Рабочая программа по литературному чтению,2 класс,Р.Н.Бунеев,2100.
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Гарипова Наталия Валентиновна

Рабочая программа с тематическим планированием ,2 класс,автор Р.Н. Бунеев и др.,программа 2100 в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc574.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №

«Рассмотрено»

на заседании НМС

Протокол № _____

от «___» _____________ 2017г

                                                                 

                                             «Утверждаю»

Директор Гимназия №

 

____________/

Приказ №____от «___»____2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 

                                                                                      Учитель Гарипова Н. В.

                                                                                    Категория  ПЕРВАЯ

                                                                    Класс 2-Б

                                                                                            Кол-во часов в неделю: 4

2017-2018 учебный год


 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2011.( Стандарты второго поколения)

Авторской программы  Бунеев  Р.Н., Бунеева Е.В.,  Пронина О.В.  Чтение и начальное литературное образование (для четырехлетней начальной школы) 2 класс.  //Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. /Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна.   – М.: Баласс, 2011      

 УМК представлен

  • Бунеев Р.Н. Литературное чтение : Маленькая дверь в большой мир. 2 кл.  в 2 ч. / Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева. – М.: Баласс, 2008. – (Образовательная система «Школа 2100», Серия «Свободный   ум»)Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Тетрадь по литературному чтению. 2 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс; Школьный дом, 2011.-64с. . (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»)
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина, Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения во  2-м классе. Методические рекомендации для учителя.-Изд. 3-е, перераб.- М.: Баласс, 2010.-192с. (. Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
  • Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
  • Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

         Программа рассчитана на 140 часов в год (4 часа в неделю). Распределение учебного материала соответствует авторской программе и материалу учебника.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи уроков чтения в начальной школе.

Цель уроков чтения в начальной школе — научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приемов понимания текста — правильного типа читательской деятельности; одновременно развитие интереса к самому процессу чтения; потребности читать;
  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
  3. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
  4. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

      Таким образом, в курсе чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

       На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места занимает работа с текстом, формирование приемов понимания прочитанного на уровне смысла.

     Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Вес книги для чтения серии «Свободный ум» объединены внутренней логикой. Суть ее заключается в следующем.

     Во 2-ом классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки), авторские сказки, второклассники как бы входят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Как бы и где бы не жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло… Для этого в учебник специально включены сказки разных народов, имеющие сходное название, сюжет, главную мысль      

       В данной программе реализуется принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, т.е. связь литературы с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями. Это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебных книг, а значит, и система уроков чтения в форме эвристической беседы.

         Во 2-м классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный персонаж – младший домовой Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задает Афанасию вопросы, а младший домовой отвечает на них или помогает найти ответ, рассказывает, читает веселые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра-путешествие в сказки.

        Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

     На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного.Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

         Программа по литературному чтению отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  1. тематика чтения;
  2. техника чтения;
  3. формирование приемов понимания прочитанного;
  4. элементы литературоведческого анализа текста;
  5. практическое знакомство с литературоведческими понятиями;
  6. развитие устной и письменной речи.

Особенности класса

В данном классе особое внимание следует уделить формированию техники чтения ( скорости, осознанности и правильности). У 20 %учащихся наблюдается пониженный интерес к чтению. Остальные учащиеся с удовольствием читают, делятся своими впечатлениями, представляют творческие работы по произведениям. Кичигина Полина ,Иванова Татьяна и Квашнина Софья демонстрировали предпосылки сочинительской деятельности, как прозы, так и небольшие стихотворные произведения.

Основное содержание учебного материала

1.Техника чтения

  • Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
  • Осознанное правильное выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

2. Формирование приемов понимания прочитанного.

  • Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью.
  • Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбора наиболее подходящего заглавия.
  • Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
  • Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
  • Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
  • Развитие умения делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
  • Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

3. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.

  • Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описание его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
  • Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
  • Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чем захотелось подумать)
  • Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
  • Высказывание своего отношения к прочитанному.

4.Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

  • Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества.  «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.
  • Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.
  • Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов)
  • Тема и основная мысль произведения.
  • Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создает (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение. Мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, мумии-тролли и др.)
  • Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор)

5. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Развитие устной и письменной речи.

  • Обучение:

- подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

- выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;

- устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

- составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

  • Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.
  • Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
  • Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок.

Тематика чтения

Раздел

Содержание

Количество часов

1. «Там, на неведомых дорожках…»

Волшебные сказки, народные и литературные (П.Ершов, А.Пушкин, В.Одоевский, П.Бажов) Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок («сказочные приметы») Русские народные скороговорки.

22

2. Сказочные человечки.

Сказочные повести Т.Янссон, Дж.Р.Р.Толкина, А.Милна, А.Линдгрен, Дж.Родари, А.Толстого и их герои.

23

3.Сказочные богатыри

Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов мира.

12

4. «Сказка мудростью богата…»

Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С.Маршака, Б.Заходера, А.Прокофьева.

15  

5. «Сказка – ложь, да в ней намек…»

Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А.Курляндского «Ну, погоди!» Стихи Л.Квитко, Ю.Мориц, Г.Сапгира, В.Левина о животных. Считалки.

27

6. «Самое обыкновенное чудо»

Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж.Родари, В.Берестова, В.Хмельницкого, Б.Сергуненкова.

25

Повторение

Веселые стихи Ю. Мориц , , Б.Сергуненкова , М. Бородицкой , Ю. Владимирова , Г. Остера.

16

Итого:

140

Распределение учебного материала.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Раздел 1. «Там, на неведомых дорожках…»

22

22

Раздел 2. Сказочные человечки.

10

13

25

Раздел 3. Сказочные богатыри

12

12

Раздел 4. «Сказка мудростью богата…»

7

8

15

Раздел 5. «Сказка – ложь, да в ней намек…»

27

27

Раздел 6. «Самое обыкновенное чудо»

5

20

25

Повторение

16

16

Проверочные работы

(1)

(2)

(2)

(1)

(6)

Итого

32

32

40

36

140

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,

и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства в поликультурной среде; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества в поликультурном пространстве. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Межпредметные связи

       

Линии общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приемами понимание и анализа текстов; овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;

Линии, специфические для курса «чтение и начальное литературное образование»:

  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  • приобщение к литературе как искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

    Литературное чтение имеет тесные межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, риторики.

Основные виды учебной деятельности.

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения  (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать

последовательность сюжета; описывать героев.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Чтение

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы

Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.

Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли

из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее

заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст.

Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.

Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Формулировать вопросительные предложения.

Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

Творческая деятельность

Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации.

Иллюстрировать художественное произведение.

Сочинять сказку, загадку, считалку

 

 

           


                   

Программное и учебно-методическое обеспечение ФГОС

Учебная дисциплина

Класс

Программа, кем рекомендована и когда

Кол- во часов

 в неделю,

общее

количество часов

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Материалы контроля

Литературное  чтение

2

 Федеральный госуд. Обр. стандарт. Примерная основная образовательная программа./под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна.-изд. 2-е,испр.-М:Баласс,2011.-432с.

4 час./нед.

4*35=140 час

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., Учебник по литературному чтению. 2 класс. Маленькая дверь в большой мир. – М.: Баласс, 2008. – (Образовательная система «Школа 2100», Серия «Свободный   ум»)

 Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В. ,

Методические рекомендации для учителя.

Уроки литературного чтения в 2-м классе по учебнику «Маленькая дверь в большой мир».

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.  

Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир».

Рабочие тетради в 2 частях.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс; Школьный дом,2011.-64с. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»)

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе : система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения);

Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)


Литературное чтение.

Календарно-тематическое планирование.

2 класс

Календарные Сроки

урока

Тема урока:

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся (по УУД)

Формы контроля

Материал к учебному занятию

1 четверть

1-2

Вводный урок. Самые интересные книги, прочитанные летом. Структура книги.

Приглашение в большой мир литературы. Б.Заходер «Моя Вообразилия», «Сказочка»

2 часа

• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения,

понимать цель чтения;

воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

Чтение понравившегося стихотворения наизусть

Презентация.

Смарт - доска

Урок повторения

3

Мир сказок нашего детства. М.Цветаева «В субботу»

1 час

• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения,

понимать цель чтения;

осознанно воспринимать  (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов,  определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения,

определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному   тексту;

 читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей

осознавать (понимать) смысл прочитанного;

читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,

коллективно обсуждать прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

читать по ролям литературное произведение;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ

различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

отличать прозаический текст от поэтического;

распознавать особенности построения фольклорных форм

(сказки, загадки, пословицы).

• осознанно воспринимать    содержание различных видов текстов,  определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения,

определять последовательность событий, задавать вопросы по

услышанному или прочитанному   тексту;

 

создавать иллюстрации, диафильм по содержанию

произведения;

произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения,

воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

творчески  пересказывать текст (от лица героя, от

автора), дополнять текст;

создавать иллюстрации, диафильм по содержанию

произведения;

работать в группе, создавая инсценировки по произведению,

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих

понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор)

Выразительное чтение

Иллюстрации.

Урок повторения

4

Русские народные сказки. Сказка «Царь-девица» 

 

1 час

Выразительное чтение

Таблица.

Урок открытия новых знаний

5

Русская народная сказка «Царь-девица» «Законы» волшебной сказки.

1 час

Пересказ сказки по плану в тетради. №3, с.2; изменить 4-ю  часть

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок повторения

6-7

 «Народная» сказка П.Ершова «Конек-Горбунок»

2 часа

Выразительное чтение 6-ю строфы.

Отрывок видео фильма.

Урок открытия новых знаний

8

Сказочный мир Петра Ершова. Сказка «Конек-Горбунок» Приметы волшебной сказки.

1 час

Чтение наизусть понравившийся отрывок.

Составление рассказа-рассуждения «Чему учит сказка»

Ауди-диск.

Урок повторения

9-10

 Авторская сказка А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» «Добрым молодцам урок»

2 часа

Перечитать сказку, объяснить значение архаизмов.

Отрывок видео фильма

Урок открытия новых знаний

11

 Авторская сказка А.Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке» Герои сказки.

1 час

Выр. чтение последней части; №5, с.38 учебника.

Нарисовать обложку для книги с этой сказкой; №4, с.4 в тетради.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок развития умений и навыков.

12-13

Авторская сказка В.Одоевского «Мороз Иванович»

«Какова работа, такова и награда»

2 часа

Выразительное чтение1-3 части, диалога.

Придумать два  вопроса к тексту.

Ауди-диск

Урок развития умений и навыков

14

 В.Одоевский «Мороз Иванович» От сказки народной к сказке авторской.

1 час

• осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

творчески пересказывать текст (от лица героя, от

автора), дополнять текст;

работать в группе, создавая инсценировки по произведению,

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих

понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор)

Нарисовать героя, интереснее всего описанного автором; №4,5, с.7 в тетради.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок  обобщения

15-16

Как сказы сказываются. П.Бажов «Серебряное копытце»

2 часа

Выразительное чтение 2 части; чтение по ролям.

Отрывок фильма.

Урок открытия новых знаний

17

 Чему учат сказы и сказки. П.Бажов «Серебряное копытце»

1 час

Перечитать сказку, найти народные слова и выражения; №2, с.8 тетради.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок повторения

18-19

Сказка литовского народа   «Мальчик Золотой хохолок и девочка Золотая коса»

2 часа

Выполнить рисунки к сказке (по группам)

Карандаши (краски), лист бумаги (ватман).

Урок открытия новых знаний

20

 Литовская сказка «Мальчик Золотой хохолок и девочка Золотая коса» Добро побеждает зло.

1 час

Выучить концовку сказки наизусть.

Сочинить свою сказку.

Таблица.

Урок повторения

21

Русские народные скороговорки. Всех скороговорок не перескороговоришь.

1 час

Выучить скороговорки; №4, с.12 тетради.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок развития умений и навыков.

22

Обобщающий урок по разделу «Там, на неведомых дорожках…».

Проверочная работа №1 по разделу (15 минут)

1 час

Перечитать полюбившуюся сказку.

Иллюстрации.

Урок обобщения

 

23

Введение в раздел.   В стране Вообразили. «Морская прогулка» (голландская народная песня)

1 час

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей

осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• осознанно воспринимать    содержание различных видов текстов,  определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения,

определять последовательность событий, задавать вопросы по

услышанному или прочитанному   тексту;

 

воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

 

воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

 

Читать вступление к сказке.

Выразительное чение 1 части; подготовить рассказ о семье Муми-тролля; №3, с.23-24 тетради.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок развития умений и навыков

24-25

Т.Янссон «Шляпа волшебника» Вступление, 1,2-я часть.

 Знакомство с Мумии-семейством.

2 часа

Пересказать, составить карту Муми-Дола.

Читать вступление к сказке.

Выразительное чтение 1-ю часть; подготовить рассказ о семье Муми-тролля; №3, с.23-24 тетради.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок развития умений и навыков (повторение)

26

 Сказочная повесть Т.Янссон «Шляпа волшебника», 3-4-я части.

1 час

Выразительное чтение 3-4 части; пересказ 4-часть.

Задания на с.99 учебника.

Отрывок фильма.

 Урок повторения

27

Герои сказки Т. Янссон «Шляпа Волшебника»

1 час

Урок развития умений и навыков

28

Дж.Р.Р.Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи», часть 1-2-я. Опасное путешествие Бильбо.

1 час

Подчеркнуть слова, которые описывают пейзаж, «оживляют» его.

Подчеркнуть рассуждения хоббита о себе.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок развития умений и навыков

29

Дж.Р.Р.Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи», часть 3-4-я. Путешествие продолжается.

1 час

Выразительное четние 5-6 части; выписать черты характера Бильбо.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок развития умений и навыков

30-31

 Дж.Р.Р.Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи», часть 5-6-я. Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс.

2 часа

Подчеркнуть слова, которые описывают пейзаж, «оживляют» его.

Подчеркнуть рассуждения хоббита о себе.

Выразительное чтение 5-6 части; выписать черты характера Бильбо.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок развития умений и навыков

32

Контрольная работа за 1 четверть

1 час

Урок контроля

33

Смешная история. А.Милн «Винни-Пух»,

глава 3.

1 час

• осознанно воспринимать    содержание различных видов текстов,  определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения,

определять последовательность событий, задавать вопросы по

услышанному или прочитанному   тексту;

 

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

 

воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

• определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

 поступкам;

Найти слова и выражения, вызывающие улыбку.

Найти отрывки к иллюстрациям; составить рассказ о Винни-Пухе.

Отрывок фильма.

Урок развития умений и навыков

34

 А.Милн «Винни-Пух» Наблюдение над характером героя, языком сказки.

 Песенки сказочных человечков

1 час

Подготовить два вопроса к тексту.

Найти слова и выражения, вызывающие улыбку.

Найти отрывки к иллюстрациям; составить рассказ о Винни-Пухе.

Ауди-диск

Урок развития умений и навыков

.

35-36

А.Н.Толстой «Приключения Буратино» (Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино») Уроки Мальвины.

2 часа

Отрывок фильма.

Урок развития умений и навыков.

2 четверть

37

 А.Н.Толстой «Приключения Буратино» Глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но все кончается благополучно») Друзья и враги Буратино.

1 час

Выразительное чение отрывка из главы, не помещенной в учебнике.

Составить рассуждение «Чему учит сказка»

Презентация.

Смарт - доска

Урок развития умений и навыков.

38-39

Дж.Родари «Приключения Чиполлино» Сказочный герой Чиполлино и его семья. Чиполлино приходит на помощь.

2 часа

Выразительное чтение с.153-157; пересказ от имени героев.

Прочитать и пересказать главу, не помещенную в учебник.

Отрывок фильма.

Урок развития умений и навыков.

40-41

 Дж.Родари «Приключения Чиполлино» Чиполлино – настоящий герой.

2 часа

Составить аннотацию к произведению в виде пожелания другу, не читавшему книгу.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок обобщения

42

Фантазии Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Части 1-2-я.

1 час

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей

осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• осознанно воспринимать    содержание различных видов текстов,  определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения,

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей

осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

• воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

• определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

 

• воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

• определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

Пересказ отрывка о паровой машине.

Отрывок фильма.

Урок развития умений и навыков.

43-44

 А.Линдгрен «Малыш и Карлсон…», часть 3,4-я. Кто же такой Карлсон?

Карлсон – воплощение детской мечты.

2 часа

Самостоятельно прочитать и пересказать отрывок другой шалости Карлсона.

Подготовиться по одному из направлена: конкурс на лучший фантик; музей пластилиновых фигур; составление пожеланий персонажу.

Иллюстрации.

Урок повторения

45

.Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки»

Проверочная работа №2 по разделу (15 минут)

1 час

Разгадать кроссворд на с.169 учебника.

Таблица.

Урок рефлексии

.

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

46

 Сочинение-рассказ о сказочном человечке.

1 час

Урок развития речи

47-48

Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывки). Введение в эпоху.

2 часа

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• осознанно воспринимать    содержание различных видов текстов,  определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения,

• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

 

• воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

• определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

Выучить отрывок наизусть

Отрывок видео фильма.

Урок открытия новых знаний

49

Былина – фольклорный жанр.

Богатырская «Сказка про Илью Муромца»

1 час

Составить рассказ о былинах.

Перечитать сказку. Найти и подчеркнуть по одному главному предложению в каждой части; 33, с.26 тетради

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок развития умений и навыков.

50

«Сказка про Илью Муромца» Илья Муромец – богатырь земли Русской.

1 час

Выразительное чение понравившегося отрывка.

Ауди-диск

Урок рефлексии

51-52

Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор» Илья Муромец – любимый народный богатырь..

Сравнение богатырской сказки и былины.

2 часа

• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения,

понимать цель чтения;

• осознанно воспринимать  (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов,  определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения,

определять последовательность событий, задавать вопросы по

услышанному или прочитанному   тексту;

 • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей

осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• читать по ролям литературное произведение;

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ

различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

• распознавать особенности построения фольклорных форм

(сказки, загадки, пословицы).

• воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

• определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

• творчески  пересказывать текст (от лица героя, от

автора), дополнять текст;

• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию

произведения;

• работать в группе, создавая инсценировки по произведению,

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих

понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор)

Выразительное чтение отрывка; вопрос №2, с.187 учебника.

Нарисовать оружие богатырей и подобрать пословицы, которые подходят к прочитанным произведениям (дифференцированно для мальчиков и девочек)

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок повторения

Карандаши (краски), лист бумаги (ватман).

53

Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв» Чем силен человек?

1 час

Составить план, разделив сказку на 3 части. №4, с.28 тетради.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок развития умений и навыков.

54

Дагестанская сказка «Богатырь Назнай» Кому счастье помогает?

1 час

Выразительное чтение 2 и 3 части; вопрос 5, с.200 учебника.

Нарисовать иллюстрацию к сказке; №3, с.29 тетради

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок развития умений и навыков.

Карандаши (краски), лист бумаги (ватман).

55-56

Обобщающий урок по разделу «Былины и богатырские сказки».

2 часа

Выучить стихотворение наизусть.

Иллюстрации.

Урок обобщения

57

 Стихотворение Н.Матвеевой «Пираты». Проверочная работа №3 по разделу (15 минут)

1 час

• отличать прозаический текст от поэтического;

• читать по ролям литературное произведение;

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ

различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

• определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

Таблица.

Урок контроля

58

Введение в раздел. Стихотворение Л.Эрадзе «Что мне всего дороже?»

1 час

• отличать прозаический текст от поэтического;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведений;

- различать жанры художественных произведений.

• определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

Подготовить ответ-размышление по 1-й части учебника «Что я узнал о жизни разных народов из прочитанных сказок»

Иллюстрации.

Урок развития умений и навыков

59-60

Татарская сказка «Мудрый старик» Как мудрость в жизни помогает.

(Составление плана, пересказ)

Чему учит бытовая сказка.

2 часа

- пересказывать текст (не более 1,5 с.): делить текст на смысловые части;

- составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведений;

- различать жанры художественных произведений;

- использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочного суждения о прочитанном произведении.

• определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

• творчески  пересказывать текст (от лица героя, от

автора), дополнять текст;

• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию

произведения;

• работать в группе, создавая инсценировки по произведению,

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих

понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор)

Читать сказку по ролям.

Повторить классификацию сказок.

Презентация.

Смарт - доска

Урок развития умений и навыков.

61

 Киргизская сказка о мудрых людях «Мудрая девушка»

1 час

Перечитать сказку.

Таблица.

Урок развития умений и навыков

62

 Киргизская сказка «Мудрая девушка» Герои сказки.

1 час

Озаглавить части сказки (№4, с.32-33 тетради)

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок развития умений и навыков

63

7.Завершение работы над киргизской сказкой «Мудрая девушка»

1 час

Проиллюстрировать загадки хана и отгадки Даанышман.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок повторения

Карандаши (краски), лист бумаги (ватман).

64

Русская сказка о мудрых людях «Мудрая дева»

Мудрость ценят все народы.

1 час

Читать по ролям.

Подумать над проблемным вопросом: почему авторы учебника поместили все три сказки рядом?

Урок развития умений и навыков

Контрольная работа за 1 полугодие

65-66

 Русская сказка «Мудрая дева» (Завершение работы) Сравнительный анализ сказок о мудрости.

2 часа

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей

осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• осознанно воспринимать    содержание различных видов текстов,  определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения,

определять последовательность событий, задавать вопросы по

услышанному или прочитанному   тексту;

 

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей

осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

• определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

 

• воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

• определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

Найти и прочитать сказку, в которой герой отгадывает загадки. Загадки и отгадки запомнить.

Презентация.

Смарт - доска

Урок обобщения

67

 «Как появились разные народы» (долганская сказка) К чему приводит жадность.

1 час

Перечитать и пересказать сказку. По желанию найти и прочитать сказки разных народов сходного содержания.

Иллюстрации.

Урок развития умений и навыков

68

Корейская сказка «Честный мальчик» Где правда, там и счастье. 

1 час

Читать по ролям.

Урок повторения

69

Японская сказка «Настоятель и служка» (сказка первая) Что высмеивают сказки?

1 час

Пересказать сказку и придумать для нее заголовок.

Урок развития умений и навыков

Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка»

1 час

Выучить наизусть сказку «Три калача и одна баранка»

Презентация.

Смарт - доска

Урок открытия новых знаний

70

И. Франко «Сказка о глупости» «Сказка ложь, да в ней намек…»

1 час

Выучить одну часть «Сказки о глупости» наизусть.

Иллюстрации.

Урок повторения

71

Обобщающий урок по разделу «Сказка мудростью богата».

 Проверочная работа №4 (15 минут)

1 час

Составить тематические подборки пословиц и поговорок

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок обобщения, контроля

72

Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.

1 час

Составить книжку-малышку по загадкам

Ауди-диск

Урок обобщения

Карандаши (краски), лист бумаги (ватман).

73-74

 Мудростью богаты. Русские народные загадки.

2 часа

Сочинить свою или выучить авторскую загадку; найти в сборнике загадок самую трудную.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок открытия новых  знаний

75-76

 Как придумать загадку? Литературные загадки.

2 часа

Урок развития умений и навыков

77

Зачем поют колыбельные песни?

1 час

Выучить одну

( по желанию) авторскую колыбельную песню наизусть.

Ауди-диск

Урок развития умений и навыков

78

Введение в новый раздел. Ю.Мориц «Слониха, слоненок и слон…»

1 час

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей

осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• осознанно воспринимать    содержание различных видов текстов,  определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения,

определять последовательность событий, задавать вопросы по

услышанному или прочитанному   тексту;

 

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей

осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

• определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

 

• воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

• определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

 

Читать английскую народную песенку «Кораблик». Выучить наизусть понравившееся стихотворение.

Презентация.

Смарт - доска

Урок развития умений и навыков.

79-80

Мудрые сказки о животных. Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Еж и заяц»

2 часа

Выучить наизусть сказку «Лиса и рак»

Презентация.

Смарт - доска

Урок повторения.

81

 Мудрые сказки о животных.  Сказка братьев Гримм «Еж и заяц»

1 час

Подумать над вопросом: чему научили вас эти сказки?

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок повторения.

82

Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки» Кто сильнее?

Как ум и хитрость силу побеждают.

1 час

Дочитать сказку до конца. Пересказать сказку.

Иллюстрации.

Урок повторения.

83

Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы» Что стоит ум?

Чем силен Симба?

1 час

Научиться читать выразительно.

Таблица.

Урок развития умений и навыков.

84-85

 Завершение работы над африканской сказкой «Похождения дикого кота Симбы»

2 часа

Проиллюстрировать самый смешной эпизод сказки.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок рефлексии

86-87

Сказка африканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса , братца Волка и братца Медведя ловить луну». Какие бывают развлечения?

2 часа

Урок повторения.

88

 Сказка африканцев США «Как  братец Кролик заставил братца Лиса . братцаВолка и братца Медведя ловить луну».Какие бывают развлечения 

1 час

Перечитать сказку и озаглавить части, №1, с.42 тетради.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок повторения.

89

 Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса , братца Волка и братца Медведя ловить луну». Братец Кролик – главный герой сказки.

1 час

Составить рассказ о братце Кролике. Прочитать другую сказку из книги «Сказки дядюшки Римуса»

Придумать сказку на тему «Как братец Кролик перехитрил братца Аллигатора и переправился с его помощью на другой берег реки»

Урок повторения.

90

Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Какие вопросы задают сказки?

1 час

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей

осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• осознанно воспринимать    содержание различных видов текстов,  определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения,

определять последовательность событий, задавать вопросы по

услышанному или прочитанному   тексту;

 

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей

осознавать (понимать) смысл прочитанного;

читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,

коллективно обсуждать прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

• определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

 

• воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

• определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

 

Подготовиться к инсценированию сказки «Как петух лису обманул»

Иллюстрации.

Урок развития умений и навыков.

91

 Латышская сказка «Как петух лису обманул» Какие вопросы задают сказки?

1 час

Задание   с.81.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок развития умений и навыков.

92-93

 Современные сказки о животных. Александр Курляндский «Ну,  погоди!»

Как создаются мультфильмы. Сказка-сценарий А.Курляндского «Ну, погоди!»

2 часа

Составить диафильм к сценарию сказки.

Пересказать сюжет любого выпуска мультфильма «Ну, погоди!»

Отрывок фильма.

Урок развития умений и навыков.

94

 Разные стихи о животных. Генрих Сапгир «Песня». Л.Квитко «Веселый жук»

1 час

Выучить одно стихотворение по желанию наизусть.

Презентация.

Смарт - доска

Урок развития умений и навыков.

95

 Разные стихи о животных. Л.Квитко «Смелые воробьи» Ю.Мориц «Резиновый  ежик»

1 час

Выучить понравившееся стихотворение наизусть. Вспомнить по возможности, какие собственные сказки про игрушки рассказывала мама или бабушка.

Таблица.

Урок повторения

96-97

Авторские считалки.

Борис Заходер «Считалия»  О чем говорят считалки? Литературные игры. Сочиняем считалку.

2 часа

Подобрать или вспомнить считалки; проиллюстрировать их. Задание на с.96 (1-й абзац)

Проиллюстрировать фрагменты «Считалии»

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок открытия новых знаний

читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей

осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,

коллективно обсуждать прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

98

Обобщающий урок по разделу «Сказка – ложь, да в ней намек…»

Проверочная работа №5 по разделу (15 минут)

1 час

Перечитать любимые сказки

Выучить наиз отрывок

Ауди-диск

Урок повторения

99

Введение в раздел. Г.Горбовский «Розовый слон»

1 час

• осознанно воспринимать    содержание различных видов текстов,  определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения,

определять последовательность событий, задавать вопросы по

услышанному или прочитанному   тексту;

 

читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей

осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

 

воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

 

Выразительно читать стихотворение. Нарисовать его главного героя.

Ауди-диск

Урок повторения

Карандаши (краски), лист бумаги (ватман).

 100-101

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1,2-я часть)  Чего не могут взрослые?

2 часа

Прочитать 2-ю часть и пересказать ее.

Ауди-диск

Урок развития умений и навыков

 102-103

 Антуан деСент-Экзюпери «Маленький принц» (3-я и 4-я части) «А как это – приручить?» Лекарство от одиночества.

2 часа

Выучить наизусть монолог Лиса.

Таблица.

Урок развития умений и навыков

 104

 Антуан деСент-Экзюпери «Маленький принц» (5-я и 6-я части) Секрет лиса.  Контрольная работа за 3 четверть 

1 час

Подготовиться к инсценированию. №5 на с.46 тетради.

Пересказать сказку. Попытаться самостоятельно сочинить сказку на одну из тем: «Роза и шипы», «Вода и огонь» (№6, с.48 тетради)

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок обобщения

 105-106

Джанни Родари «Солнце и туча» Секрет счастья.

 «Как Алиса в море побывала» Мечты о чудесах

2 часа

Урок развит ия умений и навыков

 107-108

В.Орлов «Я рисую море» Мечты о чудесах.                                 

2 часа

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей

осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

• ориентироваться в

нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,

• коллективно обсуждать

прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• осознанно воспринимать    содержание различных видов текстов,  определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения,

определять последовательность событий, задавать вопросы по

услышанному или прочитанному   тексту;

 

воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

 

воспринимать художественную литературу как вид

искусства;

осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение;

определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

 

Выразительно читать сказку. Задание 2 на с.127 учебника.

Тетрадь по литературному  чтению.

По желанию выучить стихотворение наизусть.

Урок повторения

4 четверть

109

Валентин Берестов «Честное гусеничное» Чудеса вокруг нас.

1 час

Перечитать сказку и нарисовать портреты героини к каждой части. Подписать их словами из текста.

Карандаши (краски), лист бумаги (ватман).

Урок развития умений и навыков

110

Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу» Необычное в обычном мире.

1 час

Выучить наизусть одну сказку.

Иллюстрации.

Урок повторения

  111

 Виктор Хмельницкий «Соловей и бабочка» Необычное в обычном мире.

1 час

Проиллюстрировать 2-ю сказку.

Карандаши (краски), лист бумаги (ватман).

Урок повторения

 112-113

В.Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка»

«Другие» сказки.

2 часа

Задание на с.133.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок повторения

  114-115

В.Хмельницкий  «Другие» сказки.

2 часа

Проиллюстрировать миниатюру «Снег и скрипка» и подписать цитатой (по вариантам)

Тетрадь по литературному  чтению.

Карандаши (краски), лист бумаги (ватман).

Урок повторения

 116-117

Г.Цыферов «Град», «Про чудака лягушонка»

Музыкальные сказки.

2 часа

Выучить наизусть сказку «Про чудака лягушонка»

Ауди-диск.

Отрывок видео фильма.

Урок повторения

118

Б.Сергуненков «Куда лето прячется»,

1 час

Пересказать одну сказку близко к тексту.

Ауди-диск

Урок рефлексии

 119-120

Б.Сергуненков  «Одуванчик» Очеловеченный мир сказок.

2 часа

Прочитать сказку «Неспетая песня» и придумать два вопроса к ее содержанию.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок повторения

121

Б.Сергуненков

«Недопетая песня», «Мальчик и леший»,

1 час

Читать сказку «Кот – белый, кот – черный», ответить на вопросы к сказке на с.140.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок повторения

122

Б.Сергуненков  «Кот белый – кот черный»

1 час

Презентация.

Смарт - доска

Урок повторения

123

Обобщающий урок по разделу «Самое обыкновенное чудо» Проверочная работа №6 по разделу. (15 минут)

1 час

Написать ответ Лису.

Таблица.

Урок контроля

 124-125

Джанни Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки» Сказки-игры.

2 часа

Подготовиться к инсценированию сказки.

Таблица.

Урок развития умений и навыков.

 126-127

Уроки творчества Дж.Родари.

2 часа

Составить «запутанную сказку»

Урок обобщения

 128-129

Веселые стихи Ю.Владимирова и Г.Остера.

2 часа

Выучить веселое стихотворение (по выбору) наизусть. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению Г.Остера.

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок повторения

130

Веселые стихи. М.Бородицкая  «Колдунье не колдуется»

1 час

Подготовить выразительное чтение стихотворений. Проиллюстрировать смешные фразы из стихотворения Ю.Мориц.

Презентация.

Смарт - доска

Урок повторения

Карандаши (краски), лист бумаги (ватман).

131

Веселые стихи. Ю.Мориц «Это – да! Это – нет!»

1 час

Ауди-диск

Урок повторения

132

Б.Сергуненков «Поэт и заходящее солнце» Какая у поэта душа.

1 час

Работа со списком книг в конце учебника (Отметьте те, которые читали полностью)

Тетрадь по литературному  чтению.

Урок повторения

 133-134

Урок-отчет «Вот мы и открыли  маленькую дверь в большой мир»

2 часа

Отрывок фильма.

Урок обобщения

135

Итоговая контрольная работа за год   

1 час

Урок контроля

136

Проверка техники чтения

Урок по итогам самостоятельного домашнего чтения  «По дорогам сказки»

1 час

- пересказывать текст (не более 1,5 с.): делить текст на смысловые части;

- составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведений;

- различать жанры художественных произведений;

- использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочного суждения о прочитанном произведении.

• определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

 

Таблица.

Урок обобщения

137

138-                      139                              

140

Комплексная проверочная работа

1 час

Урок контроля

Урок  повторения  по разделу.

Урок - обобщения

2 часа

1 час

Иллюстрации.

Отрывок видео фильма.

Изменения календарно-тематического плана изучения курса_______________

Тема урока (раздела)

Содержание изменения

№ и дата протокола заседания МО

Подпись руководителя НМС

 

 

 

 

     


Требования к уровню подготовки выпускников 2 класса:

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология  продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Обучающиеся получат возможность научиться:

составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

сопоставлять различные точки зрения;

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Контроль УУД

         Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько  успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.  Диагностические материалы  опубликованы  в пособии  Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

     Данная диагностика разработана для учащихся 2-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.

     Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных  (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.

      Вторая работа носит  интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.

     Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.

Виды и формы контроля.

  1. Текущий.
  • Беседа по вопросам.
  • Составление плана.
  • Озаглавливание частей рассказа.
  • Выборочное чтение.
  • Выразительное чтение.
  • Чтение по ролям.
  • Рассказ по ключевым словам.
  • Рассказ от лица героя.
  • Чтение наизусть.
  • Пересказ текста по частям.
  • Составление характеристики героя.
  1. Тематический.
  • Чтение наизусть стихотворений
  • Проверка уровня начитанности
  • Выполнение творческих заданий ( Например: составить рассказ-рассуждение на тему: «Чему учит сказка?» или сочинить свою сказку;  инсценирование произведения, конкурс на самого лучшего  в мире рассказчика и т.п.)
  1. Итоговый
  • Комплексная проверочная работа
  • Проверка техники чтения  
  • Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами.

        Итоговый контроль осуществляется по рабочей тетради по литературному чтению в приложении к учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс, М.: «Баласс», 2011.

       После изучения каждого раздела предусмотрена проверочная работа, состоящая из тестовых заданий, вопросов по содержанию раздела и заданий творческого характера.

Линии развития учащихся средствами предмета литературное чтение

-овладение функциональной грамотностью;

-овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;

- овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

- определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение.

- приобщение к литературе как к искусству слова;

- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

  • Осознанное, выразительное, правильное чтение целыми словами;
  • Понимание смысла заглавия произведения; выбор наиболее подходящего заглавия из данных; самостоятельное озаглавливание текста;
  • Умение делить текст на части, озаглавливать части;
  • Умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • Подробный и выборочный пересказ текста;
  • Составление устного рассказа о герое прочитанного произведения по плану.
  • Размышления о характере и поступках героя;
  • Высказывание своего отношения к прочитанному (что почувствовал, о чем захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чем думал автор, что чувствовал)
  • Умение относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
  • Умение находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • Умение относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • Соотнесение авторов, названий и героев, прочитанных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению,4 класс,Р.Н.Бунеев,2100.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс, Р.Н.Бунеев,2100....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...