Тема занятия: «По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа»
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Таскаева Юлия Владимировна
Тип занятия – занятие – презентация. Педагогические технологии: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемно-диалогического обучения. Цели и задачи занятия: Образовательные: • формировать умения определять особенности басни, мораль, эмоциональное состояние героя через анализ текста; • обучать умению давать характеристику героям на основе их поступков. Развивающие: • создать условия для развития мышления, речи, творческих способностей детей; • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах; • содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; • развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти; • создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи; Воспитательные: • воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника; • проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности. Планируемые результаты: метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу занятия; • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок. личностные: • мотивировать себя на изучение литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_otkrytogovneklassnogo_zanyatiya.docx52.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого внеклассного занятия.

 Учащиеся  3 Б-3 В классы

Учитель Апчугова Юлия Владимировн

Тема занятия:  «По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа»

Тип занятия – занятие – презентация.

Педагогические технологии: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемно-диалогического обучения.

Цели и задачи занятия: 

 Образовательные: 

  • формировать умения определять особенности басни, мораль, эмоциональное  состояние героя через анализ текста;
  • обучать умению давать характеристику героям на основе их поступков.

Развивающие: 

  • создать условия для развития мышления, речи, творческих  способностей детей;
  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также  работать в группах;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти; 
  • создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;

Воспитательные:  

  • воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника;
  • проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности.

Планируемые результаты:

метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу занятия;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.

личностные:

  • мотивировать себя на изучение литературного чтения.

Формируемые УУД:

познавательные  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ художественного текста на первоначальном уровне, структурирование  знаний при сопоставлении текстов; поиск  информации, представление  найденной  информации;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

коммуникативные  участие  в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участие в проектах, спектаклях;

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;

регулятивные — постановка задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; умение менять позиции слушателя, читателя, зрителя в  зависимости     от  учебной   задачи; ориентирование  в  принятой  системе  учебных знаков; участие  в  обсуждении  плана  выполнения заданий; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Технические средства обучения: мультимедийный  проектор, экспозиционный экран, компьютер, презентация; цифровая  камера.

Источники информации.

Основные: мультимедиа; учебники, сборники басен И.А.Крылова.

Дополнительные:  оформление классной доски

 Этап занятия

 Формируемые умения (УУД)

Методы. Формы работы.

Деятельность учителя

Деятельность

детей

Промежуточный контроль

I. Целеполагание и мотивация

1-2мин.

Цель: создание положительного настроя и активизация школьников для дальнейшей работы на уроке

Задача: сконцентрировать внимание детей.

К -планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л — понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Методы:

 1.словесный – монолог;

2.методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрация)

Форма работы: общеклассная.

1.Проверка готовности класса.

2. Наличие общей установки на занятие.

1. Самоконтроль готовности.

2.Реакция на учителя, внимание.

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Актуализация опорных знаний. 8 - 10мин.

Цель: обобщить и проверить знания учащихся по содержанию произведений. Формировать  умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность);

Задачи:

1. Выявить умение детей находить и выделять нужную информацию, умение обобщать, делать выводы.

2.Развивать  творческие способности, речь, мышление, воображение. 

К-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий;

П- коллективное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;

Л -  проявление познавательного интереса к изучению учебного материала

Р - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; принимают и сохраняют учебные задачи.

Методы:

1. методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (диалог);

2. частично – поисковый метод.

3. методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрация, мультимедиа);

4. методы передачи информации с помощью практической деятельности (разгадывание шифровки, составление кластера)

5. методы стимулирования и мотивации:

  • эмоциональный (создание ситуации успеха);
  • познавательные (создание проблемной

ситуации, выполнение творческих заданий);

  • волевой (прогнозирование будущей деятельности)

Форма работы: в группах, общеклассная.

1. Организация подготовки учащихся к раскрытию темы занятия, путём разгадывания зашифрованного слова.

2..Выявление восприятия  прочитанных произведений, через  составление кластера.

Выявить знания детей о басне как жанре литературы по характерным признакам.  Повторить термины (ирония, аллегория, мораль).

Обращение учащихся к иллюстрациям на слайде и распечатке с зашифрованным словом  на столе. Ответы на вопросы учителя, аргументация своей точки зрения.

Общеклассная, групповая работа.

.

Работа в группах. Анализ проделанной работы

Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания,

 работа с информацией

Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания,

 работа с учебной информацией.

Устные ответы

III. Работа по теме занятия.

26 мин

Цель: формирование умения анализировать басни и поступки героев, обобщение  знаний учащихся по данной теме. Формирование  умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам

Задачи:

Создание благоприятного психологического климата как фактора сохранения и укрепления здоровья

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету литературное чтение.

Развитие творческого потенциала учащихся.

Р - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; принимают и сохраняют учебные задачи

Р-принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения.

П-ориентируются в своей системе знаний.

Л-проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

К-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий;

Методы:

1. стимулирования и мотивации:  

  • эмоциональный (создание ситуации успеха, побуждение к поиску альтернативных решений),
  • познавательный (выполнение заданий на логическое мышление);

2. метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа);

3. методы передачи информации с помощью практической деятельности (составление модели афиши, инсценирование)

Форма работы: общеклассная, групповая.

Организация работы в группах. Формирование умений совместной деятельности в процессе составления модели –афиши к спектаклям.

Организация инсценировки  басен в группах.

Формирование умений совместной деятельности.

Постановка к текстам вопросов разной смысловой направленности (фактуальных и подтекстовых) с учётом художественных особенностей текстов и возможностей учащихся.

Динамическая пауза.

Формирование желание стать здоровым.

Организация работы в группах. Формирование умений совместной деятельности.

Способствовать   осознанию    нравственных     понятия и моральных норм

Выполнение заданий, предложенных учителем.

Составление модели – афиши.

Инсценировка басен детьми. Объяснение лексического значения слов и выражений детьми. Выявление морали представленных басен. 

Умение детей выражать свои мысли посредством выразительного чтения,

видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни.

Развернутые и краткие ответы детей.

Участие в коллективной дискуссии.

Выплеск детских эмоций.

. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в баснях.

Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов. Умение корректировать, изменять свою точку зрения.

IV - V. Рефлексия. Подведение итогов занятия. 7 мин.

Цель: формирование умения обобщать, делать  выводы.

Р-оценивают собственную деятельность на уроке.

Л -способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала

Методы: 

методы передачи информации с помощью практической деятельности (составление синквейна)

 стимулирования и мотивации: эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха).

Форма работы: общеклассная.

Подведение учащихся к коллективному решению: басня актуальна и сегодня.

Составление синквейна со словом басня.

Самооценка деятельности учащихся.

Развернутые и краткие ответы детей.

Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов.

Составление синквейна в группах.

Умение корректировать, изменять свою точку зрения.

Содержание.

I. Целеполагание и мотивация.

- Дорогие ребята, я рада  приветствовать в нашей литературной гостиной сразу два класса. Загляните

 в глазки друг другу. Посмотрите на меня.

Глаза умеют говорить. Кричать от счастья или плакать.
Глазами можно ободрить, с ума свести, заставить плакать.
Словами можно обмануть, глазами это невозможно.
Во взгляде можно утонуть, если смотреть неосторожно.

- Ребята, но смотреть на мир можно не только глазами, но  и …….

- Сердцем, душой.  

- Пусть это занятие  принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

II. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, вы хотели бы найти клад?

-  А что это такое?

-  Клад - это богатство, деньги, золото.  И всё? Хорошо. Этот же вопрос я вам ещё раз задам в конце занятия?  

- В чем обычно хранят клады.

А

К

В

У

С

Ы

Т

Р

Б

И

Н

Ю

З

Я

Х

Ё

О

Ф

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

-В сундуках.

Посмотрите, перед вами самый настоящий сундук. Но он находится под замком. Разгадав код замка, мы можем не только его открыть, но и узнать тему нашего занятия.  (Каждой  группе предлагаю шифровку)

-  Разгадаем код?

- Приступаем к работе.

- Молодцы. Какое слово  у вас получилось составить?

- Басня.    (9,1,5,11,14)

- Значит тема нашего  занятия -  это басня.

- Как вы думаете, какова  цель  нашего занятия?

- Исследовать басню. Обобщить знания по данной теме.  Определить в чем заключается ценность, богатство басни?

D:\3 класс школа россии\басниии\смит.jpg

Басня  в гости к нам пришла,

в мир животных  позвала.

Всё про басню мы расскажем 

Свои знания покажем.

- Наш сундук раскрыт. Пришло время заглянуть в него. А вот и первое сокровище.

(Составление кластера)

- Ребята, перед нами красивая брошь, в виде виноградной кисти. Но, вот беда драгоценные камни из неё выпали. Давайте представим, что мы ювелиры и починим её. Вы спросите как? Перед вами лежит брошь и разноцветные камешки, на них записаны слова, которые будут являться ответами на вопросы, которые я буду вам задавать. Вы, обнаружив правильный ответ, вклеиваете его на указанное место. Работаем  дружно  в группе. И главное, не допускайте, чтобы язычок не забегал вперед ума. Ответы не говорите вслух, обсуждайте  варианты ответов в группе.

(Дети заполняют кластер)

  1. Басня

Короткий  занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Это  небольшое произведение с нравоучительным содержанием.

  1.  Баснописцы.  Как называют людей, которые создают басни?
  2. Эзоп. Легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Он обладал, некрасив, но обладал исключительным умом.
  3. Крылов. Самый известный русский баснописец. Ему  первому из писателей в России  создали памятник в Санкт-Петербурге на деньги, собранные народом.
  4. Проза – это  красивый слог, который может обойтись и без рифмы.  Давайте сравним басни Эзопа и Крылова. Чем они похожи, а чем отличаются? Похожи: сюжетом, героями. Различаются: у Крылова в басне много диалогов, они более поэтические, остроумные, используется разговорная речь. Чьи басни легче запоминаются? Почему? Т.е по форме написания басни различаются.  Эзоп использовал красивый слог, и обходился без рифмы. Сравним литературный язык авторов.
  5. Стих.
  6. Ирония – скрытая насмешка.
  7. Аллегория – эзопов язык, иносказание.
  8. Мораль – нравоучение.

- Вы молодцы. Благодаря вашему уму и сообразительности, мы справились с этим заданием.  

III. Работа по теме занятия.

- Ещё одним сокровищем нашего сундука является подзорная труба. Заглянув в нее, мы увидим героев басен Крылова. Скажите, как называется здание,  около которого мы оказались.

- Театр.

 - А, что нам поможет узнать, какие спектакли сейчас идут в театре.

- Афиша.

- Сначала выясним, что называется афишей. Перед вами толковые словари. Найдите это слово и прочитайте его лексическое значение.

 - Предлагаю вам самим смоделировать афишу. Вижу в ваших глазах вопрос. Как?

 - Определим, что же должно быть написано на афише, чтобы зритель  решил посетить спектакль?

- Название спектакля, имена актеров, время, имя автора произведения, которое играют актёры, фотографии или иллюстрации к спектаклю.

-  Перед вами ватман и заготовки-подсказки. Предлагаю вам создать афишу к тому спектаклю, который будет представлен вашей группой актёров.

 - Внимание, внимание! Вашему вниманию будут представлены три спектакля.

Разговор о том ведётся, -
С басен наш театр начнётся.
В басне есть нравоученье,
Наберёмся-ка терпенья.
Нам сегодня предстоит
Многих басен смысл раскрыть.

Звенит звонок. Актёры первой группы на сцену. (Дети представляют три басни)

После каждой басни проводим небольшой анализ произведения.

1 группа "Ворона и Лисица".  

-Почему автор говорит, что лесть гнусна, вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, только тогда, когда о тебе говорят правду, а лесть это ложь.)

-Кого вам лисица напоминает?  (Льстивого человека) Лиса мудрая или хитрая?

- А ворона?  (Глупого, невнимательного человека)

В чем смысл басни?  (Нельзя поддаваться на лесть, она приносит вред человеку.)

Какая пословица подходит к басне. На языке лёд, под языком мёд.

2 группа «Волк и Ягненок».

- Выберите строчку выражающую мораль всей басни.  («У сильного всегда бессильный виноват».) Как понимаете смысл этой фразы? Хотели бы вы изменить конец басни?  Почему? Подошла бы тогда мораль к басне?

3 группа «Мартышка и очки».

Какой порок высмеивает Крылов в этой басне? Как вы понимаете слово невежество? 

-Удалось ли выступающим передать характеры героев?

- Поблагодарим артистов и  внимательных зрителей.  Артисты замечательно сыграли свои роли.

IV - V. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Рассказали мы про волка и ягненка, про ворону и лису.
В каждой басне есть мораль, ты смотри, не прозевай!
Чтоб невеждою не стать, надо очень много знать.
Не попасть впросак Мартышкой,
Да не брать примеры с Мишки, и с Осла, Козла и Моськи:
Заходи ты  к басням в гости.
Чтоб не стать глупой вороной, и невежливой персоной.

- В сундуке таится ещё небольшое послание. Раскроем его. На нём написано всего лишь одно слово Синквейн. Что это. Пришло время обобщить наши знания о басне. А сделаем мы это с помощью синквейна. Составлять мы его  уже умеем.  Предлагаю вам составить синквейн к слову басня. Работаем в группах.

Дети озвучивают свои стихи.

- Обобщение. Я думаю, вы ребята сегодня догадались, что есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания, которые мы получаем ежедневно. А работая с таким интересны жанром литературы, как басня, становишься не только умным, но ещё …продолжите каким….

Молодцы!  Ребята, вы  сегодня с вами стали богаче и мудрее. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конкурсу инсценировок басен И.А. Крылова.

Конкурс инсценировок по басням И.А. Крылова.Посвящённый 245-летию со дня его рождения....

«Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе (на примере басен И.А. Крылова)»

Итоговая работа "Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе"...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Значение и поучительность басен И.А. Крылова»

Урок обобщения по творчеству И.А. Крылова‚ построенный по технологии модерации с использованием АМО....

Урок-путешествие «Мир басен И.А. Крылова»

Обобщающий урок-игра по басням А. И. Крылова для учащихся 1-го класса....

Тема занятия По страницам Красной книги

Тема занятия: По страницам Красной книги...

Проект "Мир басен Ивана Андреевича Крылова"

Дедушкой Крыловым» наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых...

Тема: Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа

Тема: Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа Жанр: басня Тип урока – Урок-презентация Место урока в системе уроков: 6 урок. Педагогические технологии...