Разработка урока Литературного чтения 4 класса
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Газукина Екатерина Юрьевна

Данная разработка была сделанна в ходе педагогической практики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по литературному чтению

(программа «Школа России» Л.Ф. Климановой)

Тема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка».

Тип урока: Освоение новых знаний

Форма урока: урок-практикум

Цель: создать условия на уроке для знакомства с жизнью и творчеством С.А. Есенина, учить видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства.

Задачи предметные начаться читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном прочтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Планируемые результаты: личностные УУД – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных – формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование  вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание  своей работы на уроке;

познавательных – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи;

коммуникативных – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Оборудование урока: учебник по литературному чтению 4 класс, 2 часть  Л.Ф. Климановой, рабочая тетрадь.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы работы

1. Организационный момент

2 мин

1. Проверяет готовность к уроку

- Здравствуйте, ребята!

2. Речевая разминка.

Скажи погромче слово гром,                                             Скажи потише «шесть мышат»,

Грохочет слово, словно гром.                                            И сразу мыши зашуршат.

(1 и 2 строчки – громко, 3 и 4 –тихо) (Слайд №1)

Сообщают о готовности

Индивидуальная, фронтальная.

2. Проверка домашнего задания

8 мин

- Ребята, кто мне подскажет какое у нас было домашнее задание?

- Верно, дома вы учили наизусть одно из стихотворений.

Рассказывают наизусть стихотворения.

Индивидуальная.

3.  Подготовительная работа перед чтением художественного текста

10 мин

– Сегодня мы продолжим знакомство с поэзией удивительного поэта, безгранично любившего Россию, поэта, «в сердце которого была Русь». В одном из его стихотворений есть такие слова:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая!

Дайте родину мою!»(Слайд №2)

– Он родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. Детство его «прошло среди полей и степей», в шуме тростников над речными заводями, в просини рязанского березового раздолья. Возможно, именно поэтому его стихи – задушевные и трогательные, близки и понятны самым разным людям.

– Вы уже, наверное, догадались, встреча с каким поэтом ожидает нас на уроке. Да, это Сергей Александрович Есенин.

- Какую же мы поставим цель сегодня?

Рассказ о С.А. Есенине.(Приложение 1) (Слайд №3)

Формулируют тему, цель, задачи урока.

Фронтальный опрос

4. Первичное чтение текста  

8 мин

 учебник стр.120

- Просчитайте название стихотворения.

- Предположите, о ком идти речь?

- Что интересного вы знаете о лебедях? (Слайд № 4)

Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

- Прослушайте стихотворение С.А. Есенина «Лебёдушка».(Аудио книга)

Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя.

Фронтальный опрос

5. Беседа после первичного чтения

7 мин

- Какое настроение у вас вызвало стихотворение? Взволновало ли оно вас?

- Кто главные герои стихотворения?

- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чем это говорит?

- Что напоминает вам это стихотворение?  

- На что оно похоже? (Это стихотворение напоминает народную песню или сказку.)

- Что необычно в изображении лебедушки?

- Как автор показывает, что она была хорошей матерью?

- Как поэт относится к лебедушке? Докажите.

- Какие враги есть у лебедей? Найдите это в тексте.

- Рассмотрите иллюстрацию, найдите отрывок к ней.

-Как вела себя лебедушка во время смертельной опасности для нее?

- О ком она думала в этот момент?

Словарная работа.

- Объясните значение таких словосочетаний:

Покрывала злототканные - в стихотворении это яркие солнечные лучи;

Гладь зеркальная – водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

Тихая заводь – небольшой залив в реке с замедленным течением;

Молчаливый затон – длинный нетронутый залив реки;

Трава шелковая – нежная;

Тихозвонные ручейки – спокойно протекающие;

Росинки серебристые – роса прозрачная, под серебро;

Цветы лазоревые – светло-синий тон;

Волны пряные – издающие запах.

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальный опрос (обсуждение).

7. Физкультминутка

1 мин

Выполняется учащимися

Повторяют за учащимся.

8. Анализ произведения

5 мин

Работа в группах. (Приложение 2)  

Выполняют задание в группе

Работа в группе. Фронтальный опрос (обсуждение)

9. Обобщающая беседа

2 мин

- Что хотел сказать нам автор?

– Сергей Есенин не любил сказок, стихотворений с плохим концом. Почему же стихотворение «Лебедушка» так грустно закончилось? Могла бы лебедушка поступить иначе?

 – Как вы думаете, зачем поэт рассказал нам эту историю? Что он хотел сказать читателям?

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальный опрос.

10. Информация о домашнем задании

1 мин

Выразительное прочтение стихотворение учебник стр. 120-125.

Раб. тетрадь

 

11. Рефлексия

2 мин

 - Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Если вы, молодцы - поднимите зеленый кружок, если вы хорошо работали – желтый, а если нужно было постараться – красный.  

Оценивают свою деятельность.

Фронтальный опрос.

12. Итог урока

2 мин

- Ребята, как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?

- Кто автор?

- Про что это произведение?

Отвечают на вопросы, подводят итог урока.

Фронтальный опрос.

 Приложение 1.

Биография поэта С.А. Есенина

Все стихи Есенина пронизаны «чувством родины», которое было чрезвычайно развито у поэта. Вместе с Россией он переживает трудные для нее времена, мечтает о лучшей, светлой судьбе Родины. Ни на минуту не возникало у него мысли покинуть Россию, даже в самое тяжелое время, хотя Есенин побывал в разных странах Европы, в Америке. После возвращения из Европы и Америки поэт много ездит по родной стране, посещает Грузию и Азербайджан, где ему «работается и пишется… дьявольски хорошо». Его стихи мелодичны и искренны.

Кроме стихов, Сергей Александрович пишет «маленькие поэмы»: «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая», «Русь бесприютная», где говорит о том, что у России нет пути назад, а впереди ее ожидает нелегкий, тернистый путь. За несколько месяцев до гибели он создает автобиографическую поэму «Анна Снегина», в ней поэт вспоминает о родной деревне, крестьянской жизни, о своей юношеской любви.

Сергей Есенин ушел из жизни в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года, написав утром 27 декабря свое последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» Молодого талантливого поэта не стало, но его стихам предназначена долгая жизнь, многие из них стали поистине народными песнями и романсами.

Приложение 2.

1часть.

Прочитайте  1,2,3 строфы.

- Что бы вы нарисовали?

- Какие картины природы рисует поэт?

2 часть.

Прочитайте с 4 по 11 строфы. (картинка лебедя)

- Как гуляла лебедушка со своими детками?

- С чем сравнивается лебедь?

3 часть.

Прочитайте 12,13,14 строфы.

- Как автор показывает, что лебедь была хорошей матерью?

4 часть.

Прочитайте 15-21 строфы.

- Замените слово «доблестный» синонимом.

- Найдите отрывок, где автор описывает внешность орла. Что вы знаете об этих птицах?

5 часть.

Прочитайте 22-27 строфы.

- Найдите и прочитайте то место, где лебедь заметила врага.

- Как она себя вела?

- Как защищала своих детей?

- Какой момент считаете самым тревожным?

- Самым трагическим?

- Какое чувство раскрылось в поступке Лебёдушки?

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение

Слайд 2

Речевая разминка Скажи погромче слово гром, Скажи потише «шесть мышат», Грохочет слово, словно гром. И сразу мыши зашуршат.

Слайд 3

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая! Дайте родину мою!»

Слайд 4

Есенин Сергей Александрович 1895-1925

Слайд 5

Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

Слайд 6

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Разработка урока литературного чтения для 3 класса:"Обобщение по разделу "Уроки и переменки"

Разработка урока литературного чтения по теме: "Урок обобщения по разделу "Уроки и переменки" 3 класс. ОС Школа 2100....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...