Тема: Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Таскаева Юлия Владимировна
Тема: Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа Жанр: басня Тип урока – Урок-презентация Место урока в системе уроков: 6 урок. Педагогические технологии: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемно-диалогического обучения. Цели и задачи урока: Образовательные: • формировать умения определять особенности басни, мораль, эмоциональное состояние героя через анализ текста; • обучать умению давать характеристику героям на основе их поступков. Развивающие: • создать условия для развития мышления, речи, творческих способностей детей; • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах; • развивать умение объективно оценивать свои знания; • содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; • развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти; • создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи; Воспитательные: • воспитание мотивов учения, ответственного отношения к знаниям; • воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника; • проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylov_urok_konspekt_2017god.docx47.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа

Жанр: басня

Тип урока – Урок-презентация

Место урока в системе уроков:  6 урок.

Педагогические технологии: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемно-диалогического обучения.

Цели и задачи урока: 

 Образовательные: 

  • формировать умения определять особенности басни, мораль, эмоциональное  состояние героя через анализ текста;
  • обучать умению давать характеристику героям на основе их поступков.

Развивающие: 

  • создать условия для развития мышления, речи, творческих  способностей детей;
  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также  работать в группах;
  • развивать умение объективно оценивать свои знания;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти; 
  • создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;

Воспитательные:  

  • воспитание мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;
  • воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника;
  • проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности.

Планируемые результаты:

предметные:

  • совершенствовать умения работы с текстом: извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её.

метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.

личностные:

  • мотивировать себя на изучение литературного чтения.

Формируемые УУД:

познавательные  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ художественного текста на первоначальном уровне, структурирование  знаний при сопоставлении текстов; поиск  информации, представление  найденной  информации;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

коммуникативные  участие  в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участие в проектах, спектаклях;

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;

регулятивные — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; умение менять позиции слушателя, читателя, зрителя в  зависимости     от  учебной   задачи; ориентирование  в  принятой  системе  учебных знаков; участие  в  обсуждении  плана  выполнения заданий; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Технические средства обучения: мультимедийный  проектор, экспозиционный экран, компьютер, презентация; цифровая  камера.

Использованные компоненты УМК: 

для учителя:

учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. Литературное чтение. 3  класс Ч.1,  Москва: 

«Просвещение», 2017; Сборник басен И.А.Крылова;

для учащихся: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. Литературное чтение. 3 класс Ч.1,  Москва:  «Просвещение», 2017; Сборники басен И.А.Крылова.

Источники информации.

Основные: мультимедиа; учебники, сборники басен И.А.Крылова.

Дополнительные:  оформление классной доски

Содержание.

I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.  

- Дорогие ребята. Мы вновь открываем нашу  литературную гостиную.  Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.  Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают.  Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают. Головка думает, а язычки говорят. Главное, не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума.

II. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока

-Посмотрите на экран.  Прочитайте. Как вы думаете, что  перед вами на слайде? (Название произведений) На какие две группы можно разделить эти произведения? (Басни и сказки о животных) Какой жанр древнее? (Сказки о животных) Какую особенность  в названии этих произведений можно отметить. (В заглавие выносят имена главных героев)

-Прочитайте названия произведений, которые отнесете к первой группе, ко второй? Что объединяет эти произведения? В чём отличие? Исследуем басню.

«Кот, петух и лиса»

«Ворона и Лисица»

«Волк и Ягнёнок»

«Волк и семеро козлят»

«Лев и Лисица»

Ребята, кто может сформулировать тему нашего урока? Цель? Молодцы.

Литературы новый жанр узнали,

Особенности басен  распознали.

Произведения вместе мы читали,

Урокам баснописцев мы внимали.

Сегодня мы побываем в   прекрасном мире басен Эзопа и И.А. Крылова. Но чтобы в него попасть, нужно ответить на ряд вопросов. В этом нам поможет наша любимая  «Ромашка вопросов и ответов». Она перед вами.

III. Работа по теме урока. Осмысление прочитанного.

-Что такое басня? (Первый лепесток.)

- Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.

-(Второй лепесток.)

Объясните, басня – это авторское произведение или один из жанров фольклора. Как называют людей, которые создают басни?

-Баснописцами называют создателей басен. Знаете ли вы баснописцев?

- Д. Эзоп, И.А. Крылов (Несколько вопросов о баснописцах.)

-(Третий лепесток.) -  Как вы думаете, почему в литературе появился жанр басня? - Что осуждают и высмеивают баснописцы? Да, это гениальный способ, не причинив человеку прямой обиды, всё же сказать ему правду в глаза. Басня – это чудесное зеркало, в котором отражаются всякие звери и диковинные вещи, являющие собой зрелище и занимательное, и поучильное. И  чтобы ни делали звери, мы поневоле понимаем, что речь идет о людях, при этом думаем: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому  и рассердиться на басню никто не мог.

- Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.

- (Четвертый лепесток) Как называется скрытая насмешка? (Ирония)

- (Пятый лепесток) – Каким, словом можно заменить фразу Эзопов язык? Почему так говорят? (Аллегория)

- Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.white-daisy-1-clip-art-at-clker-com-vector-clip-art-online-royalty-NIkgYL-clipart.png

- (Шестой лепесток) - Почему басня называется нравоучительной? (В басне содержится мораль)

 «Сюжет или мораль?  Подумай, что ценнее в басне?» 

Сколько частей в басне? (Две части.)

В басне 2 части: основная часть, назовем ее сюжетная, берет начало из сказки о животных. Вторая часть – мораль.

А какая часть вам больше нравится? (Основная)

     Басня была не только жанром письменной  литературы, но и передавалась устно. Как вы думаете, какая часть лучше сохранялась, запоминалась? (Сюжет.)

Какую часть интереснее читать? (Сюжет басни, потому что это короткая  сказка о животных.)

У детей на партах лежат ромашки, которые мы по ходу работы заполняем.

 - Молодцы! Последнее задание. Работаем в группах. Вспомним  правила работы в группах:

-Работай дружно, по плану.

- Умей выслушать другого.

-Уважай мнение других.

- Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.

Перед вами лежат карточки, обведите те номера ответов, где указаны признаки характерные только для басен. Справились? Замечательно. Проверим себя. Сравните свои номера с номерами на слайде. У какой группы не было ошибок.

Д. Характерная черта басни - это мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений.

1

Героями  часто бывают животные или растения, вещи, птицы, рыбы

2

Большое по объему произведение

3

Может быть написана в прозе или стихах

4

В начале или в конце сформулирован вывод-мораль

5

Повторы

6

Литературные приемы: олицетворение и эзопов язык (иносказание)

7

Мало описаний

8

Высмеиваются человеческие пороки

9

Много диалогов

10

Интересный короткий занимательный сюжет

11

Волшебный помощник

- Вот мы и в  чудесной стране басен. Здесь мы побываем в роли актеров, писателей, художников, исследователей.

- Ребята, когда я готовилась к нашему уроку, то обнаружила книгу. Меня привлек её необычный размер.  К сожалению, обложка у этой книги отсутствовала. Я заглянула в неё. И по иллюстрациям догадалась кто автор книги, и какие здесь содержаться произведения. Предлагаю вам её рассмотреть.  (Показываю иллюстрацию, дети называют произведение.)

- Книга без обложки, что человек без имени. Я предлагаю вам смоделировать обложку  к книге. Согласны?

-Что  читатель должен обязательно увидеть на обложке? (Название книги,  имя, фамилию автора, иллюстрацию, жанр произведения)

-Автора вы уже определили. Молодцы. Каков жанр этих произведений?  – Басня.  Как вы думаете, какое название  будет носить книга?

-Что сделает нашу книгу более яркой, привлекательной, интересной для детей? Конечно же,  иллюстрации.  У вас на столах лежат иллюстрации к сказкам и басням. Выберите  только те, которые подойдут для обложки данной книги.

-Замечательно. Постарались вы  на славу. Ребята, посмотрите, наши обложка не уступают обложкам, которые создавали  профессиональные художники оформители. (Слайд)

IV.Физминутка.

Друг мой любезный, идите скорее!

Басни радушно открыли нам двери.

Ворон беспечно летает над  елью,

Лисонька крутит пушистым хвостом.

Петух и кукушка выводят здесь трели:

«Ку, ку-ка-ре-ку. Ку, так ку-ку».

У зеркала рожи кривит обезьяна,

Подруга всё ищет очки без изъяна.

Слон шествует чинно по мостовой,

А Моська лает, визжит, ой-ой-ой.

Друг мой любезный, ты много узнаешь,

Если вновь басни перечитаешь.

V. Работа по теме урока. Осмысление прочитанного.

- Красивая обложка – это замечательно, но ценность книги, в её содержании. На столе у каждой группы лежит таблица. В первом столбце названия басен, которые содержатся в этой книге, а второй столбец пуст. Я предлагаю вам к каждой басне подобрать и вклеить  мораль, которая ей соответствует. Морали перед вами в конвертах.  Задание понятно. Приступаем. Проверяем. (Слайд с правильными ответами) Молодцы.

- По мгновению волшебной палочки наша обложка превращается в афишу.

Приглашаю вас в театр. Наш класс разделился на артистов и зрителей. Зрители ваша задача внимательно просмотреть выступления артистов, определить название басни, автора,  сказать  своими словами мораль басни и задать  интересные вопросы поданным произведениям.

Звучат три звонка.  

Артисты на сцену. (Инсценировка двух- трех басен)

Игра « Открытый микрофон»  

(1 группа готовила инсценировку басни: "Ворона и Лисица"). 

-Почему автор говорит, что лесть гнусна, вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, только тогда, когда о тебе говорят правду, а лесть это ложь.)

-Кого вам лисица напоминает?  (Льстивого человека) Лиса мудрая или хитрая?

- А ворона?  (Глупого, невнимательного человека)

В чем смысл басни?  (Нельзя поддаваться на лесть, она приносит вред человеку.)

Какая пословица подходит к басне. На языке лёд, под языком мёд.

Дети задают свои вопросы к басне.

(2 группа «Волк и Ягненок»)

- Выберите строчку выражающую мораль всей басни.  («У сильного всегда бессильный виноват».) Как понимаете смысл этой фразы? Хотели бы вы изменить конец басни?  Почему? Подошла бы тогда мораль к басне?

(3 басня. «Зеркало и обезьяна»)

- Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале? Узнала ли она себя в нем?  Подходит ли такая пословица к басне, как «Других не суди, на себя погляди»?

-Удалось ли выступающим передать характеры героев?

Поблагодарим артистов и  внимательных зрителей.  Артисты замечательно сыграли свои роли.

 Басни обладают чудодейственной силой. Басня поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Как будто старый, мудрый человек, который стоит за басенной строкой, говорит, простодушно подмигивая:

«А ну-ка, дружок, примерь мою басню на себя, а нет ли у тебя такого недостатка?»

- На кого из персонажей басни хотели бы походить вы? Почему?

- Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова устарели?

- Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями. Среди нас по-прежнему Ворона, Волк, Свинья, Ягненок и т.д. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатка не бывает, и сейчас, как в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, смелость – с трусостью, талант – с бездарностью. Не ушли в прошлое и труженик Муравей, ни легкомысленная Стрекоза, ни лицемерный Петух и Кукушка.

VI. Проверка домашнего задания

Басня актуальна и сегодня. Мы с вами тоже попробовали себя в роли баснописцев. Предоставим  вниманию слушателей басни собственного сочинения.

-Сами сформулировали мораль. Молодцы! Ребята, вы так постарались, сочинили замечательные басни. А  давайте ваши интересные работы объединим в сборник басен 3 б класса. Дома вы смоделируете обложку к книге и дополните свои произведения иллюстрациями (обложка от каждой группы)

VII. Обобщение.

- Творческое задание. Работа в группах. Составление синквейна со словом «басня». 

- По традиции наш урок я предлагаю закончить синквейном. Конечно, он будет посвящён басне. Приступаем к работе в группах.

Дети зачитывают свои синквейны.

VIII. Итог урока. Ну что же, мои дорогие! Мы с вами сейчас прожили удивительный отрезок времени - урок литературного чтения. Шагнули далеко  за страницы учебника и узнали много интересного. Это важно.  Вы были прекрасными слушателями, великолепными исполнителями. Я думаю, этот урок надолго останется в вашей памяти.

IX . Домашнее  задание.

Обратите внимание: для домашней работы я вам предлагаю несколько вариантов заданий. (Слайд с домашним заданием)

- Предлагаю на выбор:

1) Подготовить выразительное чтение неизученной нами басни.

2) Создать обложку к сборнику И.А.Крылова.

3) Создать сборник басен 3 Б класса. Дополнить книгу иллюстрациями.

X– XI.  Рефлексия. Самооценивание. Подведение итогов урока.

- А сейчас оцените свою работу на уроке. У вас нас столах лежат ромашки, которые вы заполнили своими ответами в начале урока. Посмотрите на них внимательно. Чего-то не хватает в их оформлении. Серединки.  Если вы довольны своей работой на уроке. Считаете, что не ударили лицом в грязь, работали, не покладая рук, добились своего, то выберите серединку желтого цвета.

Если  вы могли бы работать лучше -  синий цвет.

Если  вам не удалось раскрыть себя, то -   красный цвет.

Пожалуйста, покажите свой выбор. – Меня радует, что на нашем ромашковом поле много естественно красивых цветов.

Молодцы.  Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конкурсу инсценировок басен И.А. Крылова.

Конкурс инсценировок по басням И.А. Крылова.Посвящённый 245-летию со дня его рождения....

«Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе (на примере басен И.А. Крылова)»

Итоговая работа "Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе"...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Значение и поучительность басен И.А. Крылова»

Урок обобщения по творчеству И.А. Крылова‚ построенный по технологии модерации с использованием АМО....

Урок-путешествие «Мир басен И.А. Крылова»

Обобщающий урок-игра по басням А. И. Крылова для учащихся 1-го класса....

Проект "Мир басен Ивана Андреевича Крылова"

Дедушкой Крыловым» наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых...

Инсценирование басен И. А. Крылова

Продолжить знакомство учащихся с творчеством И. А. Крылова, c басней «Кукушка и петух»; расширить читательский кругозор, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричн...

Тема занятия: «По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа»

Тип занятия – занятие – презентация. Педагогические технологии: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемно-диалогического обучения. Цели и задачи занятия: Образовательные:...