Открытый урок "Тайный смысл басен. Эзопов язык. (О. Мандельштам «Муха».Эзоп «Мухи»)"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Рыбченко Ольга Николаевна

Знакомство с особенностями басни как жанра, определение авторского отношения к персонажам и способов его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни, связь морали басни с собственным жизненным опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_basni_rybchenko.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата 22 ЯНВАРЯ                                                

ФИО учителя Рыбченко Ольга Николаевна

Класс 3 «Б»

Технологическая карта урока  

Предмет: литературное чтение

Тема:

Тайный смысл басен. Эзопов язык. (О. Мандельштам «Муха».Эзоп «Мухи»)

Цель:ознакомить учащихся с произведениями О. Мандельштам и Эзопа, расширять читательский кругозор детей; научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного и выразительного чтения.

Содержание деятельности учащихся: знакомство с особенностями басни как жанра, определение авторского отношения к персонажам и способов его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни, связь морали басни с собственным жизненным опытом.

Планируемые результаты:

Предметные: читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Личностные: иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями

Метапредметные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, сравнивать произведения, героев, проводить аналогии, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

План урока. СЛАЙД 1

1.Организационный момент

 Итак, приготовились к уроку. Садитесь. Поприветствуйте, ребята, друг друга улыбкой. Я желаю вам узнать много интересного на уроке. Пусть он пройдёт с пользой для всех.

Сегодня мы снова отправимся в мир литературы. Познакомимся с новыми авторами и произведениями.

2.Проверка д/з СЛАЙД 2

Ну а начнем мы с проверки домашнего задания.

Итак

-Как вы думаете, какими качествами бывает наделен счастливый человек?

- А кто из вас считает себя счастливым?

-А что для вас счастье?

3. Постановка темы и цели урока

Продолжаем наш урок.

Во все века... 
Любили люди сказки, басни... 
Читать, придумывать. Как будто корешки 
Из тьмы земной на божий свет дают вершки... 
Из бездны времени выуживая счастье...

Как клад бесценного сокровища ума. 
Так ум нам дан, как рыбаку даются снасти... 

Посмотрите на слайд, послушайте и ответьте. СЛАЙД 3

Она большой была, старинной,

Но вдруг беда произошла

В ней буква средняя сбежала,

На место то, другая встала.

Разгадав загадку эту,

Вы все можете узнать,

Что будем с вами мы читать!

- Вы уже догадались, о каком литературном жанре пойдёт речь на уроке?

-Итак, вперёд!

- Вспомните, какие басни вы уже знаете. (ответы детей)

4.Давайте сформулируем цели урока.

Познакомимся с...(жанром басни)

Будем развивать.. .(речь,мышление)

Находить в басне (мораль)

Изучение нового материала

1. Актуализация знаний. СЛАЙД 4

 - Вспомните, ребята,что такое басня? ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ,

(басня-это краткий поучительный рассказ, в котором в иносказательной форме  высмеиваются пороки человека.)

-Откройте с.66 и прочитайте статью о басне. (сначала шепотом, потом ученик читает вслух)

- На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (На сказку. )

Что всегда есть в басне? (мораль) СЛАЙД 5

Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.

Ведь правда, ребята? СЛАЙД 6

Басня Заяц и черепаха (С.Михалков) – ИНСЦЕНИРОВКА (Миронова С., Светкин О., Пешехонова И.)

 

Однажды где-то под кустом

Свалила Зайца лихорадка.

Болеть, известно, как не сладко:

То бьет озноб его, то пот с него ручьем,

Он бредит в забытьи, зовет кого-то в страхе...

Случилось на него наткнуться Черепахе.

Вот Заяц к ней: "Голубушка... воды...

Кружится голова... Нет сил моих подняться,

А тут рукой подать - пруды!"

Как Черепахе было отказаться?..

Вот минул час, за ним пошел другой,

За третьим начало смеркаться,

Все Черепаху ждет Косой.

Все нет и нет ее. И стал больной ругаться:

"Вот чертов гребешок! Вот костяная дочь!

Попутал бес просить тебя помочь!

Куда же ты запропастилась?

Глоток воды, поди, уж сутки жду..."

"Ты что ругаешься?" - Трава зашевелилась.

"Ну, наконец, пришла, - вздохнул больной.

Явилась!"

"Да нет, Косой, еще туда-а иду..."

* * *

Я многих черепах имею здесь в виду.

Нам помощь скорая подчас нужна в делах,

Но горе, коль она в руках

У черепах!

Какова мораль сей басни, ребята?

(Мораль -

Взявшись за благое дело, старайся выполнить его максимально быстро, ведь порой от скорости твоих действий может зависеть чья-то жизнь. )

2.Словарная работа, первичное чтение произведений

СЛАЙД 7 А сейчас пора нам познакомиться с новыми авторами и баснями. И первый из них – Осип Мандельштам и его басня «Муха».

Словарная разминка. Чтение стихотворения шепотом, потом по ролям.

СЛАЙД 8 Мудрости никогда не бывает много: даже у тех, кто готов поделиться ею с окружающими.

Легендарный Эзоп стал одним из первых, кто это понял.

СЛАЙД 9 Первым создателем жанра басни считается Эзоп, живший в Древней Греции в VI веке до н. э. Об Эзопе нет достоверных сведений, однако сохранилось множество легенд о том, что он был рабом, люди его считали народным мудрецом.

Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди.

Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным.

Такой литературный прием называется аллегорией – или иносказанием.

СЛАЙД 10

Ребята, в памятках на ваших партах найдите и зачитайте определение этого понятия.

С именем Эзопа связано такое выражение, как «эзопов язык», под которым подразумевается тайнопись, иносказание, маскирующее мысль (идею) автора. Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ. СЛАЙД 11 (зачитать)

 Поэтому он заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым.

СЛАЙД 12

Зачем же баснями Эзоп нас поучает? 
В них мудрость юная, которой тысячи лет... 

Народ на баснях этих учится давно. 
Они как молния способны осветить, 
И подсказать, и удивить, и напоить! 
При этом учат и красиво, и умно.

Эзоп - мудрец, живущий в каждом из людей.

На этих баснях наставлялись мудрецы 
Во всех веках. В них все начала, все концы.

У мудрецов всегда в запасе время есть, 
Хотя всех басен всех времен не перечесть. 
Из рек речения, из рек земных времен 
Всходили мудрости ростки, в них мир рожден! 

Современники говорят:

- Басни Эзопа - это неувядающий венок древнейшей мудрости

- Мудрый Эзоп! А басни его справедливы во все времена.

- Читайте и набирайтесь ума, а мудрость от Бога.

Итак, давайте познакомимся с его басней «Мухи»

Чтение басен Эзопа шепотом, потом вслух.

2)Физминутка СЛАЙД 13

3.Закрепление, работа над содержанием.

СЛАЙД14

- Чем похожи и чем отличаются эти произведения?(работа в парах)

- Докажите, что эти произведения можно назвать баснями.

---------------------------------------------------

-Какие чувства вызывает у вас Муха из стихотворения Мандельштама? Как относится к ней поэт? Докажи словами из произведения.

-Как объясняют причину своего несчастья мухи из басни Эзопа? (неосторожность;жадность)

-Какова же мораль басни?

4.Итог урока. СЛАЙД 15

- Полезным ли для вас оказался урок? Чем? Нужно ли изучать басни? Чему они учат?

ХОЧУ ЗАКОНЧИТЬ НАШ УРОК СЛЕДУЮЩИМИ СЛОВАМИ: СЛАЙД 16

В нарядах красочных сюжетов есть... орех. 
Он в каждой басенке за внешнею оберткой 
Укрыт надежно, огражденный твердой коркой. 
Скорлупка вкусный плод хранит!

Но... не для всех.

А коль пустой орех - кори тогда себя. 
Не говори же, что бесплодная Земля...

5. Домашнее задание: Сочинить свою басню и нарисовать иллюстрацию

 СЛАЙД 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова

Обобщение знаний о жанре литературы -  басне;сравнительный анализ басен по плану, чтение басен в лицах, работа по информационно - рабочим картам....

Открытый урок - игра по русскому языку для 1кл. "Турнир знатоков русского языка"

Урок проводился в форме игры. Каждому ребенку выдаётся поле, расчерченное на 9 квадратов. Всем детям по очереди задаются вопросы, ответив на вопрос ученик ставит плюс, не ответит минус.Выигрывает тот,...

Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова

На данном уроке дети ведут сравнение произведений  Эзопа и И. Крылова....

Клуб любителей чтения. Сборники басен. Эзоп и Л.Н.Толстой

Внеурочное занятие.Клуб любителей чтения.Басни Эзопа и Л.Н.Толстого. Сборники басен....

Конспект открытого внеклассного мероприятия по английскому языку Сказка «Теремок» в рамках «Дня открытых дверей»

Сценарий сказки "Теремок"Жанр: внеклассное мероприятие.Учебный предмет: английский языкУчитель:Класс: 2 Ожидаемые результаты.Учащиеся смогут:Знания:- закрепить тематическ...

Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука» 2 класс

План-конспект урока.Предмет: Литературное чтениеУрок № 34Тема урока: Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука».Тип урока: урок «открытия» нового зн...