Тема занятия: «По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа»
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogovneklassnogo_zanyatiya.docx | 52.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого внеклассного занятия.
Учащиеся 3 Б-3 В классы
Учитель Апчугова Юлия Владимировн
Тема занятия: «По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа»
Тип занятия – занятие – презентация.
Педагогические технологии: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемно-диалогического обучения.
Цели и задачи занятия:
Образовательные:
- формировать умения определять особенности басни, мораль, эмоциональное состояние героя через анализ текста;
- обучать умению давать характеристику героям на основе их поступков.
Развивающие:
- создать условия для развития мышления, речи, творческих способностей детей;
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах;
- содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
- развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти;
- создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
Воспитательные:
- воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника;
- проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности.
Планируемые результаты:
метапредметные:
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу занятия;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.
личностные:
- мотивировать себя на изучение литературного чтения.
Формируемые УУД:
познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ художественного текста на первоначальном уровне, структурирование знаний при сопоставлении текстов; поиск информации, представление найденной информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
коммуникативные — участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участие в проектах, спектаклях;
инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
регулятивные — постановка задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; умение менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи; ориентирование в принятой системе учебных знаков; участие в обсуждении плана выполнения заданий; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Методы и формы обучения:
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экспозиционный экран, компьютер, презентация; цифровая камера.
Источники информации.
Основные: мультимедиа; учебники, сборники басен И.А.Крылова.
Дополнительные: оформление классной доски
Этап занятия Формируемые умения (УУД) | Методы. Формы работы. | Деятельность учителя | Деятельность детей | Промежуточный контроль |
I. Целеполагание и мотивация 1-2мин. Цель: создание положительного настроя и активизация школьников для дальнейшей работы на уроке Задача: сконцентрировать внимание детей. К -планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л — понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Методы: 1.словесный – монолог; 2.методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрация) Форма работы: общеклассная. | 1.Проверка готовности класса. 2. Наличие общей установки на занятие. | 1. Самоконтроль готовности. 2.Реакция на учителя, внимание. | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний. 8 - 10мин. Цель: обобщить и проверить знания учащихся по содержанию произведений. Формировать умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность); Задачи: 1. Выявить умение детей находить и выделять нужную информацию, умение обобщать, делать выводы. 2.Развивать творческие способности, речь, мышление, воображение. К-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий; П- коллективное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; Л - проявление познавательного интереса к изучению учебного материала Р - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; принимают и сохраняют учебные задачи. | Методы: 1. методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (диалог); 2. частично – поисковый метод. 3. методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрация, мультимедиа); 4. методы передачи информации с помощью практической деятельности (разгадывание шифровки, составление кластера) 5. методы стимулирования и мотивации:
ситуации, выполнение творческих заданий);
Форма работы: в группах, общеклассная. | 1. Организация подготовки учащихся к раскрытию темы занятия, путём разгадывания зашифрованного слова. 2..Выявление восприятия прочитанных произведений, через составление кластера. Выявить знания детей о басне как жанре литературы по характерным признакам. Повторить термины (ирония, аллегория, мораль). | Обращение учащихся к иллюстрациям на слайде и распечатке с зашифрованным словом на столе. Ответы на вопросы учителя, аргументация своей точки зрения. Общеклассная, групповая работа. . Работа в группах. Анализ проделанной работы | Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания, работа с информацией Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания, работа с учебной информацией. Устные ответы |
III. Работа по теме занятия. 26 мин Цель: формирование умения анализировать басни и поступки героев, обобщение знаний учащихся по данной теме. Формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам Задачи: Создание благоприятного психологического климата как фактора сохранения и укрепления здоровья Формирование учебно-познавательного интереса к предмету литературное чтение. Развитие творческого потенциала учащихся. Р - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; принимают и сохраняют учебные задачи Р-принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения. П-ориентируются в своей системе знаний. Л-проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. К-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий; | Методы: 1. стимулирования и мотивации:
2. метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа); 3. методы передачи информации с помощью практической деятельности (составление модели афиши, инсценирование) Форма работы: общеклассная, групповая. | Организация работы в группах. Формирование умений совместной деятельности в процессе составления модели –афиши к спектаклям. Организация инсценировки басен в группах. Формирование умений совместной деятельности. Постановка к текстам вопросов разной смысловой направленности (фактуальных и подтекстовых) с учётом художественных особенностей текстов и возможностей учащихся. Динамическая пауза. Формирование желание стать здоровым. Организация работы в группах. Формирование умений совместной деятельности. Способствовать осознанию нравственных понятия и моральных норм | Выполнение заданий, предложенных учителем. Составление модели – афиши. Инсценировка басен детьми. Объяснение лексического значения слов и выражений детьми. Выявление морали представленных басен. Умение детей выражать свои мысли посредством выразительного чтения, видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни. Развернутые и краткие ответы детей. Участие в коллективной дискуссии. Выплеск детских эмоций. . Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в баснях. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов. Умение корректировать, изменять свою точку зрения. | |
IV - V. Рефлексия. Подведение итогов занятия. 7 мин. Цель: формирование умения обобщать, делать выводы. Р-оценивают собственную деятельность на уроке. Л -способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала | Методы: методы передачи информации с помощью практической деятельности (составление синквейна) стимулирования и мотивации: эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха). Форма работы: общеклассная. | Подведение учащихся к коллективному решению: басня актуальна и сегодня. Составление синквейна со словом басня. Самооценка деятельности учащихся. | Развернутые и краткие ответы детей. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов. Составление синквейна в группах. Умение корректировать, изменять свою точку зрения. | |
Содержание.
I. Целеполагание и мотивация.
- Дорогие ребята, я рада приветствовать в нашей литературной гостиной сразу два класса. Загляните
в глазки друг другу. Посмотрите на меня.
Глаза умеют говорить. Кричать от счастья или плакать.
Глазами можно ободрить, с ума свести, заставить плакать.
Словами можно обмануть, глазами это невозможно.
Во взгляде можно утонуть, если смотреть неосторожно.
- Ребята, но смотреть на мир можно не только глазами, но и …….
- Сердцем, душой.
- Пусть это занятие принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
II. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, вы хотели бы найти клад?
- А что это такое?
- Клад - это богатство, деньги, золото. И всё? Хорошо. Этот же вопрос я вам ещё раз задам в конце занятия?
- В чем обычно хранят клады.
А | К | В | У | С | Ы | Т | Р | Б | И | Н | Ю | З | Я | Х | Ё | О | Ф |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
-В сундуках.
Посмотрите, перед вами самый настоящий сундук. Но он находится под замком. Разгадав код замка, мы можем не только его открыть, но и узнать тему нашего занятия. (Каждой группе предлагаю шифровку)
- Разгадаем код?
- Приступаем к работе.
- Молодцы. Какое слово у вас получилось составить?
- Басня. (9,1,5,11,14)
- Значит тема нашего занятия - это басня.
- Как вы думаете, какова цель нашего занятия?
- Исследовать басню. Обобщить знания по данной теме. Определить в чем заключается ценность, богатство басни?
Басня в гости к нам пришла,
в мир животных позвала.
Всё про басню мы расскажем
Свои знания покажем.
- Наш сундук раскрыт. Пришло время заглянуть в него. А вот и первое сокровище.
(Составление кластера)
- Ребята, перед нами красивая брошь, в виде виноградной кисти. Но, вот беда драгоценные камни из неё выпали. Давайте представим, что мы ювелиры и починим её. Вы спросите как? Перед вами лежит брошь и разноцветные камешки, на них записаны слова, которые будут являться ответами на вопросы, которые я буду вам задавать. Вы, обнаружив правильный ответ, вклеиваете его на указанное место. Работаем дружно в группе. И главное, не допускайте, чтобы язычок не забегал вперед ума. Ответы не говорите вслух, обсуждайте варианты ответов в группе.
(Дети заполняют кластер)
- Басня
Короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Это небольшое произведение с нравоучительным содержанием.
- Баснописцы. Как называют людей, которые создают басни?
- Эзоп. Легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Он обладал, некрасив, но обладал исключительным умом.
- Крылов. Самый известный русский баснописец. Ему первому из писателей в России создали памятник в Санкт-Петербурге на деньги, собранные народом.
- Проза – это красивый слог, который может обойтись и без рифмы. Давайте сравним басни Эзопа и Крылова. Чем они похожи, а чем отличаются? Похожи: сюжетом, героями. Различаются: у Крылова в басне много диалогов, они более поэтические, остроумные, используется разговорная речь. Чьи басни легче запоминаются? Почему? Т.е по форме написания басни различаются. Эзоп использовал красивый слог, и обходился без рифмы. Сравним литературный язык авторов.
- Стих.
- Ирония – скрытая насмешка.
- Аллегория – эзопов язык, иносказание.
- Мораль – нравоучение.
- Вы молодцы. Благодаря вашему уму и сообразительности, мы справились с этим заданием.
III. Работа по теме занятия.
- Ещё одним сокровищем нашего сундука является подзорная труба. Заглянув в нее, мы увидим героев басен Крылова. Скажите, как называется здание, около которого мы оказались.
- Театр.
- А, что нам поможет узнать, какие спектакли сейчас идут в театре.
- Афиша.
- Сначала выясним, что называется афишей. Перед вами толковые словари. Найдите это слово и прочитайте его лексическое значение.
- Предлагаю вам самим смоделировать афишу. Вижу в ваших глазах вопрос. Как?
- Определим, что же должно быть написано на афише, чтобы зритель решил посетить спектакль?
- Название спектакля, имена актеров, время, имя автора произведения, которое играют актёры, фотографии или иллюстрации к спектаклю.
- Перед вами ватман и заготовки-подсказки. Предлагаю вам создать афишу к тому спектаклю, который будет представлен вашей группой актёров.
- Внимание, внимание! Вашему вниманию будут представлены три спектакля.
Разговор о том ведётся, -
С басен наш театр начнётся.
В басне есть нравоученье,
Наберёмся-ка терпенья.
Нам сегодня предстоит
Многих басен смысл раскрыть.
Звенит звонок. Актёры первой группы на сцену. (Дети представляют три басни)
После каждой басни проводим небольшой анализ произведения.
1 группа "Ворона и Лисица".
-Почему автор говорит, что лесть гнусна, вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, только тогда, когда о тебе говорят правду, а лесть это ложь.)
-Кого вам лисица напоминает? (Льстивого человека) Лиса мудрая или хитрая?
- А ворона? (Глупого, невнимательного человека)
В чем смысл басни? (Нельзя поддаваться на лесть, она приносит вред человеку.)
Какая пословица подходит к басне. На языке лёд, под языком мёд.
2 группа «Волк и Ягненок».
- Выберите строчку выражающую мораль всей басни. («У сильного всегда бессильный виноват».) Как понимаете смысл этой фразы? Хотели бы вы изменить конец басни? Почему? Подошла бы тогда мораль к басне?
3 группа «Мартышка и очки».
Какой порок высмеивает Крылов в этой басне? Как вы понимаете слово невежество?
-Удалось ли выступающим передать характеры героев?
- Поблагодарим артистов и внимательных зрителей. Артисты замечательно сыграли свои роли.
IV - V. Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Рассказали мы про волка и ягненка, про ворону и лису.
В каждой басне есть мораль, ты смотри, не прозевай!
Чтоб невеждою не стать, надо очень много знать.
Не попасть впросак Мартышкой,
Да не брать примеры с Мишки, и с Осла, Козла и Моськи:
Заходи ты к басням в гости.
Чтоб не стать глупой вороной, и невежливой персоной.
- В сундуке таится ещё небольшое послание. Раскроем его. На нём написано всего лишь одно слово Синквейн. Что это. Пришло время обобщить наши знания о басне. А сделаем мы это с помощью синквейна. Составлять мы его уже умеем. Предлагаю вам составить синквейн к слову басня. Работаем в группах.
Дети озвучивают свои стихи.
- Обобщение. Я думаю, вы ребята сегодня догадались, что есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания, которые мы получаем ежедневно. А работая с таким интересны жанром литературы, как басня, становишься не только умным, но ещё …продолжите каким….
Молодцы! Ребята, вы сегодня с вами стали богаче и мудрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к конкурсу инсценировок басен И.А. Крылова.
Конкурс инсценировок по басням И.А. Крылова.Посвящённый 245-летию со дня его рождения....
«Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе (на примере басен И.А. Крылова)»
Итоговая работа "Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе"...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Значение и поучительность басен И.А. Крылова»
Урок обобщения по творчеству И.А. Крылова‚ построенный по технологии модерации с использованием АМО....
Урок-путешествие «Мир басен И.А. Крылова»
Обобщающий урок-игра по басням А. И. Крылова для учащихся 1-го класса....
Тема занятия По страницам Красной книги
Тема занятия: По страницам Красной книги...
Проект "Мир басен Ивана Андреевича Крылова"
Дедушкой Крыловым» наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых...
Тема: Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа
Тема: Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа Жанр: басня Тип урока – Урок-презентация Место урока в системе уроков: 6 урок. Педагогические технологии...