Прогнозировать содержание раздела.

 Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.

Договариваться друг с другом;

принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

 Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.  

Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

02.09

3

Рукописные книги Древней Руси (продолжение).

04.09

4

Первопечатник Иван Федоров.

07.09

5

Коллективный проект «О чём может рассказать школьная библиотека».

08.09

                                                                                Устное народное творчество (14 ч.)

6

Знакомство  с названием раздела. «Устное народное творчество. Русские народные песни.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

Называть виды прикладного искусства.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события.

Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст па части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.

Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.

Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения.

Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

Придумывать свои сказочные истории.

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.

Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

09.09

7

 Небылицы.

Докучные сказки.

11.09

8

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Русская народная сказка.

14.09

9

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Русская народная сказка (продолжение).

15.09

10

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Русская народная сказка (окончание).

16.09

11

«Иван-царевич и Серый волк». Русская народная сказка.

18.09

12

«Иван-царевич и Серый волк». Русская народная сказка.

 (продолжение).

21.09

13

«Иван-царевич и Серый волк». Русская народная сказка.

 (окончание).

22.09

14

Иван-царевич и Серый волк». Русская народная сказка (обобщение). Особенности волшебной сказки.

23.09

15

«Сивка-бурка». Русская народная сказка.

25.09

16

«Сивка-бурка». Русская народная сказка (продолжение).

28.09

17

«Сивка-бурка». Русская народная сказка (окончание).

29.09

18

Обобщение раздела  «Устное народное творчество». 

Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество».

30.09

19

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

02.10

                                                                            Поэтическая тетрадь 1 (9 ч.)

20

Знакомство  с названием раздела.                                                                            «Поэтическая тетрадь 1». 

 Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности.

Использовать   приёмы   интонационного  чтения   (выразить   радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

 Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

05.10

21

Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи  Я. Смоленского.

06.10

22

Ф. И. Тютчев  «Листья».

07.10

23

А. А. Фет «Мама, глянь- ка, из окошка…»

09.10

24

А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой».

12.10

25

И. С. Никитин «Полно, степь моя…»

13.10

26

И.С Никитин «Встреча зимы».

14.10

27

И.З. Суриков «Детство», «Зима».

16.10

28

Обобщение раздела  «Страницы русской классики».

Контрольная работа №2  по теме «Поэтическая тетрадь 1»

19.10

                                                   

                                                            Великие русские писатели (24 ч.)

29

Знакомство  с названием раздела.                                                            «Великие русские писатели». А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни  А. С. Пушкина».

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.  

Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки.

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.

Давать характеристику героев литературной сказки.

Определять самостоятельно тему и главную мысль сказки.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

Соотносить заглавие сказки, стихотворения  с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.  

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

20.10

30

А. С. Пушкин

«За весной, красой природы»,  

«Уж небо осенью дышало…».

21.10

31

А .С. Пушкин

 «В тот год осенняя погода…» «Опрятней модного паркета…».

23.10

32

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

26.10

33

А. С. Пушкин «Зимний вечер»

27.10

34

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и

о прекрасной царевне лебеди».

28.10

35

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и

о прекрасной царевне лебеди» (продолжение).

30.10

36

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и

о прекрасной царевне лебеди» (продолжение).

09.11

37

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и

о прекрасной царевне лебеди» (окончание).

10.11

38

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и

о прекрасной царевне лебеди» (обобщение).

11.11

39

И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.  

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.

Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков.  

Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.  

Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

13.11

40

 И. А. Крылов «Мартышка и очки».

16.11

41

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

17.11

42

И. А. Крылов «Ворона и Лисица».

18.11

43

М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.  

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

Соотносить заглавие стихотворения  с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.  

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

20.11

44

М. Ю. Лермонтов «Утес», «Горные вершины».

23.11

45

М. Ю. Лермонтов  «Осень».

24.11

46

Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя.  Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.  

Определять нравственный смысл рассказа.

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.

Давать характеристику героев рассказа.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.  

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

25.11

47

Л. Н. Толстой «Акула».

27.11

48

Л. Н. Толстой «Прыжок».

30.11

49

Л. Н. Толстой «Лев и собачка».

01.12

50

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве».

02.12

51

Л. Н. Толстой «Куда девается вода из моря?».

04.12

52

Обобщение раздела  «Великие русские писатели».

Контрольная работа №3 по теме «Великие русские писатели».

07.12

                                                                               Поэтическая тетрадь 2 (6ч.)

53

Знакомство  с названием раздела                                                                               «Поэтическая тетрадь 2». Н.А. Некрасов «Славная осень».

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать стихи на слух.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.  

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.  Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.  

Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

08.12

54

Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».

09.12

55

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

11.12

56

К. Д. Бальмонт «Золотое слово».

14.12

57

И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы».

15.12

58

Обобщение раздела  «Поэтическая тетрадь 2».

Контрольная работа №4 по теме ««Поэтическая тетрадь 2».

16.12

                                                            Литературные сказки (8 ч.)

59

Знакомство  с названием раздела «Литературные сказки»                                                                              

Д. И. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.  

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.  

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.  

Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

18.12

60

Д. И. Мамин-Сибиряк  «Сказка про храброго зайца, Длинные Уши, Косые  Глаза, Короткий хвост».

21.12

61

Д. И. Мамин-Сибиряк  «Сказка про храброго зайца, Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий хвост» (продолжение).

22.12

62

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

23.12

63

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» (продолжение).

25.12

64

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

11.01

65

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» (продолжение).

12.01

66

Обобщение раздела  «Литературные сказки»

13.01

                                                              Были - небылицы (11 ч.)

67

Знакомство  с названием раздела «Были – небылицы».

М. Горький «Случай с Евсейкой».

Прогнозировать содержание раздела.

Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Составлять план для краткого и полного пересказов.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.

 Рассказывать о прочитанных книгах.

Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

15.01

68

М. Горький «Случай с Евсейкой» (продолжение).

18.01

69

М. Горький «Случай с Евсейкой» (окончание).

19.01

70

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей».

20.01

71

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» (продолжение).

22.01

72

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» (окончание).

25.01

73

 А.И. Куприн «Слон».           

26.01

74

А.И. Куприн «Слон» (продолжение).           

27.01

75

А.И. Куприн «Слон» (окончание).         

29.01

76

А.И. Куприн «Слон» (обобщение).         

01.02

77

Обобщение раздела

«Были-небылицы».

Контрольная работа №5 по теме «Литературные сказки. Были-небылицы».

02.02

                                                                  Поэтическая тетрадь 1 (2часть учебника) (4ч.)

78

Знакомство  с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1»

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

Прогнозировать содержание радела.

Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.  

Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.  Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.

Объяснять смысл выражений с опорой па текст.  Определять авторское отношение к изображаемому.  Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения.

03.02

79

Саша Черный «Воробей», «Слон».

05.02

80

А. А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».

08.02

81

С. А. Есенин «Черемуха».

09.02

                                                                                       Люби живое (16ч.)

82

Знакомство  с названием раздела                                                                                       «Люби живое».

М. М. Пришвин «Моя Родина».

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения.  

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Пересказывать произведение на основе плана.

Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения

10.02

83

И.С. Соколов-Микитов Листопадничек.

12.02

84

И.С. Соколов-Микитов Листопадничек (продолжение).

15.02

85

В. И. Белов «Малька провинилась»

16.02

86

В. И. Белов «Еще про Мальку»

17.02

87

В. В. Бианки «Мышонок Пик».

19.02

88

В. В. Бианки «Мышонок Пик» (продолжение).

22.02

89

В. В. Бианки «Мышонок Пик» (окончание).

24.02

90

Б. С. Житков «Про обезьянку».

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения.  

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Пересказывать произведение на основе плана.

Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

26.02

91

Б. С. Житков «Про обезьянку» (продолжение).

29.02

92

Б. С. Житков «Про обезьянку» (окончание).

01.03

93

Б. С. Житков «Про обезьянку» (обобщение).

02.03

94

В. П. Астафьев «Капалуха».

04.03

95

В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

07.03

96

В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится» (продолжение).

09.03

97

Обобщение раздела  «Люби живое». 

Контрольная работа №6 по теме «Люби живое».

11.03

                                                     Поэтическая тетрадь 2 (2часть учебника) (7 ч.)

98

Знакомство  с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2».                                                                                      

С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения,  отражая   позицию автора   и  своё отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения.

Участвовать и творческих проектах.

Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре. самостоятельно оценивать свои достижения.

14.03

99

А. Л. Барто «Разлука».

15.03

100

А. Л. Барто «В театре».

16.03

101

С. В. Михалков «Если».

18.03

102

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок».

30.03

103

Обобщение раздела  «Поэтическая тетрадь 2».

01.04

104

Проект «Праздник поэзии.

04.04

                                                 Собирай по ягодке - наберешь кузовок (14ч.)

105

Знакомство  с названием раздела «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Прогнозировать  содержание   раздела.  

Объяснять   смысл,   название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу с произведением па уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения.

Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения: определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

05.04

106

А. Платонов «Цветок на земле».

06.04

107

А. Платонов «Цветок на земле» (продолжение).

08.04

108

А. П. Платонов «Еще мама».

11.04

109

А. П. Платонов «Еще мама» (продолжение).

12.04

110

М. М. Зощенко «Золотые слова».

Планировать работу с произведением па уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения.

Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения: определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

13.04

111

М. М. Зощенко «Золотые слова» (продолжение).

15.04

112

М. М. Зощенко «Золотые слова» (окончание).

18.04

113

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

19.04

114

М. М. Зощенко «Великие путешественники» (продолжение).

20.04

115

М. М. Зощенко «Великие путешественники» (окончание).

22.04

116

Н. Н. Носов «Федина задача».

25.04

117

Н. Н. Носов  «Телефон».

26.04

118

Обобщение раздела  «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

Контрольная работа №7 по теме «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».

27.04

                                                                        По страницам детских журналов (8 ч.)

119

Знакомство  с названием раздела «По страницам детских журналов».  «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые детские журналы.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности).

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

 Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

29.04

120

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

03.05

121

Ю. И. Ермолаев «Проговорился».

04.05

122

Ю. И. Ермолаев «Воспитатели».

06.05

123

Г. Б. Остер «Вредные советы».

10.05

124

Г. Б. Остер   «Как получаются легенды».

11.05

125

Р. Сеф «Веселые стихи».

13.05

126

Обобщение по страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».

16.05

                                                            Зарубежная литература (9  ч).

127

Знакомство  с названием раздела «Зарубежная литература».

Мифологические герои и их подвиги.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. 

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя).

Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов.

Сочинять свои сказки. 

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).

Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. 

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

17.05

128

«Храбрый Персей» Древнегреческий миф.

18.05

129

«Храбрый Персей» Древнегреческий миф (продолжение).

20.05

130

«Храбрый Персей» Древнегреческий миф (окончание).

23.05

131

Г. Х. Андерсен. Подготовка сообщения о великом сказочнике.

24.05

132

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».

25.05

133

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» (продолжение).

27.05

134

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» (окончание).

30.05

135

Обобщение раздела  «Зарубежная литература».

Контрольная работа №8 по теме «Зарубежная литература».

31.05

                                                             Материально-техническое обеспечение учебного процесса

         -  Примерные  программы  начального общего образования. Москва «Просвещение» 2014г.

        -  Литературное чтение Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. Сборник рабочих программ «Школа России», М.: Просвещение, 2014г.                                                              

-  Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. , Виноградская Л.А.,  Бойкина М.В. Учебник  «Литературное чтение»

         3 класс: В 2 ч. Москва «Просвещение», 2014 г.

       - Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». 3 класс. М., «Просвещение», 2015г.

        -  Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». М., «Просвещение», 2014 год.

      -   М.Ю.Алексеева, Е.И.Матвеева. Измерители качества обучения по литературному чтению для 3 класса. М., «ВИТА», 2014 год.

      -  Аудиоприложение  (компакт-диск) к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. , Виноградская Л.А.,  Бойкина    М.В.    «Литературное чтение»  3 класс: В 2 ч. Москва «Просвещение», 2014 г.

  -  С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климанова Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий

         3     класс. М., Вако, 2013 г.

    -    Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе

   в    цифровой форме).

- .Словари по русскому языку.

- .Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

- .Детские книги разных типов из круга детского

-  Магнитная доска  с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

-  Интерактивная доска.

-  Персональный компьютер.

  ИКТ и ЦОР:

- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/

- Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО учителей начальной школы

Протокол заседания №____ от «____»_____________2015г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________Н.Ф. Гембель

«___»__________2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков литературного чтения в 3классе УМК "Школа России"(Л.Климанова,В.Горецкий

Уроки литературного чтения распланированы исходя из расчета 4часа в неделю (136часов в год), включая внеклассное чтение: УМК "Школа России" ....

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по УМК "Школа России", автор Климанова Л.Ф.

Рабочая программа  по литературному чтению  для 1 класса  с разделами:1. Пояснительная  записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...

Планирование уроков литературного чтения в 4классе УМК "Школа России"(Л.Климанова,В.Горецкий

Уроки литературного чтения распланированы  на год) включая внеклассное чтение: УМК "Школа России" ....

Контрольная работа по математике 3 классШкола России

Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...

Аннотации к рабочим программам 2 классШкола России.

Данные аннотации написаны с учетом ФГОС,в каждой аннотации по предмету расписаны УУД....

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы (ФГОС УМК "ШКОЛА РОССИИ", автор Климанова)

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...