Урок литературного чтения. 4 кл. С.В. Михалков «Просчитался»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Миронова Юлия Леонидовна

Современный урок, соответствующий требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt_urok_chteniya_v_4_kl_basni.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение

Тема: С.В. Михалков «Просчитался»

Цель: знакомство с новым текстом

Задачи:

Образовательная: формировать навык смыслового чтения

Развивающая: обогащать словарный запас, развивать память, речь, мышление и воображение.

Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к слову

Планируемые результаты: метапредметные и личностные результаты (УУД)

Р.  Принимать и удерживать учебную задачу.

П Ориентироваться в  тексте  произведения, в книгах.

П  Анализировать образ рассказчика,  текст  для выявления  причинно-следственных связей  событий, произведение с точки зрения его языковой выразительности.

К.  Вступать в общение,  выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Пересказывать прочитанное.  

Л Развивать   эстетические чувства и эстетический  вкус. Развивать эмпатию.

Оборудование: презентация по теме урока, контрамарки, картинки зверей, книжная выставка.

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение, мотивация к учебной деятельности

У входа в класс детей встречает билетёр и раздает контрамарки.  На контрамарке указана группа, в которой будет работать ребёнок.

Проверка готовности рабочего места

Настрой на работу

Л-1 - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

П-6 – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

П-7 – устанавливать причинно-следственные связи;

П-8 – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Р-1 – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Р-2– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Р-7 – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Р-8 – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

К-2 – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет;

К-3 – задавать вопросы;

К-4 – использовать речь для регуляции своего действия.

К-5 – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия

2. Актуализация изученного.

1. Инсценировка  басни И.А. Крылова «Мышь и Крыса».

- Уважаемые зрители. Представляем вашему вниманию спектакль по произведению И.А. Крылова «Мышь и Крыса».

- Что вас насмешило в этом произведении?

-Как вы думаете, почему Крыса решила, что кошка сильнее льва?

- Какие слова басни стали «крылатыми», т.е. меткими выражениями, вошедшими в общее употребление «Когда боится трус кого, то думает, что на того весь свет глядит его глазами»

- Как вы их понимаете?

- Какое по жанру произведение было представлено вашему вниманию? (басня)

2. Повторение теоретических сведений о басне.

- В ваших контрамарках дано задание. Выполните его. (Детям дан текст. Прочитав его, они находят ответы на вопросы.)

БАСНЯ – это  краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Особенность данного жанра литературы заключается в том, что в начале или чаще в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль.  Герои басни не только люди, но и животные, растения, птицы, рыбы, вещи. Этот прием называется олицетворением, а способ, которым выражена мысль в басне, - «эзоповским» языком.

В России басня стала широко распространятся уже с середины 18-го в. Но своего расцвета она достигла лишь у Крылова. «Эзоповским» языком Иван Андреевич владел мастерски. Через иносказание, пословицу, поговорку, намек он говорил правду.

И поныне в многонациональной литературе басня продолжает жить как сатирический жанр, где словам тесно, а мыслям просторно.

Контрамарка.

1 группа: Что такое басня? (Басня – краткий, чаще всего стихотворный,  нравоучительный рассказ)

2 группа: Кто является героем басен? Какой  литературный прием используется в баснях? (Герои басни не только люди, но и животные, растения, птицы, рыбы, вещи. Этот прием называется олицетворением, а способ, которым выражена мысль в басне, - «эзоповским» языком.)

3 группа: В чем особенность жанра басня? (Всегда носит нравоучительный характера. В начале или   чаще в конце басни сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль.)

       Инсценировка  басни

          Фронтальная работа

        Самостоятельная работа

Работа с текстовой информацией

           Работа в группах

3. Целеполагание

- Чему сегодня посвящаем наш урок?

- Какие задачи поставите?

Постановка учебной задачи

4. ОВД

1. Знакомство с творчеством С.В. Михалкова.

- Сегодня я предлагаю вам,  ребята, побывать в мастерской  художника слова – у замечательного детского писателя ……..  (Сергея Владимировича Михалкова)      (слайд)

(Слайд)  Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Его семья имела дворянские корни. Писать стихи Сергей начал еще в детстве и его раннее творчество было высоко оценено.

(Слайд) Затем Сергей вместе с родителями переселился в Ставропольский край. Именно там, в 1928 году впервые было опубликовано стихотворение Сергея Михалкова.                                          

(Слайд)  Окончив школу, юный поэт возвращается  в столицу и становится сотрудником газеты «Известия», пусть даже внештатным. В то время его стихи печатались в самых известных газетах и журналах страны: в «Огоньке», «Правде», «Комсомольской правде», «Известиях» и других.  После печати поэмы «Дядя Степа» Михалков еще более прославился. Буквально за несколько лет поэт Сергей Михалков стал известен по всему Союзу. 

(Слайд) Когда же началась Великая Отечественная война, Сергей работал военным корреспондентом. Разработал сценарий фильма «Фронтовые подруги».
(Слайд) После окончания войны сменил направление творчества. Помимо стих он создает детские пьесы, сценарии к мультфильмам. В 1944 году после решения правительства сменить гимн, Михалков стал одним из авторов текста новой версии. Вторая редакция текста гимна вышла из-под пера Михалкова в 1977г., а  третья – в 2000 г. 
(Слайд) Произведения Сергея Михалкова были настолько популярны, что к 2008 году по общим подсчетам их тираж составил 300 млн.

(Слайд) В 2008 году за выдающиеся литературные заслуги был награжден орденом Святого апостола Андрея Первозванного.
Умер Сергей Михалков 27 августа 2009 года

а) Представление книжной выставки
(Представляет один из учеников)

Б) Чтение басни «Просчитался»

- Соберите  в группах название произведения, с которым сегодня знакомимся. (ПРОСЧИТАЛСЯ)

- Начинаем читать.

Физминутка

- А сейчас время антракта. И вам ,уважаемые зрители,  можно отдохнуть, но с пользой.

- В каждой группе есть картинки с главными героями этой басни. Соберите их и повесьте на доску  (волк,слон,ворон)

В) Анализ басни.

- Можно сказать, что вы внимательные слушатели.

- К кому из этих персонажей можно отнести слово «просчитался», которым озаглавлено это произведение? Почему?

- Что скажете о слоне? Он был труслив или хорошо воспитан? Почему?

- За что слон рассердился на Волка?

- Что можно сказать о Вороне? (мудрый)

- В чем идея этой басни? (главная мысль)

- Подумайте в группах, какова мораль этой басни? (Надо видеть разницу между трусостью и хорошим воспитанием)

- Напомните, что такое мораль. (Мораль – нравоучение, совет: что надо делать и чего не надо.)

        Сообщение учителя

Представление книжной выставки учеником

Анализ произведения

Работа в группах

5. Закрепление

-Какие особенности вы заметили, прочитав басню?

Проблема: Значит это не басня, а может сказка?

- Подумайте в группах и докажите свое мнение.

Высказывание  групп. (На доске)

басня

сказка

  • Небольшое по размеру произведение
  • Иносказательность
  • Высмеивание недостатков
  • Действующие лица – часто животные
  • Поучает, даёт совет, есть мораль
  • Законченный сюжет
  • Занимательность
  • Вымысел
  • Троекратный повтор
  • Волшебные предметы

 

Решение проблемной ситуации

Работа в группах

6. Контроль и самоконтроль

- Чему посвятили урок?

- Какой получили сегодня вы?

7. Рефлексия

- После окончания спектакля зрители встают и благодарят актеров за работу. Если вы заслужили сегодня аплодисменты встаньте и похлопайте себе, а если ваша работа сегодня не принесла вам радости останьтесь сидеть на месте.

8. Домашнее задание

 На выбор:  1. Прочитать еще раз басню «Просчитался » с. 17-19, и выполнить задание  с.66 (тпо)

                    2. Познакомиться с новыми баснями Михалкова с.20-23, и дать совет героям с.66(т).

Оценка учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока литературного чтения Тема: «С.В. Михалков «Новогодняя быль» 2 класс

Пояснительная записка Обоснование принципов и методов данного урока Данный урок литературного чтения отражает организацию работы по формированию у детей умения полноценно воспринимать художе...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "С.Михалков "Трезор".

Методическая разработка урока литературного чтения разработана для учащихся 1 класса по теме "С.Михалков "Трезор"....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: С.Михалков "Как друзья познаются". Главная мысль.

Основной целью данного урока является создание условий для формирования у учащихся умения работать с информацией. На уроке ребята познакомятся с произведением С.Михалкова "Как друзья познаются", потре...

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. С. Михалков "Новогодняя быль".

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. С. Михалков "Новогодняя быль"....