Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Матвеева Татьяна Джуракуловна

Программа к завершённой предметной линии учебников по литературному чтению 1-4классы./ Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова  М.: «Просвещение», 2016г.

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного   развития и воспитания личности гражданина России, программы к завершённой предметной линии учебников «Просвещение», планируемых результатов начального общего образования. 

В системе предметов общеобразовательной школы программа предназначена для формирования читательской компетентности младшего школьника, осознанию себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности: владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Учебный материал подобран в соответствии с возрастнымиособенностями школьников, уровнем их знаний и представлен в виде учебно-методического комплекса (УМК). В УМК входят: учебник, методическое пособие для учителя, дидактические материалы, электронное пособие (СД), содержащее учебные и развивающие задания к программе.

На  изучение предмета в 3 классе отведено  136 часов.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx52.28 КБ
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье,

находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов,

рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом

читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к

малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым ме

стам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и про

изведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях ве

ликих художников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать

её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям,

выразительно наизусть и пр.);

  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе

или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вы

рабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по

выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоя

тельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудо-

влетворённость своей работой (с помощью шкал, знаков «+» и «−», «?»);

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и

знаковой системы («+» и «−», «?»);

  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную ра

боту, пользоваться в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или

паре;

  • формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и инди

видуальными учебными потребностями и интересами;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без ис

кажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план,

выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложен

ного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения резуль

татов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными крите

риями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоя

тельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворён

ность/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и

знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в ра

бочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;

  • записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план

действий по их устранению;

  • предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешно

го достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов,

например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя

(учебника), выявлять основную мысль произведения;

  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произве

дения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в

своих творческих работах;

  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл чи

таемого произведения;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и

стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рас

сказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих

нравственных установок и ценностей;

  • определять основную идею произведения (эпического и лирического),

объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме

урока из 7—8 предложений;

  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, бас

ню и рассказ; находить сходства и различия;

  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом

музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведе

ния, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя

(учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, ис

пользовать их в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рас

сказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной поста

новки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела,

темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведе

ний, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме

урока из 9—10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных расска

зов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизо

дов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих

нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летопи

си, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или

прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • понимать цель своего высказывания;
  • пользоваться приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысле

ние нравственной проблемы;

  • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положе

ния устного высказывания;

  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного по

ведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и

оценивании событий;

  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяже

нии всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или

иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизнен

ных ситуациях на основе нравственных норм;

  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков

литературных героев и своего собственного поведения;

  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути вы

хода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учеб

ные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

  • готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью

к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное

проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые

клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздей

ствия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том

числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные поло

жения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между

участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из

диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письмен

ных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по

прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы

в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или

иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нрав

ственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта,

самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых

отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном матери

але способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить разные источники информации, отбирать нужный материал, пе

рерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике согласно цели;

  • представлять информацию разными способами;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за

помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видео-

файлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены

цель и план выступления.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая

своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изуча

ющее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять тра

диции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на за

данную тему;

  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом

испытывает;

  • рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять

данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекоменда

ции к чтению) на художественное произведение по образцу;

  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотно

сить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них отве

ты в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать,

опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной,

домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов

(Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое уда

рение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять

слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изу

чения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из

прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту;

находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоя

тельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конфе

ренциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом;

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко,

опираясь на самостоятельно составленный  план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий  элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • сочинять самим произведения малых жанров устного народного творче

ства в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чте

ния в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;

  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
  • пересказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие

нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и тради

ций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин,и др);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,

мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяс

нять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор,

находить доказательства этому в тексте;

  • осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и бас

ни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

  • находить в произведении средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных тек

стов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе ав

 торского текста, используя средства художественной выразительности.

Содержание учебного предмета

Вводный урок (1 ч.)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Самое великое чудо на свете (4 ч.)

 Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество (14 ч.)

Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Никита Кожемяка»).

Былины («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Страницы русской классики (55 ч.)

Поэтические тетради.

1.  Ф. И. Тютчев («Люблю грозу в начале мая...»; «Листья»); А. А. Фет («Мама! Глянь-ка из окошка...»; «Я пришел к тебе с приветом...»; «Зреет рожь...»); А. К. Толстой («Звонче жаворонка пенье...»; «Где гнутся над омутом лозы...»; «Вот уж снег последний в поле тает...»); А. Н. Майков («Весна»; «Колыбельная песня»; «Летний дождь»).

2.   И. С. Никитин («Полно, степь моя, спать беспробудно...»; «Утро»; «Встреча зимы»); А. Н. Плещеев («Весна»; «Мой садик»); И. З. Суриков («Детство»; «Зима»); С. Д. Дрожжин («Песня Микулы Селяниновича»; «В крестьянской семье»; «Деревня»).

3.  Н. А. Некрасов («Славная осень!»; «Перед дождем»; «Не ветер   бушует   над   бором...»;   «Дедушка   Мазай   и   зайцы»); С. М. Соловьев («Смерть птички»); К. Д. Бальмонт («Осень»; «От птицы к птице...»; «Золотое слово»); И. А. Бунин («Детство»; «Полевые цветы»; «На проселке»; «Густой зеленый ельник у дороги...»).

4.  Саша  Черный («Что ты тискаешь утенка...»; «Воробей»; «Слон»);   А.   А.   Блок  («Ветхая   избушка»;   «Сны»;   «Ворона»); С. А. Есенин («Черемуха»; «Воробышки»).

5.  С. Я. Маршак («Голос в лесу»; «Гроза днем»); А. Л. Барто («Разлука»; «В театре»); С. В. Михалков («Если...»; «Рисунок»); Е. А. Благинина («Кукушка»).

A.  С. Пушкин («Уж небо осенью дышало...»; «В тот год осенняя погода...»; «За весной, красой природы...»; «Опрятней модного паркета...»; «Зимнее утро»; «Зимний вечер»; «Сказка о царе Салтане...»);  И. А.  Крылов («Мартышка  и очки»; «Зеркало и Обезьяна»;  «Ворона   и  Лисица»);  М.   Ю.   Лермонтов  («Утес»; «Горные вершины»; «Два великана»; «Осень»); Л. Н. Толстой («Акула»; «Прыжок»; «Лев и собачка»; «Какая бывает роса на траве»;  «Куда девается  вода  из  моря»; «Детство» (отрывок); А. И. Куприн («Слон»).

Литературные сказки (8 ч)

B.  Ф. Одоевский («Мороз Иванович»);  В.  М.   Гаршин («Лягушка-путешественница»); Д. Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»).

Были-небылицы (10 ч.)

М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Г. Паустовский («Растрепанный воробей»); В. П. Катаев («Дудочка и кувшинчик»); В. В. Медведев («Как Воробьенок придумал голосами меняться...»); С. Я. Маршак («Двенадцать месяцев»).

Люби живое (16 ч.)

М. М. Пришвин («Моя Родина»); И. С. Соколов-Микитов («Листопадничек»); В. И. Белов («Рассказы про Мальку»); В. В. Бианки («Мышонок Пик»); Б. С. Житков («Про обезьянку»); В. Л. Дуров («Наша Жучка»); В. П. Астафьев («Капалуха»).

Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12 ч.)

Б. В. Шергин («Собирай по ягодке...»); А. П. Платонов («Цветок на земле»; «Еще мама»); В. Г. Распутин («Мама куда-то ушла»); М. М. Зощенко («Золотые слова»; «Великие путешественники»); Н. Н. Носов («Федина задача»; «Телефон»).

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»  (8 ч.)

Ю. И. Ермолаев («Проговорился»); Г. Б. Остер («Вредные советы»; «Как получаются легенды»); Роман Сеф («Веселые стихи»).

Зарубежная литература (8 ч.)

Мифы и легенды Древней Греции («Рождение героя»; «Храбрый Персей»).  Г. X. Андерсен («Гадкий утенок»).



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых

 на освоение каждой темы

Тема раздела. Тема урока

Дата

Примечание

(корректировка рабочей программы)

По плану

По факту

1 четверть. 34 часа.

Вводный урок  (1 ч.)

1

Введение. Знакомство с учебником.

Самое великое чудо на свете (4 ч.)

2

Знакомство с названием раздела.

3

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.

4

Первопечатник Иван Фёдоров.

5

Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.

Устное народное творчество  (14 ч.)

6

Русские народные песни.

7

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

8

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушки.

9

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

10

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

11

Иван – царевич и серый волк.

12

Иван – царевич и серый волк.

13

Иван – царевич и серый волк.

14

Сивка – бурка.

15

Сивка – бурка.

16

Художники-иллюстраторы.

17

КВН «Устное народное творчество».

18

Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.

19

Контрольная работа по разделу «Устное народное творчество».

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч.)

20

Проект «Как научиться читать стихи» (статья Я. Смоленского).

21

Ф.Тютчев «Весенняя гроза».

22

Ф.Тютчев «Листья».  Сочинение миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

23

А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…». «Зреет рожь под жаркой нивой…».

24

И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно..»,  «Утро».

25

И.Никитин «Встреча зимы».

26

И.Суриков «Детство».

27

И.Суриков «Зима».  

28

Путешествие в литературную страну.

29

Оценка достижений.

30

Контрольная работа по теме «Стихи русских поэтов».

Великие русские писатели (24 ч.)

31

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».

32

А.Пушкин.  Лирические стихотворения.

33

А.Пушкин «Зимнее утро».

34

А.Пушкин «Зимний вечер».

2 четверть.  30 часов.

35

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Тема сказки.

36

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане». События сказочного текста.

37

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сравнение народной и литературной сказок.

38

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Нравственный смысл сказки.

39

Рисунки И. Билибина к сказке.

40

И.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о И.Крылове.

41

И.Крылов «Мартышка и очки».

42

И.Крылов «Зеркало и обезьяна».

43

И.Крылов «Ворона и лисица».

44

М.Лермонтов. Статья  Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

45

М.Лермонтов «Горные вершины». « На севере диком стоит одиноко»…

46

М.Лермонтов «Утес», «Осень».

47

Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

48

Л.Толстой «Акула».

49

Л.Толстой  «Прыжок».

50

Л.Толстой «Лев и собачка».

51

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов.

 

                                                                                                                 

                                                                                                               

                                                                                                             

       

52

Оценка достижений.

53

Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»).

54

Контрольная работа по разделу

« Великие русские писатели».

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.)

55

Знакомство с название раздела.

56

Н.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…».

57

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

58

К.Бальмонт «Золотое слово».

59

И.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник и дороги…».

60

Развивающий час. Оценка достижений.

Литературные сказки  (8 ч.)

61

Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки».

62

Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза и короткий хвост…».

63

В.Гаршин «Лягушка – путешественница».

64

В.Гаршин «Лягушка – путешественница». Характеристика героев сказок.

3 четверть. 37 часов.

65

В.Одоевский «Мороз Иванович».

66

В.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки.

67

В.Одоевский «Мороз Иванович». Оценка достижений.

68

«Контрольная работа по разделу  «Литературные сказки».

Были-небылицы (10 ч.)

69

М.Горький «Случай с Евсейкой».

70

М.Горький «Случай с Евсейкой».

71

К.Паустовский «Растрепанный воробей».

72

К.Паустовский «Растрепанный воробей».

73

К.Паустовский «Растрепанный воробей».

74

А.Куприн «Слон».

75

А.Куприн «Слон».

76

А.Куприн «Слон».

77

Урок-путешествие. Оценка достижений.

78

Контрольная работа по разделу «Были-небылицы».

Поэтическая тетрадь 1  (6 ч.)

79

Знакомство с названием раздела.

80

С.Черный «Воробей», «Слон».

81

А.Блок  «Ветхая  избушка»

82

А.Блок  «Сны», «Ворона».

83

С.Есенин «Черемуха».

84

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

Люби живое  (16 ч.)

85

Знакомство с названием раздела.

86

М.Пришвин «Моя Родина».

87

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

88

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

89

В.Белов «Малька провинилась».

90

В. Белов «Еще про Мальку».

91

В.Бианки «Мышонок Пик».

92

В.Бианки «Мышонок Пик».

93

Б.Житков «Про обезьянку».

94

Б.Житков «Про обезьянку».

95

Б.Житков «Про обезьянку».

96

В.Дуров «Наша Жучка».

97

В.Астафьев «Капалуха».

98

В. Драгунский «Он живой и светится».

99

В. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

100

Урок-конференция «Земля – наш дом родной». Оценка достижений

Поэтическая тетрадь 2  (8 ч.)

101

С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».

4 четверть.   35 часа.

102

А.Барто «Разлука».

103

А.Барто  «В театре».

104

С.Михалков «Если».

105

Е. Благинина «Кукушка».

106

Е. Благинина «Котенок».

107

«Крестики-нолики». Оценка достижений.

108

Контрольная работа по разделу «Люби живое».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч.)

109

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

110

А.Платонов «Цветок на земле»

111

А.Платонов «Цветок на земле»

112

А.Платонов «Еще мама».

113

А.Платонов  «Еще мама».

114

М.Зощенко «Золотые слова».

115

М.Зощенко «Великие путешественники».

116

Н.Носов «Федина задача».

117

Н.Носов «Телефон».

118

В.Драгунский « Друг детства».

119

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

120

Контрольная работа по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

По страницам детских журналов  (8 ч.)

121

Знакомство с названием раздела.

122

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

123

Ю.Ермолаев «Проговорился».

124

Ю.Ермолаев  «Воспитатели».

125

Г.Остер «Вредные советы».

126

Г.Остер «Как получаются легенды».

127

Р.Сеф «Веселые стихи».

128

Читательская конференция «По страницам детских журналов». Оценка достижений.

Зарубежная литература (8 ч.)

129

Мифы и легенды Древней Греции.

130

Храбрый Персей.

131

Храбрый Персей. Работа над содержанием.

132

Г. Х. Андерсен. Гадкий утёнок.

133

Г. Х. Андерсен. Гадкий утёнок. Нравственный смысл сказки.

134

Обобщение по разделу « Зарубежная литература».

135

Контрольная работа по разделе «Зарубежная литература».

136

Брейн-ринг «Зарубежная литература».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....