Главные вкладки

    «Секреты стихов. Рифма мужская и женская».
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Махортова Надежда Степановна

    Познакомить с понятием женская и мужская рифма;

    - продолжить формировать умение находить в художественном произведении изобразительные средства;

    - развивать умение анализировать шуточное стихотворение, понимать замысел поэта;

    - развивать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение;

    - воспитывать в маленьком школьнике большого читателя художественной литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mahortova_n.s._urok_muzhskaya_i_zhenskaya_rifma.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока:  «Секреты стихов. Рифма мужская и женская».

     (по шуточному стихотворению Ю.П. Мориц)

    ЦЕЛЬ УРОКА:

    - Освоение элементов художественной формы.

    ЗАДАЧИ:

    - познакомить с понятием женская и мужская рифма;

    - продолжить формировать умение находить в художественном произведении изобразительные средства;

    - развивать умение анализировать шуточное стихотворение, понимать замысел поэта;

    - развивать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение;

    - воспитывать в маленьком школьнике большого читателя художественной литературы.

    ХОД УРОКА

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    1. Вводное слово учителя.

    - Ну что ж, друзья, начнем урок.

    - Хотите я вас удивлю (да)

    (Показываю фокус. Достаю платочки с названием темы урока «Секреты стихов»).

    -  Как вы думаете, какие секреты могут быть у стихов? (Они строятся по особенному, в них есть эпитеты, сравнения, олицетворение, звукопись ...)

    - А знаете ли вы, что можно делать стихами? (С помощью стихов можно учить как себя вести…)

    - Неужели вы думаете, что с помощью стихов можно учить и поучать?        

    - Скажите, какое главное орудие имеет поэт? (слово)

    II. Актуализация знаний.

    1. Вопросы на понимание значения слова в поэзии.

    - А зачем вообще нужны слова? (Чтобы общаться, высказывать свои мысли).

    - А вы умеете пользоваться словом? (да).

    - Давайте попробуем.

    (Показываю чайник).

    - Докажите, что умеете пользоваться словом. Расскажите об этом предмете. (…)

    - Посмотрите, что у вас получилось! Всего 4 прилагательных, 2 глагола. И в основном, вы рассказали, какой он.

    - А теперь послушайте, как о чайнике рассказала поэтесса Ю. Мориц.

    2. Чтение стихотворения учителем

    ПУЗАТЫЙ ЧАЙНИК

    Пузатый чайник я люблю!

    Он жарким делом занят,

    Свистит он песенку свою

    И крышкой барабанит!

    Пых-пых, веселый вкусный пар

    Из чайника летит, как шар,

    А иногда из носа

    Торчит, как знак вопроса.

    Пузатый чайник знаменит

    В любое время года,

    Особенно когда стоит

    Неважная погода.

    Я улыбаюсь до ушей,

    А чайник мой грохочет,

    Хохочет,

    Словно муравей

    До слез его щекочет!

    И пляшет чайник на столе,

    Пируя вместе с нами,

    А я пою в его тепле

    Про чайник песню маме.

    Мини-итог: Зачем же, написала стихотворение «Пузатый чайник» Ю. Мориц? (создать настроение, чтобы мы порадовались, рассмешить нас).

    - Я видела вашу восторженность, удивление в ваших глазах. Что вас удивило? (Чайник как будто живой).

    - А есть ли строки, которые вы хотите, чтобы я перечитала еще раз? (…)

    - Почему именно эти? (…)        

    3. Чтение стихотворения детьми.

    - А сами хотите прочитать? (да).

    - Теперь прикоснитесь к этим удивительным строкам. Прочитайте про себя.

    4. Анализ содержания стихотворения.

    - Каким показала чайник Ю. Мориц? (…).

    - Как ей это удалось? (Использовала изобразительные средства литературы).

    - Какие? (эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись).

    5. Вторичное чтение стихотворения детьми с целью нахождения изобразительных средств.

    - Я предлагаю, найти их в тексте.

    (Работа в парах).

    Мини-итог: А теперь подумайте и ответьте, что смогла сделать Ю. Мориц, используя эти художественные средства?

    III. Проблемный диалог.

    - Посмотрите, что я сделала.

    Располневший чайник я люблю!

    Он своим делом занят

    Он свистит и крышка у него подпрыгивает.

    - Вам нравится? (нет)

    - Почему? (нет яркости, нет образа, обыденно, просто, нет рифмы).

    Мини-итог: Стихи – это дружная компания слов, которые подходят друг к другу, как хор, или оркестр. Они подпевают друг другу. Одно слово поет тоже, что и другое. Что получается? (Рифма).

    IV. Физкультминутка.

    - Давайте поиграем в рифму! Я вам мяч и слово, вы мне – рифму и мяч.

    Утка-шутка,                                  Палка-галка

    Кошка - ложка

     Варить - дарить  

    Стружка – подружка

    Блестящий – настоящий                                        

    Печка – свечка                            Книжка – мышка

    Оторвался – остался

    Кино – давно

    Встречай – чай

    Звонок – урок

    V. Знакомство с новыми понятиями.

    - Благодарю вас, рифмовать вы умеете. А сумеете ли вы найти рифму в стихотворении «Пузатый чайник»? Ищите!

    - Вот первое четверостишье. Где рифмованные строки? Какие слова рифмуются? (люблю – свою, занят - барабанит).

     (Дети читают. После прочтения рифмованные строчки перебегают друг к другу).

    - Чем отличаются эти пары слов? (Ударением. В первой паре – ударение падает на последний слог, во второй – не предпоследний).

    - Я открою вам секрет.

    - Оказывается, по этим ударениям определяют женскую и мужскую рифму. Если ударение падает на последний слог рифмованного слова – это мужская рифма, а если на предпоследний – это женская.

    - Как на ваш взгляд, должна читаться женская рифма? (тихо, нежно, мелодично).

    - А мужская? (более звонко, резво, смело).        

    2. Чтение произведения с целью определения женской и мужской рифмы.

    -Я предлагаю поработать с текстом стихотворения и найти мужскую и женскую рифму, обозначив их буквами «М» и «Ж».

    VI.  Применение нового знания.

    1. Выразительное чтение произведения с опорой на новое знание.

    - Давайте прочитаем это произведение еще раз, обращая внимание на рифму. Помните, как надо читать женскую рифму? (…). А мужскую? (…)

    Молодцы! Просто великолепно!

    VII. Проба поэтического пера.

    - Хотите сами побывать в роли поэтов? Игра «Я начну, а ты продолжи». Эту игру будем проводить в группах. Организуйте их. Вот вам первые строки.  Сочините к ним рифмованные, но они были должны рассказать о вашем чайнике.

    - Время. Что получилось? (…)

    - Спасибо ребята! Это было необыкновенно. Вы доставили удовольствие.

    - Оказывается, наши прабабушки и прадедушки очень часто играли в такую игру. Называется она «Буриме».  Это слово в переводе означает «плести стихи, или заниматься стихоплетством». Нужно сочинять так, чтобы было интересно, складно и смешно.

    VIII. Итог.

    - Получилось у вас создать яркий образ? (да)

    - Вы очень хорошо поработали на уроке. А что нового вы для себя узнали? (Рифма – женская и мужская. Познакомились с игрой «Буриме»).

    - Зачем мы сегодня провели такой урок?

    Секреты стихов.

    - Как вы думаете, это последний секрет стихов? (Нет).

    - Конечно, существует еще очень много секретов. С ними вы познакомитесь на следующих уроках? И чем больше вы их узнаете, тем легче вам будет самим писать стихи. Секрет фокуса – это работа рук. Секрет поэзии – это работа души.

    - Если вы заинтересовались написанием стихов, я хочу предложить вам прочитать эту книгу «Страна фантазий и проказ», в которой вы увидите, что стихи могут иметь форму, познакомитесь с акростихом, и еще с очень многими секретами. Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать.

                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по русскому языку в з классе "«Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке»

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе с презентацией. Тема: «Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке»...

    Урок русского языка в 4 классе. Тема:" Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода."

    Этот конспект урока может пригодиться для учителей 4-х классов.  Цель урока: Закрепить  умение  различать имена прилагательные мужского  и женского рода; развивать мышление, речь, ...

    Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

    Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...

    «Секреты стихов. Рифма мужская и женская».

    Освоение элементов художественной формы....