Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе по УМК "Перспектива"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter.chtenie_1.doc | 345 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе
по предмету «Литературное чтение» в 3 классе
к учебнику Л. Ф. Климановой
УМК «Перспектива».
Рабочая программа составлена на основе следующих документов: Федерального Закона «Об образовании» (от 29.12.2012 № 273 - ФЗ); Закона Республики Татарстан «Об образовании» (от 02.07.2013 № 68 -ЗРТ); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ (от 17.12.2010 № 1897); Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию, протокол от 18.04.2015 № 1/15); федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в общеобразовательном процессе в ОО; Учебного плана МБОУ «Школа №179»; Положения школы о рабочей программе МБОУ «Школа №179»; за основу рабочей программы взята программа курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., – М.: Просвещение, 2012
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
- формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
- изучение литературно-художественных произведений, имеющих огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.
Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются в процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.
Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.
В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
- развивать поэтический слух;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
- обогащать чувственный опыт ребёнка;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
- Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
- Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
- Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-познавательная деятельность.
Результаты изучения курса
Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
К окончанию 3 класса у ребенка будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
- первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
- умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;
- умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
- учащиеся получат возможность для формирования:
- умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
- умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
- умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.
- умение понимать, что для меня значит «моя родина».
Метапредметные результаты
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
- составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
- учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;
- умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
- учащиеся получат возможность для формирования:
- учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
- учащиеся получат возможность для формирования:
- умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
- умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
- составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
- умения владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- учащиеся получат возможность для формирования:
- участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
- готовить самостоятельно проекты;
- создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Предметные результаты
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
- Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
- Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
- Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
- самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
- учащиеся получат возможность для формирования:
- умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
- умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
- умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
- умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
- Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
- Самостоятельно составлять аннотацию;
- Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
- Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
- учащиеся получат возможность для формирования:
- Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
- Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
- Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
- Выявлять особенности героя художественного рассказа;
- Выявить особенности юмористического произведения;
- Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
- Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
- Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
- учащиеся получат возможность для формирования:
- Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
- Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
- Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
- Сравнивать былину и сказочный текст;
- Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
- Определять ритм стихотворения.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
- Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
- Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
- Умения писать отзыв на книгу.
- учащиеся получат возможность для формирования:
- Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
- Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 2 часа + 1 час добавлен из компонента образовательного учреждения в неделю, 102 часа в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Книги – мои друзья. | 3 часа |
2. | Жизнь дана на добрые дела. | 11 часов |
3. | Волшебные сказки. | 10 часов |
4. | Люблю всё живое. | 9 часов |
5. | Картины русской природы. | 7 часов |
6. | Великие русские писатели. | 27 часов |
7. | Литературная сказка. | 19 часов |
8. | Картины родной природы. | 16часов |
Итого: | 102 часа |
Мы проживаем в Республике Татарстан, где государственными языками являются русский и татарский языки. Поэтому рабочая программа предусматривает использование на уроках литературного чтения краеведческого материала, изучение творчества татарских писателей и поэтов, созвучных с творчеством русских писателей. С этой целью на уроках литературы запланированы заочные экскурсии по литературным местам, изучение творчества земляков, обрядов и культуры народов Татарстана.
Для этой работы используются следующие пособия: «Краеведение на уроках развития речи», Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова,-Казань: «Школа» 2007., «Картины художников Татарстана на уроках развития речи», Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова,-Казань: «Школа» 2012,», "Казань, из века в век", И.А. Камалетдиноа, Т.П.Матлина, Т.О. Скиргайло "Писатели Татарстана на уроках внеклассного чтения". 1,2 часть.
Содержание учебного курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование
-Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
-Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение вслух. Чтение про себя
- Способ чтения: беглое чтение целыми словами.
- Увеличение «поля» чтения за счет интонационного объединения слов в словосочетания и фразы.
- Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
- Качества навыка чтения: сознательное, правильное чтение с ускорением темпа чтения до 70—80 слов в минуту; развитие умения читать выразительно, соблюдая интонацию конца предложений, делая паузы на месте, отмеченном знаком препинания. Умение передать при чтении свое отношение к содержанию читаемого.
-Умение находить информацию в тексте.
-Понимание особенностей разных видов чтения.
Работа с разными видами текста
- Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования.
- Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их.
- Составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста.
- Краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя).
- Нахождение предложений, выражающих главную мысль. Умение соотносить главную мысль с пословицей.
- Составление рассказов на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.
Библиографическая культура
-Книга как особый вид искусства.
-Книга как источник знаний.
-Виды информации в книге.
-Типы книг.
-Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки. Алфавитный каталог.
Работа с художественным произведением
-Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текстов.
- Слушание текстов в исполнении одноклассников, умение эмоционально откликаться на услышанное.
- Восприятие чтения одного и того же текста разными исполнителями, сравнение, сопоставление, отбор наиболее удачных вариантов исполнения. Стимулирование творческой активности детей.
- Приобщение школьников к миру поэзии, наблюдение за мелодией стиха, звукописью, звукоподражанием.
- Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических текстов (по выбору).
- Побуждение детей к самостоятельному прочтению произведений. Формирование умения внимательно относиться к авторскому слову.
- Наблюдение за мастерством автора, его умением выбирать слова и выражения для описания места действия, характеристики событий и героев.
- Размышления над мотивами поступков персонажей, сравнение героев, нахождение слов и выражений для их характеристики.
- Формирование умения давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.
- Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, жестов и мимикой персонажей.
- Развитие умения обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку.
- Наблюдение за средствами художественной выразительности в поэтических текстах, нахождение сравнений, олицетворений, эпитетов, метафор (без терминов).
- Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения.
- Развитие умения отбирать из словесной ткани произведения отдельные детали и объединять их для создания целостного художественного образа.
- Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами
-Понимание заглавия произведения.
-Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов.
-Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста.
-Определение главной мысли текста, деление текста на части, определение микротем.
-Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Умение говорить (культура речевого общения)
- Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно его слушать, т. е. анализировать речь, улавливать ее смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения.
- Формирование выразительности речи: выбор интонации (тона, темпа речи, логического ударения и пауз) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения (что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т. д.); умение передать один и тот же текст с различным подтекстом (восхищением, удивлением и т. д.) с помощью учителя.
- Формирование умения давать оценку прочитанного.
- Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
-Осознание монолога как формы речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи)
-Соблюдение норм письменной речи.
-Использование в письменной речи выразительных средств языка.
-Написание сочинений-миниатюр, отзывов о книге, небольших рассказов с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
-Произведения устного народного творчества разных народов.
-Произведения классиков отечественной и зарубежной литературы.
-Жанровое разнообразие произведений.
-Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Литературоведческая пропедевтика
- Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
-Практическое различение фольклорных жанров: загадка, пословица, небылица, считалочка. Составление (придумывание) загадок и считалок.
- Различение жанров литературных произведений: рассказы, сказки, стихотворения.
- Умение самостоятельно подобрать пословицы к прочитанному произведению, соотнести их с темой или главной мыслью.
- Развитие умения выделять отличительные признаки сказки: волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.
- Развитие умения выделять характерные элементы басни как вымышленного рассказа (вымышленные персонажи, олицетворение, нравоучение — мораль).
Творческая деятельность
- Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций с переменой ролей их участников: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссера, художника, автора текста.
- Развитие умения составлять рассказы в стиле определенного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере и т. д.).
-Интерпретация текста литературного произведения.
- Развитие умения сопоставлять два ряда представлений о природе — реальных и словесных, образных, выраженных тем или иным автором в своем произведении.
-Выражение своего отношения и формулирование его в слове.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью;
- овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
- имена и фамилии 3—4 авторов и классиков русской литературы;
- 2—4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;
- наизусть 7—8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;
- имена и фамилии 7—8 писателей—авторов прочитанных произведений.
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;
- читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания;
- читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- пересказывать содержание произведения подробно и выборочно;
- делить несложный текст на части;
- соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
- самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;
- рисовать словесные картины к художественным произведениям;
- находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;
- различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;
- выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм;
- басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль;
- ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определенную тему;
- различать художественные и научно-познавательные произведения;
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
- найти книгу из рекомендованного списка литературы.
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельно выбирать и читать книги;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
- определять содержание книги по заглавию, аннотации;
- находить в словаре значение неизвестного слова.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Климанова Л.Ф.
Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
Учебники
- Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. М., Просвещение,2013
- Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. М., Просвещение,2013
Рабочие тетради
- Т.Ю. Коти. Литературное чтение. 3 класс. Творческая тетрадь. М., Просвещение,2013
Методические пособия
- М.В. Бойкина. Уроки чтения. 3 класс.
- «Литературное чтение. Технологические карты» для 3 класса – сайт издательства «Просвещение»
Технические средства обучения
Классная доска;
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Экспозиционный экран;
Интерактивная доска.
Электронное приложение к учебнику
Педагогические условия и средства реализации стандарта:
Формы: урок.
Типы уроков:
- - урок изучение нового материала;
- - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- -комбинированный урок;
- -урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
- урок – сообщение новых знаний
- урок-закрепление знаний
- урок-повторение знаний
- урок – игра
- проверка знаний
Учебное оборудование:
- техические средства (проектор, компьютер, магнитофон)
- учебные (столы, доска)
- Собственно учебные средства:
- наглядные пособия (таблицы, учебные картины, портреты писателей, схемы ,плакаты , таблички с терминами).
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии и принципы обучения:
Традиционные технологии:
- Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);
-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
-Игровые технологии.
Технологии развивающего обучения:
-Система развивающего обучения Л.В. Занкова;
- Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова.
Принципы обучения:
- Принцип научности обучения
- Связи теории с практикой
- Системности
- Принцип сознательности и активности в обучении
- Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
- Принцип наглядности
- Доступность обучения
- Принцип прочности усвоения знаний
Формы подведения итогов:
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
- Работа в паре, в группе
- Написание отзывов на прочитанное произведение
- Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
- Срезовые работы (тесты)
- Творческие работы (сочинения, изложения)
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Оценка «5» -ставится ученику, если он даёт правильный, логически законченный ответ с опорой на собственный опыт, чувства, отношения. При чтении во 2 классе читает по слогам, отдельные простые слова читает целиком, в словах не допускает искажений, замены , перестановки букв и слогов в словах, правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения: умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно предать содержание прочитанного, твёрдо знает текст для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.
Оценка «4»- понимает основное содержание прочитанного.Во 2 классе в I полугодии читает плавно, целыми словами, темп не менее 30 слов в минуту, во II полугодии не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударения и при соблюдении пауз и интонации в конце предложения, правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, знает наизусть стихотворение, но допускает перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет ошибки.
Оценка «3»- ставится ученику, если он разбирается в прочитанном произведении только с помощью учителя. Во 2 классе в I полугодии читает отрывисто по слогам со скоростью не менее 25 слов в минуту, во II полугодии читает плавно по слогам не менее 40 слов в минуту, допускает 3-5 ошибок на замену слов, пропуск , перестановку слогов и букв, не соблюдает пуз между словами и предложениями, знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживается нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» - ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.
Календарно-тематическое планирование уроков
102 часа (2 часа + 1 час из компонента образовательного учреждения - в неделю)
№ урока | Раздел | Тема урока | Планируемые результаты | Формы контроля | Оценочные средства | Сроки | |||
предметные | личностные | метапредметные | План | Факт | |||||
1 | Книги – мои друзья (3ч.) | Вводный урок по содержанию раздела. Наставления детям Владимира Мономаха. | уметь быстро ориентироваться в книге | проявлять бережное отношение к учебнику, осознавать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока | фронтальн опрос | |||
2 | Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров | уметь определять тему и основную мысль произведения, главные (ключевые) слова, подтверждать свой ответ словами из текста | проявлять бережное отношение к учебнику, осознавать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста | оценивать свою работу на уроке, анализировать высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения | фронтальн опрос | ||||
3 | Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. | подтверждать свой ответ словами из текста, осуществлять поиск необходимой информации в учебной книге, ориентироваться в ней | проявлять бережное отношение к учебнику, обосновывать посещения библиотеки и выбор книг по- своему интересу | классифицировать высказывания мудрецов о книгах и чтении, отвечать на вопросы на основе научно – познавательной статьи учебника | текущий контроль | ||||
4 | Жизнь дана на добрые дела. (11 ч.) | Вводный урок по содержанию раздела. В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Татарский народный фольклор. (Урок - игра «Отгадай пословицу») | прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение | осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову | планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, анализировать художественный текст, выделять в нём основную мысль, отбирать опорные слова для создания собственного текста | текущий контроль | |||
5 | Н. Носов. «Огурцы.» | работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст на основе иллюстрации | осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову, правила взаимоотношений в обществе | анализировать пословицы и поговорки, ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книги | фронтальн опрос | ||||
6 | Н. Носов. «Огурцы.» Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро». | работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст на основе иллюстрации | осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову, правила взаимоотношений в обществе | анализировать пословицы и поговорки, ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книги | текущий контроль | ||||
7 | М. Зощенко. «Не надо врать.» | работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст на основе иллюстрации | осмыслять понятия неправда, враньё, ложь, что значит «ложь во спасение» | анализировать пословицы и поговорки, ориентироваться в учебной и художественной книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника | текущий контроль | ||||
8 | Л. Каминский. «Сочинение.» Отзыв на произведение. | работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст на основе иллюстрации | осмыслять понятия честность, фантазия,обман, вымысел, объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока | текущий контроль | ||||
9 | M. Зощенко. «Через тридцать лет.» | работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст на основе иллюстрации | осмыслять понятия неправда, враньё, ложь, нравственно – этические ценности на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока | фронтальн опрос | ||||
10 | Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Трудная задача». | находить книгу в библиотеке по заданной теме, объяснять назначение художественной литературы, готовить сообщение по заданной тематике | осмыслять понятие «юмористическая литература» | проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы | фронтальн опрос | ||||
11 | Семейное чтение. Притчи. | работать с текстом, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст | осмыслять нравственно – этические ценности на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока | текущий контроль | ||||
12 | Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано ...» Инсценирование. | осмыслить произведение В. Драгунского | принимать участие в драматизации | коллективно обсуждать прочитанное | текущий контроль | ||||
13 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | знать особенности повествовательного текста, характеризовать героя текста, сравнивать сюжеты, героев, делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать прочитанное | осмыслять нравственно – этические ценности на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях | находить необходимую информацию в соответствии с заданием | текущий контроль | ||||
14 | Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела». Контрольная работа. | знать особенности повествовательного текста, характеризовать героя текста, сравнивать сюжеты, героев, делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать прочитанное | осмыслять нравственно – этические ценности на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях | находить необходимую информацию в соответствии с заданием | контрольн работа | «Поурочные разработки по лит.чт» авт.С.В.Кутявина М.:ВАКО, 2016 г. стр.73 | |||
15 | Волшебные сказки. (9ч.) | Вводный урок по содержанию раздела. Русская сказка. «Иван-царевич и Серый Волк.» | прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение | осмыслить понятия добро побеждает зло, в чём смысл добра, почему сказка всегда имеет хороший конец, какие идеалы воспевает народная сказка | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока | текущий контроль | |||
16 | Русская сказка. «Иван-царевич и Серый Волк.» | знать особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки | работать с текстом повествовательного характера | составлять план урока, находить необходимую информацию в книге | текущий контроль | ||||
17 | В. Васнецов. «Иван-царевич на Сером Волке» Татарские народные сказки. «Белый волк» | знать особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки | работать с текстом повествовательного характера | составлять план урока, находить необходимую информацию в книге | текущий контроль | ||||
18 | Русская сказка. «Летучий корабль.» | осмыслять особенности волшебной сказки, изучить понятия: народная сказка, волшебная сказка, обработка сказки, присказка, сказочные предметы, сказочные превращения, структура сказочного текста, герой сказки | работать с текстом повествовательного характера, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с изучаемыми | составлять план урока, находить необходимую информацию в книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книгу | фронтальн опрос | ||||
19 | Русская сказка. «Летучий корабль.» | осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику герою волшебной сказки | работать с текстом повествовательного характера | составлять план урока, находить необходимую информацию в книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книгу | текущий контроль | ||||
20 | Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Самостоятельное чтение. Русская сказка. «Морозко.» | составлять собственный текст по итогам исследования на основе фактов, находить книгу по тематическому указателю, каталожной карточке, по алфавитному каталогу | находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге | определять главную мысль, последовательность событий в тексте, отбирать опорные слова для создания собственного текста | текущий контроль | ||||
21 | Семейное чтение. Русская сказка. «Белая уточка». Сказки и легенды народов моего края. | осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику герою волшебной сказки | составлять план урока, находить необходимую информацию в книге | работать с текстом повествовательного характера | текущий контроль | ||||
22 | Наш театр. Русская сказка. «По щучьему велению». Инсценирование. | осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику герою волшебной сказки | работать с текстом повествовательного характера, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с изучаемыми | составлять план урока, находить необходимую информацию в книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книгу | текущий контроль | ||||
23 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа. | характеризовать героя сказки, сравнивать сюжеты и героев, находить информацию в соответствии с заданием | понимать смысл пословиц, соотносить пословицы с изученным материалом | ориентироваться в прочитанных произведениях, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного | контрольн работа | «Поурочные разработки по лит.чт» авт.С.В.Кутявина М.:ВАКО, 2016 г. | |||
24 | Люблю всё живое (10 ч.) | Вводный урок по содержанию раздела. К. Паустовский. «Барсучий нос». Особенности художественного текста. «Барсук» (из энциклопедии). | прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух художественное и научно- познавательное произведение | осмыслять понятия: художественный и познавательный рассказ, автор-рассказчик, периодическая литература, принимать нравственные ценности: любовь к природе, животным, малой родине, родителям, уважение к старшим | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока | фронтальн опрос | |||
25 | В. Берестов. «Кошкин кот». Б. Заходер. «Вредный кот». | осмыслять понятия юмор, юмористическое произведение, сравнивать (поэтические) тексты, определять в художественном тексте средства художественной выразительности | проявлять чуткое отношение ко всему живому | работать в группе | текущий контроль | ||||
26 | В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Создание текста по аналогии. «Муравьишка и бабочка». | определять в художественном тексте средства художественной выразительности | проявлять бережное отношение ко всему живому | составлять собственный текст, работать в группе | текущий контроль | ||||
27 | О. Полонский. «Муравьиное царство». Особенности научно- популярного текста. | определять в художественном тексте средства художественной выразительности | проявлять бережное отношение ко всему живому | составлять собственный текст, работать в группе | текущий контроль | ||||
2 четверть | |||||||||
28 | Тим Собакин. «Песни бегемотов». | определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, определять в художественном тексте средства художественной выразительности | понимать смешное | работать в группе | текущий контроль | ||||
29 | Мы идём в библиотеку. А.П.Чехов «Белолобый». Сборники произведений о природе. Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов. | определять основную мысль произведения и последовательность событий в тексте, находить необходимую информацию в книге | обобщать информацию на основе фактов, составлять собственный текст по итогам исследования | ориентироваться в учебной и художественной книге, узнавать книги, журналы по обложке, сравнивать разные книги | текущий контроль | ||||
30 | Самостоятельное чтение. Д. Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка». | определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, определять в художественном тексте средства художественной выразительности, выделять особенности литературной сказки | проявлять доброту, милосердие | прогнозировать содержание произведения, работать в группе | фронтальн опрос | ||||
31 | Семейное чтение. Н. Носов. «Карасик». | работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст на основе иллюстрации | осмыслять нравственные ценности: любовь к природе, к животным, малая родина, родители, уважение к старшим, правила взаимоотношений в обществе | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока | текущий контроль | ||||
32 | Наш театр. М. Горький. «Воробьишко». Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов. | осмыслить произведение М. Горького | принимать участие в драматизации | коллективно обсуждать прочитанное | текущий контроль | ||||
33 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа. | работать с текстом | осмыслять понятие любовь к природе, объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, взаимодействовать в паре, группе | контрольн работа | «Поурочные разработки по лит.чт» авт.С.В.Кутявина М.:ВАКО, 2016 г. | |||
34 | Карти-ны рус-ской приро-ды (7ч.) | Вводный урок по содержанию раздела. И. Шишкин. «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине. | эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи | оперировать понятиями красота родной природы, гордость за свою родину, лирические произведения | составлять план урока, находить необходимую информацию в произведении живописи | текущий контроль | |||
35 | Н. Некрасов. «Славная осень». Рифма. Ритм. Г.Тукай «Осень»(отрывок) | осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение | видеть и понимать красоту природы | находить необходимую информацию по фотографии, понимать смыслы, соотносить литературный текст с художественным образом | текущий контроль | ||||
36 | М. Пришвин. Осинкам холодно. Ф. Тютчев. Листья. | осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение | видеть и понимать красоту природы | находить необходимую информацию по фотографии, понимать смыслы, соотносить литературный текст с художественным образом | текущий контроль | ||||
37 | А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения. И. Бунин. «Первый снег». В. Поленов. «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи. | осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение | видеть и понимать красоту природы | находить необходимую информацию по фотографии, понимать смыслы, соотносить литературный текст с художественным образом | текущий контроль | ||||
38 | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. «Снежинка». Ахмед Ерикей «Зима» | осмыслять лирические произведения, произведения живописи, размышлять над ними, определять настроение, главную мысль в тексте | интерпретировать тексты в соответствии с заданием, на основе фактов составлять собственный текст по итогам исследования | находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, узнавать книги по обложке, сравнивать разные книги, классифицировать их | текущий контроль | ||||
39 | Семейное чтение. К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень...» Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов. «В Абрамцевском парке». А. Саврасов. «Зима». | осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение | видеть и понимать красоту природы | осуществлять поиск необходимой информации по картинам, сравнивать разные произведения | текущий контроль | ||||
40 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | знать особенности лирического текста, создавать монологические высказывания на тему | осмыслять понятия красота, любовь, понимание | работать в паре | тематическконтроль | ||||
41 | Вели-кие рус-ские писатели. (27 ч.) | Вводный урок по содержанию раздела. Великие русские писатели. В. Берестов. А.С. Пушкин. | прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста | оперировать понятиями любовь к природе, гордость за свою родину, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, взаимодействовать в паре, группе | текущий контроль | |||
42 | А.С. Пушкин. «Зимнее утро». И. Грабарь. «Зимнее утро». | прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста | оперировать понятиями любовь к природе, гордость за свою родину, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, взаимодействовать в паре, группе | текущий контроль | ||||
43 | А.С. Пушкин. «Зимний вечер». Ю. Клевер. «Закат солнца зимой». «Зимний пейзаж с избушкой». | прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественное произведение | проявлять интерес к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, взаимодействовать в паре, группе, оценивать свою работу на уроке | текущий контроль | ||||
44 | А.С. Пушкин. «Опрятней модного паркета» ... П. Брейгель. «Зимний пейзаж». | прогнозировать содержание произведения, сравнивать произведения искусства | проявлять интерес к произведениям искусства | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, взаимодействовать в паре, группе, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст | текущий контроль | ||||
45 | В. Суриков. «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине. | прогнозировать содержание произведения, сравнивать произведения искусства | проявлять интерес к произведениям искусства | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, взаимодействовать в паре, группе, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст | фронтальн опрос | ||||
46 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». | прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять сказки А.С. Пушкина, специфические особенности жанра литературной сказки | оперировать понятиями любовь к природе, гордость за свою родину, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к произведениям А.С.Пушкина | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст | текущий контроль | ||||
47 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». | прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять сказки А.С. Пушкина, специфические особенности жанра литературной сказки | оперировать понятиями любовь к природе, гордость за свою родину, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к произведениям А.С.Пушкина | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст | текущий контроль | ||||
48 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. | прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять сказки А.С. Пушкина, специфические особенности жанра литературной сказки | оперировать понятиями любовь к природе, гордость за свою родину, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к произведениям А.С.Пушкина | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст | текущий контроль | ||||
49 | А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». | прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять сказки А.С. Пушкина, специфические особенности жанра литературной сказки | оперировать понятиями любовь к природе, гордость за свою родину, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к произведениям А.С.Пушкина | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст | текущий контроль | ||||
50 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». | прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять сказки А.С. Пушкина, специфические особенности жанра литературной сказки | оперировать понятиями любовь к природе, гордость за свою родину, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к произведениям А.С.Пушкина | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст | текущий контроль | ||||
51 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». | прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять сказки А.С. Пушкина, специфические особенности жанра литературной сказки | оперировать понятиями любовь к природе, гордость за свою родину, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к произведениям А.С.Пушкина | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст | текущий контроль | ||||
52 | Урок работы с книгой. Сказки А.С. Пушкина.
| прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять сказки А.С. Пушкина, специфические особенности жанра литературной сказки | оперировать понятиями любовь к природе, гордость за свою родину, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к произведениям А.С.Пушкина | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст | текущий контроль | ||||
53 | И.Я. Билибин - иллюстратор сказок А.С. Пушкина. | прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять сказки А.С. Пушкина, специфические особенности жанра литературной сказки | оперировать понятиями любовь к природе, гордость за свою родину, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к произведениям А.С.Пушкина | формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст | текущий контроль | ||||
54 | И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А. Крылова. | прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять басни И.А Крылова, специфические особенности жанра басни | оперировать понятиями любовь к природе, гордость за свою родину, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к произведениям И.А.Крылова | формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые даёт басня | фронтальн опрос | ||||
55 | И.А. Крылов. «Слон и Моська». | прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять басни И.А Крылова, специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения | проявлять интерес к произведениям И.А.Крылова | формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые даёт басня | текущий контроль | ||||
56 | И.А. Крылов. «Чиж и голубь». | прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять басни И.А Крылова, специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали | проявлять интерес к произведениям И.А.Крылова | формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые даёт басня | текущий контроль | ||||
57 | Великие русские писатели. Л.Н.Толстой | прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять произведения Л.Н.Толстого, понимать главную мысль произведения, находить необходимую информацию в книге | осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н. Толстого | формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом | текущий контроль | ||||
58 | Л.Н. Толстой. «Лев и собачка». Быль. | прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять произведения Л.Н.Толстого, понимать главную мысль произведения, находить необходимую информацию в книге | осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н. Толстого | формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом | текущий контроль | ||||
59 | Л.Н. Толстой. «Лебеди». | прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения | осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н. Толстого | формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом | текущий контроль | ||||
60 | Л.Н. Толстой. «Акула». | прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения | осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н. Толстого | формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом | текущий контроль | ||||
61 | Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.А. Крылов. | прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения, перечислять произведения Л.Н.Толстого, ориентироваться в учебной и художественной литературе | осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н. Толстого | формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом | текущий контроль | ||||
62 | Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой. «Волга и Вазуз»а. Особенности жанра. | обучать выразительному чтению, составлению плана рассказа | прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения, перечислять произведения Л.Н.Толстого, ориентироваться в учебной и художественной литературе | осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н. Толстого | фронтальн опрос | ||||
63 | Л.Н.Толстой. «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра | прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения, перечислять произведения Л.Н.Толстого, ориентироваться в учебной и художественной литературе | осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н. Толстого | формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом | текущий контроль | ||||
64 | Наш театр. И.А. Крылов. «Квартет. Инсценирование». | прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль, ориентироваться в учебной и художественной литературе | участвовать в драматизации | прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения, перечислять произведения Л.Н.Толстого, ориентироваться в учебной и художественной литературе | текущий контроль | ||||
65 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | самостоятельно читать произведения русских писателей | находить выход из спорных ситуаций | ориентироваться в учебной и художественной литературе, находить необходимую информацию в книге | фронтальн опрос | ||||
66 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | самостоятельно читать произведения русских писателей | находить выход из спорных ситуаций | ориентироваться в учебной и художественной литературе, находить необходимую информацию в книге | фронтальнопрос | ||||
67 | Контрольная работа. | самостоятельно читать произведения русских писателей | находить выход из спорных ситуаций | оценивать свои достижения, ориентироваться в учебной и художественной литературе, находить необходимую информацию в книге | контрольн работа | «Поурочные разработки по лит.чт» авт.С.В.Кутявина М.:ВАКО, 2016 г. | |||
68 | Лите-ратур-ная сказка (19ч.) | Вводный урок по содержанию раздела. | прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста | осмыслять понятия нравственных ценностей: добро побеждает зло, идеалы, которые воспевает литературная сказка | формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом | фронтальнопрос | |||
69 | В.И. Даль. «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. | прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста | осмыслять понятия нравственных ценностей: добро побеждает зло, идеалы, которые воспевает литературная сказка | формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом | фронтальн опрос | ||||
70 | В.И. Даль. «Девочка Снегурочка». Особенности литературной сказки. | прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста | осмыслять понятия нравственных ценностей: добро побеждает зло, идеалы, которые воспевает литературная сказка | формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом | текущий контроль | ||||
71 | В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». | читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение | осмыслять понятия нравственных ценностей: добро побеждает зло, в чём смысл добра , почему сказка имеет всегда хороший конец, идеалы, которые воспевает литературная сказка | формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом | текущий контроль | ||||
72 | В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение героев. | читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение | осмыслять понятия нравственных ценностей: добро побеждает зло, в чём смысл добра , почему сказка имеет всегда хороший конец, идеалы, которые воспевает литературная сказка | формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом | текущий контроль | ||||
73 | Д. Н. Мамин – Сибиряк.» Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. « | читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста | осмысление понятий добро и зло | формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом | текущий контроль | ||||
74 | Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения. | читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста | осмысление понятий добро и зло | формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом | текущий контроль | ||||
75 | Переводная литература для детей. Выставка книг. | читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста | проявлять положительное отношение к уроку литературного чтения и к процессу чтения | формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, работать с текстом | текущий контроль | ||||
76 | Переводная литература для детей. Б. Заходер. «Винни-Пух» (предисловие). | читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста | проявлять положительное отношение к уроку литературного чтения и к процессу чтения | формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, работать с текстом | текущий контроль | ||||
77 | Р. Киплинг. «Маугли». | читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста | осмыслять понятия нравственных ценностей: добро побеждает зло, в чём смысл добра , почему сказка имеет всегда хороший конец, идеалы, которые воспевает литературная сказка | планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов | текущий контроль | ||||
78 | Р.Киплинг. «Маугли.» Герои произведения. | читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста | осмыслять понятия нравственных ценностей: добро побеждает зло, в чём смысл добра , почему сказка имеет всегда хороший конец, идеалы, которые воспевает литературная сказка | планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов | текущий контроль | ||||
79 | Дж. Родари. «Волшебный барабан.» Особенности переводной литературы. | читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста | осмыслять понятия нравственных ценностей: добро побеждает зло, в чём смысл добра , почему сказка имеет всегда хороший конец, идеалы, которые воспевает литературная сказка | планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов | текущий контроль | ||||
80 | Дж. Родари. «Волшебный барабан». | учить работать с повествовательным текстом, определять тему, основную мысль, основное содержание произведения | читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста | осмыслять понятия нравственных ценностей: добро побеждает зло, в чём смысл добра , почему сказка имеет всегда хороший конец, идеалы, которые воспевает литературная сказка | сочинять возмож ный конец сказки, | ||||
81 | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.. | находить необходимую информацию в книге | проявлять интерес к чтению и художественной книге | ориентироваться в учебной и художественной книге, узнавать книги по обложке | текущий контроль | ||||
82 | Самостоятельное чтение. Тим Собакин. «Лунная сказка». | находить необходимую информацию в книге | проявлять интерес к чтению и художественной книге | ориентироваться в учебной и художественной книге, узнавать книги по обложке | текущий контроль | ||||
83 | Семейное чтение. Ю. Коваль. «Сказка о серебряном соколе». | определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, находить в тексте средства художественной выразительности | понимать юмор, проявлять интерес к чтению | работать в группе | текущий контроль | ||||
84 | Наш театр. С. Михалков. «Упрямый козлёнок». Инсценирование | определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра | принимать участие в драматизации | коллективно обсуждать прочитанное | текущий контроль | ||||
85 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | осмыслять особенности повествовательного текста, характеризовать героя сказки, сравнивать сюжеты и героев | соотносить пословицы с изучаемым материалом | находить необходимую информацию в соответствии с заданием | текущий контроль | ||||
86 | Контрольная работа. | осмыслять особенности повествовательного текста, характеризовать героя сказки, сравнивать сюжеты и героев | соотносить пословицы с изучаемым материалом | находить необходимую информацию в соответствии с заданием | контрольн работа | «Поурочные разработки по лит.чт» авт.С.В.Кутявина М.:ВАКО, 2016 г. | |||
87 | Карти-ны родной приро-ды. (16 ч.) | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение | эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока, анализировать лирический текст | оперировать понятиями любовь к природе, гордость за свою родину, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни | взаимодействовать в паре, группе, составлять план совместных действий | текущий контроль | |||
88 | Б. Заходер. «Что такое стихи?» Анализ стихотворения. | давать эмоциональный отклик на лирические произведения, осмыслять произведения литературы и живописи | видеть и понимать прекрасное | создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений | текущий контроль | ||||
89 | И. Соколов – Микитов. «Март в лесу». Лирическая зарисовка. Разиль Валеев «Весенний лес» | давать эмоциональный отклик на лирические произведения, осмыслять произведения литературы и живописи | видеть и понимать прекрасное | создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений | текущий контроль | ||||
90 | А.Майков. «Весна». Е.Волков. «В конце зимы». Е.Пурвит. «Последний снег». Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы. | давать эмоциональный отклик на лирические произведения, осмыслять произведения литературы и живописи | видеть и понимать прекрасное | создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений | текущий контроль | ||||
91 | С. Есенин «Сыплет черёмуха…». В.Борисов – Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы. | давать эмоциональный отклик на лирические произведения, осмыслять произведения литературы и живописи | видеть и понимать прекрасное | взаимодействовать в паре, группе, составлять план совместных действий | текущий контроль | ||||
92 | С. Есенин. «С добрым утром!» Выразительное чтение стихотворения. | давать эмоциональный отклик на лирические произведения, осмыслять произведения литературы и живописи | видеть и понимать прекрасное | взаимодействовать в паре, группе, составлять план совместных действий | текущий контроль | ||||
93 | Ф.Тютчев. «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа. | давать эмоциональный отклик на лирические произведения, осмыслять произведения литературы и живописи, сравнивать их | видеть и понимать прекрасное | взаимодействовать в паре, группе, составлять план совместных действий | текущий контроль | ||||
94 | А Васнецов. «После дождя». И.Шишкин. «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства. | давать эмоциональный отклик на лирические произведения, осмыслять произведения литературы и живописи, сравнивать их | видеть и понимать прекрасное | взаимодействовать в паре, группе, составлять план совместных действий | текущий контроль | ||||
95 | О. Высотская. «Одуванчик». З.Александрова. «Одуванчик». Сравнение образов. | давать эмоциональный отклик на лирические произведения, осмыслять произведения литературы и живописи, сравнивать их | видеть и понимать прекрасное | взаимодействовать в паре, группе, составлять план совместных действий | текущий контроль | ||||
96 | М. Пришвин. «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов. | давать эмоциональный отклик на лирические произведения, осмыслять произведения литературы, сравнивать прозаический и поэтический тексты | видеть и понимать прекрасное | взаимодействовать в паре, группе, составлять план совместных действий | текущий контроль | ||||
97 | Итоговая проверочная работа. | осмыслять особенности повествовательного текста, характеризовать героя сказки, сравнивать сюжеты и героев | соотносить пословицы с изучаемым материалом | находить необходимую информацию в соответствии с заданием | контрольн работа | ||||
98 | А.К.Толстой. «Колокольчики мои, цветики степные…» Авторское отношение к изображаемому. | давать эмоциональный отклик на лирические произведения, осмыслять произведения литературы, сравнивать прозаический и поэтический тексты | видеть и понимать прекрасное | взаимодействовать в паре, группе, составлять план совместных действий | текущий контроль | ||||
99 | Саша Чёрный. «Летом» А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы. | давать эмоциональный отклик на лирические произведения, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений | видеть и понимать прекрасное | взаимодействовать в паре, группе, составлять план совместных действий | текущий контроль | ||||
100 | Ф. Тютчев «В небе тают облака…» Саврасов. «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведений живописи и литературы. | давать эмоциональный отклик на лирические произведения, осмыслять настроение лирического текста, сравнивать художественные произведения | видеть и понимать прекрасное | взаимодействовать в паре, группе, составлять план совместных действий | текущий контроль | ||||
101 | Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Очерковая литература. | размышлять над лирическим текстом, определять настроение, главную мысль | на основе фактов составлять собственный текст | ориентироваться в учебной и художественной книге | текущий контроль | ||||
102 | Обобщающий урок.. | осмыслять особенности повествовательного текста, характеризовать героя сказки, сравнивать сюжеты и героев | соотносить пословицы с изучаемым материалом | находить необходимую информацию в соответствии с заданием | текущий контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...