Главные вкладки

    Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Маркина Елена Ивановна

     

    Обобщение знаний о жанре литературы -  басне;сравнительный анализ басен по плану, чтение басен в лицах, работа по информационно - рабочим картам. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Литературное чтение        3 класс           (система Л. В. Занкова)

    Тема урока:   Сравнительный  анализ басен Эзопа и И. А. Крылова.
    Технология:  проблемно-исследовательская на диалоговой основе

    Цели:     

    обобщить знания уч-ся, полученные о басне, её особенностях;

    учить детей наблюдать, сравнивать

    развивать творческие способности уч-ся;

    обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;

    воспитывать высокие моральные качества;

    Оборудование:  учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение  3 класс»,  компьютер, портреты Эзопа и   И. А. Крылова, опорные таблицы и карточки для уч-ся, рисунки и творческие работы учеников

    Ход урока:

    1. Проверка готовности детей к уроку.
    2. Подготовка уч-ся к работе по теме урока.

    - Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться  равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.

    - Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке – Эзоп и И. А. Крылов. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. В чем заключается тайна их бессмертия?  На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»

    - Сегодня мы с вами на волшебной машине времени перенесемся  в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова. На предыдущих уроках мы знакомились с биографией этих людей. Проверим,  насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале.

    - У вас на столах лежат информационно-рабочие  карты.

    Найдите  I блок – тест. Приступаем к его выполнению.

    I вариант   находит сведения, относящиеся к Эзопу,

    II вариант – к  И. А. Крылову

    (Слайды  теста  – презентация)

    1. Жил:

    а) в 13- 14 веках    б) в 18 – 19 веках    в) в 6 веке до н. э .

    2. Родился:

    а)  в Москве      б) во Фригии     в)  в Астрахани

    3. В жизни  был:

    а)  раб     б)  рабочий    в)  сын бедного армейского капитана

    4. Внешний вид:

    а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб

    б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами

    в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами

    -Давайте проверим вашу работу:

    I вариант:  1в,   2б,   3а,  4а  (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб.  Был он «урод  уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб.  )

    II вариант: 1б,  2а,  3в,   4б ( И. А. Крылов жил в 18-19 веках.  Родился в Москве. Был  сыном  бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)

    1. Работа по теме урока.

    - Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?

    - да, ребята, оба эти человека были великими баснописцами (слово баснописец выносится на доску)

    - Что же  вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)

    - Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож  на предыдущие.  Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить  и сравнить басни Эзопа и Крылова.

    - Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)     10'-12 '

    -Поможет нам в этом план сравнения басен в ваших информационно-рабочих картах. 

    Прочитайте II блок. 

    План сравнения басен:

    1. Название басни.
    2. Время написания.
    3. Форма написания (стихотворная, прозаическая)
    4. Композиция ( сюжет, мораль)
    5. Характеры героев.

    - Вы говорили, что героями басен являются животные. Именно с ними мы знакомимся в басне Эзопа «Волк и ягнёнок».

    -Давайте прочитаем, что о них нам рассказал Эзоп. (Чтение басни Эзопа «Волк и ягнёнок»)

    -Ну,  а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню И. А. Крылова «Волк и ягнёнок» в исполнении по ролям.  (Чтение басни детьми по ролям)

    - Приступим к исследованию. (на слайде)

    1. - Сопоставьте название басен. (название одинаковое)
    2. - А время написания? (первая басня- 6 в. до н. э., а вторая басня -18 век)
    3. - Форма изложения? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
    4. - Говоря о басне, мы отмечаем, что в ней есть мораль, которая находится в начале или концовке. Мы можем сравнить композиции этих басен?

    - Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни),

    а у Крылова? ( в начале басни)

    - Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение? (сильный всегда прав)

    - Ребята, я вам сейчас покажу рисунок художника Рачова. Как вы считаете, художник иллюстрировал басню Эзопа или Крылова? (Крылова.  Потому что у Крылова животные больше похожи на человека)

    - Да, герои басен Эзопа больше близки животному миру. Но и в одной и в другой басне есть аллегория (иносказание) ( слово аллегория выносится на доску)

    1. Близки животному миру.                                Близки миру людей.

                       Аллегория.                                                Аллегория.        

    Физминутка.

    - За пороками  животных мы видим человеческие пороки.  Обратимся  к  III блоку ваших информационно-рабочих  карт.

    - Подчеркните красным карандашом слова, обозначающие людские пороки, которые высмеяны обоими баснописцами в образе волка. (работа в информационных картах)

    (расчётливость, властолюбие, высокомерие,  льстивость, грубость, хамство, жестокость, хитрость)

    - Посмотрите, в ваших картах остались неподчеркнутые слова. Прочитайте их. (расчётливость, льстивость, хитрость)

    - Давайте вспомним, какое животное в РНС наделено такими чертами характера? (лиса)

    -Посмотрим такова  ли  лисица в изображении Эзопа и Крылова.

    - Читаем басню Эзопа «Ворон и лисица» .(чтение басни Эзопа)

    - А теперь послушаем басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» в лицах. (исполнение басни по ролям)

    - Продолжим нашу исследовательскую  работу.

    1. - Что вы скажите о названии басен? (одинаковые)
    2. -Время написания? ( разное:  6 век до н. э. ,  18 век)
    3. - Форма написания? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
    4. - Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни).

                А в басне Крылова? (в начале басни)

    - Совпадают ли детали сюжета? (детали не совпадают).

    1. А характеры героев? (совпадают. Аллегория в изображении героев).
    1. Итог урока.

    - Итак, ребята, басни Эзопа и Крылова имеют много общего, хотя и отличаются деталями.  Но для чего к этому жанру обращался в своей далёкой Греции раб Эзоп и русский писатель И. А. Крылов, которого мы с благодарностью называем «дедушкой  Крыловым»?

    - Они оба хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны. Поняли насколько это пошло, гадко и  стремились избавляться от тех пороков, которые у них есть.

    - Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы. Подчеркните  зелёным карандашом в  IV блоке информационно – рабочих  карт слова, обозначающие положительные черты характера человека.

    (жадность, воспитанность, глупость, доброта, справедливость,  отзывчивость, лень, вежливость, правдивость, трусость)

    - Прочитайте слова, которые вы подчеркнули.

    - Ребята, Эзоп писал свои басни в 6 веке до нашей эры,  И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в 21 в.)

    - Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)

    - К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны?  Может быть один из путей – написать басню? (Да)

    - К сегодняшнему уроку я  предложила Кончиц Ксении попробовать себя в роли баснописца. Давайте послушаем, что у неё  получилось.

    - Чему же учит басня Ксении?

    V. Рефлексия.

    - Итак, ребята, почему же  безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и  И. А. Крылова?  Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим?

    -  Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.

    - С  каким настроением, ребята,  вы покидаете урок?

    VI.  Домашнее  задание:   подготовить для выразительного чтения другие басни Эзопа и Крылова.



    Предварительный просмотр:

    Информационно – рабочая карта

    ученика 3а класса  ______________________________

    I блок.  

    Тест.

    II блок.  

    План сравнения басен:

    1. Название басни.
    2. Время написания.
    3. Форма написания (стихотворная, прозаическая)
    4. Композиция ( сюжет, мораль)
    5. Характеры героев.

    III блок.  

    Расчётливость,  властолюбие,  высокомерие,  льстивость,  грубость,  хамство, жестокость,  хитрость

    IV блок.  

    Жадность,  воспитанность,  глупость,  доброта,  справедливость,  отзывчивость, лень, вежливость,  правдивость,  трусость



    Предварительный просмотр:

            


     

    Дата:                  20 октября 2011 года

    Место проведения:      МОУ  СОШ № 39 г. Брянска

    Класс: 3 а (обучение по УМК «Развивающая  система Л. В. Занкова»)

    Учитель:         Маркина Елена Ивановна

    Предмет:    литературное чтение

    Тип урока:     урок - исследование

    Тема:  Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова

    Цели: 

    • обобщить знания уч-ся, полученные о басне, её особенностях;
    • учить детей  исследовать, наблюдать, сравнивать
    • развивать творческие способности уч-ся;
    • обогащать словарный запас учеников,
    • учить бережно обращаться со словом;
    • воспитывать высокие моральные качества

    Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядный, аналитический, синтетический, индуктивный, дедуктивный.

    Формы работы:  фронтальная, индивидуальная, тестирование, информационно-коммуникационная

    Прогнозируемый результат:

    1.Повышение интереса к предмету.

    2. Развитие интеллектуальных способностей учащихся.

    3. Осознание необходимости высоких моральных качеств в общении с другими.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    1. Жил: а) в 13 – 14 веках б) в 18 – 19 веках в) в 6 веке до н. э.

    Слайд 2

    2. Родился: а) В Москве б) Во Фригии в) В Астрахани

    Слайд 3

    3. В жизни был: а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана

    Слайд 4

    4. Внешний вид: а) Брюхо вспученное, голова, как котёл, губы толстые, на спине горб б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами

    Слайд 5

    I вариант 1в 2б 3а 4а Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котел, губы толстые, на спине горб.

    Слайд 6

    II вариант 1б 2а 3в 4б И. А. Крылов жил в 18 – 19 веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузный, с большими бакенбардами.

    Слайд 7

    Басня – это короткий ___________, героями которого являются __ ________________ , а подразумеваются _ _____________ _, их ___________________________. В баснях высмеиваются __________________ людей: ____________________________________ _________________________________________ В начале или конце басни содержится нравоучение - рассказ животные люди поступки, поведение недостатки злоба, грубость, жестокость, зависть, жадность, лень и др. мораль

    Слайд 8

    Название одинаковое «Волк и ягнёнок» Эзоп И. А. Крылов Название одинаковое «Волк и ягнёнок» Написана в VI веке до н. э. Написана в 18 веке Форма изложения прозаическая Форма изложения поэтическая Мораль в конце басни Мораль в начале басни Герои близки животному миру. Прием аллегории. Герои близки миру людей. Прием аллегории.

    Слайд 9

    Название одинаковое «Ворон и лисица» Эзоп И. А. Крылов Название одинаковое «Ворона и лисица» Написана в VI веке до н. э. Написана в 18 веке Форма изложения прозаическая Форма изложения поэтическая Мораль в конце басни Мораль в начале басни Детали сюжета не совпадают. Аллегория в изображении героев. Детали сюжета не совпадают. Аллегория в изображении героев.

    Слайд 10

    Домашнее задание: Подготовить для выразительного чтения другие басни Эзопа и И. А. Крылова. Спасибо за урок!!!

    Слайд 11

    Художник Евгений Рачев


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова

    На данном уроке дети ведут сравнение произведений  Эзопа и И. Крылова....

    Открытый урок "Тайный смысл басен. Эзопов язык. (О. Мандельштам «Муха».Эзоп «Мухи»)"

    Знакомство с особенностями басни как жанра, определение авторского отношения к персонажам и способов его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни, связь морали...

    Тема занятия: «По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа»

    Тип занятия – занятие – презентация. Педагогические технологии: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемно-диалогического обучения. Цели и задачи занятия: Образовательные:...

    Тема: Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа

    Тема: Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа Жанр: басня Тип урока – Урок-презентация Место урока в системе уроков: 6 урок. Педагогические технологии...

    Клуб любителей чтения. Сборники басен. Эзоп и Л.Н.Толстой

    Внеурочное занятие.Клуб любителей чтения.Басни Эзопа и Л.Н.Толстого. Сборники басен....


     

    Комментарии

    Чеканова Нина Трофимовна

    Елена Ивановна, примите огромную благодарность за очень ценный материал!