Методическая разработка урока литературного чтения по теме "С.Михалков "Трезор".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Методическая разработка урока литературного чтения разработана для учащихся 1 класса по теме "С.Михалков "Трезор".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razrabotka_uroka_chteniya_1_klass.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 

Тема урока: «С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак…»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению произведений С.Михалкова и Р.Сефа; совершенствовать навык чтения целыми словами и навык выразительного чтения;  воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Оборудование: учебник, карточки (слоги), презентация.

УМК: «Школа России», 1 класс.

1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская Литературное чтение. Учебник для 1 класса  в 2 ч. Ч.1– М.: Просвещение, 2011.

2. М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение, 2011.

3. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы 1 - 4 класс. М.: Просвещение, 2011.

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Сейчас у нас с вами урок чтения. Проверьте, на столе у вас лежат учебники, карточки-слоги, цветные карандаши.

Прозвенел звонок для нас! 
Все зашли спокойно в класс, 
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво. 
Тихо сели, спинки прямо. 
Мы легонечко вздохнём 
И работать все начнём. 
- Проверим готовность к уроку. 

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие.

– Составьте  пословицы:

С книгой жить –                       лучший друг.
С книгой поведешься –           век не тужить.
Хорошая книга –                      пробьет дорогу везде.
Книга подобна воде –              ума наберешься.

– О чем эти пословицы?
– Объясните их значение.
– Почему книга может быть хорошим другом?

- Какие еще пословицы вы знаете на эту тему?

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные: 

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Выявление места и причины затруднения

- Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел.

- Разгадайте кроссворд, прочтите ключевое слово и вы узнаете, о ком мы будем читать в произведениях этого раздела.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Вопросы:

1.Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...        (Ёж.)

2.Рыжая птичница 
В курятник пришла, 
Всех кур перечла 

 И с собой унесла.                     (Лиса.)

3.   Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный? (Волк.)

  1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

                            (Лось)

  1. Сделал дыру,

Вырыл нору,

Солнце сияет,

А он и не знает. (Крот)

6. Кто на своей голове лес носит? (Олень)

  1. Маленький рост,

 Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки.

(Мышь)

8.Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовёт?  (Медведь)

Какое ключевое слово? ( жuвотные)

- Как вы думаете, о  чем мы будем сегодня говорить?

Регулятивные:

выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

  1. Разминка.

- Прочтите скороговорки:

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

2. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.55

- Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе?

- Чему мы научимся?

- Чему будем учиться?

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построенного проекта.

– Прочтите название произведения.
– Кто его автор?

Послушайте сообщение уч-ся об авторе, которое, она приготовила дома.

Н. И. Сладков – автор сказок, рассказов, новелл, повестей, зарисовок с натуры. Книги писателя – это поиск ответов, это образы Природы, Человека, всматривающихся друг в друга. В статье к 50-летию Н. И. Сладкова «Добыча не только в ягдташе», опубликованной в журнале «Детская литература», говорится, что Н. Сладков – «лирик, влюбленный в природу, тонко, музыкально передающий эту влюбленность детям. Цель писателя – пробудить благородные чувства путем общения с природой, защитить, уберечь природу в наш атомный век.
За книгу «Подводная газета» Н. И. Сладкову присвоена Государственная премия РСФСР имени Н. И. Крупской (1977).
– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это стихотворение?
– Прочтите слова, записанные на доске.

1.По слогам.

2.Целыми словами.


                  вза-пер-ти  взаперти 
                   ос-та-ви-ли  оставили 
                  без при-смот-ра  без присмотра 
                   пе-ре-пор-тил – перепортил 
                   ра-зор-вал – разорвал 
                   о-тыс-кал – отыскал 
                   за-брал-ся – забрался
                  пе-ре-вер-нул-ся – перевернулся 
                   не за-хлеб-нул-ся – не захлебнулся 
                   мо-чал-кой – мочалкой
 

- Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Трезор». 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

1. Чтение стихотворения про себя.

2. Чтение вслух.

3.Беседа по прочитанному.

- Кто зорче нас?

- Кто втрое выше нас?

- Кто сильнее нас?

- Кто быстрее нас?

- Кто летает без самолётов?

- Кто пересекает моря без пароходов? 

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 Чтение стихотворения Р. Сефа «Кто любит собак ... ».

-Рассмотрите рисунки:

-Кто на них нарисован? (кот, заяц, собака, корова)

- Как назвать одним словом?

- Какое слово среди них лишнее? Почему?

- Есть ли у вас домашние животные?

- Прочтите название стихотворения.

- Кто его автор?

- Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это произведение?

- Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

        серь-ёз-ных -               серьёзных

         без-за-бот-ных -        беззаботных

        во-ве-ки -                         вовеки

- Прочтите самостоятельно стихотворение.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: 

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 Включение в систему знаний и повторение.

-Прочитайте первое предложение. (На дверях висел замок.)

-Определите количество вопросов в данном предложении. (три )

-А как можно по другому заменить смысловое слово вопросительным словом?

1.Что? - замок

2.Замок (что делал?) висел

3.Висел (где?) на дверях

- Прочтите выразительно это стихотворение, соблюдая знаки препинания.

Регулятивные: прогнозирование.

Информация о домашнем задании

Дома выразительно прочитайте эти стихотворения. Подберите пословицы к ним.

Подготовьте иллюстрацию к любому из стихотворений.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- С какими произведениями мы познакомились?

- Объясните слова Н. Сладкова «Мы в ответе не только за себя,  но за братьев наших меньших».

- Что хорошо получилось у нас на уроке?

- Над чем ещё надо поработать?

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская Литературное чтение. Учебник для 1 класса  в 2 ч. Ч.1– М.: Просвещение, 2011.

2. М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение, 2011.

3. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы 1 - 4 класс. М.: Просвещение, 2011.

4.Физкультминутки: упражнения, игры, комплексы движений, импровизации. – Вып. 3 / авт.-сост. Ю. А. Вакуленко. – Волгоград : Учитель, 2007.

5.Поурочные планы. Обучение грамоте (письму), компакт-диск. 1 класс. УМК «Школа России». Изд. «Учитель». 2012 г.

Интернет-ресурсы:

Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1677/download/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".

Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чте...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...