Конспект урока. Звук {йо}.Буква Ё.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Конспект урока. Звук {йо}.Буква Ё.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ezhik.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Просмотр содержимого документа 
«Урок обучения грамоте "Звук [йо], буквы Ё,ё"»

Предмет: обучение грамоте (литературное чтение)

Тема урока: Гласные звуки [й' о], ['о], буквы Ё,ё

Цель урока: знакомство детей с буквой Ё,ё,  формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем.

Задачи:

обучающие: производить слого-звуковой анализ слов; обозначать слияние [j’о] буквой ё; объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах; называть особенность буквы ё (обозначать целый слог-слияние — два звука); приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность; наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с ё; делать вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [о], то пишется буква ё; обозначать буквой ё гласный звук [о] после мягких согласных; находить в текстах слова с буквой ё и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных.

- развивающие: развивать фонематический слух детей, развивать речь детей, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

воспитательные: формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу и тихо сели.

– Для чего мы сюда пришли?

Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

II. Вводное слово учителя

– Ребята! К нам в гости пришел Снеговик и принес письмо о Деда Мороза.

Я письмо сейчас открою, 
Содержание раскрою.
В гости Дед Мороз зовёт
И вопросы задаёт. 
Отвечая, не спешите, 
Ум, смекалку покажите 
И фантазию включите, 
Дед Мороза удивите.
На уроке отвечайте
И подарки получайте.

– Как вы думаете, почему Дед Мороз прислал вам письмо?

– Какой праздник приближается? (Новый год)

– Что вы знаете об этом празднике? (встреча Нового года один из самых старинных обычаев. В России начало года 1 января введено Петром 1. До этого этот праздник встречали 1 сентября)

– Вы ждёте в этот праздник подарков от Деда Мороза, а он ждёт ваших ответов. Будьте внимательными, на мои вопросы поднимайте руки и давайте полные ответы. За хорошую работу на уроке все ребята получат подарки от Деда Мороза.

III. Актуализация знаний.

– Какая бывает речь? (устная и письменная)

– Из чего состоит наша речь? (из предложений)

– Из чего состоят предложения? (из слов)

– А из чего состоят слова? (из звуков)

– На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)

– Что вы можете сказать о согласных звуках? (глухие, звонкие, твердые, мягкие, парные, непарные)

– Что вы можете сказать о гласных звуках? (ударные, безударные)

– Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)

– Что обозначают буквы верхнего ряда? (твёрдость согласных звуков)

– Какую помощь оказывают буквы второго ряда? (смягчают)

– В чём заключается особенность букв я, е? (эти буквы могут обозначать два звука)

– В каких случаях это бывает? (в начале слова, после гласной)

– Как вы думаете, есть ли в русском языке ещё гласные буквы, которые обозначают два звука? (ответ на этот вопрос мы узнаем в ходе урока)

IV. Постановка темы урока

– Отгадайте загадку. Загадает нам загадку Ваня:

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

– Сколько слогов в слове? (ёл-ка)

– Назовите первый слог?

– Из каких звуков состоит первый слог? (из слияния йо и отдельного звука л)

– Назовите второй слог?

– Из каких звуков состоит второй слог? (из слияния ка)

– Позовите слово, на какой слог падает ударение?

– Составим схему этого слова.

– Ребята, а кто прячется под лапами ёлки, вы узнаете, отгадав следующую загадку. Загадает нам ее Данил.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много

А ниток – ни одной.

– Сколько в слове слогов? (ё-жик)

– Назовите первый слог?

– Из каких звуков состоит первый слог? (йо)

– Назовите второй слог?(жык)

– На какой слог падает ударение? (на 1)

– Составим схему к слову ёжик?

– Какие звуки слышатся вначале слов ёлка и ёжик? Произнесите (йо)

V. Сообщение темы урока

– Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока? (знакомство со звуком (йо) и буквой ё)

– Цель урока: научиться читать слоги и слова с этой буквой.

- И вот ёжик принес вам букв Ё.

– 29 ноября 2013 года букве Ё исполнилось 230 лет!

- Раньше букву Ё писали двумя знаками, но княгиня Екатерина Дашкова предложила заменить двухбуквенное обозначение звука «io» в отечественной азбуке одной новой буквой "Е" с двумя точками сверху.  В русском языке около 12500 слов с буквой Ё, из них примерно 150 слов на ё начинаются и около 300 на ё заканчиваются! В городе Ульяновске стоит памятник букве «Ё».

– На что похожа буква ё? Стихи нам прочитают Максим и Кирилл

Е и Ё – родные сестры 
Различать сестёр не просто.
Но у буквы Ё две точки 
Словно к лесенке гвоздочки.
Буква Е передохнула,
Как тот час же на неё
Пара птенчиков вспорхнула 
Получилась буква Ё.

Урок тетушки Совы.

Физкультминутка “Узнай звук”

Приседайте и хлопайте в ладоши в том случае, если слово начинается с буквы ё (ёжик, ёлка, енот, яблоко, ёршик, юла, ежевика, ёмкость, тигрёнок.)

Развитие речи

- Отдохнули немного, теперь пора за работу. А то ёжик уже вас заждался и придумал вам задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим? 
И первое его слово: съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся? 
- Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? (Холодно, страшно, прячемся). 
- А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают). 
- Никого она вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода). 
- Вот почему люди так говорят. 
- Ну, что же, с первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей? (Ответы детей о том, что куст ежевики имеет иголки, как у ёжика, за это сходство ему и дали такое название, ягода, похожая на малину, только черного цвета) 
- Молодцы! И второй вопрос одолели! Приступим к третьему, самому сложному. Люди часто говорят: держать в ежовых рукавицах. О каких рукавицах идет речь? Слышали ли вы, дети, такое выражение? (Нет) 
- Ну что ж, придётся тогда мне объяснить ёжику, что это за рукавицы, а заодно и вы послушайте. На самом деле ежовых рукавиц не существует, а выражение это мы употребляем, если нам надо кого-то призвать к порядку. Вот приведу вам пример: у нас в классе есть дети, которые не очень стараются хорошо писать и я их за это ругаю, слежу за их работой более пристально, задаю дополнительные задания, т.е. держу в ежовых рукавицах.

VI. Речевая разминка (Упражнение на дыхание)

– Какая красавица раз в году наряжается? У нас тоже есть ёлочка.

– Давайте понюхаем её. (Медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание, долгий полный выдох) 3-4 р.

Чтение слогов, слов с доски

БЁ ПЁ ДЁ ТЁ ЗЁ СЁ

ЁЖ ЁЖИК ЁЛКА ЁЛОЧКА

МОЁ ТВОЁ СВОЁ

(Самостоятельное чтение слогов и слов по группам с заданиями)

1-я группа – читают 1-й столбик, слоги, прочитали хором.

– Что общего вы заметили при чтении этих слогов?

– Как произносятся согласные звуки? (мягко)

– Вывод: буква ё смягчает предшествующий согласный

2-я группа – читают 2-й столбик слов.

– Что интересного вы заметили при чтении слов?

– Какой вывод можете сделать? (в начале слова ё обозначает 2 звука)

– Какая орфограмма встретилась в слове ёжик? (жи пиши с и) Произнесём слово ёж.

– Какое опасное место встретилось в слове ёж? (на конце слышится звук [ш])

– Какую букву надо писать?

3-я группа – читает 3-й столбик слов.

– Что интересного заметили? (буква ё, после гл. о)

– Какой вывод можно сделать? (гласная буква ё, стоящая после гласных букв тоже обозначает 2 звука)

– Теперь нам надо поселить нашу букву в наш Буквоград. Подумайте, в какой домик и к каким буквам мы его поселим? (К гласным, к “я”, “е”).

– А под какой буквой? (“о”) Почему? (В букве”ё” есть тоже звук [о] )

– Давайте позовём слова и определим, на какую гласную падает ударение.

Вывод: Буква Ё всегда ударная, обозначает два звука вначале слова и после гласной.

– Послушайте стихотворение (Катя Е. и Катя С.)

- Расскажи-ка, буква Ё,

Как твоё житьё-бытьё?

-Ничего житьё течёт, я ударная всегда!

-Ой-ё-ёй, вот это да!

– Ребята, обратите внимание на слова житьё-бытьё. Произнесите.

Вывод: После «ь» буква ё обозначает два звука.

Значит буква Ё обозначает два звука: в начале слова, после гласной и после ь, в остальных случаях звук «о»

Гимнастика для глаз.

- Ребята, а каких рыб вы знаете на букву ё? А каких морских животных знаете на букву ё?

- Девочки подготовили сообщение про одного морского животного – морского ежа.

1. Морских ежей можно встретить в морях и океанах.

Тело ежей состоит из панциря и иголок. Острые иглы для ежей очень нужны, с их помощью они передвигаются, едят и защищаются от врагов.

Морские ежи едят всё: водоросли, мелких морских звезд и рачков.

2. На теле ежей есть рот с зубами. Острыми зубами соскребают водоросли с камней, пережевывают пищу, а также двигаются.

У ежей есть ножки с присосками, ими они роют норы, и имеются глазки.

Ежи прячутся от врагов в норах, прикрывают себя водорослями или зарываются в песок.

(Варя и Никита)

Ёж морской на дне морском

Пел о ёжике лесном:

- Ах ты, ёж. Братец ёж,

Как без моря ты живёшь?

- Я живу в глуши лесной,

Ёлка – мой дом родной.

VII. Работа по учебнику

Работа с деформированным предложением.

Под, ёжик, жил, ёлкой – на доске.

Чтение текста.

– О ком говориться в тексте? (о ёжике).

– Где был ёжик? (под ёлкой).

– Кто напал на ёжика? (Жучка).

– Что произошло с Жучкой? (наколола нос и отбежала).

– Ребята, а как нужно относиться к ежам? (их нельзя ловить и держать у себя дома, т.к. их дом – лес)

VIII. Рефлексия

– Ребята, с какой новой буквой познакомились?

– Почему она хитрая?

– Что узнали нового?

– Вам понравился урок?

Ёлочка настроения”

– Наша ёлочка осталась не наряженной к Новому году. Выберите игрушку, соответствующую вашему настроению и повесьте её на ёлочку.

– Красный цвет – радостное, светлое, хорошее настроение.

– Оранжевый цвет – ни грустное, ни веселое.

– Синий цвет – грустное, тоскливое, печальное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока."Звук ц, буквы Цц" 1 класс. Обучение грамоте.

Конспект урока в аспекте формирования универсальных учебных действий....

Конспект урока "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 1 классе по УМК "Школа 2100"....

Конспект урока.Звук [ц], буква Ц.ц

Цель: знакомство учащихся с новым звуком и буквой...

конспект урока «Звук [Щ‘] Буквы Щ щ».

В данном конспекте урока раскрываются учебные задачи по обучению грамоте младиих школьников...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Звук [о], буква О

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Звук [о], буква О...

Конспект урока Звук [ж], буква Ж, ж.

Тема урока: Звук [ж], буква Ж, ж.1.Орг. Момент     - Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.2.Постановка цели и з...

Конспект урока "Звук и буква. Различение звуков и букв"

Конспект урока по русскому языку в1классе по теме "Звук и буква. Различение звуков и букв".Цель: создать условия для выявления  различий в  понятиях «звук» и «бук...