Урок по литературному чтению в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок литературного чтения в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse.docx | 62.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе.
Дата проведения:30.03.2017
Учитель: Ауташева Ж.Б.
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема: Л.Н. Толстой «Солнце и ветер», В.В. Бианки «Синичкин календарь».
Цель: ознакомление с произведениями о родной природе, формирование умений видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове.
Задачи: 1. Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать
вдумчиво.
2. Продолжить обучение детей различным видам чтения («цепочкой», по ролям, выборочно), умению пользоваться толковым
словарём, давать точные ответы на поставленные вопросы; определять точку зрения автора.
3. Учить выражать своё отношение к произведению, к автору.
4. Развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать красоту слова), воображение, учить детей видеть красоту природы.
- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края, доброту, наслаждение от произведений искусства.
УУД
Познавательные: выполнять выразительное чтение прочитанного произведения, различать жанр текста, устанавливать причинно-следственные связи, осознанно строить речевое высказывание на основе прочитанного текста, ориентироваться в учебниках и литературных источниках, сравнивать предметы, предполагать тему произведения, извлекать из текста необходимую информацию, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, строить логическую цепь рассуждений, извлекать информацию из рассказа учителя.
Личностные: самоопределяться, осознавать значимость чтения, проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, развивать самооценку на основе критериев успешности, выражать свои эмоции.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью, применять навыки делового сотрудничества в группе, учитывать разные мнения, вступать в диалог (отвечать на вопросы), сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре (группе), формулировать и аргументировать свое мнение, сотрудничать с товарищами при выполнении упражнений, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять самопроверку работы, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки, осуществлять самопроверку работы.
Оборудование: слайдовая презентация, 3 солнышка у каждого ребенка, тетради, учебник, репродукции картин И.И.Левитана «Весна. Большая вода» и Юона «Мартовское солнце», листочки, линеечки для самооценки, шаблоны для изготовления моделей обложки, солнце, веточка дерева.
Ход урока.
Этап урока | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат (УУД) |
I. Организационный момент (1- 2 мин.) Актуализация знаний | - Здравствуйте, ребята! – Живёт на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без журчания ручья. Слайд 1 - слова о природе Любите родную природу – Озёра, леса и поля, Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей. - Кто из вас догадался, произведения на какую тему мы сегодня будем читать? | Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой на работу. Задает вопрос. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Отвечают на вопрос. | Познавательные: предполагать тему произведения. Личностные: самоопределяться. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
II. Работа с текстом до чтения ( 3 мин.) Антиципация | Слайд 2 – название раздела - Прочитайте, как называется раздел - А как называется первое произведение, вы узнаете, если отгадаете загадки. Слайд 3- загадки Круглое и яркое, Гнёт к земле деревья, -Сегодня мы будем читать произведение «Солнце и ветер» - Откройте учебник на стр. 33 - Кто написал это произведение? - Рассмотрите иллюстрации. - О чем будет идти речь в этом произведении? | Прикрепляет к доске:
| Читают текст на слайде. Отгадывают загадки.
Открывают учебник. Отвечают. Рассматривают иллюстрации. Работают с иллюстрацией. Высказывают предположения. | Познавательные: ориентироваться в учебниках, сравнивать предметы, предполагать тему произведения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Личностные: осознавать значимость чтения, проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывать свою точку зрения. Коммуникативные: формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения.
|
III. Работа с текстом во время чтения (3 мин.) | - Чтение учителем - Каким словом можно заменить слово «прежде»? Посмотрите в словаре.
- Какие предположения оправдались? - О чем спорили солнце и ветер? | Читает текст, проводит словарную работу. | Слушают учителя, отвечают на вопросы.
| Познавательные: извлекать из текста необходимую информацию; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы). |
IV. Работа с текстом после чтения (10 мин.) |
- Удалось ли ветру раздеть человека? Найдите предложение в тексте и прочитайте. - Почему человек разделся? Найдите предложение в тексте и прочитайте.
- Прочитайте задание. - Выполните, работая в парах. Слайд 4 - проверка - Какие ключевые слова вы выписали про ветер? - Дайте характеристику ветру. Какой он? _ Какие ключевые слова вы выписали про солнце? - Что вы можете сказать о солнышке? Какое оно? - Оцените свою работу приемом «Волшебная линеечка» -Рассмотрите иллюстрации. Как их можно озаглавить? 1 в.- подберите название к первой иллюстрации 2 в. – подберите название ко второй иллюстрации - Давайте проверим. - -Солнце приносит нам свет и тепло. Предлагаю сделать солнышко главным героем нашего урока. -К какому жанру можно отнести это произведение? Почему? - О чем эта сказка? Прием «Диалог с автором» - Ребята, как характеризует сказка «Солнце и ветер» писателя Л.Н.Толстого? - Каким вы его себе представляете? Слайд 5 Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная Поляна. Большую часть своей жизни провёл писатель в этом местечке. Фото имения. По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям. По линии матери он был родственником А.С.Пушкина. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели. Воспитательницей детей стала их дальняя родственница. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого. Слайд 6 Фото школы. Вслед за тем при участии Толстого было открыто ещё 26 школ. Лев Николаевич сам обучал ребят грамоте. Он создал «Азбуку» и первоначальные книги для чтения. Эти короткие рассказы и басни знают все с раннего детства. | Организует чтение текста детьми. Дает пояснение к заданию в рабочей тетради, стр.19. Организует проверку по слайду. Организует самооценку. Организует работу по иллюстрациям, заслушивает ответы ребят. Прикрепляет солнышко к доске Задает вопросы. Знакомит с биографией писателя. | Читают текст. Отвечают и зачитывают предложения. Зачитывают задание. Читают текст «про себя». Выполняют зад.1 в тетради – в паре. Проверяют, отвечают на вопросы. Чертят линеечку и ставят метку. Подбирают заголовки к иллюстрациям по вариантам.
Отвечают на вопросы Слушают информацию о писателе. | Познавательные: выполнять выразительное чтение прочитанного произведения, осознанно строить речевое высказывание на основе прочитанного текста, извлекать информацию из рассказа учителя, различать жанр текста. Личностные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное, оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, развивать самооценку на основе критериев успешности. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, формулировать и аргументировать свое мнение. Регулятивные: осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, осуществлять самопроверку работы.
|
V. Физминутка (2 мин) | Слайд 7 – музыка релакс. - Руки подняли и покачали - | Организует проведение физминутки. | Выполняют движения. | Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении упражнений. |
В.Бианки «Синичкин календарь» VI. Работа с текстом до чтения (4 мин.) Антиципация | - Кто были героями наших упражнений?
- О них будет следующее произведение. -В феврале иду домой и наблюдаю. На улице мороз, а на асфальте снег тает. Чудеса! Весна на дороге! Кто же устроил весну в зимнюю стужу? - Конечно, это наше солнышко! Дни стали длиннее, солнце всё выше поднимается над горизонтом и посылает на землю свои тёплые лучи. - Иду дальше и слушаю, как свистят, щебечут, чирикают птицы. Поднимаю голову и вижу на ветке дерева маленьких птичек, а каких вы мне сейчас назовете, договорив рифмы. Слайд 8 –загадки. - И зимой ей не сидится: Над моим окном кружится, Хлебных крошек и пшеницы Просит к завтраку... - Серый маленький комочек: Чик-чирик - замерз он очень! Солнце, выгляни скорей! Кто тепла ждет? -Вот они и станут героями следующего произведения. А наблюдать за ними мы будем глазами исследователя, натуралиста и замечательного русского писателя Виталия Валентиновича Бианки. - Прочитайте название произведения. - Как вы понимаете смысл слова «календарь»? - У вас на столе выписка из толкового словаря С.И. Ожегова. - Давайте прочитаем, какое определение в толковом словаре даётся этому слову. Оно имеет несколько значений. Я прочитаю под цифрой 1. - Как вы думаете, у синицы есть свой календарь? - На это вопрос ответим позже. - По иллюстрациям и названию подумайте, о чем это произведение? | Задает вопрос. Задает вопрос. Читает загадки. Прикрепляет к доске:
Знакомит с толковым словарём. Читает первое определение. Задает вопрос. Организует работу с иллюстрацией | Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Отвечают. Читают. Отвечают на вопрос.
Читают второе и третье определения. Отвечают на вопрос. Работают с иллюстрацией. Высказывают предположения. | Познавательные: извлекать информацию из рассказа учителя, ориентироваться в литературных источниках. Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы), участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью. |
VII. Работа с текстом во время чтения (6 мин) | Слайд 9 - аудиозапись - Послушайте произведение «Синичкин календарь» - Какие предположения оправдались? - В каком месяце происходит действие произведения? - Чтение текста «по абзацам». Слайд 10 - словарная работа Кафтан – старинная тёплая мужская одежда (короткое пальто) - Как автор назвал синичку? - Почему? - Почему Зинька запела? Прочитайте. -О чем предупредил Зиньку старый воробей? Прочитайте. | Организует прослушивание аудиозаписи, проводит беседу Организует чтение текста и словарную работу по слайду | Слушают аудиозапись и отвечают на вопросы.
Читают текст, отвечают на вопросы, объясняют смысл словарного слова.
| Познавательные: осознанно строить речевое высказывание на основе прочитанного текста. Коммуникативные: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
VIII. Работа с текстом после чтения (7 мин) | - Смоделируем обложку к этому произведению. Работаем в парах. Слайд 11 – модель обложки. - Проверим - Кто автор произведения? -Как называется произведение? - К какому жанру относится это произведение? - Какова тема сказки? - Сравните свои обложки с образцом. - Оцените работу в парах, используя прием «Солнышко». - Прочитайте задание 1 в рабочей тетради на с. 20 - Поработайте в группах - Приглашаю представителя от каждой группы. Под нашим солнышком прикрепим эти слова. Выглянуло солнышко Веселое яркое Пригревало немножко С крыш повисли сосульки Заструилась вода. - Оцените свою работу приемом «Волшебная линеечка» - Выполните задание 2 на с. 20. - Какое слово записали? - От какого слова произошло слово «пташечка»? - Кого называют птахой? - Чем отличается слово птаха от слова пташечка? - Чтение по ролям. - Как вы думаете, кто из героев прав и почему? Прием «Диалог с автором» - Какими мыслями хотел поделиться с нами автор В.В.Бианки? Речевая разминка - Встаньте, повернитесь лицом друг другу в парах. - Возьмите нахмурившееся солнышко и произнесите слово «весна» - Возьмите солнышко без эмоций.и произнесите слово «весна» − Возьмите улыбающееся солнышко и произнесите слово «весна» - С каким солнышком вам приятно было произносить слово «весна»? - Есть ли у синички календарь, о котором мы читали в толковом словаре? - О каком календаре говорится в сказке? -- В. В. Бианки сочинил сказку «Синичкин календарь», в которой глазами синички мы наблюдаем за изменениями в природе в каждый из 12 месяцев года. Такое сочетание сказки с реальностью помогает нам лучше понять жизнь природы. | Организует работу по моделирова- нию обложки с использованием шаблонов. Организует самопроверку Дает пояснение к заданию в рабочей тетради, стр.20 Организует самопроверку по образцу Организует работу над лексическим значением слова Организует чтение текста по ролям
Организует речевую разминку в виде физминутки Задает вопросы. Знакомит с книгой «Синичкин календарь» | Моделируют обложку, используя шаблоны. Работают в парах
Сравнивают свою модель с эталоном и оценивают.
Читают задание. Работают в группах. От каждой группы выходит представитель, берет слово и прикрепляет к доске. Записывают слово в тетрадь, отвечают на вопросы учителя. Читают текст по ролям. Отвечают на вопросы. Читают слово «Весна» с разными оттенками интонации. Работают в парах. Отвечают на вопросы. Рассматривают книгу. | Познавательные: самостоятельно делать простые выводы. Личностные: выражать свои эмоции. Коммуникативные: слушать и понимать других; применять навыки делового сотрудничества в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Регулятивные: оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки, осуществлять самопроверку работы. |
IX. Работа после чтения текста (4 мин) | - Прочитайте текст на листах на партах. Весна На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами. Толстой Алексей Николаевич - Кто автор? -Это однофамилец Л.Н. Толстого. - О чем этот текст? − С чего же начинается весна? – Первая победа солнца – это весна света. Слайд 12 – репродукция картины «Мартовское солнце» - Посмотрите на картину Константина .Юона «Мартовское солнце». Кто почувствовал присутствие солнышка, хотя его художник не изобразил? - Как он изобразил солнышко? - Вторая победа солнца – весна воды. Слайд 13 - репродукция картины «Весна. Большая вода». Такую весну изобразил в своей картине «Весна. Большая вода» Исаак Ильич Левитан. |
Предлагает прочитать текст. Задает вопросы. Организует работу по репродукциям картин.
| Читают вслух. Отвечают на вопросы. Рассматривают картину. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. |
X. Итог урока (2 мин) | -Какие произведения мы прочитали? - Кто их авторы? -Что объединяет произведения Л.Н.Толстого и В.В. Бианки? - Л.Н.Толстой жил почти на 100 лет раньше В.В.Бианки, но писали они о родной природе с любовью. | Задает вопросы. | Отвечают на вопросы | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
XI. Рефлексия (2 мин) | Благодаря весеннему солнышку, на нашем деревце набухли почки, которые сейчас распустятся. Кому на уроке было комфортно, все понятно, прикрепляют зеленые листочки. Кто чего-то не понял – желтые листочки. Кому было непонятно – красные листочки. | Организует самоанализ деятельности учащихся
| Оценивают свою деятельность и прикрепляют листочки. | Личностные: адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"
Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"
Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...