Урок по литературному чтению в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок литературного чтения в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе.

Дата проведения:30.03.2017

Учитель: Ауташева Ж.Б.

Тип урока:  урок изучения нового материала

Тема: Л.Н. Толстой «Солнце и ветер», В.В. Бианки «Синичкин календарь».
Цель: ознакомление с произведениями о родной природе, формирование умений видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове.

Задачи: 1.  Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать                                                                                                                              

                  вдумчиво.

               2. Продолжить обучение детей различным видам чтения («цепочкой», по  ролям, выборочно), умению пользоваться толковым        

                   словарём, давать точные ответы на поставленные вопросы; определять точку зрения автора.

               3. Учить выражать своё отношение к произведению, к автору.

               4. Развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать красоту слова), воображение, учить детей видеть  красоту природы.

  1. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края, доброту, наслаждение от произведений искусства.

УУД

Познавательные:  выполнять  выразительное чтение  прочитанного произведения,   различать жанр текста,  устанавливать  причинно-следственные связи, осознанно строить речевое высказывание на основе прочитанного текста, ориентироваться в учебниках и   литературных источниках, сравнивать предметы, предполагать тему произведения, извлекать из текста необходимую  информацию, выражать свои  мысли с достаточной полнотой и точностью,  строить  логическую  цепь рассуждений, извлекать информацию из рассказа учителя.

Личностные: самоопределяться,  осознавать значимость чтения, проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное,  высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных  и  жизненных речевых ситуаций,  адекватно  понимать  причины  успеха / неуспеха в учебной деятельности, выражать свои  мысли с достаточной полнотой и точностью, развивать самооценку на основе критериев успешности, выражать свои эмоции.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью, применять навыки делового сотрудничества в группе,  учитывать  разные мнения, вступать в диалог (отвечать на вопросы), сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре (группе),  формулировать  и аргументировать  свое  мнение, сотрудничать с товарищами при выполнении упражнений, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять самопроверку работы, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном,  оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки, осуществлять самопроверку работы.

Оборудование:   слайдовая презентация, 3  солнышка у каждого ребенка, тетради, учебник, репродукции картин И.И.Левитана «Весна. Большая  вода» и Юона «Мартовское солнце», листочки, линеечки для самооценки, шаблоны для изготовления моделей обложки, солнце, веточка дерева.

Ход урока.

Этап урока

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат (УУД)

I. Организационный момент (1- 2 мин.)

Актуализация знаний

- Здравствуйте, ребята!

– Живёт на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без журчания ручья.

Слайд  1 -  слова о природе

Любите родную природу –  

Озёра, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

 - Кто из вас догадался, произведения на какую тему  мы  сегодня будем читать?

Приветствует обучающихся.

Создаёт эмоциональный настрой на работу.  

Задает вопрос.

Приветствуют учителя.

Настраиваются  на работу.

Отвечают на вопрос.

Познавательные: предполагать тему произведения.

Личностные: самоопределяться.

Коммуникативные:

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

II. Работа с текстом до чтения

 ( 3 мин.)

Антиципация

Слайд  2 – название раздела

- Прочитайте, как  называется раздел  

- А как называется первое произведение, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Слайд  3- загадки

Круглое и яркое,
Дарит всем тепло.
Встало утром рано,
По небу пошло.
Закатилось вечером
За леском.
Угадайте, дети,
Говорю о ком?

Гнёт к земле деревья,
Тучи нагоняет,
Пыль с дороги тёмной
Нам в лицо бросает.
И в реке, и в море
Волны поднимает.
Кто о нём загадку,
Дети, отгадает?

-Сегодня мы будем читать произведение «Солнце и ветер»

- Откройте учебник на стр. 33

- Кто написал это произведение?  

- Рассмотрите иллюстрации.

- О чем будет идти речь в этом произведении?

Прикрепляет к доске:

 

Читают текст на слайде.

Отгадывают загадки.

 

Открывают учебник.

Отвечают.

Рассматривают иллюстрации.

Работают с иллюстрацией. Высказывают предположения.

Познавательные: ориентироваться в учебниках, сравнивать предметы, предполагать тему произведения, выражать свои  мысли  с достаточной полнотой и точностью Личностные: осознавать значимость чтения, проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывать свою точку зрения. Коммуникативные: формулировать и аргументировать свое  мнение, учитывать разные мнения.

 

III. Работа с текстом во время чтения

(3 мин.)

- Чтение учителем 

 - Каким словом можно заменить слово «прежде»? Посмотрите в словаре.

 

- Какие  предположения оправдались?

-  О чем спорили солнце и ветер?

Читает текст, проводит словарную  работу.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

Познавательные: извлекать из текста необходимую информацию;

выражать свои  мысли с достаточной полнотой и точностью;

 строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:  вступать в диалог (отвечать на вопросы).

IV. Работа с текстом после чтения

(10 мин.)

  1. Прочитайте текст «цепочкой».

- Удалось ли  ветру  раздеть человека? Найдите  предложение  в тексте  и прочитайте.

- Почему человек разделся? Найдите  предложение в тексте и прочитайте.

  1. Откройте рабочую тетрадь на с. 19, зад. 1

 

- Прочитайте  задание.

- Выполните,  работая в парах.  

Слайд 4 - проверка

- Какие  ключевые слова вы выписали про ветер?

-  Дайте характеристику ветру. Какой он?

_ Какие ключевые слова вы выписали про солнце?

- Что вы можете сказать о солнышке? Какое оно?

- Оцените свою работу приемом «Волшебная линеечка»

-Рассмотрите иллюстрации. Как их можно озаглавить?

1 в.-  подберите название к первой иллюстрации

2 в. – подберите название ко второй иллюстрации

- Давайте проверим.

- -Солнце приносит нам свет и тепло. Предлагаю сделать солнышко главным героем нашего урока.

-К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?

- О чем эта сказка?

Прием «Диалог с автором»

- Ребята, как характеризует сказка «Солнце и ветер» писателя Л.Н.Толстого? 

- Каким вы его себе представляете?

Слайд 5

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная Поляна. Большую часть своей жизни провёл писатель в этом местечке.

Фото имения. 

По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям. По линии матери он был родственником А.С.Пушкина. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели.

Воспитательницей детей стала их дальняя родственница. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого.

Слайд 6  Фото школы.
В 1859 году Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей.

 Вслед за тем   при  участии Толстого было открыто ещё 26 школ. Лев Николаевич  сам обучал ребят грамоте.  Он создал «Азбуку» и первоначальные книги для чтения. Эти короткие рассказы и басни знают все с раннего детства.

Организует чтение текста детьми.

Дает пояснение к заданию в рабочей тетради, стр.19.

Организует  проверку по слайду.

Организует самооценку.

 Организует работу по иллюстрациям, заслушивает ответы ребят.

Прикрепляет  солнышко к доске

Задает вопросы.

Знакомит с биографией  

 писателя.

Читают текст.

Отвечают и зачитывают предложения.

Зачитывают задание.

Читают текст «про себя».

Выполняют зад.1 в тетради – в паре.

Проверяют, отвечают   на вопросы.

Чертят линеечку и ставят метку.

 Подбирают заголовки к иллюстрациям по вариантам.

 

 

Отвечают  на вопросы

Слушают информацию о писателе.

Познавательные: выполнять  выразительное чтение  прочитанного произведения,   осознанно строить речевое высказывание на основе прочитанного текста,   извлекать информацию из рассказа учителя, различать  жанр текста.

Личностные: выражать свои  мысли с достаточной полнотой и точностью, осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное, оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных  и  жизненных речевых ситуаций, развивать самооценку  на основе критериев успешности.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре,  формулировать  и аргументировать  свое мнение.

Регулятивные:  осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, осуществлять самопроверку работы.

 

 

V. Физминутка

(2 мин)

Слайд 7 – музыка релакс.

- Руки подняли и покачали - 
   Это деревья в лесу, 
   Вниз опустили, 
   Кисти встряхнули – 
   Листья роняют росу. 
   В стороны руки, 
   Плавно помашем – 
    Это к нам птицы летят. 
   Как они сядут – тоже покажем, 
   Крылья сложили назад.

Организует проведение физминутки.

Выполняют движения.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении упражнений.

В.Бианки «Синичкин календарь»

VI. Работа с текстом до чтения

(4 мин.)

Антиципация

- Кто были героями наших упражнений?

 

-  О них будет следующее произведение.

-В феврале   иду  домой и наблюдаю. На улице мороз, а  на асфальте снег тает. Чудеса! Весна на дороге! Кто же устроил весну в зимнюю стужу?

- Конечно, это наше солнышко! Дни стали длиннее, солнце всё выше поднимается над горизонтом и посылает на землю свои тёплые лучи.  

  - Иду дальше и слушаю, как свистят, щебечут, чирикают птицы. Поднимаю голову и вижу на ветке дерева маленьких птичек, а каких вы мне сейчас назовете, договорив рифмы.

Слайд 8 –загадки.

- И зимой ей не сидится:

Над моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку...

- Серый маленький комочек:

Чик-чирик - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей!

Кто тепла ждет?

-Вот они и станут героями следующего произведения. А наблюдать за ними мы будем глазами исследователя, натуралиста и замечательного русского писателя Виталия Валентиновича Бианки.

- Прочитайте название произведения.

- Как вы понимаете смысл слова «календарь»?

- У вас на столе выписка из толкового словаря С.И. Ожегова.

- Давайте прочитаем, какое определение в толковом словаре даётся  этому  слову. Оно имеет несколько значений. Я прочитаю под цифрой 1.

- Как вы думаете,   у  синицы  есть свой календарь?

- На это вопрос ответим позже.      

- По иллюстрациям  и названию подумайте, о чем  это произведение?  

Задает вопрос.

Задает вопрос.

Читает загадки.

Прикрепляет к доске:

 

 

Знакомит с толковым словарём.

Читает первое определение.

Задает вопрос.

Организует работу с иллюстрацией

Отвечают  на вопрос.

 

Отвечают  на вопрос.

 

Отвечают.

Читают.

Отвечают на вопрос.

 

Читают  второе и третье определения.

Отвечают на вопрос.

Работают с иллюстрацией. Высказывают предположения.  

Познавательные: извлекать информацию из рассказа учителя, ориентироваться в литературных источниках. Коммуникативные:  вступать в диалог (отвечать на вопросы), участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.

VII. Работа с текстом во время чтения

(6 мин)

Слайд  9 - аудиозапись

- Послушайте произведение «Синичкин календарь»    

- Какие  предположения оправдались?

- В каком месяце происходит действие произведения?

- Чтение текста «по абзацам».

Слайд  10 - словарная работа

Кафтан – старинная тёплая мужская одежда (короткое пальто)

- Как автор назвал синичку?

- Почему?

- Почему Зинька запела? Прочитайте.

-О чем предупредил Зиньку старый воробей? Прочитайте.

Организует прослушивание аудиозаписи, проводит беседу

Организует чтение текста и словарную работу по слайду

Слушают аудиозапись и отвечают на вопросы.

 

Читают текст, отвечают на вопросы, объясняют смысл словарного слова.

 

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание на основе прочитанного текста.

Коммуникативные:    слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

VIII. Работа с текстом после  чтения

(7 мин)

- Смоделируем обложку к этому произведению. Работаем в парах.

Слайд  11 – модель обложки.

- Проверим

- Кто автор произведения?

-Как называется произведение?

- К какому жанру относится это произведение?

- Какова тема  сказки?

-  Сравните  свои обложки с образцом.

- Оцените работу в парах, используя прием «Солнышко».

- Прочитайте задание 1 в рабочей тетради на с. 20

- Поработайте в группах

- Приглашаю представителя от каждой группы. Под нашим солнышком прикрепим эти слова.

Выглянуло солнышко

Веселое яркое

Пригревало немножко

С крыш повисли сосульки

Заструилась вода.

- Оцените свою работу приемом «Волшебная линеечка»

- Выполните задание 2 на с. 20.

- Какое слово записали?

- От какого слова произошло слово «пташечка»?

- Кого называют птахой?

- Чем отличается слово птаха от слова пташечка?

- Чтение по ролям.

- Как вы думаете, кто из героев прав и почему?

Прием «Диалог с автором»

- Какими мыслями хотел поделиться с нами автор В.В.Бианки?

Речевая разминка

- Встаньте, повернитесь лицом друг другу в парах.

- Возьмите нахмурившееся  солнышко и произнесите слово «весна»

-   Возьмите    солнышко без эмоций.и произнесите слово «весна»

− Возьмите  улыбающееся солнышко и произнесите слово «весна»

 - С каким  солнышком вам приятно было произносить слово «весна»?

- Есть ли у синички календарь, о котором мы читали в толковом словаре?  

- О каком календаре говорится в сказке?

--   В. В. Бианки сочинил сказку «Синичкин календарь», в которой глазами синички мы наблюдаем за изменениями в природе в каждый из 12 месяцев года.  Такое сочетание сказки с реальностью помогает нам  лучше понять жизнь природы.

Организует работу по моделирова-

нию обложки с использованием

шаблонов. 

Организует самопроверку

Дает пояснение к заданию в рабочей тетради, стр.20

Организует самопроверку по образцу

Организует работу над лексическим значением слова

Организует чтение текста по ролям

 

Организует речевую разминку

в виде физминутки

Задает вопросы.

Знакомит с книгой «Синичкин календарь»

Моделируют обложку, используя шаблоны.

Работают в парах

 

Сравнивают свою модель с эталоном и оценивают.

 

Читают задание.

Работают в группах.

От каждой группы выходит представитель, берет слово и прикрепляет к доске.

Записывают слово в тетрадь,

отвечают на вопросы учителя.

Читают текст по ролям.

Отвечают на вопросы.

Читают слово «Весна»  с разными оттенками интонации.

Работают в парах.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают книгу.

Познавательные: самостоятельно делать простые выводы.

Личностные: выражать свои эмоции.

Коммуникативные:   слушать и понимать других; применять навыки делового сотрудничества в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Регулятивные:  оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки, осуществлять самопроверку работы.

IX. Работа после чтения текста

(4 мин)

- Прочитайте  текст  на листах на партах.

Весна

На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

  Толстой Алексей Николаевич

- Кто автор?

-Это однофамилец Л.Н. Толстого.

- О чем этот текст?

− С чего же начинается весна?

Первая победа солнца – это весна света.  

Слайд  12 – репродукция картины «Мартовское солнце»

- Посмотрите на картину Константина

.Юона «Мартовское солнце». Кто почувствовал присутствие солнышка, хотя его художник не изобразил?

- Как он изобразил солнышко?

- Вторая победа солнца – весна воды. 

Слайд 13 -  

репродукция картины

«Весна. Большая вода».

Такую весну изобразил в своей картине «Весна. Большая вода» Исаак Ильич Левитан.

 

Предлагает прочитать текст.

 Задает вопросы.

Организует работу по репродукциям картин.

 

Читают  вслух.

Отвечают  на вопросы.

Рассматривают картину.

Познавательные: устанавливать  причинно-следственные связи.

X. Итог урока

(2 мин)

-Какие произведения мы прочитали?

- Кто их авторы?

-Что объединяет произведения Л.Н.Толстого и В.В. Бианки?

- Л.Н.Толстой жил почти на 100 лет раньше В.В.Бианки, но писали  они о родной природе с любовью.

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы  

Познавательные: устанавливать  причинно-следственные связи.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

XI.  Рефлексия

(2 мин)

Благодаря весеннему солнышку, на нашем деревце набухли почки, которые сейчас распустятся.

Кому на уроке было комфортно, все понятно, прикрепляют зеленые листочки.

Кто чего-то не понял – желтые листочки.

Кому было непонятно – красные листочки.

Организует самоанализ деятельности учащихся

 

Оценивают свою деятельность и  прикрепляют листочки.

Личностные: адекватно понимать  причины успеха / неуспеха в учебной деятельности  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...