Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кузнецова Люся Юрьевна

На данном уроке дети ведут сравнение произведений  Эзопа и И. Крылова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besnya_urok.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

ФИО

Кузнецова Люся   Юрьевна

Место работы

МБОУ «СОШ №4» Чистопольский муниципальный район

Класс

3 класс

Предмет

Литературное чтение

Тема

Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова

Используемая образовательная система (методика, технология)

Проблемно – исследовательская на  диалоговой основе

Используемый учебник

«Литературное чтение» 3 класс

Цели и задачи урока

Цели:

обобщить знания уч.-ся о басне, её особенностях;

учить детей наблюдать, сравнивать;

развивать творческие способности уч.- ся;

обогащать словарный запас учеников;

 учить бережно обращаться со словом;

воспитывать высокие моральные качества.

Оборудование

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация

Использованная литература (наименование учебника)

  1. Ресурсы Интернета.
  2. Басни Эзопа и  И.  А. Крылова

Этапы работы

Содержание этапа

Организационный момент.

Задачи учителя: Подготовить  учащихся к работе на уроке и настроить на эффективную работу на уроке.

Метод: беседа

Задача учащихся:  Проверить свою готовность к уроку.

Метод: самопроверка

Критерии достижения цели:

Полная готовность класса ,настрой на совместную коллективную работу.

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Психологический настрой.        

          Прозвенел звонок

        Начинается урок.        

        Нам надо многое понять,        

        Чтоб литераторами стать

Учитель: Добрый день, ребята! Я вижу, что в классе сегодня присутствуют все, это хорошо!

Проверьте, готовы ли вы к уроку, все ли принадлежности есть.

Итак, начнем урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу.

   - Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

  -  Если вы любите свою школу, похлопайте в ладони;

  -  Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами.

2. Подготовка уч-ся к работе по теме урока.

Задачи учителя:

1. Показать значимость произведений баснописцев.

2. Обеспечить  мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, активизация опорных знаний и умений по теме «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»

Метод(прием):

Фронт. беседа, работа с тестом.

Задачи учащихся:

- Закрепить знания о  творчестве Эзопа и Крылова- Уметь осуществлять самопроверку и взаимопроверку правильности, выполняя задания.

- уметь оценивать себя.

Методы: индивидуальная работа, самопроверка, возникновение проблемной ситуации.

Методы обучения: основной проблемный.

Критерии достижения целей:

В ходе использования оптимальности сочетания контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, создания проблемной ситуации учащийся должен знать сходства и различия басен

Воспитательные  задачи

Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему- то тайному, загадочному. И  сегодня на уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.

Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожая всё на своём пути. Но есть люди неподвластные  этому, живущие вечно. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке –Эзоп и И. А. Крылов. Созданные ими произведения победили время . Мы читаем их сегодня, возмущаемся , смеёмся, грустим. В чём заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос  мы попытаемся  ответить

- Сегодня мы на волшебной  машине  времени перенесёмся в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова. На предыдущих уроках мы знакомились  с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале.

- У вас на столах лежат  информационно- рабочие карты.

Найдите   1 блок – тест. Приступаем к его выполнению

1 вариант находит сведения , относящиеся к Эзопу.

2 вариант – к Крылову.

( слайды из презентации).

Тесты:

   1.        Жил

А) 13-14  веках     б) в 18-19 веках      в) в 6 веке до н. э.

2. .Родился:

 а) Москве     б) во Фригии       в ) Астрахани

3.В жизни был

А) раб    б) рабочий   в) сын бедного армейского капитана.

4. внешний вид:

А) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб.

Б) крупный, грузный мужчина, большими бакенбардами

В)худощавый, стройный, с густыми вьющимися волосами.

- Проверим нашу работу.

1 вариант: 1в, 2б,3а 4а (Эзоп)

        2 вариант 1б, 2а, 3в, 4б (Крылов)

 Оцените свой ответ, проверив на слайде 1.

Высвечивается слайд с правильными ответами:

1 вариант: 1в, 2б, 3а, 4а.

2 вариант: 1б, 2а, 3в, 4б.

3.Изучение нового материала.

 

Задачи учителя:

1.Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

демонстрация слайдов.

Познавательные и эмоциональные мотивы формируются сочетанием беседы с демонстрацией слайдов.

Задачи учащихся:

Познакомиться с особенностями  басен.

Критерии:

Использовать приобретённые знаниядля составления таблицы

.

Цель:

 1.Слово учителя.

 Посмотрите , ребята , какие перед нами разные люди , жившие в разные времена. Внешние они совершенно не похожи друг на друга. Но что их объединило?

- Да, оба они были великими баснописцами( слово на доску) И темой урока сегодня будет« Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова.»

- Что вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте( слайд  презентации)

Итак, мы сегодня поговорим о баснях, но разговор наш будет необычным.

 не будет похож на предыдущие. Мы с вами  превратимся в исследователей.

_  Кто такие  исследователи?

- Значит какая наша  цель?( найти сходства и различия)

- Какие задачи будем  решать сегодня на  уроке?( сравнить басни)

Мы должны будем сопоставить  и сравнить басни Эзопа и Крылова.

 Как вы понимаете смысл слова  сравнить? ( найти сходство  и  различие)

Поможет вам в этом план сравнения басен в ваших  информационно- рабочих картах

Прочитайте 2 блок.

План сравнения басен:

1. Название басни.

2. Время написания

3.Форма написания

4.Композиция

5. Характер героев.

Вы говорили , что героями басен  чаще всего являются  животные. Именно  с такими героями мы познакомимся в басне Эзопа « Волк и ягнёнок». Давайте прочитаем , что  о них нам рассказал Эзоп.

А сейчас из древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню  Крылова « Волк и ягнёнок», прочитанную по ролям по ролям.

Приступим к исследованию. (На слайде)

  1. Сопоставление басен ( название  одинаковое)
  2. 2. А время написания? Первая басня 6 век до нашей эры, а вторая басня 18 век
  3.  Форма написания ( у Э – прозаическая,а у  Крылова поэтическая)
  4. Говоря о басне, мы отмечаем, что у неё есть мораль, которая находится  в начале

или в конце. Мы можем сравнить композиции этих басен?

Где в басне Крылова мораль (В конце), а где у Эзопа? (В начале)

 Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чём заключается их нравоучение ( сильный всегда прав)

Ребята, я вам покажу рисунок Рачева. Как вы считаете, художник иллюстрировал басню Эзопа или Крылова( Крылова  у него они больше похожи на человека)

Да, герои Эзопа больше близки животному миру. Но в той и другой басне есть аллегория ( иносказание,) на доску.

  1. Близки животному миру                     Близки миру людей

Физминутка.

Цель: Избежать перегрузки учащихся и сохранить мотивацию.

Обратимся к 3 блоку ваших информационно- рабочих карт.  Работа в группе

Подчеркните красным карандашом слова  называющие людские пороки , которые высмеяны обоими баснописцами в образе волка.( работа в информационных картах)

( Расчётливость, властолюбие, высокомерие, льстивость, грубость, хамство, жестокость, хитрость)

 - Посмотрите в ваших картах остались  не подчеркнутые слова Прочитайте их.( расчётливость, льстивость, хитрость)

- Вспомните, какое животное в русских народных сказках наделено такими чертами характера?

- Посмотрим такова ли лисица в изображении Эзопа и Крылова?

- Читаем басню Эзопа « Ворон и лисица»

А теперь послушаем басню Крылова, представленную по ролям и посмотрим, как наши ребята выразили её смысл через жесты и мимику.

Продолжим  нашу исследовательскую работу.

  1. Что вы скажите о названии басни?
  2.  Время написания
  3.  Форма написания
  4.  Мораль
  5. Совпадают ли детали( детали не совпадают)
  6. А характеры  героев? (  совпадают) Аллегория в изображении героев.

Наше исследование закончилось. В конце любого исследования должен быть вывод.

Какой вывод есть в сделанной вами  работе?

4 Итог урока

Задача учителя: Помочь привести к правильному ответу на проблемный вопрос, закрепить усвоение нового материала.

Помочь разобраться учащимся, которые не освоили новый материал.

Метод(прием):

Фронт беседа, работа с тестом.

Задача учащихся:

- закрепить полученные знания, уметь оценивать себя, работать самостоятельно.

5. Задание на дом .          

Задачи учителя:

Дать анализ и оценить успешности достижения цели и наметить перспективу последовательности саморазвития дома с целью закрепления материала в зависимости от уровня усвоения учащихся знаний полученных на уроке.

Дать реальную информацию о результатах учения.

Задачи  учащихся:

Разобраться, что нужно сделать дома, записать домашнее задание.      

Критерии:

Полное предоставление того, что надо сделать дома к следующему уроку.

Получена реальная оценка за работу на уроке.                                                                                                                      

 1. В баснях Крылова  и Эзопа много общего, хотя и отличаются деталями.

2. Оба они хотели, чтобы люди увидели свои недостатки  со стороны. Поняли,  насколько это пошло , гадко и стремились избавиться от тех пороков, которые есть у них .

 -Какие же положительные черты характера  хотели бы видеть в людях великие баснописцы. Подчеркните зеленым карандашом в 4 блоке  информационных карт положительные черты характера человека.

( жадность, воспитанность, грубость, доброта, справедливость, отзывчивость, лень, вежливость, правдивость, трусость)

Прочитайте слова,  которые вы подчеркнули.

Избавились ли современные люди от пороков,  о которых говорили Эзоп и Крылов?

- К сожалению,  вы правы! Эти пороки и до сих пор живут  среди людей.

 Наш театр «Квартет». А сейчас вашему вниманию будет представлена басня « Квартет»

в исполнении наших ребят.

  1. Рефлексия

Почему же безжалостный ветер перемен времени не уничтожил басни Эзопа и Крылова?

Они осуждали невежество, льстивость. Они учили  доброте отзывчивости, человечности.

С каким настроением вы покидаете урок?

  1. Домашнее задание. Подготовить для чтения другие басни Крылова и Эзопа.

Подготовить  вопросы  по  басням.

Попытаться самим сочинить басню по аналогии с  баснями Эзопа и Крылова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ народной и авторской сказки. С. Козлов "Черный омут"

Урок литературного чтения во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, формирующий представление о роли литературных приемов в создании художественного образа и развивающий исследователь...

Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова

Обобщение знаний о жанре литературы -  басне;сравнительный анализ басен по плану, чтение басен в лицах, работа по информационно - рабочим картам....

Сравнительный анализ освоения учащимися отдельных аспектов двух языков.

В настоящее время в преподавании школьных предметов встают вопросы интеграции, в частности в преподавании иностранного языка актуальны вопросы межпредметных связей. В грамматике английского...

Перечень художественных и живописных произведений для сравнительного анализа на уроках развития речи

Перечень поможет ориентироваться учителю в выборе необходимого материала для подготовки к уроку....

Открытый урок "Тайный смысл басен. Эзопов язык. (О. Мандельштам «Муха».Эзоп «Мухи»)"

Знакомство с особенностями басни как жанра, определение авторского отношения к персонажам и способов его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни, связь морали...

Клуб любителей чтения. Сборники басен. Эзоп и Л.Н.Толстой

Внеурочное занятие.Клуб любителей чтения.Басни Эзопа и Л.Н.Толстого. Сборники басен....